При тренировках и особенно при проведении боев нагрузка на психическую сферу единоборцев очень высока. Борясь в ряде случаев на пределе человеческих возможностей, в поединке равных побеждают те, у кого крепче нервы, лучше эмоционально‑волевая подготовка, кто способен более качественно восстанавливать свою психическую работоспособность, устранять избыточное нервное напряжение. Необходимость постоянно преодолевать большие не только физические, но и психические нагрузки приводит к повышенной нервно‑психической активности, а затем к эмоциональному стрессу. Чем значительнее выражена степень психологической подготовленности, тем легче мобилизовать внутренние резервы для достижения высокого качества выполняемого технического действия (приема), тем меньше выражены вегетативные реакции, возникающие в процессе спортивной деятельности, и быстрее (и полнее) процесс восстановления.
Таким образом, речь идет о повышении уровня возможностей организма, при котором достижение лучших результатов осуществляется не за счет сверхусилий, приводящих к нарушению нормального функционирования организма, а за счет деятельности, находящейся в зоне привычных, допустимых, неразрушающих напряжений.
Улучшая качество тренировки, можно повысить возможности бойца увеличить зону допустимых нагрузок до величин, превосходящих желаемые, и тогда этот результат будет достигнут без ущерба для здоровья.
Известно, что резервные возможности организма человека зачастую значительно выше, чем они используются на практике. Следовательно, бойца необходимо обучать умению мобилизовывать эти резервы на повышение качества деятельности. Это умение необходимо совершенствовать от одной тренировки к другой и от одного соревнования к другому.
|
По существу, этот принцип используется на различных этапах роста спортивного мастерства. Конечно, параллельно с ростом напряжений происходит и процесс адаптации к ним, однако адаптационные возможности человеческого организма не опережают рост общей напряженности, а идут вслед за ним. В результате этого у бойцов высокого класса все чаще возникают невротические расстройства, препятствующие росту спортивного мастерства и достижению высоких соревновательных результатов. Эти явления находятся на грани психической патологии.
К числу таких нарушений, выраженных в наиболее легкой форме, следует относить так называемые состояния стартовой апатии и стартовой лихорадки.
Необходимо помнить, что срывы высшей нервной деятельности у бойцов могут проявляться в виде нарушений в сердечнососудистой системе, в частности в виде коронароспазмов, болей в области сердца, сердцебиений и других неприятных ощущений. Чувства тревоги и беспокойства, а иногда и страха, сопровождающие перечисленные явления, лишают бойца желания тренироваться. Терапевтические мероприятия при этом не оказывают существенной помощи, не устраняют ни причину болезни, ни следствие.
Однако тренировочная нагрузка зачастую так велика, что возникновение психосоматических нарушений становится обычным делом (гипертония, тахикардия, мигрени, гастриты, нейродермиты и т. д.).
Проведение тренировок при высоких физических и психических нагрузках увеличивает вероятность возникновения переутомления, перенапряжения, перетренированности, являющихся проявлением срывов высшей нервной деятельности. Все это требует включения в комплекс реабилитационных мероприятий методов психотерапии и психопрофилактики.
|
Восстановление психической работоспособности
С целью восстановления психической работоспособности могут применяться как чисто психогигиенические методы, в первую очередь внушение в состоянии бодрствования, так и различные невербальные, аппаратурные методы. Ведущим механизмом в них является углубленное торможение головного мозга, что способствует более полному использованию возможностей трофотропной функциональной системы.
Внушение в состоянии бодрствования. Во время проведения беседы, в простой, ненавязчивой форме бойцу объясняются причины его неудач и доступные варианты их оперативного преодоления. Совместно с бойцом разбирается все то, что необходимо устранить в процессе психорегуляции.
Это могут быть, во‑первых, создание канала для дренажа эмоции: боец должен излить свои ощущения и почувствовать облегчение. Во‑вторых формирование нового очага возбуждения, который способен отвлечь от навязчивых мыслей. В‑третьих, выработка определенной тактики поведения, чтобы боец поверил в себя.
Гипносуггестия. Под вербальными гипносуггестивными воздействиями подразумевается формирование у бойца с помощью слов особого сноподобного состояния (вплоть до гипнотического), в котором процессы восстановления будут протекать намного эффективнее, чем в состоянии бодрствования или во сне. В сноподобном состоянии, вызванном с помощью гипносуггестии, доминирование восстановительной (трофотропной) системы может быть максимальным.
|
Регуляция психофизиологических состояний средствами физической культуры и реабилитации. Оптимальное психофизиологическое состояние не возникает спонтанно без усилий и без цели, это продукт усилий человека. Способность сохранять душевное равновесие, положительный эмоциональный тонус, умение трезво смотреть на ситуацию – это производные от умения контролировать себя и регулировать свое состояние.
Человек имеет врожденно – приобретенную склонность к тем или иным приемам и методам психической саморегуляции, которые необходимо осознать, усвоить и начать ими систематически пользоваться, т. е. найти в себе т. н. «ключ». Для того чтобы уметь быстро управлять своим психофизиологическим состоянием при помощи «ключа», необходимо знать как сформировать в центральной нервной системе новую функциональную систему, более сильную, чем та, которая в данный момент определяет излишние волнения, тревогу и т. д.
Наиболее эффективными способами создания конкурирующей функциональной системы, ослабляющей, а затем и заменяющий отрицательную, является выполнение физических упражнений.
Многие физические упражнения, не требующие особых энергозатрат, сами по себе являются факторами релаксации и успокоения. Например, комплекс изометрических упражнений, основанный на системе самосопротивления.
Главный принцип этой гимнастики заключается в том, что нагрузка на мышцы происходит не посредством механического сопротивления отягощений, а заключается в преодолении внутреннего сопротивления, создаваемого с помощью рук и поочередного напряжения симметрично расположенных мышц туловища.
Изометрические упражнения способствуют концентрации внимания на процесс занятий, переключают внимание с негативных ситуаций, создают позитивный эмоциональный фон, т. к. эти упражнения может выполнять любой человек, не опасаясь сложных элементов.
Оздоровительный бег так же является хорошим средством саморегуляции. Это один из способов дозированной нагрузки. Бег заставляет глубже дышать, выполнять ритмические движения, дает возможность хорошо «переключаться», т. к. здесь сочетается умеренная нагрузка и возможность сконцентрироваться на периодичности движений, их цикличной повторяемости, что создает условия для глубокой психологической разгрузки. Именно при медленном беге (трусцой) наиболее рационально стимулируется весь мышечный аппарат, насыщенная кислородом кровь более полно снабжает мозг, возникает приятное эмоциональное состояние.
Обычно с целью саморегуляции достаточен бег продолжительностью 5‑20 минут, с контролем за тем как быстро пульс возвращается к норме, как возникает, или ощущение психического удовлетворения, или наоборот безразличия, депрессии.
Во время бега важно не только правильно дышать, но и необходимо время от времени полностью выключать свое сознание, как бы передавая управление движением своему подсознанию (т. н. медитативный бег). Особенно он эффективен при беге по кромке воды, под плеск волн. Бег так же целесообразно проводить в одиночку т. к. разговоры сбивают дыхание и нарушают концентрацию.
Для специальной психической настройки используются различные физические упражнения, которые разделяют на упражнения необходимые: 1) для нервной разрядки; 2) для ощущения мышечной радости; 3) для специальной настройки.
Для устранения излишней нервно‑психической напряженности выбирают упражнения отвечающие следующим критериям: безвредность для организма, возможность выполнения в любых условиях, внешняя простота.
Наиболее удобно при этом пользоваться комплексами, в которые входят упражнения на растяжение мышц, затем возвращение их в исходное положение и фиксация статического усилия с одновременной небольшой задержкой дыхания и, наконец, выраженное расслабление мышц. Цикл повторяется 3‑10 раз.
Упражнения для формирования «мышечной радости» должны как бы незаметно включать в работу незанятые в деятельности мышц, дать возможность почувствовать свое тело, ощутить снятие нервно‑мышечного напряжения. Это, прежде всего, танцевальная аэробика, гидроаэробика, просто плавание, игры (волейбол, бадминтон и т. д.), ходьба на лыжах. В этих упражнениях эмоциональный фон от общения со средой (вода, природа, музыка) очень высок и позитивно влияет на весь организм.
Для специальной психической настройки с помощью физических упражнений широко используется гимнастика йогов, китайские цигун, у‑шу. Однако сложность поз и требования специальных условий ограничивает их применение. Поэтому рекомендуется простые упражнения с удлиненной статической фазой. Например, фиксация тела в стойке на носках, руки вверх. Фиксация тела на одной ноге, «в ласточке». Фиксация тела в положении максимального наклона к носкам с одновременным выключением из деятельности и произвольным резким включениям, усиленным резким вдохом с представлением цели деятельности и проговариванием установки типа: «Я готов!», «Я справлюсь!».
Необходимо сказать, что возможности обычной утренней зарядки могут быть значительно расширены, если во время выполнения упражнений включить и элементы аутотренинга – главного метода психической саморегуляции.
Нейролингвистическое программирование
Среди средств управления психофизиологическим состоянием особое место занимают техники НЛП (нейролигвистическое программирование), позволяющие быстро подключаться к ресурсам психики в экстремальной ситуации.
Нейролингвистическое программирование (НЛП) – сравнительно новая дисциплина, возникшая лишь в середине 1970‑х гг. В основе НЛП лежит большой объем заслуживающих доверие знаний. НЛП прошло значительный путь развития, расширилось за счет включения в него данных других дисциплин: кибернетики, философии, когнитивной психологии, исследований «бессознательного» и неврологии. НЛП главным образом фокусируется на изучении мастерства.
Базируется НЛП на определенных позициях, относительно действительности, опыта человека, коммуникации человека и их изменений. Усвоение и использование данных позиций дает хорошую перспективу для эффективного использования НЛП (А. Плигин, А. Герасимов):
• Карта не территория. У каждой личности своя собственная модель мира.
• Сознание и тело – части одной и той же кибернетической системы.
• Весь наш опыт закодирован в нервной системе.
• Субъективный опыт психофизиологически основан на комбинации образов, звуков, чувств, вкусовых ощущений и запахов.
• Смысл коммуникации заключается в той реакции, которую она вызывает.
• Не бывает поражений – бывает только обратная связь.
• Любое поведение представляет собой выбор самого лучшего варианта из имеющихся на данный момент.
• Любое поведение, в своей основе, имеет позитивное намерение.
• Каждый человек располагает всеми необходимыми ресурсами, для достижения своих целей.
• Вселенная, в которой мы живем – дружественная и полная ресурсов сфера.
Следует отметить, что это именно базовые позиции. Минимальный набор состоит примерно из этих десяти пунктов, принятых в мировой практике НЛП. Максимальный список ограничивается контекстом применения. Единственное условие расширения списка – непротиворечивость остальным предположениям. Например, в контексте психологической подготовки бойцов, полезно включить в арсенал следующие позиции:
Невозможно полностью изолировать какую‑либо часть системы от всей остальной системы. Т. е. люди не могут не оказывать влияния друг на друга. Взаимодействия между людьми образуют петли обратной связи, в результате чего человек на самом себе испытывает результаты воздействия его поступков на других людей.
Окружающая обстановка и контексты меняются. Т. е. одно и то же действие не всегда будет приводить к одному и тому же результату. Для успешной адаптации и выживания необходима определенная гибкость. Уровень гибкости пропорционален вариативности остальной части системы. По мере усложнения системы требуется все большая степень гибкости.
Изменения происходят при освобождении или приведении в действие подходящих ресурсов в рамках конкретного контекста, в результате обогащения карты реальности данного человека.
Ключевое понятие НЛП – «Изменение». Изменение симптома (проблемного состояния) до желаемого результата.
Проблемы, с которыми бойцы могут справиться с помощью обращения к НЛП‑психологам:
– дистресс после проигрыша боя;
– недостаточная мотивация на победу в ближайшем турнире;
– преодоление, разрешение конфликтной ситуации в семье (что мешает тренировочному и соревновательному процессам);
– появление технических ошибок в состоянии повышенного психофизиологического напряжения;
– недостаток мотивации к тренировкам и боевым искусствам в целом;
– нежелание продолжать спортивную карьеру из‑за отсутствия целей;
– потеря оптимального предстартового состояния при изменении соревновательных условий;
– трудности с коммуникацией (с тренером, с партнерами по команде);
– проблемы с состояниями, настроем.
Психофармакология
В целях психопрофилактики и психогигиены в настоящее время бойцами могут использоваться различные психофармакологические средства. Целесообразность их использования объясняется, с одной стороны тем, что основное психотропное действие этих препаратов (седативное, стимулирующее и т. д.) помогает нормализовать неадекватные психовегетативные реакции инструкторов и бойцов; с другой стороны – тем, что они имеют несомненную ценность для повышения физической и умственной работоспособности.
Психофармакологические средства, применяемые в спортивной медицине, делятся на 5 групп: транквилизаторы, антидепрессанты, психостимуляторы, ноотропы и адаптогены. В последнее время их дополняют пищевые биологические добавки.
Транквилизаторы оказывают седативное, успокаивающее действие, снижают психическое напряжение, страх и тревогу, нормализуют психическое состояние и уменьшают вегетативные расстройства.
Антидепрессанты улучшают настроение. Среди них выделяют две подгруппы, – одни успокаивают и повышают настроение, другие стимулируют психомоторную активность.
Психостимуляторы оказывают тонизирующее, энергизирующее действие и стимулируют мотивацию достижений.
Ноотропы действуют на «разум», улучшают деятельность высших психических функций. Они используются в качестве средств оптимизации умственной деятельности и повышения адаптации к длительным физическим нагрузкам.
Адаптогены (препараты преимущественно растительного, происхождения) весьма многочисленны и широко используются в народной медицине многих стран. Механизмы действия адаптогенов изучены еще недостаточно. Выделяют две подгруппы адаптогенов. В одной преобладают адаптогенные и экономизирующие свойства (препараты женьшеня, элеутерококка, золотого корня), в другой умеренно выраженные стимулирующие свойства (препарат китайского лимонника, левзеи, рододендрона и ряда других растений). Особого внимания заслуживает знаменитый китайский препарат этой группы «Лаоджан».
Биологически активные добавки (БАД) и психическая саморегуляция.
Технология освоения психической саморегуляции непроста и требует времени и регулярности занятий. Более того, если профессионал не чувствует быстрых изменений от занятий саморегуляцией, то он довольно быстро теряет мотивацию к укреплению своего психического здоровья.
Разработана технология параллельного воздействия на организм и его системы, как психотерапии, так и биологически активных системных пищевых добавок растительного происхождения фирмы «ВИТАМАКС», создающих энергетически активный фон, на котором применение саморегуляции происходит и быстрее и целенаправленней.
Для этой цели наиболее эффективными оказались системные продукты, оказывающие оздоравливающее, энергизирующее и релаксирующее действие на нервную систему, а так же сердечно‑сосудистую и иммунную системы.
Это прежде всего «ЭКСТРАКТ ГИНКГО БИЛОБА» – (сосудорасширяющее, увеличение кислорода в крови, улучшение передачи нервных импульсов, улучшение познавательной функции, улучшение церебрального метаболизма), что делает его эффективным при следующих состояниях: головокружения, головные боли, ухудшение памяти и внимания, снижение скорости мышления, беспокойство, депрессия, невротические нарушения и т. д.
Особое место занимает ЛЕЦИТИН – как главный помощник в борьбе с утомлением и функциональными нарушениями в организме. Он составляет 17 % нервной системы, сердечная мышца обладают самым высоким содержанием лецитина. Лецитин показан при целом ряде состояний: снижение умственной концентрации, памяти, при умственном переутомлении, заболевания периферической нервной системы, раздражительность, нервные срывы, дерматиты, псориаз, анемия, астения.
Системный продукт специализированного действия «МЕЛАТОНИН» применяется при депрессиях, расстройствах суточного ритма сна и бодрствования, при быстрой смене часовых поясов, при бессоннице и чувстве усталости в ночное время.
Аюрведический травяной чай «НА СОН ГРЯДУЩИЙ» помогает успокоиться и расслабиться, повышает сопротивляемость организма и укрепляет иммунитет при простуде, улучшает сон.
Психофармакологические средства должны применяться по назначению врача в случаях настоятельной необходимости в соревновательном или тренировочном периодах. Только тогда их применение будет правильным и эффективным. Однако некоторые бойцы прибегают к ним чаще, чем это необходимо, по собственной инициативе, иногда по рекомендации тренеров. Чаще всего поводом являются нарушение сна, предсоревновательное беспокойство, усталость, перетренированность, страхи, конфликты, разочарования и т. п. При появлении этих симптомов надо обязательно обратиться к врачу или психологу.
Психотропные средства обладают особым свойством: вызывают привыкание, зависимость человека от лекарств и необходимость их постоянного приема во все увеличивающихся дозах. Такая зависимость имеет место при наркомании, но может возникнуть в обычных условиях, если препараты применяются слишком часто. Тогда отмена препарата вызывает беспокойство, тревогу, бурную вегетативную реакцию. Имеются психофармакологические препараты, которые вызывают привыкание уже после кратковременного приема. Все это показывает, что дисциплина и чувство ответственности, – необходимые требования к применению психофармакологических препаратов в экстремальных видах деятельности. В противном случае применение их может принести больше вреда, чем пользы.
Библиография
1. Бектурганов О.Е., Филиппенко В.Д. Перспективы совершенствования системы боевой физической подготовки сотрудников и военнослужащих // Научные труды Академии финансовой полиции. Выпуск 4. – Астана, 2003.
2. Зайчиков И.В. Прикладной рукопашный бой версия Колотова‑Зайчикова (ПРБ ВКЗ). Том I. Уличная схватка – психология, тактика, техника, юридическая база. – АНО «Институт профессионального тренинга», М.: 2009.
3. Захаров О.Ю. Купирование проявлений агрессии в единоборствах методами саморегуляции психических процессов и эмоционального состояния спортсменов. // «Физическая культура и спорт – наука и практика», июнь 2010 г.
4. Захаров О.Ю. Агрессия в спортивных единоборствах// PRO FIGHT № 4 (8) 2010 г.
5. Захаров О.Ю. Психологические предпосылки совершенствования технико‑тактического мастерства спортсменов в каратэ киокусинкай // Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества. 18–21 сентября 2007 года. – С.37.
6. Захаров О.Ю. Саморегуляция психических процессов и эмоционального состояния спортсменов в каратэ киокусинкай // «Спортивный психолог» № 2 (14) 2008 г. – С. 77–78.
7. Кочергин А.Н. Кои но такинобори рю нюмон. Введение в школу боевого каратэ. – СПб.: «Лекс Стар», 2002.
8. Кудашов В.И. Психофизическая саморегуляция в воинских искусствах. М.: «Профит Стайл», 2003.
9. Макаров Н, Антонов Г. Психологическая самоподготовка к рукопашному бою. – Минск, ПКФ «Издательский дом», 1994.
10. Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. – М.: Физкультура и спорт, 1983.
11. Сенчуков Ю.Ю. Да‑цзе‑шу – искусство пресечения боя: общие принципы и традиционные секреты восточных боевых систем. – М.: «Кэнсай», 1995.
12. Тарас А. Е. Энциклопедический справочник Боевые Искусства. 200 школ Востока и Запада. – Минск. «Харвест», 1996.
13. Тарас А. Е. Боевая машина: Руководство по самозащите. – Минск. «Харвест», 1997.
14. Habersetzer R. Karate pour ceintures noires. Strategie du combat libre. – Paris, 1971.
15. Oyama, M. Mas Oyama\'s Essential Karate / Trans. Tomoko Murakami and Jeffrey Cousminer. – New York: Sterling, 1978
16. Shim, S. К. Meditation and the Martial Artist / / Tae Kwon Do Times. – 1981. – N 1 (Summer). – 30 ff.; N 3 (May). – 30 ff.