Двухфакторная теория Ф. Герцберга.




Фредерик Герцберг (1923 — 2000) - американский психолог, стал одной из самых влиятельных фигур в сфере управления бизнесом; автор двухфакторной теории мотивации, ввел понятия мотиваторов и гигиенических факторов. Публикация: «Еще раз, как вы мотивируете сотрудников?».

В 1950-1960 гг Ф. Герцберг с коллегами провел исследование факторов, оказывающих мотивирующее и демотивирующее воздействие на поведение человека и вызывающих его удовлетворенность и неудовлетворенность.

 

 

Рис. 16. Связь между теориями А. Маслоу и Ф. Герцберга

Существует непрерывный и бесконечный переход от неудовлетворенности к удовлетворению, при этом 2 группы факторов определяют, какие чувства испытывает человек к работе, соответственно, существует и 2 шкалы.

Рис. 17. Теория Ф. Герцберга

Процессы обретения удовлетворенности и нарастания неудовлетворенности с т.зр. обусловливающих их факторов являются 2-я различными процессами, т.е. факторы, вызывающие рост неудовлетворенности, при их устранении, необязательно приводят к увеличению удовлетворенности. И, наоборот, из того, что какой-либо фактор способствовал росту удовлетворенности, не следует, что при ослаблении влияния этого фактора будет расти неудовлетворенность.

Процесс «неудовлетворенность – отсутствие неудовлетворенности» определяется влиянием факторов, в основном связанных с окружением, в котором осуществляется работа. Это внешние факторы. Их отсутствие вызывает у работников чувство неудовлетворенности, но и наличие их необязательно вызывает состояние удовлетворенности.

К этим поддерживающим факторам (или факторам здоровья, гигиеническим факторам) относятся: заработная плата, условия труда, гарантия занятости, межличностные отношения с непосредственным руководителем, с коллегами, с подчиненными, политика и стиль управления компании, техническое руководство, частная жизнь, статус.

Процесс движения к удовлетворенности в основном находится под влиянием факторов, связанных с содержанием работы (внутренние факторы). К мотивирующим факторам относятся: личный успех, признание, продвижение, работа, позволяющая в полной мере проявить свои знания и опыт (результат которой представляется исполнителю важным и значительным сам по себе), возможность карьерного роста, ответственность.

Дэвид МакКлелланд (1917-1998) - американский писхолог, автор теории приобретенных потребностей; был награжден премией Американской ассоциации психологов за выдающийся научный вклад. Теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда связана с изучением и описанием влияния следующих видов потребностей

Рис.19. Связь между теориями А. Маслоу и Д. МакКлелланда

 

Таблица 8. Взаимосвязь групп потребностей и форм их проявления

 

ü Власти, т.е. желания воздействовать на людей;

ü Достижения (успеха), т.е. личной ответственности за поиск решения в конкретных ситуациях и ожидания определенных поощрений за достигнутые результаты при умеренном риске;

ü Соучастия (причастности или принадлежности), т.е. предпочтение работы, связанной с возможностями широкого общения

Потребности достижения, соучастия и властвования не исключают друг друга и не расположены иерархически. Проявление влияния этих потребностей на поведение человек в большей степени зависит от их взаимовлияния. Например, если человек занимает руководящий пост и имеет высокую потребность властвования, то для успешного осуществления управленческой деятельности желательно, чтобы его потребность в соучастии была относительно слабо выражена.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: