МЫШЦЫ ВЕРХНЕЙ И НИЖНЕЙ КОНЕЧНОСТЕЙ




 

Содержание занятия:

Мышцы, участвующие в движениях пояса верхней конечности (вперед, назад, вниз, вверх), в грудино-ключичном суставе и в движениях лопатки вокруг сагиттальной оси – нижним углом внутрь и кнаружи. Места начала и прикрепления, расположение по отношению к осям вращения в суставах.

Функциональные группы мышц, участвующих в движениях плеча в плечевом суставе: сгибании, разгибании, отведении, приведении, супинации. Места начала и прикрепления мышц. Функциональные группы мышц, участвующих в движениях предплечья в локтевом суставе и лучелоктевых (проксимальном и дистальном) суставах; сгибании, разгибании, пронации и супинации. Места начала и прикрепления мышц. Функциональные группы мышц, участвующих в движениях кисти: сгибании, разгибании, отведении и приведении. Мышцы, участвующие в движениях пальцев кисти: сгибании, разгибании, пронации и супинации. Места начала и прикрепления мышц. Функциональные группы мышц, участвующих в движениях кисти: сгибании, разгибании, отведении и приведении. Мышцы, участвующие в движениях пальцев кисти: сгибании, разгибании, отведении и приведении. Места начала и прикрепления мышц. Соединительно-тканные образования мышц верхней конечности. Фасции, межмышечные перегородки, костно-фиброзные каналы и синовиальные влагалища сухожилий мышц. Функции мышц верхней конечности при проксимальной и дистальной опоре.

Функциональные группы мышц, участвующих в движениях бедра в тазобедренном суставе: сгибании, разгибании, отведении, приведении, пронации, супинации. Функциональные группы мышц, участвующих в движении голени в коленном суставе: сгибании, разгибании, пронации и супинации. Функциональные группы мышц, участвующих в движениях стопы: сгибании, разгибании, отведении, приведении, пронации и супинации. Мышцы, участвующие в движениях пальцев стопы: сгибании, разгибании, отведении и приведении. Мышцы, поддерживающие своды стопы. Соединительно-тканные образования нижней конечности, фасции, межмышечные перегородки, фиброзные и костно-фиброзные каналы, синовиальные влагалища.

Демонстрация мест начала и прикрепления мышц на скелете, препарирование мышц на трупе. Проекция мышц верхней и нижней конечности на поверхность тела человека. Демонстрация рельефа мышц и движений на натурщике.

 

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите мышцы плечевого пояса, места их начала и прикрепления, а также функции каждой мышцы.

2. Назовите мышцы плеча, места их начала и прикрепления, а также функции каждой мышцы.

3. Назовите мышцы предплечья и кисти, места их начала и прикрепления, а также функции каждой мышцы.

4. Опишите анатомию (расположение) фасций, синовиальных сумок и синовиальных влагалищ верхней конечности.

5. Назовите мышцы тазового пояса, места их начала и прикрепления, а также функции каждой мышцы.

6. Назовите мышцы бедра, места их начала и прикрепления, а также функции каждой мышцы.

7. Назовите мышцы голени и стопы, места их начала и прикрепления, а также функции каждой мышцы.

8. Опишите анатомию (расположение) фасций, синовиальных сумок и синовиальных влагалищ нижней конечности.

 

 

Литература:

1. Лысов П.К., Никитюк Д.Б., Сапин М.Р. Анатомия (с основами спортивной морфологии): Учебник. Том 1. – М.: Медицина, 2003. – 344 с.: ил. ISBN 5-225-04655-X

2. Лысов П.К., Петрухин В.Г., Искакова Ж.Т., Мищенко М.В. Тесты для экзамена по анатомии человека. М., МГАФК. – 1997. – 48с.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Самостоятельная работа студента посвящена освоению теоретического материала и подготовке к семинарским занятиям и экзамену.
Самостоятельная работа студентов общим объемом 88 часов во втором семестре включает домашние задания, контрольную работу и самостоятельную проработку теоретических вопросов курса с обязательным составлением словаря анатомических терминов и созданием рисунков в рабочей тетради для самостоятельной работы.
Самостоятельная работа студентов в течение второго семестра включает следующие формы работы:
- проработка теоретических вопросов курса;
- составление словаря анатомических терминов, подготовка таблиц, схем и рисунков;
- подготовка к практическим занятиям, работа с учебником и анатомическими препаратами в музее кафедры;
- написание контрольных работ;
- подготовка к сдаче экзамена.
Контроль самостоятельной работы осуществляется в период экзаменационной сессии, а также при сдаче домашних заданий и контрольных работ.
Проработку теоретических вопросов курса следует начинать с закрепления лекционного материала и изучения соответствующих тем рекомендуемой учебной литературы.


Задания для самостоятельного изучения материала и их примерная трудоемкость

Введение в анатомию (2 час)
Закрепить лекционный материал. Закрепить анатомические понятия: медиальный, латеральный, вентральный, дорсальный, проксимальный, дистальный, супинация, пронация. Выучить оси и плоскости тела человека.


Остеология (20 час)
Теоретическая анатомия костной системы, 4 час
Закрепить лекционный материал. Ознакомиться с плоскими, длинными и короткими трубчатыми, воздухоносными костями.
Изучить строение трубчатых костей (эпифизы, диафиз и костномозговая полость, губчатое вещество, компактное и гладкие суставные поверхности, показать бугорки и гребни, ямки и шероховатости – места прикрепления мышц).
Кости черепа, 4 час
Изучить на анатомических препаратах строение костей мозгового и лицевого черепа, их проекцию на натурщике на наружной поверхности головы. Ознакомиться с рентгенограммами в передней и боковой проекциях. Образования на внутренней и наружной основания черепа, стенки глазницы. Контрфорсы и их функциональное значение. Возрастные, половые и индивидуальные особенности черепа.
Кости туловища, 4 час
Изучить на анатомических препаратах строение костей туловища, проекцию основных образований позвоночного столба на поверхность тела человека. Научиться демонстрировать движения позвоночного столба.
Выучить проекцию костных образований грудной клетки на поверхность тела человека; демонстрировать движения грудной клетки.
Научиться показывать на анатомических препаратах, рентгеновских снимках и на натурщике места основных костных образований позвоночного столба и грудной клетки.
Кости верхней конечности, 4 час
Изучить на анатомических препаратах строение костей верхней конечности; уметь определять на анатомических препаратах, рентгеновских снимках и на живом человеке топографию основных скелетных образований верхней конечности.
Кости нижней конечности, 4 час
Изучить на анатомических препаратах кости нижней конечности.
Научиться определять на анатомических препаратах, рентгенограммах и на живом человеке топографию основных костных образований.


Артрология (20 час)
Теоретическая анатомия соединений костей, 4 час
Закрепить лекционный материал.
Соединение костей черепа, 4 час
Изучить соединения костей черепа и лица: швы, височно-нижнечелюстной сустав, его строение, особенности и движение в нем (вверх-вниз, вперед-назад, вправо-влево).
Соединения костей туловища, 4 час
Изучить на анатомических препаратах строение соединений костей туловища.
Научиться определять на анатомических препаратах, рентгеновских снимках и на живом человеке местоположение основных костных соединений позвоночного столба и грудной клетки; демонстрировать направления осей вращения в позвоночном столбе и движение вокруг этих осей.
Изучить соединения костей позвоночного столба. Связочный аппарат позвоночного столба. Строение атланто-затылочного и атланто-осевого суставов.
Изучить соединения грудной клетки: соединения ребер с грудиной и позвоночным столбом.
Изучить движения позвоночного столба и уметь демонстрировать их.
Соединения костей верхней конечности, 4 час
Освоить теоретический и практический материал по соединениям костей верхней конечности.
Изучить на анатомических препаратах строение соединений костей пояса и свободной верхней конечности.
Научиться демонстрировать на рентгеновских снимках и анатомических препаратах основные и вспомогательные элементы сустава (суставные поверхности костей, суставные щели, связки и т.д.). Научить демонстрировать на натурщике и на себе положения осей вращения в каждом суставе и движения, совершаемые вокруг этих осей.
Соединения костей нижней конечности, 4 час
Изучить на анатомических препаратах строение соединений костей пояса и свободной нижней конечности.
Научиться демонстрировать на рентгенограммах и анатомических препаратах основные и вспомогательные элементы суставов нижней конечности (суставные поверхности костей, суставные щели, суставные капсулы, связки и т.д.). Изучить на натурщике и на себе положения осей вращения в каждом суставе и движения вокруг этих осей.
Знать продольные и поперечный своды стопы; рентгеноанатомию костей и соединений нижней конечности; проекцию скелетных образований нижней конечности на поверхность тела человека; демонстрировать движение в суставах нижней конечности на натурщике и на себе.


Миология (46 час)
Общая и функциональная анатомия скелетных мышц, 4 час
Закрепить лекционный материал.
Мышцы головы и шеи, 4 час
Изучить на препаратах (череп) височно-нижнечелюстной сустав.
Изучить мимические и жевательные мышцы головы. Мимические мышцы – надчерепная мышца (лобное брюшко, затылочное брюшко, сухожильный шлем), круговая мышца глаза, круговая мышца рта, щечная мышца: мышцы, поднимающие верхнюю губу и угол рта, мышцы опускающие нижнюю губу и угол рта. Жевательные мышцы – собственно жевательная, височная, медиальная и латеральная крыловидные мышцы. Механизм их действия на височно-нижнечелюстной сустав.
Изучить поверхностные и глубокие мышцы шеи:
Мышцы туловища, 4 час
Изучить на анатомических препаратах, муляжах, таблицах и на живом человеке места начала и прикрепления мышц туловища, их положение относительно осей вращения туловища.
Изучить на муляжах, таблицах и на натурщике дыхательные мышцы.
Мышцы верхней конечности, 4 час
Изучить на муляжах, на анатомическом препарате, на натурщике мышцы, участвующие в движениях пояса верхней конечности вперед, назад, вверх вниз и нижним углом лопатки внутрь и к наружи. Места начала и прикрепления мышц, расположение их по отношению к осям вращения в суставах. Научиться демонстрировать на препаратах, на натурщике и на себе мышцы, участвующие в движениях пояса верхней конечности.
Изучить функциональные группы мышц свободной верхней конечности. Места их начала и прикрепления, положение относительно осей вращения в суставах. Научиться демонстрации на препаратах, на натурщике и на себе функциональных групп мышц свободной верхней конечности.
Знать функциональные группы мышц, участвующие в движениях плеча в плечевом суставе: в сгибании, разгибании, отведении, приведении, пронации и супинации. Места начала и прикрепления мышц.
Знать функциональные группы мышц, участвующие в движениях предплечья в локтевом суставе и лучелоктевых (проксимальном и дистальном) суставах: в сгибании, разгибании, пронации и супинации. Места начала и прикрепления мышц.
Знать функциональные группы мышц, участвующие в движениях кисти: в сгибании разгибании, отведении и приведении. Мышцы, участвующие в движениях пальцев кисти: в сгибании, разгибании, отведении и приведении. Места начала и прикрепления мышц.
Мышцы нижней конечности, 4 час
Изучить и научиться демонстрировать функциональные группы мышц нижней конечности на натурщике, муляжах, таблицах, анатомическом препарате, места начала и прикрепления мышц, их положение относительно осей вращения в суставах.
Изучить мышцы, участвующие в сгибании и разгибании бедра и их проекция на наружную поверхность тела человека:
- мышцы, участвующие в супинации и пронации бедра, и их проекция на наружную поверхность тела человека.
- мышцы, участвующие в отведении и приведении бедра, и их проекция на наружную поверхность тела человека;
- мышцы, участвующие в сгибании и разгибании голени и их проекция на наружную поверхность тела человека;
- мышцы, участвующие в пронации и супинации голени, и их проекция на наружную поверхность тела человека.
Изучить на муляжах, анатомических препаратах и на натурщике: мышцы, участвующие в сгибании и разгибании стопы и пальцев, и их проекцию на наружную поверхность тела человека; мышцы, участвующие в приведении и отведении, пронации и супинации стопы, и их проекцию на наружную поверхность тела человека; мышцы, обеспечивающие удержание сводов стопы.
Научиться демонстрировать движения стопы на натурщике и на себе.
Морфокинезиологический анализ конечностей, 4 час


Динамическая анатомия (26 час)
Динамическая анатомия положений тела, 4 час
Научиться проводить анатомический анализ положений тела с нижней опорой. Провести анатомический анализ различных стоек: антропометрическая стойка; военная (напряженная) стойка; стартовое положение на тумбочке в плавании; нижний и средний старт (исходное положение) в легкой атлетике, угол в упоре на брусьях, кольцах, гимнастический мост и др.
Приобрести навыки анатомического анализа по схеме М.Ф. Иваницкого положений тела человека с верхней опорой. Анатомический анализ различных висов: вис на прямых руках прогнувшись, вис вниз головой, вис на стопах и др.
Динамическая анатомия движений тела, 12 час
Научиться проводить анатомический анализ различных упражнений и движений спортсмена: принятие исходного (стартового) положения в легкой атлетике, в плавании, в тяжелой атлетике, в игровых видах спорта и др.
Приобрести навыки и умения анализировать, используя схему анатомического анализа М.Ф. Иваницкого, различные упражнения и движения по видам спорта: различные виды подач и приема мяча в волейболе, различные броски в баскетболе, вбрасывание и передача мяча в футболе, прямой удар в боксе, толчок и рывок штанги и др.
Закрепить теоретические положения, изложенные на лекции, посвященной динамической анатомии вращательных движений, разобрав по схеме М.Ф. Иваницкого отличия в работе двигательного аппарата при выполнении сальто назад и сальто вперед.
Смещаемость внутренних органов при изменении положений тела
в пространстве, 2 час
Методы исследования смещаемости внутренних органов. Смещение сердца и изменение формы и размеров сердца при висе прогнувшись, стойки на кистях, упоре лёжа. Смещаемость диафрагмы при гимнастических упражнениях (мост, стойка на кисти).
Смещаемость желудка, толстой кишки, печени, желчного пузыря, почек и других органов при выполнении физических упражнений, связанных с изменениями положения тела в пространстве.
Динамическая анатомия движений тела в избранном виде спорта, 8 час
Работа над рефератом по динамической анатомии в избранном виде спорта.


Составление словаря анатомических терминов (по опорно-двигательному аппарату)
Для лучшего усвоения изучаемого материала необходимо составление словаря анатомических терминов. При изучении материала соответствующей темы ключевые термины и понятия студент выписывает в отдельный раздел рабочей тетради или отдельную тетрадь.


Пример словарной статьи:
Анатомия – раздел морфологии изучающий форму и строение отдельных органов, систем и организма в целом.


Перечень обязательных рисунков, таблиц и схем по анатомии опорно-двигательного аппарата:
По мере изучения отдельных тем студент в рабочей тетради подготавливает рисунки, схемы и таблицы, в соответствии с приведенным ниже перечнем.

ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ
1. Строение остеона.
2. Строение длинных трубчатых костей.
3. Классификация соединений.
4. Общая схема строения сустава.
5. Классификация связок.
6. Классификация фасций.
7. Поперечный разрез синовиального влагалища.
8. Поперечный разрез влагалище прямой мышцы живота выше и ниже пупка, белая линия живота.
9. Сагиттальный разрез через паховый канал.
10. Треугольники шеи.
11. Поперечный разрез шеи с изображением фасций и пространств шеи (выше и ниже подъязычной кости).
12. Поперечный разрез через среднюю треть плеча с изображением межмышечных перегородок и сосудисто-нервных влагалищ.
13. Схема фиброзно-костных каналов кисти. Синовиальные влагалища кисти.
14. Поперечный разрез через среднюю треть бедра с изображением межмышечных перегородок и сосудисто-нервных влагалищ.
15. Завороты синовиальной оболочки коленного сустава.
16. Схема фиброзно-костных каналов стопы. Синовиальные влагалища стопы.
17. Своды стопы (продольные, поперечный, точки опоры).
18. Состав сосудистой и мышечной лакуны.
19. Схема строения бедренного канала, бедренного кольца.
20. Слабые места стенок брюшной полости и диафрагмы.


Методические указания для выполнения контрольной работы
При изучении дисциплины студентами заочного отделения важную роль играет выполнение письменной контрольной работы. Она является одним из видов самостоятельного освоения курса биологии с основами экологии, помогает более детально изучить разделы дисциплины, приобрести навыки подбора дополнительной литературы, анализа материала по конкретной проблеме.
Вы должны написать контрольную работу на одну из ниже поименованных тем, выслать ее или передать в методический кабинет кафедры анатомии до начала экзаменов. Студенты, не выполнившие контрольной работы к экзамену не допускаются.
Работа по подготовке контрольной работы начинается с выбора темы (варианта заданий) и подбора литературы. Выбор темы осуществляется в соответствии с первой буквой фамилии студента. За каждой буквой алфавита закреплены темы (варианты заданий), обозначенные соответствующим номером. Перед написанием контрольной работы Вам рекомендуется изучить соответствующие разделы учебника, материалы лекций и практических занятий.
Объем контрольной работы должен равняться 16-20 страницам школьной тетради.
На обложке тетради помещаются сведения об авторе контрольной работы: Ф.И.О., номер группы, домашний адрес.
На первой странице тетради – название темы и план работы. Излагаемый материал распределяется в соответствии с пунктами плана, среди которых введение, пункты, озаглавливающие разделы содержательной части и заключение.
Во введении дается постановка проблемы по теме контрольной работы. Содержательная часть начинается с обоснования выбора, актуальности темы контрольной работы. Затем следует логичное доказательное изложение содержания темы на основе изученной литературы, разбиваемое на несколько смысловых частей в соответствии с планом работы.
Завершается содержательная часть контрольной работы заключением. В нем даются некоторые общие выводы по теме и может быть изложено собственное мнение автора контрольной работы относительно всей темы или тех или иных ее аспектов.
В конце работы обязательно дается список использованной литературы (не менее трех источников) по алфавиту авторов, ставится дата выполнения работы и подпись студента.
Писать необходимо разборчиво, соблюдая интервал и оставляя поля для заметок. При возможности контрольную работу следует выполнить с использованием компьютера и представить на кафедру также электронную версию работы.
При написании контрольной работы следует обратить внимание на основные положения и выводы, имеющие отношения к теме. Работа должна быть логичной, аргументированной. Не допустимо механическое переписывание материалов научных статей или глав учебника, требуется самостоятельный анализ литературы, подкрепленный примерами.
Если в библиотеке вашего города нет рекомендуемой литературы, подберите соответствующую контрольной работе литературу самостоятельно. Кроме работ, подобранных к каждой теме, обязательным является использование изданий из указанного ниже списка литературы.


Задание № 1
Изучить соответствующие разделы учебника П.К. Лысова, Б.Б. Никитюка и М.Р. Сапина "Анатомия с основами спортивной морфологии " (М., «Медицина», 2003 г.), материалы лекций и практических занятий.
Описать одну из нижеизложенных анатомических образований по следующей схеме: входящие в описываемую часть тела кости (без описания их строения), их соединение между собой (какими частями соединяются, вид соединения, входящие в его состав элементы, их назначение), все возможные движения описываемой части тела (вокруг каких осей), перечислить мышцы, осуществляющие движение вокруг каждой (возможной для данной структуры) оси (без описания мест начала и прикрепления).

 

Вариант задания Начальная буква фамилии студента
1. Позвоночный столб А, Б, В
2. Локтевой сустав Г, Д, Е, Ё
3. Кисть Ж, З, И
4. Коленный сустав К, Л
5. Стопа М, Н
6. Грудная клетка О, П
7. Плечевой сустав Р, С
8. Лучезапястный сустав Т, У, Ф
9. Тазобедренный сустав Х, Ц, Ч, Ш
10. Голеностопный сустав Щ, Э, Ю, Я

 

Задание № 2
Выбрать одно из типичных движений в избранном виде спорта и проанализировать его по схеме, указанной в учебнике П.К. Лысова, Б.Б. Никитюка и М.Р. Сапина "Анатомия с основами спортивной морфологии " (М., «Медицина», 2003 г.), материалы лекций и практических занятий.
Необходимо описать не только технику выполнения движения, а дать описание анатомических структур, которые его обеспечивают, ограничивают. Особое внимание уделите описанию вида работы мышц в каждой фазе движения (преодолевающая, статическая, уступающая).
Описанные в учебнике положения и движения, дословно переписанные из него и представленные в виде контрольной работы, приниматься не будут.


Литература:
1. Лысов П.К., Никитюк Д.Б., Сапин М.Р. Анатомия (с основами спортивной морфологии): Учебник. Том 1. – М.: Медицина, 2003. – 344 с.: ил. ISBN 5-225-04655-X
2. Лысов П.К., Петрухин В.Г., Искакова Ж.Т., Мищенко М.В. Тесты для экзамена по анатомии человека. М., МГАФК. – 1997. – 48с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: