Общество Рима царского времени (24.11).




И. Л. Маяк. Царский Рим

Familia - семья

Это и большая отцовская семья и малая. Большая патриархальная (отцовская) семья – это агнатская группа. Это не кровное родство, а родство легитимное, гетерогенная семья.

О семье писали уже классики – Нибур и Моммзен. Моммзен подчёркивал, что римская семья была большая и что в семью входили и клиенты. Веструп посвятил римской семье 5 томов. Он не разделял малую и большую семью. Он первый выступил против представления о стадии матриархата. Он считал, что остатки женского равноправия были обусловлены наличием промискуитета. Промискуитет дал основание для матрилинейности. Веструп отмечал, что сначала семья не обладала ЧС, все эти новации с Сервия Туллия.

Во 2-й пол. ХХ века много над семьёй работал де Франчишель (40-60-е). Он отметил разницу между pater, parens и genitor. Всё это отец, но: Pater familias – глава агнатской группы, parens – родители, праотцы, родители, праотцы, genitor – генетический отец. Благодаря раннему браку в одном доме запросто помещались три поколения, а то и больше. При браке в 11 лет, в 15 уже заводили детей, т.е. в 45 можно стать уже прадедушкой. Женщины умирали при родах, мужчины - на войне. В 16 могли забрить.

Pater familias обладал ius vitae ac necis (жизни и смерти). Жен редко убивали, в основном, детей.

Habeas propitios deos tuos tres – Пусть у тебя будут три твоих божества благосклонны. Римлянин с масками отца и деда.

Черты семьи:

1. Многоколенная.

Parantalia – праздник почитания отцов.

Немецкий историк Лёце отметил необходимость отрицать в Риме какую-либо другую семью кроме отцовской. Не могло быть фратриархата и любой другой фигни.

Институции Гая были открыты в XIX веке. Был найден новый отрывок.Там рассказывается о том, что семья существует неразделенная после смерти отца => у них равные права, общая собственность. Семья принадлежит всем братьям. Но это временная форма, пока не произведён раздел. Кроме этого кусочка нет ничего о фратриархате.

Ромул это не время цветущего родового строя, он уже дал трещину.

Традиция говорит о существовании царских законов, причём они перечисляются. Под lex ведь подразумевались принятые в комициях решения. А что же царские законы? Ведь нигде не зафиксировано, что царские законы были проголосованными. А может, Ромул без всякого собрания провел? Но объявлять всё равно надо было на нар.собр.

Существует корпус надписей. Ежегодно выходят дополнения L’annee epigrafique.

Эмилио Перуцци – гениальный учёный. Ия Леонидовна неравнодушна.

Был закон о наказании молодухи (невестки – nurrus) непонятно за что. Приносится в жертву подземным богам puer, который оскорбил pater familias, так что тот заплакал. Генитору (не pater familias!) нельзя было убивать детей достигших 3 лет. В первую очередь, убивали девочек, о чём нам подсказывает ономастика: мужские имена – Decimus, у женщин только до Кварта. Ромулу приписывается введение конферационного брака. Патриции обязательно проходили стадию конферационного брака (ferra – зерно). Это сообщение плодородия. За Ромулом числится закон о пьющих женщинах. Их могли приговорить к смерти.

Первый развод (из-за бесплодия) был зарегистрирован в 27 г. до н.э.

Familia при Ромуле уже как-то обозначилась. Он её укрепляет.

Агнаты – родственники не по крови, а по замужеству!

За Нумой числится 2 закона. Он запретил после троекратной продажи сына ещё раз его продавать. Он после 3-х отработок становится sui iuris - самостоятельным. Нельзя продавать женатого сына. Нума сам был 4-м сыном у отца и, женившись, жил вместе с ним. Валерий Максим пишет о 16 сыновьях под одной крышей.

Capita censi – посчитанные по головам. Имущество делилось на peculium и familia уже ко времени близнецов. В peculium входят горшки, козы… (pecus, uris – скот). Постепенно отец становится господином и familia и peculium. Familia от оскского famel – раб=> рабы входили в семью. До Сервия Туллия собственности не было и даже такого слова не было. Её обозначали с помощью прилагательных.

Общество Рима царского времени (24.11).

История Рима знала деление на патрициев и плебеев. Появление этих категорий падает на правление царей. Пытались понять, что это такое и когда они появились. Ант. авторы считают, что эти категории появились в эпоху Ромула. Они вообще помнили всяких древних персонажей, Эвандра, например.

Теории:

1) Нибур впервые серьезно поставил этот вопрос. Решил, что патриции – это автохтонное население Рима. А плебеи – пришлые или приведенные в Рим. Это положение до сих пор никто не опроверг.

2) Этническая теория. Биндер: Плебс – это нелатинское население Рима, а патриции – именно латины. Куно: патриции – этруски, плебеи – все остальное население. Цаллер: патриции – сабины, ост. – плебеи.

3) «Дуалистическая» теория. Крюков: различие лежит в религиозных представлениях. Римские патрицианские боги – это какие-то символы, а плебейские боги – антропоморфные и яркие и имеют этрусский характер.

4) Инэ, Моммзен: патриции – древнейшее местное население. Плебеи же появились как результат социального развития. Они выросли из древних клиентов, все носят характер крепостных.

5) Э. Мейер: Плебс получился в итоге имущественной дифференциации среди патрициев.

Русские все поддерживают Нибура. Нечай – Мейер. К ней потом примкнула и Штайерман.

Слой плебеев обширен и все время пополняется, т.к. окрестных людей привлекает растущий г. Рим.

Если рассматривать эти категории как появившиеся не при Ромуле, надо подумать, когда они появились.

Чем плебеи отличаются от патрициев? Ясно, что они неравноправные.
- Разные условия землевладения;
- Участие в управлении (не уч-ют в НС);
- Попадают в долговую кабалу.

Патриции – те, кто могут назвать отцов. Ромул вот Марса мог назвать.
Перуцци крутой, усмотрел в источниках то, что другие не могли. Обратил внимание на традицию об Анке Марции. Он захватил латинские города Политорий, Медуллия, Телены. Записал депортированных политорян в трибы и курии. А Тул Гастиллий принял альбанцев в сенат. При Тарк. Древнем пришло куча этрусков. А при Клавдиии пришел весь его род в кол-ве 5 тыс. чел-к,т кот-ых наделили землей. Перуцци: фактически при Анке Марции произошло разделение – кто-то принят в патриции со всеми вытекающими, а кто-то нет. Если их не приняли в родовую организацию, значит они не могли уч-ть в управлении: не могли ходить в НС, претендовать на выборы в цари. Это свободное население с землей, но абсолютно бесправное.

В латинском вокабулярии выделены парные группы слов, похожие, но различающиеся гласной основой. Перуцци увидел, что на юге Италии – акающие, а на севере – окающие. Короче говоря, значит, что в Риме жило достаточно людей и с севера, и с юга, чтобы эти нормы отменились.

Вопрос о классообразовании. Классы – большие группы, кот. разделяются между собой по месту в сис-ме общественного пр-ва; по роли; по хар-ру собственности.

При Анке Марции только наметилось деление на полноправ. и неполноправ. А деление в правовом значении – сословное.

Сервий Туллий подвергает плебеев имущественному цензу наравне с патрициями. Он объединяет и патрициев, и плебеев не в один народ, а гражданством. Создает новые комиции – центуриатные. Избирают все, выбираются пока не все.

Предпосылки создания civitas вызревают в эпоху царей. Но с. не была создана из-за узурпации власти последним Тарквинием.

Де Мартино отметил, что в Риме можно наметить 2 пути классообразования. 1ое деление на классы произошло через появление клиентелы, а 2ое – путем внешнего завоевания (Анк Марций).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: