Глава II. Структурно-функциональная модель методики экологического образования современного ДОУ




2.1.

У истоков современной системы экологического образования стоял академик РАН Моисеев Н.Н. Он утверждал, что "эколо­гическое образование должно превратиться в стержень современного образо­вания"[39].

С его публикаций усиленно развивается концепция системного подхода к экологическому образованию как целостному явлению, пред­полагающая рассмотрение понятий "экологическое обучение" и "экологиче­ское воспитание" в русле единого категориально-понятийного аппарата, отражающего сущность понятия "экологическое образование". Отличительной особенностью данной концепции является усиление позиции на развитие экологической культуры личности[40].

Проанализируем различные точки зрения ученых и методистов на рас­крытие сущности понятия "экологическое образование дошкольников".

Термин "экологическое образование дошкольников" широко используется в работах Т.А. Серебряковой, Н.А. Рыжовой, Л.В. Моисеевой и др., ко­торые понимают его как целенаправленный процесс формирования культуры взаимодействия с миром природы, основанный на синтезе эмоционально-чувственного, интеллектуального и деятельностно-практического компонен­тов.

Ряд ученых полагают, что в системе общего образования, включая дошкольное экологическое образование, – это "дидактическая проекция эколо­гии как научного естественно-гуманитарного знания образования" с целью формирования соответствующих знаний и рациональных взаимоотношений подрастающего человека и окружающей среды[41].

Экологическое образование с научных позиций С.Н. Николаевой, авто­ра "Концепции экологического воспитания дошкольников", предусматрива­ет, прежде всего, формирование научного мировоззрения, так как оно являет­ся ядром сознания, придает единство духовному облику человека, вооружает его социально-значимым и экологически приемлемыми принципами подхода к окружающей среде[42].

При характеристике экологического сознания обычно выделяют следующие составляющие:

1) ознакомление дошкольников с общими представлениями о взаимоотношениях и взаимодействии общества и окружающей среды, передача нужных для этого сведений и умений, положительного отношения к делу;

2) формирование у дошкольников системы экологических представлений с элементами научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения к окружающей среде во всех видах деятельности;

3) формирование мировоззрения дошкольников, основанного на представлении о своем единстве с природой и о направленности своей культуры и всей практической деятельности человека на ее развитие;

4) формирование у детей дошкольного возраста готовности к рациональной деятельности в природе, при которой сохраняется существующее природное равновесие или создается возможность для его восстановления[43].

Экологическое воспитание в широком смысле рассматривается многи­ми учеными педагогами как общественное явление, передача социального опыта взаимодействия в четырех ведущих сферах деятельности – природе, "рукотворном мире", окружающих людях и себе самом от одного поколения другому. (Н.Н. Верзилин, Р.И. Данилов-Данильян, Д.С. Лихачев и др.).

По мнению Н.Ф. Реймерса, экологическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования и воспитания экологической культуры[44].

Экологическое воспитание с точки зрения А.В. Миронова – процесс формирования у детей экологического сознания экоцентрического типа, т.е. системы представлений о взаимоотношениях человека и природы, для кото­рых характерны отсутствие противопоставлений человека природе, воспри­ятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаи­модействию[45].

Исследуя экологическое воспитание дошкольников, большинство ученых (Н.Н. Вересов, Н.Н. Кондратьева, Н.Г. Лаврентьева и др.) считает, что "в дошкольный период образование предполагает в большей степени воспита­ние, чем обучение"[46]. Поэтому, говоря об экологическом образовании детей дошкольного возраста, можно использовать альтернативный ему тер­мин "экологическое воспитание детей дошкольного возраста".

Н.Н. Вересов предлагает начинать экологическое воспитание дошколь­ников с формирования у них основ экологического сознания, становления ценностного отношения к собственному дому - Земле, совпадающее с таким же отношением, выраженным и закрепленным в высоких образцах, явлениях материальной и духовной культуры[47].

И.В. Цветкова полагает, что "процесс экологического воспитания в широком смысле – это процесс экологизации личности, формирования ее как носителя определенного типа культуры взаимодействия с окружающей средой (природной и социальной, самим собой) под воздействием различных факторов окружающей среды (включая целенаправленный педагогический процесс) и внутренней природы человека"[48].

В узком смысле процесс экологического воспитания И.В. Цветкова оп­ределяет как "целенаправленное воздействие на духовное развитие детей, формирование у них целостных установок, нравственно-экологической пози­ции личности, умений и навыков экологически обоснованного взаимодейст­вия с природой и социумом"[49].

В то же время С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, Т.А. Серебрякова и др. считают, что "экологическое воспитание дошкольников" является значимой составной частью "экологического образования дошкольников".

Таким образом, ясно просматривается тенденция: в дошкольном возрасте процесс ознакомления с окружающим миром и природой идет через решение воспитательной задачи – развитие у дошкольников способности видеть красоту, многообразие и уникальность природы, воспитание любви и бережного отношения к ней. Эта задача решается через обогащение представлений о мире природы и развитие умения выделять основные закономер­ности явлений природы.

Т.В. Волосникова определяет сущность экологического воспитания дошкольников в обретении каждым человеком "чувства природы", умения вникать в ее мир, в ее ничем незаменимую ценность и красоту, в понимании того, что природа есть основа всего живого на Земле[50].

При разработке задач экологического воспитания представляется целе­сообразным сформулировать их следующим образом, учитывая многообраз­ные суждения ученых (Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, Л.П. Салеева, О.А. Соломенникова и др.):

1) воспитание у дошкольников норм отношения к природной среде, экологической ответственности за ее состояние;

2) выработку у детей дошкольного возраста убеждения в важности природоохранительной деятельности, формирование у них умений и навыков;

3) формирование у дошкольников потребности общения с живой природой, интереса к познанию ее законов;

4) воспитание гуманного отношения ко всему живому, высокой культуры поведения при общении с природой через понимание специфики живого организма, умение видеть в разнообразных представителях растительного и животного мира признаки живого.

5) воспитание ценностных ориентации личности ребенка, экологиче­ски мотивированного поведения детей в природе[51].

Комплексный анализ понятий "экологическое воспитание" и "экологическое обучение" позволил прийти к итоговому выводу о том, что многими учеными данные понятия рассматриваются как ведущие составляющие базо­вого понятия "экологическое образование".

Проанализируем третью составляющую экологического образования – понятие "экологическое развитие дошкольников".

Развитие понимается как "объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и ду­ховных сил человека, а обучение и воспитание есть формы развития"[52].

Развитие проявляется как прогрессивное усложнение, углубление, расширение чего бы то ни было в человеке, как переход жизни и деятельно­сти от низших форм к высшим. Развитие включает в себя физическую, фи­зиологическую, психологическую, социальную и духовную эволюцию чело­века[53].

А.В. Михеев выделяет три направления экологического развития:

– развитие у дошкольников способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций – развитие интеллектуальной сферы;

– развитие у дошкольников эстетического восприятия и способности к оценке состояния окружающей среды - развитие эмоциональной сферы;

– развитие у дошкольников убеждения в возможности решения экологических проблем, стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды - раз­витие волевой сферы[54].

Определение понятия "экологическое развитие дошкольников" с точки зрения В.М. Ворошиловой будет означать, что "экологическое развитие детей – это объективный процесс последовательного количественного и каче­ственного изменения психофизических задатков в результате взаимодействия с окружающей природо-социальной средой, выражающейся в практической экологически ориентированной деятельности"[55].

Следует отметить также, что в "Концепции содержания непрерывного образования" (дошкольное звено) 2003 года отражены основные подходы к экологическому развитию детей дошкольного возраста, предусматривающие:

– развитие познавательного интереса и любознательности дошкольников;

– создание условий для формирования представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста

– развитие у ребенка способности видеть красоту природы, чувства любви к ней и бережного отношения ко всему живому.

Таким образом, анализ научной и методической литературы позволил определить цель экологического развития дошкольников. Ее следует представить следующим образом: способствовать общему развитию ребенка средствами природы; формировать экологически целесообразное взаимодей­ствие ребенка с природой; закладывать основы экологической культуры.

Достигнуть данной цели позволяют:

– трансформация экологических знаний в отношение, активное участие дошкольников в социально-значимой работе;

– включение дошкольников в экологически направленную деятель­ность при взаимодействии с природой;

– развитие у дошкольников познавательного отношения к природе, эмоциональной восприимчивости, опыта практической деятельности;

– повышение нравственно-эстетического потенциала процесса экологи­ческого развития: изучение историко-региональных особенностей края, бли­жайшего природного окружения, участие детей в общественно-полезной ра­боте по защите и улучшению природы в знакомой для ребенка местности в посильных для выполнения работах.

Таким образом, анализ трех обозначенных нами ранее процессов экологического образования дошкольников: обучения, воспитания и развития показал, что они самым тесным образом взаимосвязаны между собой. Так, обучение и воспитание являются формами экологического развития, которое в свою очередь проявляется как развитие в интеллектуальной, эмоциональ­ной, волевой и др. сферах личности дошкольника, направленные на станов­ление у него базиса экологической личностной культуры.

Динамичность процесса экологического образования детей дошкольно­го возраста проявляется в последовательном движении от цели к результату.

В связи с этим целью экологического образованияв современном ДОУ должно стать развитие у детей устойчивых познава­тельных интересов, мотивов, потребностей к изучению природных объектов и явлений; овладение ими системой экологических знаний, умений и навыков, формирование на этой основе позитивного опыта эмоционально-ценностного отношения к природному окружению, направленных на станов­ление базиса экологической личностной культуры дошкольников.

В результате, цель развивающего экологического образования детей дошкольного возраста имеет три основных составляющих: интерес, мотив, потребность; знания, умения, навыки и опыт эмоционально-ценностного отношения к природному окружению и отражает взаимосвязь трех основопола­гающих функций экологического образования дошкольников: обучающую, воспитывающую и развивающую.

 

 

Заключение

Заключение должно соответствовать целям и задачам исследования из введения. В заключении должны быть представлены ответы на задачи.

 

В условиях модернизации российской системы дошкольного образования возникает необходимость решения проблемы обеспечения ее нового, со­временного качества. В первую очередь, она актуализируется для ее иннова­ционных составляющих, одной из которых является экологическое образова­ние дошкольников.

Исторический анализ рассматриваемой проблемы показал, что экологическое образование дошкольников как самостоятельное направление в тео­рии и практике дошкольной педагогики стало развиваться в 70-80-ые гг. XX века и первоначально характеризовалось включением природоохранных знаний в программы по ознакомлению детей с природой.

Особенно актуальным термин "экологическое образование" стал в начале 90-х годов XX века, когда появились гуманистическая парадигма обще­ственного сознания, ведущая идея которой "благоговение перед жизнью как явлением", и соответственно ей новая парадигма образования, согласно ко­торой данная составляющая образования рассматривалась как приоритетная функция культуры.

Эффективность процесса экологического образования детей дошкольного возраста определяется поэтапностью его реализации. С точки зрения методики экологического образования дошкольников, динамичность процес­са экологического воспитания детей дошкольного возраста проявляется в по­следовательном движении от цели к результату. В этой связи научно обосно­ваны основные методологические этапы, отражающие последовательность осуществления процесса экологического образования дошкольников.

Целью экологического образованияв современном ДОУ должно стать развитие у детей устойчивых познава­тельных интересов, мотивов, потребностей к изучению природных объектов и явлений; овладение ими системой экологических знаний, умений и навыков, формирование на этой основе позитивного опыта эмоционально-ценностного отношения к природному окружению, направленных на станов­ление базиса экологической личностной культуры дошкольников.

В результате, цель развивающего экологического образования детей дошкольного возраста имеет три основных составляющих: интерес, мотив, потребность; знания, умения, навыки и опыт эмоционально-ценностного отношения к природному окружению и отражает взаимосвязь трех основопола­гающих функций экологического образования дошкольников: обучающую, воспитывающую и развивающую.

 

Список литературы

Список литературы, включающий изученную и используемую литературу, свидетельствует о степени изученности проблемы и сформированности у студента навыков самостоятельной работы. Как правило, не менее 25% источников, используемых при написании курсовой работы (проекта) должны быть изданы в последние пять лет.

 

1. Аквилева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования пед. профиля. – М.: ВЛАДОС, 2001.

2. Березина Н. Воспитать "благоговение перед жизнью" // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 7. - С. 80-83.

3. Вересов Н.Н. Психологический анализ условий формирования основ экологического сознания (на материале экспериментальной учебной программы по основам экологии для детей 6 лет): дис.... канд. психол. наук - М., 1991.

4. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвещение, 1980.

5. Волосникова Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2005. – № 6. – С. 16-20

6. Волчкова В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология: практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2004.

7. Ворошилова В.М. Педагогические условия организации процесса развития экологически направленной деятельности дошкольников при взаимодействии с природой: автореф. дис.... канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2002.

8. Газина О. Играя, познаем природу // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 7. – С. 39-43.

9. Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы / под ред. А. В. Петровского. – М., 1989.

10. Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. – М.: Аркти, 2001.

11. Зверев И.Д. Экологическое образование: концепция. – М., 1994.

12. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных: кн. для воспитателя дет. сада / под ред. Н. Ф. Виноградовой. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1988.

13. Колтунова И.Р. Экополис: программа экологического образования в период детства. - Екатеринбург, 1996.

14. Кушнина Е.Г. Эколого-валеологическое образование в дошкольном образовательном учреждении: моногр.– Челябинск: ЧГПУ, 2007.

15. Лучич М.В. Детям о природе: кн. для воспитателя дет. сада / М. В. Лучич. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1989.

16. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду: кн. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989.

17. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: метод, пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы – М.: АРКТИ, 2004.

18. Мир природы и ребенок: методика экол. воспитания дошкольников: учеб. пособие для пед. училищ / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева / под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – Изд. 3-е, стер. – СПб.: Детство-Пресс, 2000

19. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах: учеб. пособие для студентов фак. педагогики и методики нач. образования педвузов / А. В. Миронов. — М.: Пед. о-во России, 2002.

20. Миронов А.В. Содержание экологического образования будущего учителя - Казань, 1989.

21. Моисеев Н.Н. Экологическое образование и экологизация образования // Биология в школе. – 1996. –№ 3. – С. 29-33

22. Моисеева Л.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: учеб.-метод, пособие. – Екатеринбург, 2004.

23. Моисеева Л.В. Экологическое образование: исторический аспект. - Екатеринбург: Уникум, 1996.

24. Мухамедьярова Р.Р. Модель регионального центра экологической подготовки педагогов начальной школы: автореф. дис.... канд. пед. наук. – Уфа, 2002.

25. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие для студентов сред, и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 1999.

26. Николаева С.Н. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста // Экологическое воспитание: опыт России и Германии. – М., 1997. – С. 192-207.

27. Пономарева Л.И. Формирование представлений о взаимодействии человека и природы в процессе экологического образования дошкольников: автореф. дис.... канд. пед. наук. – Екатеринбург, 1998

28. Реймерс Н.Ф. Экологизация. Введение в экологическую проблематику. – М.: Рос. открытый ун-т, 1992.

29. Система воспитания культуры природолюбия в дошкольном образовательном учреждении и начальной образовательной школе / И. Л. Орехова, Е. Г. Кушнина, Р. Н. Денисенко, 3. И. Тюмасева // Воспитание у подрастающего поколения культуры природолюбия. – Челябинск, 2001. – С. 115-130

30. Сулейманова Г.В. Организация взаимодействия дошкольников с природой в летний оздоровительный период как условие экологического воспитания: автореф. дис.... канд. пед. наук / Сулейманова Г. В. -Екатеринбург, 2004.

31. Сухомлинский В.А. Школа и природа // Соч.:в 5 т.-Киев, 1980.-Т. 5.-С. 565-581

32. Тюмасева 3.И. Экологическое строительство детской души: учеб. пособие. – Челябинск: Челяб. ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования, 1995.

33. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1990.

34. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников. Теория и методика внеурочной работы. – М.: Пед. о-во России, 2000.

35. Шитикова О.Н. Эколого-патриотическое воспитание младших подростков в современной общеобразовательной школе: автореф. дис.... канд. пед. наук - Челябинск, 2002

 

 


[1] Моисеева Л. В. Экологическое образование: исторический ас­пект. - Екатеринбург: Уникум, 1996.

[2] Газина О. Играя, познаем природу // Дошколь­ное воспитание. – 2006. – № 7. – С. 39-43.

[3] Моисеева Л. В. Экологическое образование: исторический ас­пект. - Екатеринбург: Уникум, 1996.

[4] Аквилева Г. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образо­вания пед. профиля. – М.: ВЛАДОС, 2001.

[5] Там же.

[6] Система воспитания культуры природолюбия в дошкольном об­разовательном учреждении и начальной образовательной школе / И. Л. Орехова, Е. Г. Кушнина, Р. Н. Денисенко, 3. И. Тюмасева // Воспитание у подрастающего поколения культуры природолюбия. – Челябинск, 2001. – С. 115-130.

[7] Харламов, И. Ф. Педагогика: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1990.

[8] Там же.

[9] Сулейманова Г. В. Организация взаимодействия дошкольников с природой в летний оздоровительный период как условие экологического воспитания: автореф. дис.... канд. пед. наук / Сулейманова Г. В. -Екатеринбург, 2004.

[10] Березина, Н. Воспитать "благоговение перед жизнью" // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 7. - С. 80-83.

[11] Тюмасева 3. И. Экологическое строительство детской души: учеб. пособие. – Челябинск: Челяб. ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования, 1995.

[12] Газман О. С. Воспитание: цели, средства, перспективы / под ред. А. В. Петровского. – М., 1989.-С.221-237.

[13] Шитикова О. Н. Эколого-патриотическое воспитание младших подростков в современной общеобразовательной школе: автореф. дис.... канд. пед. наук - Челябинск, 2002.

[14] Марковская, М. М. Уголок природы в детском саду: кн. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., дораб. – М.: Про­свещение, 1989.

[15] Там же.

[16] Система воспитания культуры природолюбия в дошкольном об­разовательном учреждении и начальной образовательной школе / И. Л. Орехова, Е. Г. Кушнина, Р. Н. Денисенко, 3. И. Тюмасева // Воспитание у подрастающего поколения культуры природолюбия. – Челябинск, 2001. – С. 115-130

[17] Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: метод, пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы – М.: АРКТИ, 2004.

[18] Там же.

[19] Колтунова И. Р. Экополис: программа экологического образования в период детства. - Екатеринбург, 1996.

[20] Там же.

[21] Там же.

[22] Моисеева, Л. В. Экологическое образование: исторический ас­пект. – Екатеринбург: Уникум, 1996.

[23] Пономарева, Л. И. Формирование представлений о взаимодейст­вии человека и природы в процессе экологического образования дошкольни­ков: автореф. дис.... канд. пед. наук. – Екатерин­бург, 1998

[24] Моисеева Л. В. Экологическое образование: исторический ас­пект. – Екатеринбург: Уникум, 1996.

[25] Сухомлинский В. А. Школа и природа // Соч.:в 5 т.-Киев, 1980.-Т. 5.-С. 565-581

[26] Там же.

[27] Там же.

[28] Моисеева Л. В. Экологическое образование: исторический ас­пект. – Екатеринбург: Уникум, 1996.

[29] Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных: кн. для воспитателя дет. сада / под ред. Н. Ф. Виноградовой. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1988.

[30] Лучич М. В. Детям о природе: кн. для воспитателя дет. сада / М. В. Лучич. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1989.

[31] Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвещение, 1980.

[32] Моисеева Л. В. Экологическое образование: исторический ас­пект. – Екатеринбург: Уникум, 1996.

[33] Николаева С. Н. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста // Экологическое воспитание: опыт России и Германии. – М., 1997. – С. 192-207.

[34] Моисеева Л. В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: учеб.-метод, пособие. – Екатеринбург, 2004.

[35] Миронов, А. В. Методика изучения окружающего мира в началь­ных классах: учеб. пособие для студентов фак. педагогики и методи­ки нач. образования педвузов / А. В. Миронов. — М.: Пед. о-во России, 2002.

[36] Зверев И. Д. Экологическое образование: концепция. – М., 1994.

[37] Моисеева Л. В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста. – Екатеринбург, 2004.

[38] Мир природы и ребенок: методика экол. воспитания дошкольни­ков: учеб. пособие для пед. училищ / Л. А. Каменева, Н. Н. Конд­ратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева / под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. –- Изд. 3-е, стер. – СПб.: Детство-Пресс, 2000

[39] Моисеев Н. Н. Экологическое образование и экологизация обра­зования // Биология в школе. – 1996. – № 3. – С. 29-33

[40] Егоренков Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и млад­ших школьников: пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. – М.: Аркти, 2001.

[41] Кушнина Е. Г. Эколого-валеологическое образование в дошко­льном образовательном учреждении: моногр. – Челябинск: ЧГПУ, 2007.

[42] Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошколь­ников: учеб. пособие для студентов сред, и высш. пед. учеб. заведе­ний. – М.: Академия, 1999.

[43] Мухамедьярова Р. Р. Модель регионального центра экологиче­ской подготовки педагогов начальной школы: автореф. дис.... канд. пед. наук. – Уфа, 2002.

[44] Реймерс Н. Ф. Экологизация. Введение в экологическую про­блематику. – М.: Рос. открытый ун-т, 1992.

[45] Миронов, А. В. Содержание экологического образования буду­щего учителя - Казань, 1989.

[46] Вересов, Н. Н. Психологический анализ условий формирования ос­нов экологического сознания (на материале экспериментальной учебной про­граммы по основам экологии для детей 6 лет): дис.... канд. психол. наук - М., 1991

[47] Там же.

[48] Цветкова И. В. Экологическое воспитание младших школьников. Теория и методика внеурочной работы. – М.: Пед. о-во России, 2000.

[49] Там же.

[50] Волосникова Т. В. Основы экологического воспитания дошкольни­ков // Дошкольная педагогика. – 2005. – № 6. – С. 16-20

[51] Волчкова В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского са­да. Экология: практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2004.

[52] Харламов И. Ф. Педагогика: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1990.

[53] Там же.

[54] Моисеева Л. В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: учеб.-метод, пособие. – Екатеринбург, 2004.

[55] Ворошилова В. М. Педагогические условия организации процесса развития экологически направленной деятельности дошкольников при взаи­модействии с природой: автореф. дис.... канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2002.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: