Глава 5 Агрессия в боевых искусствах




 

В первобытные времена процесс выживания напрямую зависел от агрессивности. И сегодня это качество не рудимент, просто трансформация агрессии в более социальные формы помогает мужчинам бороться за более высокий социальный статус.

В литературе по психологии известно несколько теорий агрессивности.

Некоторые ученые полагают, что агрессивные тенденции у человека являются инстинктивными, так как у его предков – животных агрессивное поведение является преобладающим. В этой связи некоторые авторы считают, что человек никогда не сможет справиться со своей агрессивностью.

В работах других исследователей агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. При этом агрессивность они оценивают как реакцию на фрустрацию и как попытку преодолеть препятствия на пути к достижению удовольствия и удовлетворения. Данную позицию они аргументируют тем, что агрессивное поведение часто возникает в ситуациях фрустрации, а затем постепенно снижается.

Проблема взаимосвязи агрессии и спорта вызывала интерес психологов во все времена. Ученые‑теоретики до сих пор выдвигают различные гипотезы, нередко противоречащие друг другу. Особое место в полемике по данной теме занимают спортивные единоборства, которые в наши дни пользуются особой популярностью, как у взрослой части населения, так и в молодежной среде. Так, по мнению одних психологов занятия единоборствами, формируют у спортсмена уверенность в себе и способность контролировать свои эмоции. Другие же утверждают, что подобные занятия ведут к постепенному росту подсознательной, а потом и сознательной агрессии, причем агрессия приобретается путём наблюдения или подражания, и чем чаще она подкрепляется действиями, тем вероятнее её проявление. В связи с существованием столь различных точек зрения несомненный интерес представляют практические исследования, посвященные изучению влияния занятий спортивными единоборствами на агрессию подростка.

Влияние практики единоборств на социальное самочувствие молодежи исследовала С.Н. Шашкова. В ее исследовании приняли участие подростки, занимающиеся каратэ киокушинкай. С.Н. Шашкова отмечает, что для молодежи занятия спортивными единоборствами являются одной из форм социальной адаптации. На основании эмпирического исследования автор утверждает, что мнение о том, что спортивные единоборства развивают агрессивность, что единоборства – это жестокий и агрессивный вид спорта, ошибочно. Однако далее исследователем приводятся результаты экспертного опроса, где сказано, что «агрессия играет ведущую роль лишь на начальном этапе спортивной карьеры, а на последующих только мешает».

Иные результаты были получены при проведении Н.Ю. Шумаковой исследований о взаимосвязи физических упражнений и агрессивного поведения подростков, обучающихся школах со спортивным уклоном. По результатам опроса различных категорий подростков до начала занятий в секциях единоборств они были более миролюбивы. Мотивом же для занятия единоборствами для подростков послужила необходимость научиться защищаться, давать отпор при возможной агрессии со стороны. Автор делает вывод о том, что у занимающихся боевыми искусствами отсутствует восприятие духовной стороны, которое делает подростков жестокими и агрессивными.

А. Г. Дрижика, например, установил, что при обучении двигательным действиям происходит формирование различного рода установок на осознание нравственных (или безнравственных) задач, моделей вероятного поведения, определённого образа действий в рамках усвоения образа идеального личного Я. Изучение результатов занятий в школе у‑шу, проведённое B. Г. Лазаренко, А. А. Рукавишниковым и C. А. Ярутовой, показало у 14–18‑летних испытуемых в числе прочих изменений повышение агрессивности. Исследование влияния занятий различными видами спорта на психическую устойчивость и физическую подготовленность подростков с асоциальным поведением, проведённое группой учёных ВНИИФК (В. А. Кабачков, С. Ю. Тюленьков, В. А. Куренцов) в 2003 г., показало: «Занятия единоборствами повышают агрессивность у 54–59 % занимающихся».

В практике единоборств агрессивность является нормой, поскольку способствует успеху. По мнению психологов, агрессивность приобретается путём наблюдения или подражания, и чем чаще она подкрепляется действиями, тем вероятнее её проявление.

Во многих видах спортивных единоборств от бойца требуется проявление агрессивности в рамках существующих правил и условий деятельности. Так в контактных единоборствах, таких как киокушинкай каратэ и кудо агрессивность поощряется. В этих видах единоборств пассивность во время боя наказывается судьями. Недаром кудо окрестили в Японии как «яростное каратэ».

Агрессивное и враждебное поведение животных и человека проявляется в различных формах. У животных агрессивность служит для установления иерархии отношений, добывания пищи, поиска пары. В человеческом обществе проявление физической агрессивности допустимо лишь на спортивной арене.

Первые агрессивные тенденции проявляются в детстве и формируются под влиянием соответствующих реакций родителей на агрессивное поведение ребенка в зависимости от того, наказывается оно или поощряется ими и в каком направлении проявление агрессивности позволяется. По мере того как ребенок становится подростком, у него формируется потребность проявлять агрессивность и выражать свое отношение, когда агрессивность проявляют другие. Нередко при агрессивном поведении у него возникает чувство вины под воздействием имеющихся возможностей и общего психического и физического развития.

Агрессивные тенденции в спортивных ситуациях, допускающих проявление контролируемой враждебности, в одних случаях могут усиливаться, в других снижаться. Если спортсмен имеет большую потребность в агрессивных действиях, а спортивная деятельность не вызывает у него физической усталости или его попытки проявлять агрессивность приводят к фрустрации (штраф за нарушение правил или проигрыш), то агрессивность у него скорее всего сохранится. С другой стороны, если у спортсмена невысокая потребность к агрессивности, поединок вызывает у него хотя бы среднюю усталость или его поощряют за выигрыш или достигнутый успех, то его агрессивность снижается.

Управление агрессивностью представляется одной из важных задач в контактных единоборствах. Тренер, который умеет прогнозировать проявление чрезмерной агрессивности у своих спортсменов, хорошо понимает их и природу самой агрессивности, имеет все возможности стать хорошим руководителем и наставником молодежи.

Агрессивность можно измерить с помощью личностных тестов. Один из подобных тестов предложен читателю ниже.

Тест на определение степени агрессивности

Опросник Басса – Дарки – одна из наиболее популярных в зарубежной психологии методик для исследования агрессии. Согласно известным представлениям, агрессия является одним из распространенных способов решения проблем, возникающих в сложных и трудных (фрустрирующих) ситуациях, вызывающих психическую напряженность.

А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. был предложен опросник, состоящий из 8 субшкал, которые они считают важными показателями агрессии. Этот опросник широко применяется в зарубежной и отечественной практике.

Опросник Басса – Дарки выявляет следующие формы агрессивных и враждебных реакций:

1. Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная агрессия – под этим термином понимают как агрессию, которая окольными путем направлена на другое лицо – злобные сплетни, шутки, так и агрессию, которая ни на кого не направлена – взрыв ярости, проявляющийся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. п. Эти взрывы характеризуются ненаправленность и неупорядоченностью.

3. Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении, вспыльчивости, резкости, грубости.

4. Негативизм – оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

6. Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань).

Кроме того, выделяется восьмой индекс – чувство вины. Этот индекс выражает возможное убеждение обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает злобно, наличие у него угрызений совести.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые необходимо дать ответ «да» или «нет». По числу совпадений ответов респондентов с ключом подсчитываются индексы различных форм агрессивности и враждебных реакций.

ОПРОСНИК БАССА – ДАРКИ

1. Временами я не могу справиться с желанием, причинить вред другому.

2. Иногда я сплечничаю о людях, которых не люблю.

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

4. Если меня не попросят по – хорошему, я не выполняю просьбу.

5. Я не всегда получаю то, что мне положено.

6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

7. Если я не одобряю друзей, я даю им это почувствовать.

8. Если мне случалось обмануть кого – нибудь, я испытывал мучительное угрызение совести.

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.

12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.

13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.

14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.

15. Я часто бываю не согласен с людьми.

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

17. Если кто – нибудь первым ударит меня, я не отвечу.

18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.

19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется.

20. Если кто – нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор.

21. Меня немного огорчает моя судьба.

22. Я думаю, что многие люди не любят меня.

23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.

25. Тот, кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.

26. Я не способен на грубые шутки.

27. Меня охватывает ярость, когда надомной насмехаются.

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.

29. Почти каждую неделю я вижу кого – нибудь кто мне не нравится.

30. Довольно многие люди завидуют мне.

31. Я требую, чтобы люди уважали мои права.

32. Меня угнетает, что я мало делаю для своих родителей.

33. Люди, которые постоянно изводят вас, заслуживают, чтобы их щелкнули по носу.

34. От злости я иногда бываю мрачен.

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь.

36. Если кто – то выводит меня из себя, я не обращаю внимания.

37. Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям.

40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.

41. Я редко даю сдачи, даже если кто – нибудь ударит меня.

42. Когда получается не по – моему, я иногда обижаюсь.

43. Иногда люди раздражают меня своим присутствием.

44. Нет людей которых бы я по настоящему ненавидел.

45. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».

46. Если кто – нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что о нем думаю.

47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.

48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого – нибудь.

49. С десяти лет я никогда не проявлял вспышек гнева.

50. Я часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.

51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком с которым нелегко ладить.

52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что – нибудь приятное для меня.

53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.

54. Неудачи огорчают меня.

55. Я дерусь не реже, и не чаще, чем другие.

56. Я не могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся под руку вещь и ломал ее.

57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.

58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.

59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю.

60. Я ругаюсь только со злости.

61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.

62. Если для защиты своих прав мне надо применять физическую силу, я применяю ее.

63. Иногда я выражаю свой гнев в том, что стучу по столу кулаком.

64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.

66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.

67. Я часто думаю, что жил неправильно.

68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.

69. Я не огорчаюсь из – за мелочей.

70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.

71. Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.

72. В последнее время я стал занудой.

73. В споре я часто повышаю голос.

74. Я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.

75. Я лучше соглашусь с чем либо, чем стану спорить.

Обработка результатов

Индексы различных форм агрессивных и враждебных реакций определяются суммированием полученных ответов.

1. Физическая агрессия: ответы «да» в вопросах 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68; ответы «нет» в вопросах 9, 17, 41.

2. Косвенная агрессия: ответы «да» в вопросах 2, 10, 18, 42, 34, 56, 63; ответы «нет» в вопросах 26, 49.

3. Раздражение: ответы «да» в вопросах 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72; ответы «нет» в вопросах 11, 35, 69.

4. Негативизм: ответы «да» в вопросах 4, 12, 20, 28; ответы «нет» в вопросе 36.

5. Обида: «да» – 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58; «нет» – 44.

6. Подозрительность: «да» – 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59; «нет» – 65, 70.

7. Вербальная агрессия: «да» – 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73; «нет» – 39, 66, 74, 75.

8. Чувство вины: «да» – 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 67, 61.

 

Глава 6 Психологические предпосылки технико‑тактического совершенствования бойцов

 

Учебно‑тренировочные схватки являются одним из способов проверки качества освоения учеником приемов единоборства и его способности успешного их применения на практике. Однако не в меньшей степени они являются и средством воспитания морально‑психологической подготовки к бою.

Это воспитание начинается с момента, когда занимающийся в рамках полностью обусловленной схватки, не двинув ни рукой, ни ногой и не моргнув глазом, смотрит как его партнер, выполняющий роль атакующего, «наносит» ему удар в лицо или корпус, намечая траекторию и дистанцию своих атак.

Оно продолжается, когда занимающийся, познакомившись с направлением и дистанцией ударов атакующего, начинает жестко отбивать эти удары и «наносить» контрудары, проводить броски и болевые приемы.

Оно усиливается, когда в рамках полусвободной схватки занимающийся ждет неожиданной атаки нападающего, но не имеет права отвечать контратакой, пока он не отобьет атаку нападающего.

И, наконец, оно достигает наибольшего воздействия, когда противник в рамках свободной схватки, самостоятельно определяя свою технику и тактику боя, может в любой момент ринуться в атаку, или контратаковать, не дожидаясь завершения вашей атаки. Именно в различных типах схваток проверяются и оттачиваются эффективность освоенной техники рукопашного боя, тактическое мастерство, физическая выносливость и бойцовский дух.

В учебных поединках боец действует в обстановке, наиболее приближенной к обстановке реального боя. Действия бойца, нацеленные на достижение победы, решение тренировочных технико‑тактических и психологических задач, происходят на фоне волевой борьбы с противником. Двигательная деятельность бойцов представляет собой непрерывную цепь решения моторно‑психологических задач. В этой связи в единоборствах предъявляются высокие требования к уровню интеллектуальных и сенсомоторных качеств и психологическому фактору: времени и точности двигательных реакций, оперативности мышления, высокой скорости переработки информации, быстроты переключения и устойчивости внимания при достаточном его объеме, точности пространственно‑временных характеристик движений.

Проявление необходимых качеств и навыков, применение совершенствуемых технических действий, создание устойчивости психических процессов достигается организацией учебных поединков.

Благоприятный психологический фон для совершенствования технико‑тактического мастерства бойцов в учебных поединках создается снижением или увеличением волевых и физических напряжений единоборцев, постановкой задач проявления боевой инициативы, подбором партнеров, условным ограничением или расширением тактической деятельности в нужном направлении, созданием ситуаций, облегчающих применение тех или иных действий, вариантов построения поединков.

Особое место занимает ведение свободных поединков с установкой на разнообразное техническое и тактическое единоборство с противником без фиксирования исхода боев. Отсутствие подсчета полученных и нанесенных ударов создает свободный психологический фон, поведения бойца в поединке, позволяет концентрировать внимание на технической, тактической, волевой и эстетической стороне действий, расширяет диапазон действий единоборца.

Тактическая инициатива в поединке возможна лишь при устойчивости внимания, большей внутренней мотивации на творческую деятельность, при критичности оценок своих действий. Бойцу необходимо рассматривать каждый закончившийся поединок не только по факту получения (нанесения) и отражения ударов, но и принимая в расчет тактическую правоту действий.

В расширении технико‑тактического арсенала бойца играют роль и такие конкретные задания, как, например нанесение ударов преимущественно в определенный сектор, нанесение необходимого количества ответных ударов (серий ударов), применять уклонения и т. д.

Имеет значение и подбор партнеров для решения в поединках тренировочных задач. Бои с уступающими по уровню подготовки единоборцами дают возможность контролировать технико‑тактические детали применяемых действий, повышать требования к быстроте и точности реакций, создавать у противника настроенность для применения конкретных действий, завязывать по желанию наступательный или оборонительный бой, изменять темп поединка.

В учебных поединках с превосходящими по силам противниками имеет смысл применять возможно более широкий арсенал уже освоенных действий, стремиться к самостоятельности действий и решений. Внимание должно быть обращено в основном на тактическое и волевое единоборство, успех общего противодействия противнику без излишней озабоченности соотношением результативных технических действий (ударов, защит).

В учебных поединках и соревнованиях необходимы установки на совершенствование определенных сторон мастерства, конкретных действий, умений и т. д.

Задания не должны носить категоричный характер. Целесообразнее давать рекомендации на предпочтительность каких‑либо действий в определенных ситуациях, использование совершенствуемых средств в поединке того характера, который органичен спортсмену, при уровне требований, посильных бойцу. Бой с подсчетом проведенных результативных технических действий со значительно более слабым соперником может заменить бой с учебными задачами, т. к. дисциплинируя более слабого партнера, усиливает и обостряет его действия, а сильному сохраняет свободу тактического и технического творчества (Родионов, Тышлер,1978).

Учебно‑тренировочные и соревновательные схватки, применяемые в практике обучения единоборству, можно объединить в три основные группы:

– полностью обусловленные схватки, где заранее определяются роли партнеров (кто атакует, кто защищается), каким набором приемов может пользоваться атакующий, в какой последовательности и т. п., а также все действия защищающегося;

– частично обусловленные или полусвободные схватки, где определяется. Кто атакует, однако без указания, какими приемами будет пользоваться атакующий;

– свободные схватки, где по команде инструктора любой из «противников» может начать боевые действия, используя весь известный ему арсенал средств нападения и защиты.

Основное назначение полностью обусловленных схваток состоит в том, чтобы занимающийся мог отрабатывать правильную «форму» – траекторию атаки с использованием конкретного типа удара рукой или ногой, соответствующие данному типу атаки защиту и контратаку, а также их быстроту, резкость и силу.

В полусвободных схватках отрабатывается умение неожиданно произвести атаку: то есть использовать соответствующую дистанцию, выбрать наименее защищенную из уязвимых точек тела противника, «нанести» по ней максимально резкий и сильный удар и отскочить от «пораженного» противника на наиболее безопасную дистанцию.

В свободных схватках отрабатывается умение и готовность идти на разумный риск такого сближения с противником, которое позволяет нанести ему травмирующий удар, а также готовность и умение отразить встречную контратаку (производимую в темпе атаки) и «поразить» противника несмотря на все формы его противодействия.

Для расширения проявления творческих возможностей, возникновения глубокой взаимосвязи в тактическом мышлении равных бойцов (чтобы задача победить не суживала диапазон действий) имеет смысл вести серии свободных боев. Серии поединков стимулируют к активной борьбе, обращают к широкому арсеналу вариантов нападения и защиты, активному поиску контрдействий против сильных сторон противника, вынуждают к применению средств дополняющих излюбленные действия. Причем каждый последующий бой противникам придется психологически проводить, как продолжение предыдущего со всеми вытекающими из этого решениями и действиями. Эффективность данного тренировочного метода подтверждена бразильскими спортсменами, которые на этапе предсоревновательной подготовки к чемпионату мира по каратэ киокусинкай в 1995 году, еженедельно проводили тренировку состоящую из 50 двухминутных поединков, в результате такой тренировки они стали призерами чемпионата, а на следующих чемпионатах в 1997 и 1999 году – чемпионами мира (Горбылев, 2002). Помимо указанных выше психологических предпосылок технико‑тактического совершенствования, данная методика существенно повышает функциональную выносливость единоборцев.

Организация между бойцами поединков с выбыванием после поражения предъявляет требования быстро психологически настраиваться на поединок каждый раз с другим соперником, включаться в бой, проявляя высокую интенсивность внимания и применяя весь арсенал средств против любого противника.

В тренировочных боях можно решать как учебные задачи применения определенных действий, умений, тактических вариантов, так и задачи на совершенствование целых сторон мастерства, стиля боя, проявление волевых, моральных, физических качеств. Кроме того поединки позволяют контролировать различные стороны подготовки, способность к психологической настройке на достижение результата, психологическую устойчивость единоборцев (Родионов, Тышлер, 1978).

Процесс овладения навыками боевого единоборства не может ограничиваться способностью бойцов выполнять изучаемые приемы и упражнения в стандартных условиях условного нападения противника, эффективно демонстрировать их на зачетах и экзаменах либо имитировать на показательных выступлениях. Необходимо формирование технико‑тактических навыков и опыта их эффективной реализации в экстремальной ситуации контактного поединка с противником и моделируемом бою. Для закрепления и повышения устойчивости техники выполнение изучаемых приемов, формирования специальной физической, технико‑тактической и психологической подготовленности бойцов к эффективным действиям в экстремальной ситуации внезапного нападения необходимо регулярное применение в учебно‑тренировочном процессе контактных спаррингов, моделируемых тренировочных боев, контрольных и соревновательных схваток между бойцами.

Контактные поединки в таких случаях следует проводить по различным правилам (кудо, муай‑тай, киокусинкай каратэ, дзюдо и даже сумо). Техника нанесения ударов и защита от них лучше усваивается в спарринге и боях без захватов по методике обучения этим приемам в ударных единоборствах, тогда как приемы борьбы лучше отрабатывать, работая в спарринге и поединке с соперником в захвате, по методике обучения этим действиям в видах спортивной борьбы.

Эмоционально‑поведенческие и рефлекторные двигательные реакции на опасность, внезапное нападение и иные экстремальные ситуации необходимо целенаправленно прививать в процессе учебно‑тренировочных занятий. Для чего отрабатывать эффективные навыки самозащиты и преодоления опасности, пресечения и нейтрализации посягающих действий нападающего, приемы отражения ударов и зашиты от атакующих действий противника в конкретных моделируемых ситуациях.

Действия неподготовленного человека в экстремальной ситуации непредсказуемы, однако успешный опыт преодоления экстремальных факторов и опасности в соревновательных и моделируемых условиях деятельности является эффективным способом психологического закаливания и адаптации к экстремальным напряжениям, способствует достижению контроля и регуляции эмоционального напряжения в сложных условиях, повышению надежности действий бойца.

Учебно‑тренировочные, условно‑боевые, контактно‑соревновательные и моделируемые схватки, вольные бои и спарринги при отработке приемов, перемещений и тактических комбинаций необходимы не только для закрепления навыков, но и для развития специальных физических и психологических качеств бойцов. При регулярном применении игровые и состязательные методы подготовки способствуют развитию ловкости, быстроты, оперативного мышления и реакции, решительности, смелости, мужества и настойчивости, психологической устойчивости и работоспособности, физической силы и выносливости.

В процессе занятий единоборствами, участия в регулярно проводимых спаррингах, схватках и боях организм обучаемых адаптируется к физическим и психологическим нагрузкам контактного поединка, формируется функциональная устойчивость к экстремальным напряжениям, вырабатываются психологические волевые и боевые качества, приобретается способность к оперативному мышлению и эффективным действиям на фоне усталости и дефицита времени.

Важным фактором обеспечения надежности и правомерности действий бойцов в экстремальной ситуации является высокий уровень владения технико‑тактическими навыками самозащиты, включая физическую и психологическую подготовленность, который обуславливает адекватность эмоционально‑поведенческой реакции бойца на опасность и эффективность предпринимаемых им мер физического и психологического воздействия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: