Методы диагностики проблем организации




Любая организация существует и функционирует во взаимосвязи со множеством факторов. Эти факторы по-разному воздействуют на организацию и оказывают очень существенное влияние на возможности организации, ее перспективы и стратегию. Совокупность факторов взаимодействия рассматривается в менеджменте как среда организации

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям.

Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление не только о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, но и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией.

 

Цели и задачи диагностики организации

 

Диагностика производственной деятельности организации, или ситуационный анализ, - первый вид анализа, определяющий ситуации, в которых находится предприятие, т.е. выявляющий обстоятельства, воздействующие на весь ход его производственной, хозяйственной и финансовой деятельности.

Цели диагностики - выявить место, которое занимает предприятие в общем экономическом пространстве, его текущие организационные возможности, потребляемые трудовые, материально-технические и финансовые ресурсы.

Задача диагностики - отражение основных факторов, определяющих стратегию организации, т.е. путей достижения поставленной цели.

Диагностика должна четко определить, что представляет собой стратегия предприятия.

Диагностика предприятия складывается из анализа его внешней и внутренней среды.

В первом случае выявляют и уясняют возможности и угрозы, которые могут возникнуть для предприятия в будущем, с тем, чтобы правильно представить его стратегию и общую политику.

Для осуществления диагностики внешней среды проводят:

анализ возможностей предприятия (SWOr-анализ);

анализ стратегической позиции, занимаемой предприятием;

анализ сегментов рынка;

анализ конкуренции;

позиционный анализ.

Во втором случае осуществляют комплексный анализ внутренних ресурсов предприятия:

организационно-управленческий анализ; финансово-экономический анализ.

3. Методы диагностики внутренней и внешней среды организации

3.1 SWOT- анализ

Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ.

SWOT-анализ — это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды) [1].

§ Сильные стороны (Strengths) — преимущества организации;

§ Слабые стороны (Weaknesses) — недостатки организации;

§ Возможности (Opportunities) — факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;

§ Угрозы (Threats) — факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.

Для проведения анализ необходимо:

§ Определить основное направление развития предприятия (его миссию)

§ Взвесить силы и оценить рыночную ситуацию, чтобы понять, возможно ли двигаться в указанном направлении и каким образом это лучше сделать (SWOT-анализ)

 

3.2 SNW – анализot снабжение менеджмент стратегия

SNW – анализ – это усовершенствованный SWOT-анализ.

Strength (сильная сторона), Neutral (нейтральноя сторона),

Weakness (слабая сторона).

В отличие от анализа слабых и сильных сторон по матрице SWOT-анализ, SNW – анализ так же предлагает среднерыночное состояние (N). Основная причина добавления нейтральной стороны является, то что «зачастую для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем кроме одной ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S»

3.3

Часто для анализа макросреды используется методика STEP-анализа. Термин «STEP» означает анализ макросреды, основывающийся на изучении социальных, технологических, экономических и политических факторов.

 

Методика STEP-анализа, как и все прочие перечисленные здесь методики анализа макросреды, дает наибольший результат, если анализ проводится регулярно с использованием одинакового формата. В этом случае фиксируют показатели динамики факторов и их влияние на предприятие. В итоге можно получить так называемую модель реакции конкретного предприятия на совокупность факторов макросреды. Это не что иное, как своего рода модель опыта, которая может позволить повысить качество принятия всех видов рыночных решений предприятия.

1. МЕТОД "МЕТАФОРА"1

Этот метод используется для решения нескольких задач:

- войти в контакт с руководящим составом и наиболее активными сотруд­
никами клиентной организации;

- получить первое представление о ее проблемах;

- вовлечь руководителей и других сотрудников в консультационный про­
цесс;

преодолеть напряженность, дистанцию в отношениях между консультан­
том и клиентной организацией, которые на первых порах неизбежны.

 

пусть руководитель пригласит для участия в этой процедуре тех, кому он больше других доверяет

Пусть каждый в отдельности нарисует образ вашей фирмы так, как он ее видит. Метафорически.

Когда рисунки собраны и все в сборе - обратитесь к участникам с вопросом: что хотел сказать автор этого рисунка. (т.к. рисунки анонимны участники с легкостью начнут обсуждение).

Затем проанализировать полученную информацию

Вывод

 

2. МЕТОД "КРЕСТОВИНА"

Следующая методика развивает и уточняет продукт и результаты, полу­ченные накануне.

Участникам предлагается оценить соотношение в их организации 4 ори­ентации:

- на власть, иерархию отношений;

- на внутренние проблемы организаций;

- на инициативность, инновационность персонала;

- на рынок, клиентов.

Участникам выдаются листы бумаги с нарисованными координатами. Надо расставить направление. Задаем вопрос:

-. Что преобладает в вашей организации?

Так же анонимно. Затем листы собираем, обсуждаем. Анализ данных и вывод.

 

-3. схема "Жизненного цикла" организации

(оценка участниками организации фазы жизненного цикла, на котором находится их организация),

4. анализ управленческих ошибок.

(предложение клиенту некоторого проблематизирующего материала, используя который, руководитель

оценивает положение в своей организации или состояние и качество своего управления)

5. анализ организационных патологий.

(выявление мнений сотрудников компаний в т.ч. основных руководителей о существующих патологий в их компании)

6.

Диагностическое интервью – это доверительная беседа, совместное размышление, интеллектуальный и эмоциональный диалог консультанта и руководителя, приводящий к осознанию не только самих проблем, но часто и методов их решения. Помимо интервью в арсенале консультантов, проводящих диагностику, имеются и другие методы получения диагностической информации: встречи по сбору данных, анализ управленческой документации, диагностическое наблюдение.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: