Для изучения вовлеченности подростков и юношей в интернет зависимость мы предложили учащимся трёх классов нашей гимназии выполнить авторский тест (К.Керделлан, Г.Грейзион) на выявление интернет- зависимости (Приложение 1). Тест включает в себя 20 закрытых вопросов и выявляет наличие интернет-зависимости и ее уровень (низкий, средний и высокий, который и диагностирует непосредственно наличие зависимости у молодых людей) Тест авторами предназначен для работы с молодыми людьми, мы изменили некоторые вопросы теста, адаптировав его к подросткам и юношам. Каждый вопрос имеет пять вариантов ответа, впоследствии баллы за каждый вопрос суммируются и по сумме баллов определяется уровень вовлеченности.
Также респондентам был предложено ответить на дополнительные вопросы с открытыми ответами. Вопросы были составлены авторами данной работы и предназначались для выяснения времени, проводимого подростками в интернете, видом деятельности в сети и предпочтениями в социальных сетях (Приложение 2).
При обработке материалов сравнение данных проводилось как по разным возрастным группам, так и по полу испытуемых.
В исследовании участвовало 67 учеников гимназии №36 11-х и 7 классов. Со сводными таблицами опроса можно ознакомиться в Приложении 2 и 3.
Анализ результатов:
Всего опрошено 67 учащихся 11-х и 7 классов. Высокого уровня интернет зависимости у учащихся не выявлено. В целом по выборке выяснилось, что у 91% испытуемых степень вовлеченности низкая и только у 9% средняя. Именно этих учащихся можно отнести к группе риска по возникновению зависимости.
В седьмых классах в исследовании участвовало 23 учащихся. Высокого уровня интернет зависимости не выявлено, средний уровень продемонстрировали 4% подростков от всех исследованных семиклассников.
|
Гендерный анализ показал, что различий в результатах тестирования в седьмых классах среди мальчиков и девочек нет.
В 11-х классах в исследовании участвовало 44 юноши и девушки двух классов.
Высокого уровня интернет зависимости не выявлено, средний уровень продемонстрировали 11% учащихся, что выше, чем у учащихся седьмых классов.
Гендерный анализ показал, что девочки в 11-х классах несколько более зависимы от Интернета, чем мальчики (средний балл по тесту у мальчиков 28, у девочек 30).
Результаты обработки данных по дополнительным открытым вопросам.
Учащимся были заданы следующие вопросы:
1. Сколько часов в день вы в среднем проводите у компьютера?
2. Посещаете ли вы социальные сети (если да, то укажите какие)?
Анализ ответов показал следующую картину:
Средняя продолжительность работы за компьютером
Часов | 7 класс | 11 класс | ||
Девочки | Мальчики | Девочки | Мальчики | |
Менее 1 часа | 2(13%) | 1(14%) | 2(7%) | 0(0%) |
1 – 2 часа | 5(31%) | 1(14%) | 5(18%) | 2(13%) |
2 – 4 часа | 6(38%) | 2(28%) | 7(25%) | 11(69%) |
Больше 4 часов | 3(19%) | 3(43%) | 14(50%) | 3(19%) |
Таким образом, мы видим, что в седьмом классе 57% девочек и 71% мальчиков проводят за компьютером более 2-х часов в день (это 87% от всех опрошенных), в то время как гигиенической нормой предусмотрено не более 1 часа. Эта норма соблюдается только 13% девочек и 14% мальчиков (13% от всех опрошенных). И, что особенно тревожно, 43% мальчиков семиклассников и 19% девочек этого возраста проводят за компьютером более четырех часов в день! Это 61% всех опрошенных. А в одиннадцатых классах число таких учеников еще более возрастает. Причем к этой группе относятся 50% девочек (!) и только 19% мальчиков. Это всего 80% от всех участников исследования!
|
В одиннадцатых классах более двух часов проводят за компьютером 75% девочек и 88% мальчиков (95% всех опрошенных). А соблюдают медицинские рекомендации только 7% девочек.
Наиболее посещаемые учениками социальные сети.
Социальная сеть | Процент посещаемости | Пол | |
Д | М | ||
1.Вконтакте | 100% | 50% | 50% |
2.Твиттер | 25% | 21% | 4% |
3-4.Инстаграм | 23% | 20% | 3% |
3-4.Mail.ru | 23% | 14% | 9% |
5.Одноклассники | 20% | 16% | 4% |
6.Skype | 9% | 4% | 5% |
Таким образом, можно видеть, что хотя социальные сети посещают все учащиеся, большее число девочек посещают разные сети, чем мальчики.
Заключение.
В данной работе мы исследовали уровень вовлеченности школьников в зависимость от интернета и время, проводимое школьниками за компьютером.
Наша гипотеза подтвердилась: учащихся со сформировавшейся интернет-зависимостью в исследованных классах не обнаружено, но 9% обследованных имеют средний уровень вовлеченности и их можно отнести к группе риска. Как мы и предполагали, уровень вовлеченности несколько увеличивается с возрастом учащихся (4% среднего уровня у седьмых классов против 11% у 11-х).
Значимых различий между мальчиками и девочками не обнаружено, хотя средний балл по тесту у девочек 11-х классов несколько выше, чем у мальчиков. И мальчики, и девочки седьмых классов в равной степени вовлечены в Интернет.
Самая большая степень вовлечённости в Интернет наблюдается у девочек 11- х классов. У них же 50% опрошенных проводят за компьютером более четырех часов в день! Только 13% семиклассников и 7% одиннадцатиклассников соблюдают медицинские рекомендации по работе за компьютером.
|
Учащиеся 11-х класс проводит в Интернете больше времени чем подростки седьмого класса. Процент учащихся, проводящих в сети в сети более двух часов в день возрастает от седьмого (87%) к одиннадцатому классу (95% всех респондентов).
Наиболее посещаемыми подростками социальными сетями являются:
1. Вконтакте
2. Твиттер
3. Инстаграм, Mail.ru.
Девочки посещают больше социальных сетей. Чем мальчики.
Таким образом, мы выяснили, что, хотя настоящей интернет - зависимости у обследованных учеников не наблюдается, они в подавляющем своем большинстве проводят за компьютером более двух часов времени в день, а от 60 (7 класс) до 80% (11 класс) респондентов и более четырех часов! Такой «режим дня» не может не сказаться на здоровье и развитии школьников.
Список литературы.
1. К.Керделлан, Г.Грезийон «Дети процессора» // У-Фактория, 2006 г.
2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Интернет-зависимость
3. takzdorovo.ru›Дети› Подростки › В случае интернет - зависимости
Приложения
Приложение 1
1. Ответьте, пожалуйста, на предлагаемые вопросы.
Класс………… Возраст…………… Пол…………..
Первая часть:
Против номера вопроса поставьте цифру, соответствующую вашему ответу:
0 – никогда
1 – редко
2 – иногда
3 – довольно часто
4 – часто
5– всегда
1.Случается ли вам проводить он-лайн больше времени, чем вы рассчитывали?
2. Бывает ли, что вы забываете об уроках и домашних делах, чтобы подольше оставаться он-лайн?
3. Случается ли так, что вы предпочитаете удовольствие, которое вам дает интернет, непосредственному общению с друзьями?
4. Случалось ли вам подружиться с кем-то через интернет?
5. Кто-то из ваших родных и друзей уже жаловался на количество времени, которое вы проводите в интернете?
6. Страдали ли когда – либо ваши оценки или домашние задания от количества времени, проведенного вами в интернете?
7. Страдали ли ваши домашние обязанности и общественные дела от количества времени, проведенного вами в Сети?
8. Проверка электронной почты – это первое, что вы делаете о утрам?
9. Случается ли. что вы не отвечаете или не знаете что сказать, когда у вас спрашивают, что вы делаете в сети?
10. Есть ли у вас тенденция рассматривать Интернет как средство бежать от забот повседневной жизни?
11. Когда вы не находитесь в Сети, бывает ли, что вы думаете о том моменте, когда окажетесь там?
12. Случалось ли вам говорить, что без интернета жизнь была бы скучной и унылой?
13. Бывало ли, что вы вели себя агрессивно, когда кто-либо прерывал вас в тот момент, когда вы находились в Сети?
14. Случалось ли вам недосыпать или просыпать потому, что вы оставались подключенными до поздней ночи?
15. Случалось ли вам спешно подключаться снова, когда вы вынуждены были выйти из сети, чтобы заняться другими делами?
16. Случалось ли вам говорить «сейчас, еще пять минут», когда вы были он-лайн?
17. случалось ли вам предпринимать попытки, впрочем безуспешные, ограничить время, проводимое вами в сети?
18. Случалось ли вам лгать, когда у вас спрашивали о том, сколько времени вы проводите в сети?
19. Бывает ли так, что вы предпочитаете оставаться он-лайн, нежели пойти куда-нибудь с друзьями?
20. Когда вы не находитесь он-лайн, бывает ли, что вы испытываете чувство нервозности или
Приложение 2
Сводная таблица 7 класс.
№ ученика | Балл | Уровень | Пол |
Н | М | ||
Н | Ж | ||
Н | Ж | ||
Н | Ж | ||
Н | Ж | ||
Н | Ж | ||
Н | Ж | ||
Н | М | ||
Н | М | ||
Н | М | ||
С | Ж | ||
Н | Ж | ||
Н | Ж | ||
Н | Ж | ||
Н | Ж | ||
Н | Ж | ||
Н | М | ||
Н | Ж | ||
Н | Ж | ||
Н | М | ||
Н | Ж | ||
Н | М | ||
Н | Ж |
Приложение 3
Сводная таблица 11 классы.
№ученика | Балл | Уровень | Пол | № ученика | Балл | Уровень | Пол |
Н | Ж | Н | Ж | ||||
Н | М | С | Ж | ||||
С | Ж | Н | Ж | ||||
Н | Ж | С | М | ||||
Н | Ж | Н | Ж | ||||
Н | Ж | Н | М | ||||
С | М | Н | М | ||||
Н | Ж | Н | Ж | ||||
Н | Ж | Н | М | ||||
Н | Ж | Н | Ж | ||||
Н | М | Н | М | ||||
Н | М | Н | М | ||||
Н | М | Н | Ж | ||||
Н | Ж | Н | М | ||||
Н | Ж | Н | Ж | ||||
Н | Ж | Н | М | ||||
Н | М | Н | Ж | ||||
Н | Ж | Н | Ж | ||||
Н | М | Н | Ж | ||||
Н | Ж | Н | Ж | ||||
Н | М | Н | Ж | ||||
С | Ж | Н | Ж |
[1] https://www.zavisimost-v-seti.ru/
2 К.Керделлан, Г.Грезийон «Дети процессора»