Введение
В данной работе была предпринята попытка рассмотреть детские периодические издания 50-х годов с точки зрения отражения на их страницах идеологии того времени. В качестве материала для исследования был выбран журнал "Пионер" - официальный печатный орган всесоюзной пионерской организации в СССР.
Исследование этого вопроса вполне отвечает интересам современной науки, так как многие исследователи отмечают, что "сегодня важным и актуальным направлением научных исследований является изучение роли прессы в формировании массовых представлений людей и создании общественного мнения, а также инструментария прессы и телевидения…" [7, с.21].
Средства массовой информации (и печатные СМИ в частности) являются основным инструментом распространения информации, воздействующей на общественное сознание.
Не случайно журналистику называют "четвертой властью", так как именно СМИ формируют общественное мнение, осуществляя информирование аудитории, освещая те или иные события, и идеологическое воздействие.
Многие исследователи эти качества журналистики определяют так: "В духовном отношении информация СМИ характеризуется идеологической заостренностью, пропагандистским характером и "акцентированной актуальностью". Особенно важно бывает добиться, чтобы аудитория усвоила определенные идеи, взгляды, нравственные, политические или иные ценности. Этим пресса отличается от таких институтов воспитания, как семья и школа, ориентированных на общее развитие личности" [15, с.14].
На страницах печатных СМИ в полной мере отражаются идеология и общественные устои тех или иных периодов жизни страны. В этой связи средства массовой информации можно с полным правом назвать зеркалом общества. Как справедливо замечает профессор А.И. Акопов, "... журналистика отражает общественную жизнь во всех ее проявлениях, а тип, вид издания (равно как и телевизионной или радиопередачи) есть форма такого отражения" [1, с.6].
|
Поэтому периодические издания дают прекрасную возможность для изучения социальной жизни общества, господствующих идеологических установок и общепринятых моральных ценностей. Здесь мы полностью разделяем точку зрения С.А. Обухова, который в частности писал: "Отражение в публицистических формах понимания тех или иных явлений и проблем становится весьма наглядными и интересными для изучения" [12, с.76].
Особо показательны, на наш взгляд, в этой связи периодические издания советского времени, так как они в полной мере несут на себе отпечаток идеологии того периода. Ведь советская пропаганда уделяла особое внимание именно печатному слову. "Сегодня слово на боевом посту". - Утверждали авторы учебников по мастерству пропагандиста. - "Оно мобилизует советских людей на создание в нашей стране материально-технической базы коммунизма, борется за прочный мир и разоружение, воспитывает человека коммунистической морали, воодушевляет советскую молодежь на новые трудовые свершения" [4, с.12].
В полной мере такое понимание задачи журналистики можно отнести и к детским периодическим изданиям советского периода. К тому же общеизвестно, что в изданиях для детей внимание к публикуемым материалам становилось особенно пристальным, так как журналы и газеты для подрастающего поколения были, прежде всего "воспитывающие".
|
В Советском Союзе, в отличие от сегодняшнего времени, выбор детских и молодёжных журналов был невелик. Самым маленьким предназначались "Мурзилка" и "Веселые картинки", пионерам и школьника - "Костёр" и "Пионер", основными журналами для молодежи были "Смена" и "Юность". Содержание этих журналов определялось и контролировалось их издателями - Центральным советом Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина и Центральным комитетом ВЛКСМ. Все эти журналы - продукты советской власти, основная дата их появления - 1924 или 1936 год.
Официальное издательское определение журнала "Пионер" такое - ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал ЦК ВЛКСМ и Центрального совета Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина для пионеров и школьников. Журнал был основан в 1924 году, и задумывался как "боевой орган" детской коммунистической организации". Даже название для него, по редакционным преданиям, придумала Надежда Константиновна Крупская. С 1924 года и по нынешнее время издавался и издается в Москве.
В данной работе мы обратились к детским периодическим изданиям советского времени, в частности к журналу "Пионер".
Цель нашего исследования - выявить характер влияния советской идеологии на жанрово-тематическое своеобразие детской периодики 1951 - 1958 годов, на примере журнала "Пионер".
Нами была выдвинута гипотеза, что жанровая система и тематика публикаций в журнале "Пионер" как "боевом органе" детской коммунистической организации", отвечали задачам прямого влияния советской идеологии, но характер и степень этого влияния изменялись в зависимости от политического курса.
|
Мы ставили перед собой задачи:
Изучить содержание журналов за 1951, 1953, 1956 и 1958 годы.
Выявить тематику и жанровое своеобразие публикаций в журнале изучаемого периода.
Определить способы воздействия на читательскую аудиторию на страницах журнала.
Проанализировать характер идеологического воздействия с точки зрения жанрово-тематического своеобразия публикаций.
Сопоставить характер и степень идеологического влияния в периоды 1951 - 1953, 1956 - 1958 годов.
Объектом исследования был выбрано содержание журнала "Пионер", так как это издание было одним из самых популярных в то время, что даёт возможность предположить, что воздействие на детскую аудиторию было целенаправленным и сильным.
Предметом исследования стало идеологическое влияние на страницах детской периодики, отраженное в выборе тем публикаций и системе используемых жанров.
Основными методами исследования были выбраны наблюдения и контент-анализ (качественный и количественный анализ). В выборе метода контент-анализа в качестве ведущего метода исследования мы опирались на мнение С.А. Обухова, который утверждал, что "объектом контент-анализа может быть содержание различных печатных изданий, радио - и телепередач, кинофильмов, рекламных сообщений, документов, публичных выступлений" [12, с.77].
Материалы исследования. Нами были изучены номера журнала "Пионер" за 1951 год (№№ 1-12), за 1953-й (№№ 1-6), за 1956-й (№№ 1-12), и за 1958 (№№ 1-6). В общей сложности было исследовано 36 номеров. Выбор журналов был ограничен возможностями Детской библиотеки им. И.А. Крылова, так как в наличие имелись не все подшивки журнала "Пионер" за 50-е годы.
Именно эти периоды были выбраны в качестве исследования не случайно, так как предоставляется интересным сравнить содержание номеров за период правления И.В. Сталина (1951-1953 гг.) и Н.С. Хрущёва (1956-1958 гг.). Поскольку в эти годы происходит очевидная смена политического режима и некоторое обновление идеологии, что не могло не отразиться на страницах СМИ.
Структура работы. В первой главе журнал "Пионер" рассматривается как "боевой орган" детской коммунистической организации". Дается характеристика журнала "Пионер" в свете идеологического курса страны периода 50-х годов ХХ века.
Во второй главе описывается жанровое своеобразие и тематика публикаций на страницах журнала "Пионер" в 1951, 1953, 1956, 1958 годов. Приводятся результаты контент-анализа и обобщаются полученные данные. Рассматриваются наиболее характерные способы идеологического влияния средствами публицистики и беллетристики, отраженные на страницах журнала.
В заключении делаются выводы о характере и степени идеологического влияния в периоды 1951 - 1953, 1956 - 1958 годов.
Приводится список использованной литературы. В работе имеются Приложения.
Глава 1. Описание системы жанров и тематики публикаций в журнале "Пионер" 1951-1953 и 1956-1958 годов
По словам редакции, опубликованным на сайте журнала, "Пионер" честно, изо всех сил делал свое дело, - как он понимал его сам и как учили старшие товарищи. Его страницы запечатлели время таким, каким оно было".
В издании журнала использовались определенные жанры публицистики и беллетристики, доступные детскому восприятию. Ведь как утверждает З.С. Смелкова, "пониманию, доходчивости, легкости усвоения способствует система жанров как устоявшихся риторических моделей текстов в сфере журналистики" [15, с.12].
На первой странице журнала публиковались обращения от официальных лиц с пожеланием успехов в учёбе и труде юным читателям. Печатались статьи и заметки о важных на то время событиях. Например, в номере № 2 за 1951 год, одним из важных событий стал юбилей Климента Ворошилова: " 4 февраля исполнилось 70 лет Клименту Ефремовичу Ворошилову, верному соратнику Ленина и Сталина... Всю свою жизнь с юных лет Климент Ефремович посвятил борьбе за освобождение трудящихся от ига капитализма, за победу Великой Октябрьской социалистической революции, за оборону и укрепление государства, за построение социализма в нашей стране". А в сентябрьском номере за 1951 год публикуется обращение тогдашнего министра просвещения РСФСР И.А. Капрова, приуроченное к 1-му сентября.
В связи с "Холодной войной", объявленной Советскому Союзу, начинается активное обличение капиталистического режима США. Чтобы вызвать соответствующее настроение не только у взрослой аудитории, но и у школьников, в журнале появляется рубрика "Рассказы о борцах за мир". Здесь публикуются рассказы и очерки с описанием жизни различных коммунистов зарубежных стран, борцов за свободу и ярких противников империалистического строя - поэта Пабло Неруда, французского учёного Фредерика Жолио-Кюри, корейской коммунистке Пак Ден Ая, всемирно известного детского писателя Джанни Родари.
Вот характерный отрывок из рассказа Д. Храбровицкого "Гражданин Франции": " Чтобы сорвать Второй Всемирный Конгресс сторонников мира, премьер-министр Англии Эттли в самый последний момент запретил большинству делегатов конгресса въезд в страну. Это он сделал по приказу своих хозяев - американских империалистов. Среди делегатов, которым не разрешили приехать в страну, был человек, которого знают народы всех стран - известный французский учёный, член двенадцати академий мира, председатель Всемирного Совета Мира Фредерик Жолио-Кюри " (№ 6, 1951). Далее в этом рассказе идёт описание биографии и жизнедеятельности известного учёного. Как можно увидеть даже из небольшого отрывка, политика Америки очень активно обличается.
В журнале существует несколько постоянных рубрик. В ряде журналов за 1951 год отчетливо прослеживается рубрика "Советы пионерскому активу".
Изредка печатались сказки и легенды различных народов. Как правило, сказки были либо из тех стран, с которыми СССР состоял тогда в дружественных отношениях, либо из республик Советского Союза. В большинстве сказок описывалась победа хитроумных крестьян, находчивых бедняков над жадными и хитрыми богачами.
Ведущими жанрами журнала являлись повести и рассказы. В каждом номере печатались небольшие рассказы, повествующие о жизни сверстников. Это могли быть и произведения известных писателей, и рассказы начинающих авторов.
Сюжеты рассказов также были напрямую связаны с идеологией - печатали рассказы о трудовых подвигах, работе в колхозе (повесть "Беспокойный человек" С. Воронкова №№ 8 - 12, 1951), о героях Октябрьской революции (повесть А. Гайдара "Иртыш" № 10, 1951) и Великой Отечественной войны (повесть Гайдара "Лёня Голиков"№ 4 - 9, 1953).
В журнале публиковались также рассказы о повседневной жизни школьников: "Школа на Имарге" - о жизни школьников в отдалённом северном уголке страны. (С. Малых, рисунки Е. Васильева). "Андрейкин проступок" (П. Савельев) - история о мальчике, не выполнившем важное поручение, но зато предупредившем об опасности, грозящей колхозу (№8 1951 год).
Изредка публиковались переводы зарубежных поэтов и писателей, "проверенных" коммунистов - Пабло Неруда, Джанни Родари, Цветан Ангелов и др. Кстати, именно в журнале "Пионер" впервые появился роман-сказка Джанни Родари "Чиполлино".
Важное место на страницах журнала занимают стихотворения. Большая часть их посвящена Родине, пионерам, их жизни в стране и отчасти жизни за рубежом. Публикуются поэты - представители всех республик Советского Союза. Например, "Счастливые дети" Кудрата Хикмата, Узбекистан (№ 9, 1951), "Суворовец" И. Кульской, Украина (№2, 1951), "Маленькие колхозники" Петер Силс, Латвия (№ 5, 1953) и др.
Стихотворения в подавляющем большинстве носят оптимистический характер, написаны доступным и простым языком. Вот, например, стихотворение "Первое мая" Галины Браиловской (№ 4, 1951):
Небо сверкает Густой синевой, Песня о мире, Летит над Москвой. | Песня летит Над стенами Кремля, Вторит ей вся Трудовая земля! |
Как видно из публикаций журнала, большинство рассказов и статей носят идеологический характер, и даже материалам познавательного характера стараются придать идеологический смысл.
Тесно связанными с идеологией, но не зависящими от политической обстановки, носящими воспитательный характер, можно назвать стихотворения "Всегда готовы", рассказ "Андрейкин проступок" и сценка "Занятой человек". Кстати, некоторые из подобных произведений не утратили актуальности и в наше время.
В 1953 году у "Пионера на треть увеличился объём (93 страницы), в связи с чем появился новый жанр - очерк. В каждом номере публиковалось сразу несколько различных очерков, посвящённых разным событиям. Например, "Свет в Нижарове" Елены Рубцовой (№ 1, 1953) - про электростанцию в далеком поселке, открытию которой помогали местные пионеры. "Будущие офицеры" Ивана Бородулина (№ 2, 1953) - описание жизни юных суворовцев.
Иногда очерки были посвящены отдельным профессиям и сферам жизни. Например, очерк "Там, где делаются книги" А. Дорохова (№ 5, 1953).
В журналах за 1953 год печатается больше статей, заметок и рассказов, посвящённых спорту. "Спортсмены Цессиской школы" Д. Аверина о лыжниках (№ 12, 1953), "Чемпионы лагеря" Л. Крауклите (№ 6, 1953).
Несколько иной облик приобретают номера журнала "Пионер", вышедшие в 1956, 1958 годах. В журналах этого периода уже отсутствуют откровенно агитационные материалы, посвящённые Сталину. Больше всего публикаций, носящих либо познавательный характер, либо повествующих о жизни сверстников.
По-прежнему много места на страницах журнала занимают рассказы и повести, в которых чаще всего действующими лицами оказываются сверстники читателей, обыкновенные пионеры. Например, "Что случилось с Николенко?" Н. Богданова (№ 1, 1956), "На подоконнике" Р. Рома (№ 7, 1956), "Гауптвахта" А. Мошковского (№ 12, 1956).
Все эти рассказы повествуют о случаях из жизни, о переживаниях и трудностях выбора правильного поступка, о доверии к ближнему.
Пример содержания журнала № 7 1956.
В начале номера - повесть К. Воронкова, Л. Воронковой, "Рожок зовёт Богатыря" (рис.В. Коровиной).
Большое количество познавательных материалов - очерк Л. Успенского и К. Шнейдер "Рембрандт", фрагменты записок путешественников "Рыбы поют в Укаями" из А. Фидлер, (пер. с польского И. Горбачёва и Я. Немчинский), очерки "Карандаш - оружие туриста" (Е. Рубцова, Д. Соболев), "Путешествие в "страну странностей" (Р. Измайлова)
Кроме того, опубликованы очерки и статьи о жизни сверстников: "Будущие моряки" (фотоочерк В. Иванова, А. Старичкова), "Хозяева квартала" (С. Турбина), "Увлекательная охота" (П. Горохов, учитель 223-й школы г. Москвы) и рассказ "На подоконнике" (Р. Рома, рис.Б. Винокурова). Также напечатаны очерки о спорте: "Спорт. Необыкновенный приз" (А. Красильщиков, фото М. Боташова).
С 1958 года появляются рассказы о комсомольцах. Например, "Маленький доктор" А. Безуглова (№ 7, 1958), "Подвиг юнги" Ю. Новикова (№8, 1958). И по-прежнему печатаются рассказы о подвигах, например, "Радист танкера "Туапсе" Анатолия Аграновского (№ 2, 1956).
Появляются новые рубрики. Из новых рубрик самой яркой можно назвать "Клуб Пионера", где ребятам описывают различные жизненные ситуации, в которых оказываются сверстники, и предлагают принять участие в дискуссии. Заголовок украшает мальчишка с микрофоном.
Вот пример одной из тем разговора "Клуба": " Сегодня в клубе обсуждаются вопросы: Как ты относишься к людям? Как люди относятся к тебе? О настоящих товарищах. О равнодушии. О том, почему человек иногда остаётся один. В числе гостей нашего клуба сегодня учительница Майя Бенедиктовна из города Юрюзани, Челябинской области. Майя Бенедиктовна сейчас расскажет вам, ребята, два случая из жизни юрюзанских школьников. Она просит вас хорошенько вникнуть в её рассказ и вместе с ней подумать, кто виноват?" ( №3, 1958).
Далее приводятся два случая, с ребятами, где бывшие лидеры, активисты остаются совсем одни, без друзей, и предлагают ребятам разобраться, кто прав, кто нет, высказать своё мнение. От лица нескольких школьников и взрослых высказываются различные точки зрения. В конце юным читателям предлагается написать, что они сами думают по этому поводу.
Еще одной новой рубрикой стали статьи и очерки о комсомоле и комсомольцах. Например, "Документы о комсомоле" (№ 10, 1958), "Комсомольская слава" (№ 4, 1958). Номер 10 за 1958 год вообще полностью посвящен юбилею ВЛКСМ.
Заметным явлением на страницах журнала стали сказки, которые широко представлены в этот период. Большое место в журнале отводится сказкам народов СССР и стран мира.
В связи увеличивающейся популярностью и престижностью науки в СССР в журнале за 1958 год появляется довольно большое количество публикаций научно-познавательного характера. Очерки "Тайна шестого материка" К. Андреева (№2), "Пчелиный "компас" Г. Голубева (№6), "Наш автомобиль" А. Некрасова (№ 12). Статьи "Наши зимние гости" П. Горохова (№ 12), "Необыкновенный сев" Г. Куликов (№ 11), "Рисунки из Индии" Кришана Чандра (№ 3).
Появляются очерки о писателях, которые проявили себя в истории как яркие революционеры, - Г. Гейне, Дж. Лондоне, Мате Залке, Эжене Потье, О. Туманяне и др.
Более широко в журналах этого периода представлены зарубежные авторы. Вообще на страницах журнала периода "оттепели" постепенно "открывается железный занавес". Появляются рассказы английских и французских писателей ("Охота на лягушек" Джона Гезерингтона (№8, 1956), "Джилли и Джунни" Джеймса Белларда (№5, 1956), "Один из многих" Эмиля Пожеса (№ 11, 1956).
Итак, "Пионер" имел постоянные рубрики, посвященные школьной и пионерской жизни, официальным сообщениям, науке и технике, природе, искусству, спорту, детскому художественному творчеству и т.д. В этом ракурсе журнал представляет значительный интерес, так как вообще "журналы дают возможность панорамного взгляда на социальную ситуацию, комплексного подхода к ее анализу" [16, с.111].
"Пионер" дает максимум информации из разных сфер жизни.
Прежде всего, основную часть публикаций занимают рассказы, стихи, очерки и повести о сверстниках, о сегодняшнем дне жизни пионеров, о жизни в школе. Затем дается довольно широкая панорама жизни сверстников и взрослых за рубежом. Читателей знакомят с творчеством зарубежных писателей. Особое внимание уделяется познавательным материалам, способствующим расширению кругозора. Им отводится, как правило, несколько рубрик.
Логика построения номера - традиционная для всех периодов издания журнала.
На первых страницах журнала - материал, посвященный различным датам. Оформление номера одинаково: яркая картинка на обложке, история праздника, обращение известного человека в связи с праздником. Затем - стихи, рассказы, рисунки, повести, очерки, фотоснимки. Ни один выпуск журнала не обходится без рубрики, где публикуется читательская корреспонденция.
Анализ содержания журнала позволил определить несколько жанров, составляющих основу публикаций в журнале "Пионер" 50-х годов.
Прежде всего, в журнале публикуются стихотворения. Оговоримся сразу, мы отдаем себе отчет, что стихотворения - это не жанр, но в данной работе они рассматриваются нами как вид публикации.
В журнале также публикуются рассказы и повести, а также очерки. Такая жанровая организация позволяла вести разговор на различные темы.
Заметим, что в публикациях применялись определенные способы идеологического воздействия: клише, оценочная лексика, стереотипы. Также провозглашались общие моральные ценности. В текстах публикаций создавался эффект соучастия за счет различных обращений, ссылок на уважаемых и любимых деятелей истории и культуры, подчеркивания общности интересов и ценностных ориентаций автора и читателя (Приложение 1).
Итак, как видим, во всех изученных журналах единая и очень устойчивая структура: заглавная публикация, посвященная значимой для страны дате, постановления или призывы Совета пионерской организации или ЦК ВЛКСМ, затем публикации по основным тематическим рубрикам.
"Вспомним, какова была воспитательно-образовательной среда в стране в середине ХХ века. Школьникам и студентам был доступен калейдоскоп образов ярких, творческих личностей, впечатляющих открытий, изобретений прошлого и настоящего и зажигательных перспектив. Это были эмоционально заряженные, зажигательные "картинки-мотиваторы", связанные с различными сферами человеческой деятельности. Они ярко и зажигательно транслировались через детскую литературу, телепередачи и даже кино" [10, с.81].
Главными видами литературы, которые использовались в журнале, были публицистика и беллетристика. Выбор именно этих видов не случаен.
Публицистика считается вершиной журналистики, она - незаменимый "инструмент" идеологического воздействия. Она незаменима при обращении к "общественно-политическим вопросам современности, текущей жизни общества" [14, с.630].
Естественно публицистическая направленность была адаптирована к интересам детской аудитории. "Специфика публицистики в детских изданиях обусловливается возрастной периодизацией, психологией восприятия детьми текстов и образов. У нее есть даже свое определение - "художественная публицистика" [6, с.121].
Из публицистики основным используемым жанром являлся очерк, а также публиковались фельетоны.
Из беллетристики печатаются стихи, рассказы, повести, т.е. малые литературные жанры, их объем составляет практически половину объема издания. Страницы журнала не обходятся без произведений советских и зарубежных писателей.
В тоже время беллетристика на страницах издания способствовала привлечению внимания детской аудитории, расширению его популярности. А поскольку русская и советская литература традиционно отвечали идеологическим задачам и задачам "сеять разумное, доброе, вечное", то она не только способствовала развлечению юных читателей, но их воспитанию.
Обращение к публицистике и беллетристике в детской периодике не случайно. Именно эти виды литературы наиболее эффективно могут использоваться для идеологического воздействия, для пропаганды.
Глава 2. Сравнительная характеристика соотношения жанров и тем публикаций в журналах 1951-1953 и 1956-1958 годов
Сравнивая содержание журналов периода 1951-1953 и 1956-1958 годов можно увидеть некоторые тенденции к большей демократизации и открытости более поздних номеров.
В журналах "оттепели" многие рубрики сохранились, но некоторые всё-таки исчезли. Например, нет рубрики "Готов к труду и обороне". Вместо рубрики "Советы пионерскому активу" появился "Клуб Пионера", где не просто давались общие рекомендации по организации деятельности, но и обсуждались случаи из жизни сверстников, давались советы.
По сравнению с первой половиной 50-х, в несколько раз увеличилось количество очерков. Появилось множество стихотворений и рассказов зарубежных авторов.
Так как журнал сохранил познавательную функцию, по прежнему наблюдается большое количество материала познавательного характера - рассказов, статей, очерков и т.д.
В связи с изменением идеологии (благодаря XX Съезду в 1956 перестал существовать культ личности вождя), в журналах за 1956-1958 год материалов о Сталине не наблюдается. Хоть и в меньшем количестве, но всё же продолжают печататься материалы о Ленине. Пропагандируются и новые ценности - например, в связи с Фестивалем Молодёжи увеличивается количество материалов о жизни за рубежом. Сильный акцент ставится на "дружбу народов".
Методом контент-анализа мы изучили жанрово-тематическое своеобразие публикаций журнала "Пионер". В качестве основных тем мы выделили 4 темы: О пионерах, ровесниках, о Родине, о событиях в стране, познавательные (о природе, о животных, науке), ожизни за рубежом, в том числе публикации зарубежных авторов.
Результаты исследования наглядно представлены в таблице.
Публикации журнала за 1951, 1953 годы
Стихотворения | Рассказы | Повести | Очерки | |
О пионерах, ровесниках | ||||
О Родине, о событиях в стране | ||||
Познавательные (о природе, о животных, науке) | ||||
О жизни за рубежом | - | |||
Общее количество |
Публикации журнала за 1956, 1958 годы
Стихотворения | Рассказы | Повести | Очерки | |
О пионерах, ровесниках | ||||
О Родине, о событиях в стране | ||||
Познавательные (о природе, о животных, науке) | ||||
О жизни за рубежом | ||||
Общее количество |
Как видно из данных таблицы в журналах 1956-1958 годов более чем в шесть раз увеличилось количество очерков - 51 против 8. За счет очерков наблюдается некоторое уменьшение количества рассказов - от 103 к 93. Почти не претерпевает количественных изменений жанр повести, но расширяется их содержание. Появляются повести о природе и животных.
Заметно уменьшается, по сравнению с журналами 1951-1953 годов, количество стихотворений о Родине, о событиях в стране, о вождях, за счет увеличения количества публикаций стихотворений зарубежных авторов - 10 до 35, стихов о природе и животных - с 2 до 10. Но в целом в журналах "оттепели" "набор" жанров остается традиционным и довольно устоявшимся.
На графике (Приложение 2). отражаются колебания количественного соотношения жанров в журналах исследуемого периода.
Как видим, самая большая амплитуда колебаний - соотношение количества стихотворений и очерков. Это еще раз подтверждает наши наблюдения и отражает общую тенденцию развития журнала в исследуемые периоды. Таким образом, можно сделать вывод, что система жанров в журналах 1951-1953 и 1956-1958 годов практически не изменялась, так как изменения происходили только в содержательном наполнении жанров.
Следующим этапом анализа является сравнение тематики публикаций в журнале "Пионер" периода 50-х годов.
Жанрово-тематическое соотношение публикаций в журналах 1951-1953 и 1956-1958 годов наглядно представлено в следующих графиках. Для экономии места тематика публикаций указана в графиках цифрами, где 1. Публикации о пионерах, ровесниках.2. О Родине, о событиях в стране.3. Познавательные (о природе, животных, науке).4. О жизни за рубежом, в том числе публикации зарубежных авторов.
Поскольку жанр повести в журнале представлен слабо, не изменялся количественно и в содержании, график составлен не был.
Как видно из графика (Приложение 3), в 1956-1958 гг., по сравнению с 1951-1953 гг., уменьшилось количество стихотворений о пионерах, и о Родине, о событиях в стране. Напротив, резко возросло число стихотворений природе и животных и о жизни за рубежом.
На графике (Приложение 4) прослеживается соотношение тематики рассказов в журналах изучаемого периода. Число рассказов о пионерах и ровесниках в 1956-1958 годах уменьшилось незначительно, так же как и количество рассказов о природе и животных. Зато значительно уменьшилось число рассказов о Родине, о событиях в стране, тогда как о жизни за рубежом, напротив, значительно возросло.
График соотношения тематики очерков (Приложение 5) дает представление о происшедших изменениях. В 1956-1958 годах количество очерков о пионерах и ровесниках, а также о природе и животных, значительно возросло. Очерки же о Родине и о жизни за рубежом вообще начали появляться только в этот период.
Обобщенно соотношение тематики публикаций изучаемых периодов можно представить в следующем графике (Приложение 6).
Заключение
Исследование посвящено изучению влияния советской идеологии на жанровое и тематическое своеобразие детской периодики периода 1951-1958 годов ХХ века. Материалом исследования послужило содержание журнала "Пионер".
Мы исходили из того факта, что журналистика играла огромную роль в вопросах пропаганды и идеологического воздействия на детскую читательскую аудиторию. И страницы печатных СМИ дают прекрасную возможность для изучения социально-политических и ценностных установок определенного периода жизни общества.
Целью нашего исследования было выявление характера влияния советской идеологии на жанрово-тематическое своеобразие детской периодики 1951 - 1958 годов, на примере одного из главных в то время детских журналов - журнала "Пионер".
Мы изучили содержание журналов за 1951, 1953, 1956 и 1958 годы. Выявили тематику и жанровое своеобразие публикаций в журнале изучаемого периода. Нами был проанализирован характер идеологического воздействия с точки зрения жанрово-тематического своеобразия публикаций.
Анализ содержания позволил выявить основные темы публикаций. Их круг был невелик и из номера в номер не подвергался изменению. Авторы писали в основном о пионерах и ровесниках, о Родине и событиях в стране, о природе и животных, и о жизни за рубежом. Устойчивое жанровое единообразие способствовало определенному стереотипному восприятию информации, ее эффективному усвоению читательской аудиторией.
Главными видами литературы, используемой в журнале "Пионер", были публицистика и беллетристика Обращение к публицистике и беллетристике в журнале не случайно, так как именно эти виды литературы наиболее эффективно могут использоваться для идеологического воздействия, для пропаганды.
Основными жанрами (видами) публикаций были очерки, рассказы, стихотворения и повести. Эта система жанров была довольно устоявшаяся и неизменная на протяжении всего исследуемого периода. Такое устойчивое использование одних и тех же жанров способствовало определенному стереотипу восприятия читателями информации журнала, ее доступности для понимания и легкости усвоения.
В завершение нашего исследования мы сопоставили соотношение жанров и тем в журналах 1951-1953 и 1956-1958 годов и выявили определенные различия в количестве и содержании публикаций. Это позволило сделать выводы, что система жанров в журналах 1951-1953 и 1956-1958 годов оставалась неизменной. Изменения касались практически только жанра очерка, за счет активного использования которого в журналах периода "оттепели" удавалось достичь эффекта внимания к каждому отдельному человеку.
Соотношение тем подверглось гораздо большим изменениям, хотя "набор" их оставался неизменным. В журналах 1956-1958 годов незначительное уменьшение количества публикаций о Родине и событиях в стране и по-прежнему обращения к теме о жизни пионерах и ровесниках соответствовало общей тенденции к демократизации журнала. Тенденциям большей открытости и внимания к науке периода "оттепели" соответствовало резкое увеличение материалов познавательного плана и освещения жизни за рубежом.
Обобщая анализ жанрово-тематического своеобразия журнала "Пионер" за периоды 1951 - 1958 годов, можно сделать следующие выводы.
Издание журнала "Пионер" подвергалось прямому влиянию советской идеологии. Характер и степень этого влияния изменялись в зависимости от политического курса. В период правления Сталина (1951 - 1953 гг.) идеологическое влияние носило директивный и откровенно пропагандистский характер. Идеологический упор делался на борьбу за дело революции.
В период же "оттепели" (1956 - 1958 гг.) воздействие на читателя стало носить более мягкий характер: обращение к личному примеру, размышления о моральных ценностях. В журналах периода правления Хрущева расширялась тематика публикаций, открывались новые рубрики. Идеологический упор делался на мир и дружбу всех народов.
Таким образом, способы воздействия на читательскую аудиторию журнала "Пионер" изменялись, в то время как само идеологическое воздействие оставалось неизменным.
Наше исследование позволило сделать выводы о том, что жанровая система и тематика публикаций в журнале "Пионер" отвечала задачам прямого влияния советской идеологии, но характер и степень этого влияния изменялись в зависимости от политического курса.
Литература
1. Акопов Л.И. Периодические издания: Учеб. - метод. пособ. - Ростов-на-Дону, 1995. -226 с.
2. Анненкова И.В. Риторика для журналистов. Историко-культурный, теоретический и практический аспекты: Учебное пособие с приложениями. - М.: МедиаМир, 2006. -164 с.
3. Большой энциклопедический словарь /гл. редактор А.М. Прохоров/ - 2-е изд. перераб. и дополнен. - М.: Большая российская энциклопедия, СПб.: Норинт, 2004 г. - 1456 с.
4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Человеческое слово могуче…: Кн. Для внеклассного чтения учащихся 8 - 10 кл. - М.: Просвещение, 1984. - 159 с.
5. Ворошилов В.В. Журналистика. - СПб., Изд-во Михайлова В.А. 2004. - 128 с.
6. Дети и библиотека в меняющейся медиасреде. - М.: Школьная библиотека, - 2004. - 335 с.
7. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации.М., 1984.
8. Кузнецов Г.В. История отечественной журналистики (1917 - 2000). Учеб. комплекс. Учеб. пособ. - М., 2003. - 64 с.
9. Кузнецова Ю. Подростковые периодические издания: на зеркало нечего пенять. // Народное образование. - 2004. - № 8. С.233-241.
10. Лебедев М. Россия: первые периодические издания для детей. // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 11. С.80-83.
11. Мельник Г.С. Общение в журналистике. Секреты мастерства. СПб. Изд. "Питер", 2004.
12. Обухов А.С. Введение в психологическое исследование: анализ продуктов деятельности // Исследовательская работа школьников. - 2007. - № 1. С.76 - 81.
13. Одинцов В.В. Речевые формы популяризации. - М., 1982.
14. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им.В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: "А ТЕМП", 2004. - 944 с.
15. Смелкова З.С. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты: Учебное пособие / З.С. Смелкова, Л.В. Ассуирова, М.Р. Саввова, О.А. Сальникова. - 2-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 320 с.
16. Фролова С.В. Российские периодические издания для детей: обзор и классификация // Начальная школа. - №1-2003, с.108 - 114.
17. Чудинова В.П. Чтение детей и подростков в России: проблемы и перспективы. // Школьная библиотека. - 2003. - № 8. С.46-53.
18. Шалак В.И. Современный контент-анализ. Приложения в области политологии, рекламы, социологии, экономики, психологии, культурологи. М., 2006.