Глава 1.Интернет – зависимость у подростков.




Содержание

Введение    
Глава 1. Интернет - зависимость у подростков    
Глава 2. Исследования интернет - зависимости у подростков МБОУО гимназии 36    
Заключение    
Список литературы    
Приложения    

 

Проставь страницы

 

Введение

Компьютерные сети, как вид телекоммуникации принципиально новый пласт социальной реальности, который привел к появлению нового вида аддикции Интернет-зависимости. Проблема зависимости от сети Интернет достаточно молодая. В связи с возрастающей в последнее время компьютеризацией и «интернетизацией» российского общества стала актуальной проблема патологического использования Интернета.

Подростковый возраст наиболее подвержен разным видам зависимостей, в том числе и Интернет-зависимости. Основными пользователями Интернета в России на сегодняшний день, по данным многочисленных социологических опросов, являются молодые люди в возрасте от 13 до 18 лет, большая часть которых - школьники. Интернет для них является не только информационным пространством, средством общения, но и зачастую средством ухода от реальности и (или) получения удовольствия. Поэтому выявление развития Интернет-зависимости в школьной среде становится особенно актуальным в последнее время, так как в большинстве своём именно среди школьников выявляется наибольшая часть Интернет-зависимых.

Актуальность темы исследования. Одним из самых значимых процессов в современной России является переход к информационному обществу. Интернет является ключевой технологией информационной эпохи. А широкое внедрение информационных технологий в жизнь современного человека имеет как позитивные, так и негативные последствия.

Цель исследования: анализ понятия интернет-зависимости, изучение уровня интернет зависимости у подростков и старших школьников МБОУО гимназии 36.

Задачи исследования:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме интернет-зависимости у школьников;

2. Разработка диагностической программы исследования и ее реализация;

3. Анализ полученных в ходе исследования результатов;

4. Разработка профилактической программы интернет-зависимости у подростков.

Объект исследования: интернет зависимость.

Предмет исследования: уровень интернет-зависимости подростков и старших школьников МБОУО гимназии 36

Гипотеза исследования: уровень интернет зависимости у гимназистов невысокий, уровень зависимости повышается от 7 класса к 11, у девочек уровень зависимости ниже, чем у мальчиков. Дети проводят в сети значительно больше времени, чем рекомендовано гигиенистами.

В исследовании использованы следующие методы:
- теоретический: анализ психолого-педагогической литературы;
- психодиагностический: тестирование;

- метод статистической обработки результатов: количественный и качественный анализ полученных в ходе диагностики результатов.

Практическая значимость исследования

Материалы исследования могут быть использованы в практической деятельности психолога гимназии и классных руководителей в работе с подростками и коррекции личностного развития школьников.

Структура работы.

Структура работы определена задачами исследования, логикой раскрытия темы и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из источников и приложения.

 

 

Глава 1.Интернет – зависимость у подростков.

Явление Интернет-зависимости начало изучаться в зарубежной психологии с 1994 года. Интернет-зависимость определяется как "навязчивое (компульсивное) желание выйти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернет, будучи on-line". Исследователи приводят различные критерии Интернет-зависимости:

 Постоянное ожидание следующего выхода в Интернет

 Жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет

 Жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет

 Два или больше из следующих симптомов (развиваются в течение периода времени от нескольких дней до месяца): психомоторное возбуждение; тревога; навязчивые размышления о том, что сейчас происходит в Интернет; фантазии или мечты об Интернет

 Интернет часто используется в течение большего количества времени или чаще, чем было задумано.

 Существуют постоянное желание или безуспешные попытки прекратить или начать контролировать использование Интернет.

 Огромное количество времени тратится на деятельность, связанную с использованием Интернет (покупку книг про Интернет, поиск новых браузеров, поиск провайдеров, организация найденных в Интернет файлов).

 Значимая социальная, профессиональная деятельность, отдых прекращаются или ограничивается в связи с использованием Интернет.

В большей степени зависимыми становятся дети и подростки, имеющие нестабильные и конфликтные семейные или школьные отношения, не приверженные никаким серьезным увлечениям. Именно они находят в виртуальном мире отдушину и считают свое пребывание в сети или успехи в компьютерной игре достаточными для самоутверждения и для улучшения психического состояния.

Участие в виртуальном мире позволяет детям и подросткам расслабиться и абстрагироваться от психологических проблем в реальном мире, но это происходит лишь на момент пребывания в виртуальном пространстве. Для них реальный мир неинтересен и полон опасностей, так как большинство зависимых - это люди, плохо адаптирующиеся в социуме. Вследствие этого человек пытается жить в другом мире - виртуальном, где все возможно, все дозволено, где он сам устанавливает правила игры. Логично предположить, что выход из виртуальной реальности является болезненным: человек вновь сталкивается с ненавистной для него реальностью, что и вызывает снижение настроения и активности, ощущение плохого самочувствия.

На данный момент не существует конкретных рекомендаций по разрешению психических проблем людей (в частности, детей и подростков) в области компьютерной зависимости. Человечество не имеет еще достаточного опыта в решении данной проблемы, и все ныне существующие методы лечения компьютерной зависимости имеют больше отношение к лечению зависимости от наркотиков, спиртных напитков или курения.

Не стоит забывать о том, что компьютер, Интернет и все, что с этим связано – это не только болезненное увлечение, но и то, что очень увлекает практически каждого подростка. Почему?

Большое значение здесь имеет то, что в этом виртуальном мире подросток сам себе хозяин, там он ни от кого не зависит, сам распоряжается тем, что у него есть, сам оценивает свои ошибки и промахи, и сам может их исправить – там он занимается тем, что ему действительно интересно. Поэтому если вы поймете, какие же игры его привлекают больше всего, и почему именно эти, а не другие, вы можете получить очень ценную информацию об его истинных интересах и способностях.

Многие компьютерные игры имеют обучающий компонент и развивают действительно важные навыки, которые могут пригодиться вашему подростку в будущем. Такие, например, как скорость внимания, умение ориентироваться в сложных ситуациях, умение планировать свои действия, умение добиваться цели и умение проигрывать.

Исключением являются так называемые игры-стимуляторы – «стрелялки» и «гонки». Если ваш подросток в основном увлекается ими, и никакого разнообразия в его вкусах не наблюдается, то он просто нашел способ скинуть напряжение, расслабиться. В таком случае, возможно, ему не хватает движения, физической активности, и можно подумать о каком-нибудь виде спорта или турпоходе, где он может попробовать совершить те же самые подвиги, но в реальности, а не в виртуальном мире.

Часто подростки просиживают за компьютером из-за общения «по сети». Такое общение привлекательно для них тем, что это безопасно – тебя никто не видит, можно не смущаясь и не боясь оценки обсудить любую волнующую тему, создается ощущение причастности к большой компании, своей «тусовке». А для подростков общение с друзьями и своя компания всегда стоят на первом месте.

Зависимость у подростков от наличия глобальной сети может приобрести такие формы:

· [1]Киберсексуальная зависимость – просмотр порносайтов, занятия виртуальным сексом, общения в соответствующих чатах. Провоцирует восприятие объекта противоположного пола как только партнера для секса, что делает невозможным нормальные отношения и создание крепкой семьи;

· приобщение к виртуальным знакомствам – находя приятелей только в сети Интернет, утрачивается связь с реальным миром и возможность развития дружеских отношений в обычной жизни;

· игровая зависимость – многообразие игр самых разных жанров и их доступность позволяет подростку с увлечением проводить перед монитором сутки напролет. Стойкая зависимость от игр может поглотить не только время на социально активную жизнь, но даже время, необходимое на элементарный уход за собой: питание, внешний вид, отдых, естественные потребности. В мире известно множество случаев смертей за компьютером из-за чрезмерного истощения в результате продолжительных игр;[2]

· Web-серфинг – бессмысленное перемещение от одного ресурса к другому. Зависимые объясняют это как элемент самоуспокоения.

[3] Симптомы Интернет зависимости:

· агрессия, подавленное настроения, беспокойство и резкий упадок сил ребенка при внезапной невозможности подключиться к сети или ограниченном доступе к ПК;

· внезапные проблемы с успеваемостью;

· ограниченное общение со сверстниками;

· изменение привычек и интересов;

· частые и продолжительные игры на ПК;

· постоянное использование Интернет – с раннего утра и до позднего вечера;

· повышенная раздражительность в ответ на необходимость выполнения обязанностей.

Как избавиться от подростковой интернет-зависимости.

От интернет-зависимость можно избавиться, если переключить внимание подростка на что-либо другое. Для этого, в первую очередь, обратите внимание на образ жизни вашей семьи — достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку, есть ли у вас свои интересы и разделяет ли он их, как часто вы собираетесь все вместе, чтобы выйти на природу, сходить в музей, покататься на велосипедах… Если такого нет, попробуйте начать прямо сейчас – поговорите с подростком, дайте понять ему, что вам искренне интересны все его мыли и дела; предложите ему придумать какое-нибудь совместное мероприятие. Занятия спортом, путешествия и прогулки, общение с друзьями, интересы которых шире, чем жизнь онлайн – всё это способствует появлению новых жизненных целей и приоритетов у молодого человека. Главное, чтобы ваши с ним отношения носили не формальный, а искренний и доброжелательный характер, ведь часто дети с головой уходят в интернет именно из-за нехватки родительской любви и внимания. Еще одна причина – неудачи в сфере общения со сверстниками. В таком случае необходимо помочь подростку обрести уверенность в себе, объяснить ему, что погружение в виртуальный мир – это не выход и не решение проблемы и найти способ расширить круг общения ребенка (например, можно записать его в какой-либо кружок по интересам или отправить отдыхать в хороший детский лагерь – там будут другие ребята, с которыми ему, возможно, удастся наладить контакт). Впрочем, научить подростка общаться со сверстниками может помочь детский психолог. Вообще к помощи психолога или психотерапевта необходимо прибегнуть также в том случае, если компьютерная зависимость подростка затянулась или приобрела слишком серьёзный характер.

Лечение Интернет-зависимости.

Лечение компьютерной зависимости может осуществляться различными методами, среди которых – использование медикаментозных препаратов, гипноз и психотерапия. Однако в каждом конкретном случае для пациента вырабатывается индивидуальная программа преодоления тяги к компьютерным играм и Интернету. Чаще всего наши специалисты используют комплексный подход в работе с теми, кто нуждается в помощи. Такая методика особенно актуальна, если лечение интернет зависимости пациентов проводится на последних стадиях недуга, когда человек находится в весьма подавленном эмоциональном состоянии, отказывается от полноценного питания и нуждается в восстановлении функционирования организма на физическом уровне. В то же время интернет зависимость у подростков может принимать весьма необычные формы, схожие по симптомам с раздвоением личности. И в этом случае первостепенная роль отводится психическому воздействию на юных пациентов, которые живут в иллюзорном мире.
Однако лечение у подростков компьютерной зависимости не исключает и использование лекарственных препаратов. К ним, в частности, относятся всевозможные витамины и седативные препараты, которые оказывают успокаивающее воздействие и позволяют нормализовать эмоциональное состояние юных пациентов. В особо сложных случаях специалисты рекомендуют прибегать к помощи гипноза, благодаря которому заядлого интернет-пользователя либо игрока удается вырвать из виртуального мира, внушив, что пациент занимается самообманом и лишь усугубляет сложившуюся ситуацию.
Перед тем, как избавиться от интернет зависимости, необходимо помнить, что при этой форме расстройства нервной системы весьма часто случаются рецидивы. Поэтому на время лечения, которое лучше всего проводить в клинических условиях, пациента нужно полностью оградить от негативного воздействия компьютера, а также создать для него максимально комфортные психологические условия, позволяющие как можно быстрее преодолеть депрессивное состояние



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: