Содержание
Введение
. Понятие «качество образования»
2. «Управление качеством образования», специфика применения к ДОУ
3. Характеристикапонятия «менеджмент качества» в дошкольном образовании, его цели и задачи
. Роль и место ФГТ (федеральных государственных требований) в процессе управления качеством образования в ДОУ
. Обзор нормативных документов, регламентирующих деятельность дошкольных образовательных учреждений по вопросам управления качеством образования
6. Проблемы управления качеством образования
. Качество реализуемой образовательной программы
Заключение
Список литературы
Введение
Сегодня образование необходимо рассматривать как производство человеческого капитала, важной составляющей которого является интеллектуальный капитал. Если учитывать возрастание роли человеческого капитала в тенденциях экономического и научно-технического развития, то нетрудно увидеть, что образование становится главной движущей силой развития современного общества. Мало сказать, что образование - это наше будущее. Эта фраза превратилась в лозунг, в смысл которого уже не вдумываются. Образование - это производство активных знаний, обеспечивающих ускорение общественного развития во всех его направлениях и тенденциях. Образование - это гармонизация и гуманизация общественной жизни, это движение к подлинной свободе человека.
От развития образования зависит развитие общества. Развитие образования может осуществляться само по себе, но является эффективным только в том случае, если оно управляется и совершенствуется в процессах управления.
Управление образованием можно осуществлять на основе текущего, частичного и частного, общего и последовательно-перспективного улучшения существующей системы.
|
Для эффективного управления образованием необходимо знать объективные тенденции его развития, точнее говоря, закономерности развития образования. Ведь можно совершенствовать его на эмпирической и прагматической основе. Сейчас так и происходит. Но можно делать это, опираясь на научный подход.
Значительное место в совершенствовании управления образованием занимает реформирование. При всех положительных качествах современного образования оно нуждается в последовательном реформировании. И это является сегодня главным фактором управления образованием.
Понятие «качество образования»
Качество образования - это комплекс характеристик образовательного процесса, определяющих последовательное и практически эффективное формирование компетентности и профессионального сознания. Здесь можно выделить три группы характеристик: качество потенциала достижения цели образования, качество процесса формирования профессионализма и качество результата образования.
Качество потенциала выражается в таких характеристиках, как качество цели образования, качество образовательного стандарта, качество образовательной программы, качество материально-технической базы образовательного процесса, качество профессорско-преподавательского состава, качество абитуриентов, качество информационно-методической базы.
Как видно, качество образования - это комплексный показатель:
• соотношения цели и результата обучения;
|
• обеспечения степени удовлетворения ожиданий участников образовательного процесса от предоставляемых образовательных услуг;
• определенного уровня знаний, умений, навыков, компетентностей и компетенций, умственного, физического и нравственного развития личности;
Одновременно это система, модель, организация и процедуры, гарантирующие обучающимся необходимое общественное развитие.
Понятие “качество дошкольного образования” анализируется, исходя из трёх различных аспектов. В общегосударственном аспекте качество дошкольного образования можно определить мерой её адекватности социально-экономическим условиям общества. Здесь качество дошкольного образования соприкасается с такими категориями, как уровень жизни, экономический потенциал страны и т.д. В социальном аспекте оно определяется соответствием образовательных услуг реальному запросу родителей. Качество дошкольного образования в педагогическом аспекте может означать реализацию принципа вариативности в образовании, переход к личностно-ориентированному взаимодействию педагога с детьми.[1 стр.77]
Понятие «качество» многогранно и с позиции каждого его участника трактуется по-разному:
Для детей - это обучение в интересной для них игровой форме.
Для родителей - это эффективное обучение детей, то есть обучение по программам, хорошо готовившим детей к школе:
· обучение без утомления;
· сохранение здоровья детей как психического, так и физического;
· успешность обучения;
· поддержание желания детей учиться;
· обеспечение возможности поступлении в престижную школу;
|
· обучение престижным предметам (иностранный язык, хореография и т.д.)
Для воспитателей - это, во-первых, положительная оценка их деятельности руководителем дошкольного учреждения, родителями:
· успешное выполнение всех учебных программ всеми детьми;
· оптимальный подбор методов и приемов работы с детьми;
· поддержание интереса детей к учебному процессу;
· успешное развитие детей в процессе их обучения;
· сохранение физического и психического здоровья детей;
· рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени воспитателя;
· обеспеченность педагогического процесса всеми необходимыми пособиями и оборудованием.
Для руководителя - это:
· высокая оценка деятельности воспитателей родителями и детьми, повышение тем самым престижа детского сада как фактора сохранения и развития дошкольного учреждения;
· сохранение здоровья детей;
· рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени педагогов;
· успешность деятельности педагогов и детей;
· полное усвоение выбранных программ, качественная подготовка детей к школе.
· с точки зрения руководителя микро или макро- уровня, это эффективность функционирования и повышение жизнестойкости управляемой подсистемы.