Тактильные средства ориентации в зданиях
Информационные устройства, средства и их системы в общественных зданиях и сооружениях предназначены для облегчения пользователям ориентации в архитектурной среде зданий и сооружений.
Элементы информационной системы для маломобильных посетителей рекомендуется формировать в виде:
· точечных (локальных) информационных средств или устройств, устраиваемых у входов в помещения, на ответственных участках путей движения, в зонах нерегулируемого движения;
· линейных, состоящих из одного или нескольких средств и (или) устройств, размещаемых на протяженных участках путей движения, в крупномасштабных пространствах и помещениях с регулируемыми потоками движения; в планировочно невыраженных зонах участков;
· информационных узлов, размещаемых у входов в здания, сооружения, комплексы, в вестибюлях, в холлах, на пересекающихся путях движения, в специально отведенных зонах и помещениях зданий и сооружений, а также на участках. Это комплексные ориентиры и хранители информации, сочетающие множественные средства и устройства, размещенные компактно или связанно в ограниченном пространстве.
Тактильные поверхности покрытий полов должны обеспечивать возможность их быстрого распознавания, а также уборки (очистки). Они не должны самопроизвольно сдвигаться, зацепляться и задираться обувью или средствами реабилитации.
Не рекомендуется применять ребристое покрытие на путях движения в помещениях, за исключением мозаичных или плиточных полов в вестибюлях, на площадках лифтов, лестниц и пандусов.
Тактильные информирующие поверхности должны быть безопасны для рук, а размещенные в плоскости пола - также для средств реабилитации инвалидов. Эти поверхности не должны усложнять условия движения людей, которые в них не нуждаются.
Оптимальная высота размещения тактильной информации - 0,6-1,1 м, а в зоне путей движения - на высоте 1,2-1,6 м.
Рекомендуется применение ручек дверей, рычагов управления, выключателей различных пластических форм и фактур, позволяющих легко различать их на ощупь.
В инженерном оборудовании рекомендуется применять рельефные кнопочные выключатели и клавиши выключателей или регулировочных устройств с различной фактурой и рельефными цифрами, буквами или символами. Размер символов - не менее 5 мм, а глубина - 0,8 мм. Поля клавиш и кнопок - не менее чем 20 х 20 мм.
Рычаги и вентили для холодной и горячей воды должны иметь одинаковую форму, но при этом следует сделать рельефную, различительную пометку на цветовой поверхности, обозначающей температуру воды (холодная, горячая).
На поручнях вдоль путей движения и на их концах следует устанавливать тактильные указатели с рельефным шрифтом высотой не менее 15 мм или знаками шрифта Брайля.
Тактильные указатели в зависимости от назначения подразделяют на:
• предупреждающие;
• направляющие
Озеленение. В качестве тактильных маркеров могут с успехом использоваться элементы растительного мира, имеющие характерные фактуры поверхностей листьев, побегов, стволов (пушистые листья чистеца шерстистого, мягкая бархатистая складчатая кора бархата амурского, гладкая кора черемухи Маака и т. п.). Слепые и люди с ослабленным зрением довольно быстро определяют различие, например, между породами деревьев. Различные формы и размеры листьев и хвои (клен, рябина, пихта, сосна), плодов и семян (пузыре -плодник, снежноягодник, яблоня, рябина, конский каштан, ясень), цветов (колокольчик, ромашка, сирень), стеблей растений (фенхель, злаковые) помогают людям с ослабленным зрением в ориентации. Следует, однако, избегать использования в качестве тактильных растений, расположенных вдоль пешеходных дорожек, видов, имеющих колючки и шипы.
Цветовое кодирование
Термин цветовое кодирование известен уже очень и очень давно тем, кто хоть немного общается с дизайном. По факту цветовое кодирование — это один из видов представления информации, основанный на сопоставлении одного цвета одному или нескольким предметам, терминам или формам. Цветовое кодирование применяется тогда, когда представляемой информации оказывается слишком много, а ее еще нужно показать на таймлайне (изменение во времени) или же стандартные средства обозначения предмета (символьно) недействительны. Именно в таких случаях применяется цветовое кодирование — чтобы глаз мог без труда различать только необходимую информацию, которая интересует пользователя в конкретный момент.
Самые первые эксперименты по цветовому кодированию были проведены при составлении старинных топографических карт, где оттенки зеленого означали различные высоты равнин, а оттенки коричневого — горы.
Естественно, после карт цветовое кодирование начало применяться во многих других областях, где требовалось как-то обозначать предметы или выделять важную информацию. Одной из активных областей применения цветового кодирования — инфографика, но не во всех примерах инфографики можно его встретить.
Основные правила использования
Основные правила очень просты:
· использовать цветовое кодирование когда другие виды кодирования не получается использовать или из-за них ваша работа становится слишком сложной;
· не использовать яркие, кислотные цвета, которые будут резать глаз при просмотре;
· использовать именно цвета, а не их названия:
- стараться не использовать более 4-х различных цветов (оттенки цветов предпочтительнее использовать, вместо добавления новых цветов);
Несомненно, метод цветового кодирования в данный момент успешно применяется в самых различных областях науки и в обозримом будущем его применение будет только расти, что неудивительно — столь удобный инструмент по нраву всем!