Исходным пунктом психорегулирующей работы, направленной на физиолого‑соматический или поведенческий компонент, является четкое представление бойца о себе и своем теле, потому что, зная в подробностях свое тело, четко ощущая функции каждой его части, боец лучше понимает свое «Я» и лучше управляет своим поведением.
При коррекции состояния бойцов в повседневном тренировочном процессе вообще и при подготовке к поединкам в частности рекомендуется два основных методических приема.
Первый предполагает обучение бойцов универсальным техникам, которые обеспечивают психическую готовность к деятельности в экстремальных условиях боя; способам саморегуляции уровня активации, обеспечивающей эффективную деятельность, концентрации и распределения внимания, способам мобилизации на максимальные физические и психические усилия.
Второй путь предполагает обучение бойцов приемам моделирования условий поединка посредством словесно‑образных моделей, мысленного воспроизведения отдельных движений в форме идеомоторной тренировки (А.А. Белкин); мысленного воспроизведения ситуаций поединка на основе ментальной тренировки (L.E. Unesthal).
Ментальная тренировка – это комплекс психолого‑педагогических средств, включающих:
распознавание и оценку окружающей ситуации;
контроль психофизиологических и поведенческих реакций;
приемы внушения и самовнушения, направленные на релаксацию и создание необходимых предпосылок для эффективной деятельности.
Такая комплексная тренировка позволяет бойцу формировать необходимую установку на предстоящую деятельность и преодолевать негативные воздействия экстремальных условий тренировок и боев. Во всех этих случаях психорегулирующие воздействия прямо связаны с восприятием, представлением и формированием образа в широком смысле этого слова: образа ситуации (конкретной и воображаемой), собственного образа соперника и других участников деятельности – прямых и косвенных (например, близкие бойцу люди).
|
Программы ментального тренинга направлены на освобождение бойца от отрицательной информации (например, неприятных воспоминаний), изоляцию от обстановки предстоящих боев, формирование двигательных программ «идеальных» действий, образа «Я», успешно действующего в трудной ситуации (перехватил сложную атаку соперника, выполнил атаку на подготовку атаки соперником и т. д.), формирование установки на готовность успешно действовать «здесь и сейчас».
Как и большинство других средств ауторегуляции, ментальная тренировка включает в себя как приемы визуализации, так и самовнушения. Овладение приемами мысленной визуализации позволяет бойцу не только достигать необходимой релаксации, но и улучшить способность вызывать у себя желаемые мысленные образы.
В боевых единоборствах, в которых большую роль играет психическая деятельность, обычно рассматривают два варианта состояния бойца, определяемого стрессовыми воздействиями: 1) операциональную напряженность, связанную с трудностями решения тактических задач, 2) эмоциональную напряженность, связанную с отношением бойца к тем или иным ситуациям. Хотя они и взаимосвязаны, но бывает, что боец начинает подготовку к турниру на фоне чрезмерной эмоциональной напряженности. Борьба с ней начинается именно с объяснения бойцам механизмов такой напряженности. Особенно это важно при работе теми бойцами, у которых чрезмерное воздействие сильных возбуждающих раздражителей приводит к перенапряжению уже на ранних стадиях подготовки к турнирным боям.
|
Большое значение имеет поддержание устойчивого и позитивного настроения. Относительно устойчивое настроение возникает в результате удовлетворения или неудовлетворения существенных запросов и устремлений человека.
Смена положительного и отрицательного настроений – естественный и необходимый процесс, способствующий лучшей и более адекватной эмоциональной дифференцировке событий. Однако доминировать должно хорошее настроение.
Таблица 1.
Факторы, влияющие на создание хорошего настроения
(по Р. Левинсону и М. Графу)
Разумеется, приведенные комбинации приемов – не догма. Их меняют исходя из личного опыта и индивидуальных особенностей бойца, от уровня психического состояния и многих других факторов. Боец высокой квалификации должен владеть (его необходимо обучить) обязательным, хотя бы минимальным, набором психотехники: восстановления и релаксации, идеомоторной коррекции и совершенствования техники, вхождения в особое боевое состояние, самоизменения (личности и взаимоотношений).
Важной задачей психической регуляции является борьба с таким состоянием, при котором мотивационные установки не соответствуют уровню психофизиологических процессов у бойца. Применение профилактических мероприятий, связанных с формированием мотивационных установок, адекватных индивидуально‑типическим особенностям бойцов, также входит в число средств оптимизации состояния единоборцев. Целеполагание в процессе подготовки должно носить динамичный характер в том смысле, что боец должен повышать требования к себе даже на коротком отрезке подготовки.
|
В качестве средств психической регуляции можно представить формирование установки, которая заключается в следующем: повысить устойчивость в стрессе и тем самым понизить напряженность деятельности возможно, во‑первых, за счет освоения всего арсенала технических действий, повышения стабильности и эффективности технических приемов, выполняемых в напряженных ситуациях; во‑вторых, за счет повышения общего уровня функциональных возможностей организма и развития на их основе скоростно‑силовой и специальной выносливости; в‑третьих, за счет регуляции состояния бойца.
Наиболее внушаемые бойцы должны обучаться приемам вхождения с помощью так называемой альфа‑визуализации в дремотное состояние. Представление успешных действий в дремотном состоянии, воздействуя на альфа‑волны коры головного мозга, закрепляет технико‑тактические навыки.
Визуализация в форме бета‑программирования более осознанная, она бывает тогда, когда боец находится в состоянии бодрствования и помогает ему заранее проигрывать тактические ситуации единоборства, а не просто ощущения от какого‑то действия.
Таким образом, визуализация может быть двух видов. При внешней – боец видит себя как бы со стороны, как на экране телевизора, при второй – «помещает» себя в ситуацию борьбы и мысленно не только выполняет действия, но и старается «прочувствовать» их, как они протекают на самом деле.
Повышению уровня активации бойцов способствует изменение ритма дыхания. В частности, рекомендуется овладевать техникой «полного вдоха» – это максимальное использование легких. Затем изучается медленное и ритмичное дыхание как средство регуляции. Его общий вид:
произвести глубокий выдох через нос, втянуть живот;
медленно вдохнуть, расслабить мышцы живота;
продолжать вдох, распрямить грудную клетку;
продолжать вдох, поднять плечи;
задержать дыхание;
произвести глубокий выдох, расслабить плечи, втянуть живот. Между повторениями связки «вдох‑выдох» нужно удлинять паузу, постепенно удлиняя ее до счета «10».
В настоящее время идет дальнейший поиск таких средств психофизиологических воздействий на психическую сферу бойца, чтобы достигнуть индивидуального, адекватного и оптимального, «рабочего» уровня эмоционального напряжения. Процесс регуляции такого уровня должен носить сугубо индивидуальный характер.
Очень часто боец, владеющий техникой вхождения в оптимальное боевое состояние, в силу нарушения техники движений, изменения тактики, ухудшения физической формы, неблагоприятного эндогенного биоритма теряет образ ОБС, не понимает причин своих неэффективных действий.
Таблица 2. Пространство основных соревновательных состояний (Сопов В.Ф. 1985–2003)