качество образование дошкольное программа
Проблемой управления качеством образовательных услуг ДОУ и дошкольного образования в целом занимаются многие современные исследователи: К.Ю. Белая, Н.Н. Лященко, Л.В. Поздняк, Л.И. Фалюшина,П.И. Третьяков и др.
Однако конкретных механизмов ее решения в детском саду наукой пока не разработано, поэтому приходится обращаться к анализу методической литературы по созданию менеджмента школы.
Характерным для такой литературы, по мнению Л.Ю. Фалюшиной, является то, что в ней в качестве универсального средства решения всех проблем даются рекомендации по осуществлению педагогического контроля и анализа. Причем одни авторы акцентируют внимание на результатах педагогического труда (М.М. Поташник, Т.П. Третьяков и др.), другие (Ю.А. Конаржевский и др.) - на процессе педагогической деятельности. Таким образом, оказывается не востребованным такое направление, как управление качеством условий.
Между тем, управление качеством условий наравне с управлением качеством процесса и результата входит в систему анализа качества современного дошкольного образования. [ 3 стр.14]
Современная наука и практикавыделяетследующие направления совершенствования качества условий дошкольного образования
Прежде всего, это финансирование дошкольных образовательных учреждений. Сюда входят:
· оплата образовательных услуг за счет государства - федеральный уровень;
· расходы на содержание и укрепление материальной базы за счет учредителя - региональный уровень;
· оплата содержания детей за счет родителей при одновременной адресной поддержке малообеспеченных семей.
Федеральные бюджетные средства для ДОУ при этом будут законодательно закрепляться за муниципалитетами через объемы субсидий - денежной помощи соответствующего назначения из федерального бюджета. До учреждений эти средства будут доводиться муниципалитетами на нормативной основе.
|
Как следствие, резко возрастет роль регулирования нормативов финансирования образования на региональном уровне.
Согласно рассматриваемой модели финансирования ДОУ, региональные нормативы предполагают следующие минимальные затраты:
· на оплату труда работников ДОУ;
· приобретения учебного оборудования и пособий;
· социальные услуги, финансируемые из бюджета (по оплате труда административного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала; на питание в размере 30% нормы, рассчитанной по натуральным показателям в соответствии с установленными нормами и с учетом уровня цен конкретного региона; на медикаменты);
· хозяйственные нужды, кроме коммунальных расходов.
Чтобы компенсировать проблемы в финансировании ДОУ, органы местного самоуправления в пределах собственных средств устанавливают местные нормативы бюджетного финансирования.
Таким образом, данное направление управления качеством условий дошкольного образования предполагает повышения экономической и финансово-хозяйственной эффективности дошкольного учреждения в новых условиях деятельности.
Л.И. Фалюшина для создания базы формирования современной системы управления качеством дошкольного образования предлагает использовать следующие механизмы:
· проведение глобального мониторинга за расходованием бюджетных средств системы дошкольного образования;
|
· определение на этой основе гибких нормативов финансирования дошкольного учреждения;
· регулирование родительской платы за услуги детского сада в зависимости от реальных затрат в расчете на одного ребенка(реальные затраты минус норматив) [3 стр.27]
Л.Г. Логинова предполагает, что существует прямая зависимость управления качеством образования в дошкольном учреждении от дохода, которое может получить учреждение, если сможет оперативно выявить социальные запросы населения и потребность детей и родителей в основных и дополнительных образовательных услугах, спрогнозирует проблемы и наметит пути их решения, организует «бизнес-процесс».
Второе направление управлением качеством условий образования заключается в совершенствовании управленческих решений, касающихся вопросов кадрового обеспечения ступени дошкольного образования и повышение профессиональной компетентности педагогов.
Необходимо совершенствовать процесс подготовки специалистов в ВУЗах, колледжах и училищах, а уже работающим специалистам необходима постоянно пополняющаяся информация о наличии программ, методических комплектов к ним, традиционных и нетрадиционных технологиях, количество которых постоянно увеличивается. Кроме этого необходима систематическая работа по повышению уровня профессиональной культуры воспитателей. В рамках организации проектной деятельности в дошкольном учреждении и проведения семинаров-практикумов требуется предусмотреть комплекс мер по координации действий всех специалистов ДОУ, направленных на создание организационных условий управления качеством образования при вариативности программно-методического обеспечения образовательного процесса.
|
Наконец, решение проблемы управления качеством условий дошкольного образования требует повышения управленческой культуры руководителя дошкольного учреждения. Здесь необходимо решить следующие задачи:
· раскрытие психолого-педагогических, методических и управленческих основ деятельности заведующего и старшего воспитателя в области управления развитием персонала и создания условий для повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении;
· раскрытие способностей управления развитием персонала в дошкольных учреждениях разных видов и совершенствования качества методической службы в них, овладение технологией управления качеством работы по целям и результатам;
· формирование культуры управления развитием персонала дошкольного учреждения, овладение социально-психологическими методами работы с педагогическим коллективом и теорией поведенческого менеджмента и др. [ 4 стр 35]