Агропромышленный комплекс (АПК)




Агропромышленный комплекс (АПК) – комплекс отраслей промышленности и сельского хозяйства, принимающих участие в производстве и переработке сельскохозяйственной продукции.

В состав АПК входят три группы производств: 1) отрасли, снабжающие АПК средствами производства, в том числе сельскохозяйственное машиностроение, химия удобрений и ядохимикатов; 2) сельское хозяйство (растениеводство и животноводство); 3) отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье (отрасли легкой и пищевой промышленности).

В России главным звеном АПК является сельское хозяйство, дающее основную часть продукции отрасли, однако недостаточное развитие перерабатывающих отраслей производственной инфраструктуры (специального транспорта, хранилищ) приводит к огромным потерям сельскохозяйственной продукции.

Сельское хозяйство

Сельское хозяйство включает в себя две отрасли: растениеводство и животноводство.

Главные отличия сельскохозяйственного производства в том, что оно ведется на больших площадях и сильно зависит от природных условий; кроме того, и земледелие, и животноводство – сезонные отрасли. Поэтому природный фактор является главным фактором его размещения.

Россия – самая большая по площади страна мира, но значительная ее часть (тундра, тайга, горы) непригодна для ведения сельского хозяйства. Сельскохозяйственные угодья – земли, непосредственно используемые в сельском хозяйстве составляют всего 222 млн га (13% территории), в том числе пашня – 132 млн га.

Так как природные условия (количество тепла и влаги, плодородие почв, рельеф) в разных географических зонах сильно различаются, то для сельского хозяйства характерна зональная специализация.

В тундре и лесотундре, где природные условия суровы, земледелие практически не развито. Главная отрасль специализации – оленеводство.

В тайге сельское хозяйство развито преимущественно на юге зоны. Здесь выращивают лен, рожь, картофель. Посевы кормовых и наличие естественных пастбищ способствуют развитию здесь молочного скотоводства.

В лесостепях и степях главные культуры – пшеница, кукуруза, сахарная свекла, подсолнечник. Животноводство – молочно-мясного направления. Отходы переработки сахарной свеклы, подсолнечника стали основой для развития свиноводства.

В зоне полупустынь главная отрасль – овцеводство.

Вокруг крупных городов, во всех зонах, сельское хозяйство имеет пригородную специализацию (овощеводство, молочное скотоводство, свиноводство и птицеводство).

Растениеводство

Размещение растениеводства зависит в первую очередь от особенностей климата и почв.

Главная его отрасль – зерновое хозяйство, а важнейшая зерновая культура – пшеница. Эта культура весьма требовательна к теплу, почвам, а в начале периода роста – и к влаге. Поэтому более высокие урожаи (в среднем 20 ц/га) дает озимая пшеница, которую сеют осенью и весной, молодые всходы успевают использовать влагу от таяния снегов. Поэтому главные районы ее посевов находятся на западе степной зоны, там, где зимы менее морозные и более снежные, – в Центрально-Черноземном районе, на Северном Кавказе, в Поволжье (на правом берегу).

Восточнее – на юге Сибири, Урала, в Заволжье, где климат более континентальный (зимние температуры ниже, а толщина снежного покрова меньше), выращивают яровую пшеницу.

Кукуруза выращивается в южных районах страны на зерно, а в Нечерноземье – на силос.

Рожь – холодостойкая культура, поэтому ее выращивают в Нечерноземье.

К техническим культурам относят те, которые используются как сырье для легкой и пищевой промышленности. Главные из них – сахарная свекла и подсолнечник (Центрально-Черноземный район, Северный Кавказ и Поволжье), лен (северо-запад европейской части страны).

Животноводство

Животноводство дает 60% (по стоимости) всей сельскохозяйственной продукции. Его размещение зависит в первую очередь от кормовой базы. Главная отрасль животноводства – скотоводство (выращивание крупного рогатого скота). Использующее сочные корма молочное скотоводство развито главным образом в Центральной России; мясо-молочное и мясное, использующие концентрированные корма, – в Нижнем Поволжье и на юге Урала.

Использующее отходы производства сахара и растительного масла свиноводство развито в районах посевов сахарной свеклы, а также вокруг крупных городов, где в качестве кормов используются пищевые отходы.

Новой отраслью животноводства стало рыборазведение. Большинство рыбоводческих хозяйств расположены в европейской части страны, в бассейне Волги.

Сельское хозяйство сильно влияет на природу. Использование тяжелой техники ухудшает структуру почв, неправильная распашка вызывает эрозию земель, применение минеральных удобрений, крупные фермы вызывают загрязнение почв и водоемов.

Легкая промышленность

Легкая промышленность включает текстильную, швейную, меховую, кожевенно-обувную, трикотажную. Главная по объему выпускаемой продукции и числу занятых отрасль легкой промышленности текстильная. Она включает первичную обработку сырья (хлопка, льна, шелка, шерсти); прядильное производство; собственно-ткачество; отделку (окраска тканей, нанесение рисунка).

Сырье для текстильной промышленности невыгодно возить на большие расстояния, поэтому предприятия по первичной обработке сырья лучше размещаются у его источников – районов производства шерсти (Северный Кавказ) и льна (Российское Нечерноземье).

Текстильная промышленность требует много квалифицированных трудовых ресурсов (в основном женщин), продукцию ее невыгодно перевозить на большие расстояния, поэтому для ее размещения важны потребительский фактор и фактор трудовых ресурсов.

Главным текстильным районом страны по-прежнему остается Центральная Россия (Ивановская, Московская, Костромская области).

Другие отрасли легкой промышленности ориентируются в основном на потребителя, поэтому они размещаются практически во всех крупных городах и их городах-спутниках.

Пищевая промышленность

Пищевую промышленность можно разделить на две группы производств: 1) использующие необработанное сельское хозяйство сырье (сахарная, консервная, рыбная, маслодельная); 2) использующие сырье, прошедшее переработку: макаронная, хлебопекарная, кондитерская.

Производства первой группы являются сырьеемкими, и их размещение в основном совпадает с районами производства соответствующего сельского хозяйства сырья: сахарная – в Центрально-Черноземном районе, маслобойная – на Северном Кавказе.

Производства второй группы дают или скоропортящуюся продукцию или такую, перевозка которой обходится дороже перевозки сырья, поэтому главный фактор их размещения – потребительский, они сосредоточены в основном в густонаселенных районах, в крупных городах.

В крупных портовых городах (Владивосток, Мурманск, Калининград) расположены предприятия рыбоперерабатывающей и рыбоконсервной промышленности. Более половины всей продукции этой отрасли производится на Дальнем Востоке. Поволжье и Прикаспийский регион дают основную часть улова осетровых рыб и производства черной икры.

Транспортный комплекс

Транспорт имеет большое значение в хозяйстве – он обеспечивает производственные связи между отраслями, обмен продукцией между разными частями страны, ее внешнюю торговлю. Транспортные пути способствуют хозяйственному освоению территории. Транспортный фактор влияет на размещение целого ряда производств.

Показателем работы транспорта является грузооборот (пассажирооборот) – произведение перевезенной за год массы грузов (количества пассажиров) на расстояние перевозок.

Основные виды транспорта – железнодорожный, автомобильный, водный (речной и морской), воздушный и трубопроводный.

Большая роль в транспортной системе России принадлежит железным дорогам. Это объясняется большими размерами страны и такими преимуществами железнодорожного транспорта, как сравнительно невысокая себестоимость перевозок при достаточно высокой средней их скорости, меньшая подверженность влиянию погодно-климатических условий. Наибольшая густота железнодорожной сети в центре европейской части страны. Здесь от крупнейшего транспортного узла – Moсквы – лучами расходятся десять железнодорожных магистралей. Однако ориентированы они в основном на запад и юг. На севере страны основной магистралью является Печорская (Салехард – Воркута – Коноша). За Уралом главными железнодорожными магистралями являются Транссибирская (от Челябинска до Владивостока) и Байкало-Амурская (Усть-Кут – Koмсомольскна-Амуре). Северные и центральные районы Сибири и Дальнего Востока вообще не имеют железных дорог.

Важное место по грузообороту – трубопроводный транспорт. По системе трубопроводов ежегодно из восточных районов страны в западные и за рубеж передается огромное количество нефти и газа. Крупнейшие трубопроводы – «Дружба», «Мир», «Уренгой – Помары – Ужгород». Однако обычные грузы трубопроводным транспортом не могут транспортироваться.

Автомобильный транспорт перевозит больше всех грузов в тоннах и его значение быстро возрастает, несмотря на самую высокую, по сравнению с другими видами сухопутного транспорта, себестоимость перевозок. У него высокая средняя скорость перевозок, он имеет возможность доставки груза непосредственно потребителю. По мере увеличения средней грузоподъемности грузовых автомобилей себестоимость перевозок автотранспортом снижается.

Автомобильный транспорт имеет большое значение в горных и в северных районах, где нет железных дорог. Крупнейшие автомагистрали (12 автодорог) расходятся от Москвы к Санкт-Петербургу, Симферополю, Бресту, Челябинску, Риге. Сеть автодорог в основном совпадает с железнодорожной сетью.

Морской транспорт имеет наибольшие средние расстояния перевозок. Ему принадлежит большая роль в заграничных перевозках. По тоннажу морской флот России занимает 7-е место в мире. Главные порты России: Санкт-Петербург, Архангельск, Новороссийск, Владивосток, Находка. Огромное значение для северных районов страны имеет Северный морской путь (Мурманск —Bладивосток). В его западном секторе с помощью ледоколов налажена круглогодичная навигация.

Речной транспорт имеет особое значение на Севере и в Сибири, где протекают крупные реки, а сухопутный транспорт не развит. В европейской части страны судоходные речные пути (крупнейший из них Волго-Камский) системой каналов (Беломорско-Балтийский, канал им. Москвы, Волго-Донской) соединены в единую глубоководную систему европейской части страны. Основной недостаток речного транспорта – сезонность в работе.

Главное преимущество авиационного транспорта – высокая скорость перевозок, однако из-за их высокой себестоимости грузооборот его невелик. Им перевозят скоропортящиеся и срочные грузы. Недостаток этого вида транспорта – зависимость от погодных условий. Велика его роль в горных и северных труднодоступных районах. Главная специализация авиационного транспорта – перевозки пассажиров на большие расстояния.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: