Обработка и анализ результатов.




Изучение особенностей переключения внимания (с помощью проб Крепелина)

 

Источник: Платонов К.К. Психологический практикум: Учеб. пособие для индустриально-педагогических техникумов. – М.: Высш. школа, 1980. – 71 с.

 

Цель – исследование особенностей переключения внимания в умственной деятельности методом сложения чисел с переключением (проба Крепелина).

 

Ход выполнения работы.

 

Экспериментальная работа разделена на две части: подготовительную и основную.

 

В подготовительной части экспериментатор предлагает испытуемому в течение 5 минут с возможно большей скоростью и точностью складывать два ряда цифр первым способом, а следующие 5 минут вторым способом (описание способов смотрите в инструкции). При проведении счета экспериментатор через каждую минуту дает команду «черта», а испытуемый делает пометку в счетном ряду.

 

В основной части лабораторной работы испытуемый складывает этими же способами, но чередуя их через каждую минуту. По прошествии одной минуты экспериментатор дает сигнал «черта», а испытуемый, поставив вертикальную черту, должен начать складывать по второму способу с той пары цифр, на которой его застал сигнал. Так испытуемый работает в течение 10 минут, переходя от одного способа сложения к другому. За это время он произведет 9 переключений.

 

Инструкция (к первой части подготовительного этапа).

 

“Вашей задачей будет сложение двух однозначных чисел, которые надо выполнять по определенным правилам. Когда я назову два числа, например, 1 и 2, Вы их напишите вначале строки одно под другим. Написав, Вы как можно быстрее сложите числа в уме и к полученной сумме прибавьте единицу. Результат сложения необходимо написать рядом с верхней цифрой справа, а верхнюю предыдущую цифру подписать внизу. Полученная пара чисел опять складывается аналогичным образом. Если получается сумма цифр, выраженная двузначным числом, записывается только цифра, обозначающая единицы, а цифру, обозначающую десятки, отбрасывают (например, если сумма равна 12, то записывается 2). Когда экспериментатор дает команду «черта», Вы ставите черту и продолжаете дальше”.

Например:

1 4 6 1 8 0 9 0 0 1.

2 1 4 6 1 8 0 9 0 0 и др.

 

 

Инструкция (ко второй части подготовительного этапа).

 

“Вашей задачей будет сложение двух однозначных чисел, которые надо выполнять по определенным правилам. Когда я назову два числа, например, 1 и 2, Вы их напишите вначале строки одно под другим. Написав, Вы как можно быстрее сложите числа в уме и от полученной суммы отнимите единицу. Результат записывается рядом с нижней цифрой справа, а нижняя предыдущая цифра подписывается вверху. Полученная пара чисел опять складывается аналогичным образом. Если получается сумма цифр, выраженная двузначным числом, записывается только цифра, обозначающая единицы, а цифру, обозначающую десятки, отбрасывают. Когда экспериментатор дает команду «черта», Вы ставите черту и продолжаете дальше”.

Например:


1 2 2 3 4 6 9 4 2 5

2 2 3 4 6 9 4 2 5 6 и т.д.

 

 

Инструкция (к основному этапу).

 

“Вы начинаете складывать числа, которые я Вам назову сначала так, как Вы это делали на первом этапе работы, а после команды «черта», ставите черту и продолжаете складывать, но другим способом, который Вы использовали на втором этапе работы. И так после каждой команды Вы меняете способ сложения”.

 

Обработка и анализ результатов.

 

1. Необходимо определить количество пар цифр, сложенных испытуемым в подготовительной части первым и вторым способом (по каждой минуте). Результаты эксперимента первого и второго этапа фиксируются на графиках. По графику необходимо проследить динамику производительности по минутам. Такая же процедура проводится относительно основного этапа. Данные также фиксируются на графике

 

2. Должно получиться два графика (один по подготовительному этапу, второй по основному). Ось абсцисс – время, ось ординат – количество пар цифр.

 

2. Необходимо вычислить показатель “степени переключаемости” по следующей процедуре.

– Рассчитываются средние показатели операций за одну минуту в подготовительном и основном этапах: средний показатель в подготовительном этапе = общее количество пар цифр / 10 минут, средний показатель в основном этапе = общее количество пар цифр / 10 минут;

 

– Вычисляется соотношение между этими средними показателями (показатель в основной части к показателю в подготовительной части). На основании полученных результатов сделать вывод об особенностях переключения внимания.

 

3. Необходимо определить время переключения внимания или “латентный период” по следующей процедуре:

 

– вычисляется среднее время, затраченное на выполнение одной счетной операции в подготовительный период (600сек / общее количество пар цифр в подготовительном этапе);

 

– вычисляется среднее время, затраченное на выполнение одной счетной операции в основной период (600сек / общее количество пар цифр в основном этапе);

– разница между этими показателями является латентным периодом.

 

4. Определить количество ошибок переключения. В ходе выполнения задания могут быть ошибки двух типов: непроизвольное длительное продолжение работы по предыдущему способу или многократное смешение способов, что указывает на недостаточно хорошее переключение внимания; случайные ошибки в сложении и подстановка случайных чисел как следствие неустойчивости внимания испытуемого.

 

5. Результаты выполненного задания заносятся в таблицу:

 

Этап Средние показатели Среднее время  
операций  
     
       
Подготовительный      
       
Основной      

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: