ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ
Содержание:
1. Работа с домашним заданием. Самопроверка.
2. Новый материал "ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ"
3. Вопросы для самопроверки
4. Домашнее задание
Работа с домашним заданием
Правильные ответы на вопросы по домашнему заданию
Ситуация 1. Правильный ответ - развитие соответствует возрасту ребенка на 3-6 месяца
Ситуация 2. Правильный ответ - развитие соответствует возрасту ребенка в 9-14 месяцев
Ситуация 3. Правильный ответ - развитие соответствует возрасту ребенка 3-4 лет
Ситуация 4. Правильный ответ - физическое развитие соответствует возрасту ребенка, эмоциональное развитие - соответствует 6 годам
Новый материал ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ
Для приемных детей характерна неравномерность в развитии. Все мы делаем предположения относительно поведения людей и уровня их развития на основе их возраста. Это действует, потому что у большинства людей развитие идет нормально. Большинство аспектов их развития соответствуют возрастным нормам. ЭТО ОЗНАЧАЕТ, ЧТО ВОСЬМИЛЕТНИЙ РЕБЕНОК ФИЗИЧЕСКИ, ЭМОЦИОНАЛЬНО, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО, АКАДЕМИЧЕСКИ И СОЦИАЛЬНО НАХОДИТСЯ НА УРОВНЕ ВОСЬМИ ЛЕТ РАЗВИТИЯ. Если бы мы посмотрели на мозаику, представляющую развитие этого ребенка, то на всех ее кусочках было бы указано - "восемь лет". Но для детей, в чьей жизни имели место обстоятельства, приведшие к задержке развития, НЕРЕАЛЬНО ОЖИДАТЬ, ЧТО ИХ РАЗВИТИЕ БУДЕТ СООТВЕТСТ-ВОВАТЬ ИХ ВОЗРАСТУ. ИХ ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ ПРИВЕЛ К ТОМУ, ЧТО В НЕКОТОРЫХ ЗОНАХ ИХ РАЗВИТИЕ МОЖЕТ БЫТЬ НОРМАЛЬНЫМ, НО МОЖЕТ ДЕМОНСТРИРОВАТЬ ЗАДЕРЖКИ В ДРУГИХ ЗОНАХ. Например, у ребенка может быть нормальное умственное и физическое развитие для его возраста, но его эмоции, социальные и академические навыки и умения могут функционировать на уровне, соответствующем возрасту, много меньшему, чем собственный возраст ребенка.
хронологический внешний облик хронологический внешний облик
возраст - 8 лет 7лет возраст - 8 лет 8 лет
интеллектуальный школа, 1-ый класс интеллектуальный школа
возраст - 8 лет 7 лет возраст - 8 лет 8 лет
эмоциональный социальный эмоциональный социальный
возраст - 1 год возраст - 2-3 года возраст - 8 лет возраст - 8 лет
культурный, жизненный опыт культурный жизненный опыт
этнический и религи- 17-18 лет этнический и религиозный 8 лет
озный опыт опыт
ТАБЛИЦА. ФАЗЫИ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В НОРМЕ
Возраст | Физическое развитие | Эмоциональное/ социальное развитие | Интеллектуальное развитие |
0-3 месяца | Родился с врожденными рефлексами: сосательным и хватательным Поднимает головку, когда его держат на руках Двигает активно ручками и ножками Может следить взглядом за предметами | Хочет получить удовлетворение своих потребностей Улыбается спонтанно и в ответ на улыбку Любит двигаться, когда его держат и качают на руках | Лепечет Улыбается и выражает удовольствие, когда видит лица знакомых людей |
3-6 месяцев | Переворачивается Держит головку в сидячем положении Встает на коленки и делает ползающие движения Дотягивается до предметов | Улыбается в ответ на улыбку Громко смеется Общителен со всеми, но узнает маму Реагирует на щекотку | Узнает непосредственных воспитателей Берет игрушку двумя руками С интересом наблюдает за происходящим |
6-9 месяцев | Сидит самостоятельно и долго Учится ползать Залезает на лестницу Развивается координация между глазами и руками | Предпочитает непосредственных воспитателей Может заплакать при приближении незнакомых людей Обычно выражает беспокойство, когда его забирают у мамы/папы | Тянет все в рот Решает простые проблемы, например, удаляет помеху в сторону, чтобы добраться до нужного предмета Перекладывает предметы из руки в руку Реагирует на внешние изменения и может повторить действие, приведшее к этому (например, звук погремушки) Многократно роняет игрушку Интересуется мелкими предметами Начинает различать слова |
9-14 месяцев | Увеличение подвижности, стремление лазить и ползать! Стоит и ходит у опоры Учится ходить самостоятельно Учится брать предметы пальчиками Ест самостоятельно | Распространяет привязанности с непосредственных воспитателей на окружающих, проявляет интерес к исследованию мира Демонстрирует постоянство объектов: знает, что есть родители, и что они вернутся (что помогает ему справится с чувством беспокойства, когда они уходят) Проявляет дружелюбие и нежность к воспитателям в большей мере, чем к новым знакомым | Демонстрирует намеренное поведение, начинает действовать Стремится к приобретению сенсорного опыта, исследует все, стремится прикоснуться и попробовать ртом каждый предмет Проявляет любопытство ко всему Осознает, что существуют объекты, когда не видит их, и ищет их (сознание постоянства объектов) Смотрит неотрывно долго, чтобы получить информацию о происходящем |
14-24 месяца | Ходит и бегает Пьет из чашки Переворачивает страницы книжки Рисует на бумаге беспорядочные линии Ходит спиной вперед Любит выполнять новые действия Использует пальчики для достижения лучшего результата Любит упражнения, лазить и кататься с горки Складывает в башню из 2- 3 кубиков | Проявляет негативизм, стадия слова "НЕТ" Начинает осознавать себя как независимую личность и отстаивать свою независимость Определяет границы дозволенного Развивает концепцию самого себя, страх перед болью, стадия первой помощи, требует все, выясняет принадлежность предметов - "мой". Стремится быть рядом с мамой и стремится постоянно общаться с ней, ищет одобрения, просит помощи | Пользуется речью, чтобы получить удовлетворение непосредственных потребностей: "мой", "кушать" Имитирует слова с готовностью и понимает больше, чем может сказать Может мысленно продумывать действия, помнит образы, память улучшается, пробует проверить, что может случиться Учится пользоваться разными способами для достижения цели, например, поворачивает и наклоняет предметы, чтобы просунуть их через прутья кроватки Много времени тратит на исследование одного предмета Любит играть с другими детьми |
2-3 года | Обладает достаточным мышечным контролем для того, чтобы учиться пользоваться туалетом Очень подвижен, навыки совершенствуются Пользуется ложкой Бросает и пинает мяч Разбирает простые предметы и собирает их Хорошая координация между глазами и руками, может собирать простые мозаики, нанизывать бусины на нитку и ставит кубик на кубик | Не любит делиться Учится контролировать свои желания, стремится угодить родителям, но иногда не справляется с импульсами Демонстрирует нежность, особенно по отношению к воспитателям Сам занимает себя игрой Может общаться с другими и поддерживать отношения Проявляет интерес к сверстникам | Способен думать перед тем, как начать действовать Много говорит Любит говорить сам с собой и с другими Любит творческие занятия, например, строить, рисовать, лепить Любит изображать и имитировать действия других Обдумывает и решает проблемы в уме до начала действий (выходит из стадии ограничения действия) |
3-4 года | Прыгает с места Спускается по лестнице Балансирует на одной ноге Умеет пользоваться туалетом Начинает самостоятельно одеваться Строит из кубиков и конструктора Развивается контроль мелкой мускулатуры Обладает неограниченной энергией | Знает свое имя, пол, возраст и рассматривает себя как часть семьи Не любит делиться Играет рядом с другими детьми и начинает общаться с ними Помогает по дому, выполняя мелкие поручения Любит казаться "большим" и учиться новому | Верит, что у всего есть причина, и спрашивает "почему" Использует символическую игру, живет в мире своей фантазии Любит имитировать и исполнять роли Различает числа, сравнения и цвета Общается и задает вопросы Интересуется буквами Умеет рисовать беспорядочные значки и линии |
4-6 лет | Имеет хорошую координацию движений и учится многим новым умениям Улучшается ловкость пальчиков, может держать и использовать карандаш, резать ножницами, ловить мяч, пользоваться вилкой и ложкой, чистит зубы щеткой Лазит, прыгает, перепрыгивает через предметы и любит показывать трюки | Играет вместе со сверстниками Делится своими вещами и ждет своей очереди Развивает осознание своей этнической и половой принадлежности Демонстрирует независимость Защищает себя и стоит за справедливость Осознает, кто есть его родители, и подражает им Часто заводит "лучших друзей" Показывает то, чему научился, взрослым Постоянно развивает представление о самом себе на основании реакций других людей | Демонстрирует развитие внимания Понимает причинно-следственные отношения Расширение драматической игры с вниманием к деталям и реальности происходящего Комплексное улучшение и расширение речи Выражает идеи, задает вопросы, участвует в обсуждении Говорит четко Знает и может назвать членов семьи и друзей |
6-12 лет | Любит пользоваться новыми навыками и умениями в области как общей, так и мелкой моторики (движения) Любит добиваться успехов в спорте Энергичен и обладает хорошим аппетитом Увеличивается в весе и росте на постоянной основе Координация движений и физическая сила улучшаются Пропорции тела постепенно становятся похожими на пропорции взрослого человека | Совершенствуются личные качества Действует независимо и уверенно, но временами подетски и глупо Любит работать и играть с другими и один Развивает чувство осознания самого себя частично через успехи в школе Обладает чувством коллективизма, осознает себя через то, что говорят о нем сверстники Играет преимущественно с представителями своего пола Начинает сталкиваться с конфликтами между ценностями родителей и сверстников Обладает сильным чувством справедливости и честной игры Верит в важность правил Любит проявление ласки со стороны взрослых, нуждается в их помощи Предполагает, что отвечает сам за себя и может заботиться о младших в семье | Любит проекты с определенной задачей, такие как шитье, приготовление блюда, выпиливание Много и часто пользуется речью, любит шутить, использует язык творчески Задает вопросы, связанные с определенным фактом, хочет знать, как, почему и когда Любит сочинять истории, пьесы и кукольные спектакли Может иметь дело с абстрактными понятиями Судит об успехе в умении читать, писать и решать задачи |
12-18 лет | Ощущает резкое увеличение роста. У мальчиков увеличение роста и веса происходит между 12 и 14 годами; у девочек рывок роста отмечается между 10 и 12 годами Могут испытывать беспокойство по поводу физических изменений и тревогу из-за того, что их внешность далека от идеала Достигает сексуальной зрелости и увеличивает сексуально-ориентированные связи | Нуждается в помощи, чтобы справиться с чувствами, возникающими в связи с наступающими изменениями в организме, при самоопределении и определении жизненных ценностей Демонстрирует перепады в настроении, часто не знает, как выразить гнев Любят общественные мероприятия в школе Полностью полагается на сверстников, борется за независимость с родителями Старается приспособиться к нормам поведения в группе Заводит тесные дружеские контакты и эмоциональные привязанности Интересуется значимыми межличностными отношениями и развивает собственный моральный кодекс поведения Ищет эмоциональные связи вне семьи, меньше зависит от семьи в отношении получения ласки и эмоциональной поддержки Вступает в конфликты с родителями по поводу ожиданий, например, возможных достижений Начинает определять себя как отдельную личность и может переходить к экстремальным стрижкам, одежде, разрушительному поведению Часто ощущает непонимание со стороны родителей | Демонстрирует повышенный и пониженный интерес к школе или потерю интереса к учебе Добивается впечатляющих изменений в развитии познавательных навыков Умеет рассуждать, выдвигать гипотезы и проверять их практикой Способен к самоанализу и выявлению различий между тем, что есть, и что могло бы быть Начинает задумываться и иногда делать выбор относительно будущей профессии Интересуется зарабатыванием денег, устраивается на работу с неполным рабочим днем |
Андрей, 8 лет, с задержками в развитии Андрей, 8 лет, без задержек в развитии
Развитие приемного ребенка можно сравнить с мозаикой, где на каждом кусочке обозначены разные возрасты или уровни развития. Приемным родителям и усыновителям важно определить достоинство каждого кусочка мозаики и понять уровень функционирования каждого аспекта развития ребенка.
Посмотрите на мозаику развития Андрея.
НОРМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (ПРАВЫЙ СТОЛБИК)
Если бы Андрей воспитывался бы в любящей его семье и (или) не пережил боль разлуки и потери, то его развитие соответствовало бы норме. Т.е., в 8 лет он выглядел бы на свой возраст, был интеллектуально развит на 8 лет, учился бы во 2-м классе, имел бы эмоциональное и социальное развитие на данный возраст. Его жизненный опыт был примерно таким же, как и у других 8-ми летних детей.