ИМЯ И ДЕЛА ЕГО БЕССМЕРТНЫ 24 глава




«Вьетнамский народ никогда не ставит знак равенства между американцами, стремящимися к справедливости, и их правительствами, на совести которых немало преступлений, совершенных и отношении вьетнамского народа за последние 10 лет. Те, кто покушается сейчас на нашу национальную независимость и свободу, – это люди, предавшие забвению Декларацию независимости Соединенных Штатов, где записано, что «все люди рoждаются равными», и зафиксированы их неотъемлемые права – «на жизнь, на свободу и стремление к счастью». Отражая жестокую агрессию, героический вьетнамский народ рассчитывал прежде всего на себя, на свои материальные ресурсы и революционную энергию, а также на великую силу солидарности друзей и братьев во всем мире. Хо Ши Мин и Партия трудящихся Вьетнама сумели выработать и успешно претворить в жизнь единственно правильную стратегию гибкого сочетания всеобъемлющих национальных усилий с широчайшей международной поддержкой. Руководители ДРВ неоднократно подчеркивали, что победа, одержанная вьетнамским народом в длительной борьбе против империалистических агрессоров, неотделима от всесторонней помощи Советского Союза, других стран социализма, всех прогрессивных сил мира.

В крайне сложных условиях пришлось вести вьетнамскому народу войну Сопротивления. В 1965 году соседнюю с Вьетнамом социалистическую державу – Китай захлестнула гигантская волна так называемой «культурной революции». В этой стране на несколько лет установилась, как указывалось в последующих документах Компартии Китая, «жесточайшая военно‑феодальная диктатура». Империалистические круги США использовали события в Китае для дальнейшей эскалации агрессивной войны против Вьетнама.

Будучи последовательным интернационалистом, Хо Ши Мин тяжело переживал трагические для судеб китайского народа и дела социализма эксцессы «культурной революции». Он с осуждением воспринимал уродливые проявления культа личности Мао Цзэдуна, которыми она сопровождалась. В одной из своих статей по вопросам революционной морали и борьбы против индивидуализма, написанной незадолго до кончины, Хо Ши Мин указывал, что, если болезнь индивидуализма поражает партийного руководителя, это приводит к тяжелым последствиям для партии и народа, наносит серьезный урон делу социализма. Эти слова Хо Ши Мина были восприняты вьетнамскими коммунистами как недвусмысленная критика культа личности Мао Цзэдуна и крайностей «культурной революции» в Китае.

 

 

После первых же налетов вражеской авиации на район Ханоя столичный административный комитет форсировал начатую еще раньше эвакуацию в сельские районы детских садов, школ, заводов, учреждений. Помню, в те дни из уст в уста по городу шепотом передавалась весть о том, что Хо Ши Мин не эвакуируется, он продолжает, как и прежде, работать в столице, в своем деревянном домике на сваях в дворцовом парке. И это вселяло в людей дополнительный заряд уверенности в победу.

За долгие годы борьбы Хо Ши Мин привык к суровому, спартанскому образу жизни, и ничто не было так чуждо его характеру, как стремление к роскоши. Вернувшись в Ханой после восьми партизанских лет, проведенных в пещерах и бамбуковых хижинах Вьетбака, он попросил соорудить ему скромный деревянный домик на территории президентского дворца Бакбофу. В этом же скромном жилище протекала его жизнь и в дни, о которых идет здесь речь. Рабочий стол его стоял на берегу миниатюрного пруда, на зеркальной глади которого колышутся огромные покрывала водяных лилий. Над столом густая тенистая крона дерева «ву шыа»; его саженец, присланный в подарок с далекого сражающегося Юга, он посадил и выходил своими руками. Вечером после работы он поливал цветы и кормил плескавшихся в пруду карпов – это занятие стало его любимым отдыхом. Когда звучал сигнал воздушной тревоги, Хо Ши Мин, как и другие обитатели президентского дворца, надевал на голову каску и спускался в бомбоубежище.

Невзирая на опасность, он довольно часто выезжал из Ханоя в зенитно‑ракетные дивизионы, к летчикам, ополченцам, отличившимся в боях с вражеской авиацией. Во Вьетнаме принято всегда справляться о здоровье собеседника. Тем более этот вопрос волновал людей, когда речь заходила о самочувствии Президента. Добродушно смеясь, он отвечал на их вопросы:

– Дети мои, сбивайте больше американских самолетов, и я буду всегда здоров.

Однажды он приехал в воинскую часть в тот день, когда из Москвы как раз пришло сообщение о прилунении космического корабля с луноходом на борту. Хо Ши Мин начал беседу с того, что спросил бойцов, знают ли они об этом, а затем сказал:

– Наша эпоха – это эпоха науки и техники. Чтобы разгромить американского агрессора, недостаточно только одной правильной линии партии и героического боевого духа. Необходимо также знание науки и техники. Вы, бойцы нашей армии, обязаны изучать науку и технику братских социалистических стран, чтобы быть всегда на уровне современных требований.

Хо Ши Мин очень страдал, получая сообщения о варварстве и жестокостях империалистов и их ставленников на Юге, и безмерно радовался каждой повой победе южновьетнамских патриотов. В последние годы жизни, когда он, видимо, почувствовал, что жить осталось не так уж много, его не оставляла мысль, что он еще не выполнил до конца свою задачу. Он страстно желал дожить до победы на Юге и воссоединения родины. В 1963 году, когда Национальное собрание приняло решение наградить Президента орденом «Золотая звезда», он, горячо поблагодарив депутатов, обратился к ним с просьбой разрешить ему не принимать этой высшей награды, пока страна разделена на две части, а на Юге льется кровь патриотов‑соотечественников.

– Пусть Национальное собрание, – предложил Хо Ши Мин, – позволит населению Юга вручить мне высший орден в тот день, когда Юг будет полностью освобожден, наша страна воссоединится и в ней воцарится мир, когда Север и Юг соберутся в одну родную семью.

«В годы, когда наш Юг вел ожесточенную борьбу против США, у Бак Хо возникла мысль побывать на Юге, «чтобы встретиться с товарищами, с соотечественниками», и он попросил организовать ему эту поездку, – вспоминал ветеран Компартии Вьетнама Ле Ван Лыонг. – Он ставил вопрос довольно решительным образом. Понимая, что здоровье у Бак Хо не такое, как прежде, и возраст уже преклонный, товарищи из Политбюро отвечали в том духе, что сейчас, мол, главное – быстрее победить, а когда это произойдет, его с радостью пригласят на Юг. Он на это отвечал:

– Я хочу побывать там сейчас, а после победы – это и так ясно, о чем тут говорить.

Довольно долго еще Бак Хо возвращался к этому вопросу и спрашивал, как идет подготовка к поездке. Видя, что он настроен по‑боевому, отвечавшие за эти поездки товарищи вынуждены были доложить, что дорога на Юг сопряжена с большими трудностями и сложностями и они опасаются, что она окажется ему не под силу. Бак Хо на это отвечал:

– Если нельзя проехать на машине, я готов идти пешком. Вы же преодолеваете это расстояние пешком, значит, и я смогу. Еще поглядим, уступлю ли я вам.

В последние годы своей жизни Бак Хо, хотя и чувствовал уже слабость, продолжал тренироваться в ходьбе, поднимался в горы, подчас преодолевая довольно крутые подъемы. Врачи запрещали ему, но он продолжал ходить в горы. Мне кажется, он сам хотел убедиться, не изменили ли ему еще силы, и упорно тренировался, чтобы все‑таки осуществить намерение «побывать на Юге, встретиться с товарищами, с соотечественниками».

Он просил нас докладывать, когда в Ханое будут товарищи с Юга, и организовывать встречи с ними. Очень многие партийные работники и бойцы с Юга, оказавшись на Севере, обязательно встречались с Бак Хо, особенно женщины и дети. Каждый раз он подробно расспрашивал гостей о том, как идут на Юге дела, и видно было, что его очень радовали такие встречи».

В начале 1969 года Хо Ши Мин вместе с Фам Ван Донгом принимал очередную делегацию южновьетнамских патриотов. Отвечая на его приветствие, единственная в делегации женщина с жаром заговорила:

– Уважаемый дядюшка Хо, ваши дети и внуки на Юге помнят ваш наказ и доблестно громят американских агрессоров. И мы никогда не дрогнем, сколько бы нам ни пришлось сражаться. – Тут она вдруг слегка запнулась и несколько неожиданно закончила: – Единственное, что тревожит нас, – это ваш преклонный возраст.

На губах Хо Ши Мина появилась лукавая улыбка. Он и на 80‑м году жизни не потерял присущего ему чувства юмора. Повернувшись к Фам Ван Донгу, он шутливо спросил его:

– Сколько мне в этом году стукнет, тю Донг?

– Семьдесят девять.

– Ну, значит, до 100 лет мне еще целых 21 год. Помнится, я призывал соотечественников сражаться, если понадобится, пять, десять, двадцать лет. Даже если только через 20 лет мы победим, то и тогда у меня будет в запасе целый год, чтобы навестить дорогих моему сердцу соотечественников Юга…

 

 

За годы работы во Вьетнаме мне неоднократно доводилось видеть и слышать товарища Хо Ши Мина. Вот он стоит на трибуне митинга трудящихся, лицо его сияет открытой доброй улыбкой, он поднимает вверх руку, требуя тишины, и обращается к присутствующим с привычными словами:

– А теперь, чтобы завершить наш митинг по случаю побед в борьбе против американских агрессоров, за освобождение Юга, давайте хором споем нашу любимую «Сплотимся». Три, четыре… – И он все еще сильным голосом первым начинал песню, которую пели партизаны в джунглях Вьетбака.

Уже один его внешний облик производил неизгладимое впечатление на окружающих. «Особыми приметами» на его лице были традиционная для вьетнамских стариков остроконечная седая бородка и неповторимые, удивительные глаза – всегда молодые, живые, с искоркой, с легкой лукавинкой, взгляд пристальный, проницательный, но добрый, располагающий. Изумляли всегдашняя легкость его походки, бодрость движений, юношеский задор в речи, в улыбке. Его неподдельное внимание к собеседнику, предупредительность, необычайная приветливость создавали с первых же минут общения с ним свободную, дружескую атмосферу. Меня, как и всех тех, кто имел счастье с ним встречаться, поражало совершенно естественное, органическое сочетание в нем редкостной простоты и человечности с железной волей и несокрушимым мужеством революционера‑борца.

Хо Ши Мин по праву принадлежит к замечательной когорте подлинных революционеров ленинской школы, которые не только восприняли и претворили на практике гениальное ленинское учение, но и своими личными качествами, своим жизненным примером продемонстрировали огромную притягательную силу коммунистических идей. Славный сын чилийского народа Сальвадор Альенде на вопрос корреспондента: «Какие три достоинства политических деятелей Вы хотели бы иметь и с кого Вы брали бы пример?» – ответил так: «Цельность, человечность и величественную скромность Хо Ши Мина».

До конца своих дней Хо Ши Мин оставался воплощением ленинской простоты и скромности. «В 1969 году, – вспоминал Ле Ван Лыонг, – Политбюро приняло решение об организации празднования четырех крупных дат: 40‑летия со дня основания партии, 25‑летия со дня образования Демократической Республики Вьетнам, 100‑летия со дня рождения В. И. Ленина и 80‑летия со дня рождения Хо Ши Мина. В эти дни Бак Хо как раз приболел. Еще раньше Политбюро в целях поберечь его здоровье предложило, чтобы он председательствовал только при обсуждении наиболее важных партийных и государственных дел; другие же вопросы Политбюро будет решать без него, а потом ему докладывать. Решение о четырех круглых датах как раз относилось ко второму случаю. Когда Бак Хо доложили об этом решении, он прокомментировал его так:

– Я согласен только с «тремя четвертями» этого решения… Отметить, как подобает, 100‑летие со дня рождения Ленина – это очень правильное решение. Но не следует так широко отмечать мой день рождения».

Многим, знавшим близко Хо Ши Мина, бросалась в глаза довольно примечательная черта его характера. В документах, которые ему давали на редакцию, он неизменно вычеркивал негативные формулировки, заменяя их соответствующими позитивными. Например, фразу «Без социализма народы не могут добиться полного освобождения» он правил; «Только социализм может принести народам полное освобождение…» И это нельзя назвать какой‑то чисто лингвистической страстью; именно таким был его образ мыслей, склад его ясного ума революционного вождя. Он всегда стремился выделить и находил позитивную сторону любого явления, открывающую путь в жизнь, в будущее.

Хо Ши Мин придавал огромное значение вопросам воспитания у членов партии, кадровых работников, у всех трудящихся высоких качеств патриотов и революционеров. Обращаясь к молодежи, он напутствовал ее такими словами: «В любом деле думай в первую очередь не о себе, а о соотечественниках, обо всем народе… Иди в первых рядах, когда трудно, и занимай последнее место, когда речь идет о вознаграждении». Он лично служил для всех вьетнамских коммунистов, всего вьетнамского народа примером того, как надо заботиться об общественном благе, увлекать за собой массы, организовывать соревнование, поддерживать все передовое и положительное, развивать критику и самокритику, бороться за строжайшую дисциплину, поднимать энтузиазм масс, мобилизовывать широкие слои населения на решительный отпор врагу, на подвиг и самопожертвование во имя свободы и независимости родины.

Одна из самых примечательных черт характера Хо Ши Мина – его поистине безграничная любовь к детям. Сам не познавший семейного счастья, он все свои нерастраченные отцовские чувства отдавал миллионам вьетнамских детей, которых ласково называл своими внуками и племянниками. Его часто можно было видеть в обществе детей – в школах, Домах пионеров, сельскохозяйственных кооперативах.

Помню, еще в мирные годы, когда Хо Ши Мин присутствовал на приемах в советском посольстве, он обычно после окончания официальной части собирал вокруг себя детей советских дипломатов, радушно угощал конфетами, расспрашивал об их жизни во Вьетнаме, удивляя своими познаниями в русском языке.

Хо Ши Мин до конца своих дней оставался верея благородным принципам пролетарского интернационализма, демонстрируя неразрывную диалектическую взаимосвязь между национальным и интернациональным. Всей своей жизнью и деятельностью Хо Ши Мин, как и другие выдающиеся борцы за дело коммунизма, доказывал непреложность следующей истины: тот, кем движут чувства глубокой любви к родине, своему народу, никогда не изменит и идеалам интернационального братства, и наоборот, только последовательный интернационалист является истинным патриотом, приносящим в конечном счете наибольшую пользу своей родине, своему народу.

Как Президент страны и руководитель партии Хо Ши Мин внес крупный вклад в развитие братских отношений Вьетнама с социалистическими государствами, международным коммунистическим движением, национально‑освободительными силами современности.

Большой друг советского народа, он с любовью относился ко всему, что связано с Великим Октябрем, В. И. Лениным. Эти чувства, зародившиеся еще в далекие 20‑е годы, он пронес через всю свою жизнь. В газетных статьях, в выступлениях с трибун съездов, конференций, митингов он всемерно пропагандировал достижения Советского Союза, который называл «оплотом революционного движения и борьбы за мир во всем мире», «самым мощным бастионом прогресса, демократии и мира», «живым доказательством превосходства социалистического строя над капиталистическим». «Перед лицом империалистов, пытающихся продлить существование своего ненавистного всем народам и уже пошатнувшегося строя, мы, революционеры всех стран, – призывал он, – должны всемерно и ежечасно укреплять свое единство вокруг СССР, Коммунистической партии Советского Союза».

Он всегда видел в Советском Союзе самого близкого друга и соратника борющегося Вьетнама, справедливо считал его надежным оплотом вьетнамского народа в борьбе за свободу и независимость. До конца своих дней Президент ДРВ неизменно подчеркивал: вьетнамский народ никогда не забудет, что его победы неотделимы от огромной помощи Советского Союза.

Хо Ши Мин не раз бывал в нашей стране уже после победы вьетнамской революции как Президент ДРВ и Председатель ЦК Партии трудящихся Вьетнама. В 1955 году, как только ДРВ вступила на путь мирного экономического строительства, он возглавил правительственную делегацию, которая наряду с другими социалистическими странами посетила с официальным визитом Советский Союз. В ходе этого визита, вылившегося в праздник советско‑вьетнамской дружбы, были подписаны первые соглашения о разностороннем советско‑вьетнамском сотрудничестве, упрочен фундамент той братской дружбы и боевой солидарности, которая нерасторжимо связывает сегодня народы Советского Союза и Вьетнама.

В 20‑е годы Хо Ши Мин мечтал увидеться с В. И. Лениным, побывать в его рабочем кабинете. И вот через треть столетия он оказался одним из первых иностранных посетителей только что открывшегося в Кремле музея «Кабинет‑квартира В. И. Ленина». И первый отзыв в Книге почетных гостей музея также принадлежит ему: «Ленин – великий учитель пролетарской революции. Это человек самой высокой морали, он учит нас трудолюбию, бережливости, чистоте, прямоте. Заветы Ленина будут жить вечно».

Покидая Советскую страну, Хо Ши Мин, перед тем как подняться по трапу самолета, произнес на русском языке краткую теплую речь:

– Мы возвращаемся на родину, увозя с собой братскую любовь и дружбу советского народа. Хотя Вьетнам и Советский Союз разделены тысячами километров, сердца наши всегда близки друг другу, они бьются в едином ритме.

В последующие годы он не раз приезжал в Советский Союз во главе вьетнамских партийно‑правительственных делегаций, принимал участие в праздновании годовщин Великой Октябрьской социалистической революции в Москве, в работе съездов КПСС, в Совещаниях представителей коммунистических и рабочих партий в 1957 и 1960 годах, неоднократно проводил в нашей стране свой отдых.

Тема интернациональной солидарности постоянно присутствовала в его речах, выступлениях и публикациях.

Одной из последних его крупных печатных работ стала статья в газете «Правда», посвященная 50‑летию Великой Октябрьской социалистической революции. Каждая ее строка проникнута горячими чувствами дружбы и братства великого сына Вьетнама, всего вьетнамского народа к Советской стране. «Ведя борьбу против США, за спасение родины, преисполненный решимости разгромить американских агрессоров и продолжать строить социализм на своей земле, – писал Хо Ши Мин, – вьетнамский народ с чувством признательности и веры обращает свой взор к Советскому Союзу – родине великого Ленина и славной Октябрьской революции.

…Вьетнамская пословица гласит: «Когда пьешь воду, помни об источнике». Чем больше рабочий класс, народ Вьетнама думает о своем тяжелом, унизительном, рабском прошлом, о различных этапах своей мучительной и самоотверженной борьбы, полной в то же время славных побед, тем глубже осознает он, чем обязан Ленину и Октябрьской революции.

…Идя по пути, указанному великим Лениным, по пути Октябрьской революции, вьетнамский народ одержал огромные победы. Именно поэтому у него столь глубоки чувства признательности и благодарности к славной Октябрьской революции, к великому Ленину и к советскому народу».

Коммунистическая партия Советского Союза, весь советский народ неизменно отвечали Хо Ши Мину любовью и уважением. Выдающийся революционер и деятель международного коммунистического и национально‑освободительного движения, стойкий марксист‑ленинец, последовательный борец за социализм, верный друг советского народа – так оценивает паша партия славную деятельность Хо Ши Мина. «Великие вожди революции, – говорил Л. И. Брежнев, – заложили основы наших государств, дали решающие импульсы их развитию и начертали наш курс – Владимир Ильич Ленин в Советской России и Хо Ши Мин во Вьетнаме. Мы с гордостью можем сказать, что верно следуем этому курсу».

 

ИМЯ И ДЕЛА ЕГО БЕССМЕРТНЫ

 

 

О Юг наш родимый, печаль велика,

Ты знаешь, что стих Хо Ши Мина умолк.

Но слушает родина голос ЦК,

На марше Вьетнам, весь единый, как полк.

 

То Хыу

 

 

 

Вечером 1 сентября 1969 года в ханойском Дворце конгрессов на площади Бадинь, как обычно, открылось торжественное собрание общественности столицы по случаю национального праздника – дня провозглашения независимости Вьетнама. Но настроение у собравшихся было не очень праздничным, лица людей были хмуры. Впервые за многие годы в президиуме пустовало привычное место Хо Ши Мина.

Хотя из президентской канцелярии не поступило пока официального сообщения, по всему Ханою уже с утра с быстротой молнии распространилась весть о том, что Президент тяжело болен.

Через два дня Хо Ши Мина не стало.

Рассказывают, что, когда он в последний раз перед кончиной пришел в себя, он спросил:

– Как идут дела на Юге? Будет ли 2 сентября праздничный салют в Ханое?

Перед тем как уйти из жизни, Хо Ши Мин подготовил завещание партии и народу. Оно проникнуто страстным революционным оптимизмом, верой в прекрасное будущее Вьетнама.

«Война Сопротивления против американской агрессии, возможно, еще затянется, – говорится в нем. – Нашим соотечественникам, возможно, придется понести большой материальный ущерб и человеческие жертвы. Но при всех обстоятельствах мы должны со всей решимостью сражаться против американских захватчиков до полной победы.

Пусть сохранятся наши горы, реки и люди. После победы над американской агрессией мы построим нашу страну в десять раз прекрасней, чем сегодня.

Какими бы ни были трудности и лишения, наш народ непременно одержит полную победу. Американские империалисты непременно будут вынуждены уйти из нашей страны. Наша родина непременно будет объединена. Соотечественники Юга и Севера непременно будут жить под одной крышей».

Хо Ши Мин беспокоился о том, чтобы после его кончины Партия трудящихся Вьетнама, как и прежде, была испытанным авангардом вьетнамского народа, высоко несла знамя марксизма‑ленинизма, продолжала вести народ от победы к победе. Он пишет в завещании:

«Сплоченность – это ценная традиция нашей партии, нашего народа. Все товарищи, от Центрального Комитета до первичных организаций, должны беречь как зеницу ока сплоченность и единство партии.

Наша партия является правящей. Каждый член партии и кадровый работник должны проникнуться революционной моралью, должны быть по‑настоящему трудолюбивыми, бережливыми, честными, справедливыми, бескорыстными. Необходимо сохранять чистоту партии, быть достойными руководителями, самыми верными слугами народа».

Все прогрессивное человечество в те дни выразило глубокую скорбь в связи с кончиной Хо Ши Мина. Траурные мероприятия, посвященные памяти великого сына Вьетнама, были проведены в разных точках планеты. В столицу ДРВ поступило свыше 22 тысяч телеграмм и писем соболезнования из 121 страны мира – от глав государств и правительств, руководителей коммунистических и рабочих партий, национально‑освободительных движений, общественных демократических организаций, ветеранов мирового революционного движения, известных общественных деятелей.

В послании ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР в адрес руководителей ПТВ и ДРВ говорилось: «Ушел от нас великий сын героического вьетнамского народа, выдающийся деятель международного коммунистического и национально‑освободительного движения, большой друг Советского Союза.

Всю свою замечательную жизнь, весь свой талант революционера товарищ Хо Ши Мин отдал делу борьбы за светлое будущее своего народа, за торжество марксизма‑ленинизма. Трудно переоценить его вклад в создание на принципах марксизма‑ленинизма Партии трудящихся Вьетнама, являющейся признанным вождем вьетнамского народа в его борьбе за освобождение и социализм. Под его руководством была осуществлена Августовская революция, в огне которой родилась Демократическая Республика Вьетнам, первое социалистическое государство в Юго‑Восточной Азии. Вдохновляемый товарищем Хо Ши Мином, вьетнамский народ оказал сокрушительный отпор империалистической агрессии против Демократической Республики Вьетнам, развернул мощную борьбу против интервенции США и их союзников, за освобождение Южного Вьетнама.

Кипучая энергия товарища Хо Ши Мина, его железная воля, несокрушимое мужество и вместе с тем простота и человечность снискали ему глубокую любовь и уважение во Вьетнаме, в Советском Союзе, у коммунистов и прогрессивных людей всего мира.

Коммунисты Советского Союза, все советские люди высоко ценят неустанные усилия товарища Хо Ши Мина, направленные на развитие братской дружбы между ПТВ и КПСС, между народами Советского Союза и Вьетнама.

В Советском Союзе навсегда сохранят светлую память о нем как о стойком марксисте‑ленинце, верном друге нашей партии, нашей страны».

Траурная церемония прощания с Председателем ЦК ПТВ, Президентом ДРВ Хо Ши Мином, состоявшаяся 9 сентября 1969 года в Ханое, вылилась в грандиозную демонстрацию бесконечной любви и уважения сынов и дочерей Вьетнама к своему вождю и учителю, их глубокой преданности идеалам коммунизма.

– Наш народ, наша партия, – говорил в прощальном слове Первый секретарь ЦК ПТВ Ле Зуан, – потеряли гениального вождя и великого учителя. Международное коммунистическое движение, национально‑освободительное движение и все прогрессивное человечество потеряли выдающегося борца, стойкого и дорогого боевого друга…

Прощаясь с ним, мы клянемся: всегда высоко держать знамя национальной независимости, знамя решительной борьбы за победу над американским агрессором, освободить Юг, защитить Север, воссоединить страну, чтобы претворить в жизнь его мечту.

Прощаясь с ним, мы клянемся: отдать все силы продолжению борьбы во имя осуществления благородных социалистических и коммунистических идеалов, которые он оставил рабочему классу и нашему народу, чтобы сделать нашу страну процветающей и принести счастье народу.

29 ноября 1969 года Политбюро ЦК ПТВ на своем специальном заседании приняло решение о сохранении тела Хо Ши Мина и строительстве мавзолея на исторической площади Бадинь.

Это была поистине всенародная стройка. Провинции, города, заводы, учреждения, воинские части направляли на строительство мавзолея Хо Ши Мина передовиков труда, лучшие строительные отряды. Прошло несколько лет, и строгие колонны мавзолея поднялись на том самом месте, где теплым сентябрьским утром 1945 года Хо Ши Мин огласил Декларацию независимости, возвестившую о рождении свободного Вьетнама.

Недра Вьетнама удивительно богаты ценными видами разноцветного поделочного камня – яшмой, мрамором, гранитом. При возведении мавзолея архитекторы использовали великолепный, поблескивающий на солнце, словно омытый дождем, мрамор из Дананга. Золотые звезды, серп и молот на знамени в траурном зале усыпальницы сделаны из оранжевого мрамора, которым славится провинция Тханьхоа. Само знамя отделано редко встречающейся в мире чистой, без примесей, ярко‑алой яшмой, тоже присланной жителями Тханьхоа. Малиново‑красная надпись на фронтоне и красные полосы по обеим сторонам от входа в мавзолей выложены знаменитой чунгкханьской яшмой из провинции Каоланг – края, в котором прошли многие годы партизанской жизни Хо Ши Мина. У стен мавзолея, по обеим сторонам площади Бадинь, высажены самые яркие представители богатой вьетнамской флоры. Редкое дерево «те» привезено из местности, где, по преданию, четыре тысячи лет назад царствовали первые мифические вьетнамские короли Хунг Выонги. С идеально прямым, как стрела, стволом, устремленным в небесную голубизну, дерево «те» призвано символизировать славный жизненный путь, пройденный Хо Ши Мином. Украшением площади стала аллея веерных пальм с изящными опахалами длинных перистых листьев – эти пальмы называют в народе «ван туэ» – «десять тысяч лет» – за то, что они очень долго живут, а их листья при любой погоде сохраняют ярко‑зеленую окраску. Растут у мавзолея дерево‑шатер – многоствольный баньян, саженец которого привезен из Танчао, персиковое дерево с розовыми лепестками из провинции Шонла, масличные деревья из Намбо, деревца корицы из Чунгбо.

29 августа 1975 года состоялась торжественная церемония открытия мавзолея. В ней принимала участие и советская партийно‑правительственная делегация – в качестве представителя страны, которая по просьбе ЦК ПТВ направила во Вьетнам опытных специалистов, оказавших квалифицированную помощь в сохранении тела Хо Ши Мина и строительстве мавзолея. «Ярким символом крепнущей на века вьетнамо‑советской дружбы» назвал мавзолей Хо Ши Мина товарищ Ле Зуан.

 

 

Хо Ши Мин не дожил до исторического дня в жизни своего народа – полного освобождения Южного Вьетнама и воссоединения родины на социалистических началах. Но он всегда твердо верил, что этот день придет. Свое завещание он закончил словами: «Последнее мое пожелание таково: пусть вся партия, весь народ, тесно сплачиваясь, борются за создание мирного, единого, независимого, демократического и процветающего Вьетнама, вносят достойный вклад в дело мировой революции».

Эти слова Хо Ши Мина стали руководством к действию для его соратников по партии, для южновьетнамских патриотов, для всего героического вьетнамского народа. 30 апреля 1975 года над Сайгоном, который столько лет был логовом неоколониалистского антинародного режима, взвился красный флаг с золотой звездой. В этот день триумфально завершилось освобождение Юга Вьетнама, национально‑освободительная революция победила полностью и окончательно на всей территории страны.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: