Хочу напомнить об известном факте биографии С.И. Мамонтова – его поездке на Север, на Мурман, как тогда говорили.
В июне 1894 года Савва Иванович вместе с С.Ю. Витте совершил двухнедельную поездку по маршруту, которым позднее, по совету С.И. Мамонтова, проехали К.А. Коровин и В.А. Серов.
Среди лиц, сопровождающих их в этом путешествии, был журналист Е.Л. Кочетов. В 1895 году он под псевдонимом Е. Львов написал книгу воспоминаний об этой поездке – ''По Студеному морю: Поездка на Север'' (М., 1895 г.).
Поездка была деловой. В то время широко обсуждался вопрос о возможности промышленного освоения Севера и, в частности, крайнего северо-запада его – Мурмана и древней Печенги.
И, как всегда, каким бы делом ни увлекался Савва Иванович, на первый план выступал художник, человек творчески и духовно одаренный. В поездку по Северу он отправился с фотоаппаратом.
На пограничной с Норвегией Паз-реке и в Печенге он собирал группы местных жителей – лопарей (саамов) и колонистов и сделал, по свидетельству очевидцев, превосходные фотографии, которые затем были показаны в павильоне ''Крайний Север'' на Всероссийской промышленно-художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде.
Где они хранятся в настоящее время мы, к сожалению, не знаем. Ценность их в том, что это были одни из немногих в те времена фотографий, снятых на Крайнем Севере. До Саввы Ивановича это сделали только молодой английский фотограф Грант в 1876 году и А.И. Кельсиев в 1877 году. Их снимки лопарей Западного Мурмана были показаны на Антропологической выставке 1879 года.
В книге Е. Львова есть эпизоды, рассказывающие о С.И. Мамонтове и его спутниках, о посещении ими Печенгского монастыря.
|
При встрече гостей с Саввой Ивановичем произошел курьезный случай. Вода в заливе стремительно убывала, начался морской отлив. Монастырская шлюпка остановилась, не достигнув берега. Надеясь пройти от шлюпки до берега по дну залива, нетерпеливый и ''быстрый на ногу'' Савва Иванович выпрыгнул из шлюпки и… увяз по грудь в иле. ''Ко всеобщей радости, это происшествие не смогло испортить приподнятого настроения даже самому пострадавшему''.
Именитых гостей встретил настоятель возобновляемого Печенгского монастыря о. Ионафан, они побывали в разных приходах Печенгского монастыря, расположенных в Печенге, Луостари, Паз-реке. Присутствовали на панихиде и литургии в часовне Рождества Христова, построенной над могилой 116 погибших монахов и трудников Печенгского монастыря.
На фотографии (из фонда музея), которую мы помещаем, здание гостиницы возле церкви Бориса и Глеба; это здание, к сожалению, не сохранилось. Сруб его был подарен Печенгскому монастырю и Борисоглебской церкви С.И. Мамонтовым.
Именно он был инициатором творческой ''командировки'' на Север (Мурман) К.А. Коровина и В.А.Серова. И не только инициатором, по словам М.В. Нестерова: ''Серов с Костей Коровиным были за счет Мамонтова на Севере – на Мурмане''.
Отрывки из воспоминаний К.А. Коровина (''Возрождение'', Париж,1932, 25 мая, №2549) об этом путешествии на Север опубликованы в 2-х-томнике ''Валентин Серов в воспоминаниях и переписке современников'', т.1, с.314-332.
К. Коровин вспоминал, что как-то он приехал к Савве Ивановичу Мамонтову, и тот сказал ему: ''Вот что, в Нижнем будет Всероссийская выставка, мы решили предложить вам сделать проект павильона ''Крайний Север'' и вы должны поехать на Мурман. Вот и Антон Серов хочет ехать с вами. Покуда до Архангельска дорога еще строится. Вы поедете до Вологды, по Сухоне, Северной Двине, а там на пароходе ''Ломоносов'' по Ледовитому океану. Я уже говорил с Витте, он сочувствует моей затее построить этот отдел на выставке'', — и показал маршрут на карте.
|
С.И. Мамонтов понимал, что Север ждет большое будущее. Задуманный им павильон ''Крайний Север'' на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году должен был привлечь внимание русских промышленников к богатствам этого района и тем самым способствовать скорейшей постройке железнодорожных линий, в которой он был заинтересован.
Из поездки друзья-художники привезли 32 этюда, часть работ была воспроизведена в книге Е. Львова ''По Студеному морю: Поездка на Север'' (М., 1895г.). Большинство этих этюдов хранится в Третьяковской галерее. Среди них те, что написаны непосредственно на Печенгской земле, в Печенгском монастыре: ''Лопарский поселок на Пазреке'' (более известен под названием ''Олень''). ''У лопарей'', ''Пароход ''Ломоносов'', ''Трифоно-Печенгский монастырь'', ''Трифонов ручей'', ''В тундре. На оленях'' и другие.
Затея С.И. Мамонтова была блестяще реализована. Свои северные работы В. Серов и К. Коровин экспонировали на ХIV периодической выставке МОЛХ в 1894 году. Их работы вызвали живой интерес.
А через полтора года после северной поездки Серова и Коровина на территории Всероссийской промышленно-художественной выставки в Нижнем Новгороде по проекту Коровина, в соответствии с замыслом С.И. Мамонтова и под его руководством, был сооружен грандиозный павильон ''Крайний Север''.
|
Выставка открылась 30 мая 1896 года. Отзывы посетителей ее были восторженными. Произведения имели не только художественное, но и познавательное значение: Архангельская железная дорога была только что построена, и большая часть населения имела весьма смутные представления о северном крае. А здесь – виды тундры, лов трески, палтуса, полярный берег с китом, северные олени, экзотические лица жителей севера, деревянные церковки и многое другое. В этом и заключалось ценнейшее и поразительное качество Саввы Ивановича Мамонтова – увлечь своим творческим замыслом, идеей талантливых людей, под стать ему самому, и подвижническим, самоотверженным трудом обеспечить реализацию любых, самых смелых проектов и планов. А процесс творчества и бывал всегда самым счастливым временем для человека с душой художника.
(Печенга.-1992.-1 февраля.- С. 2-4)