Тема 5. Коучинг как современный подход к обучению и развитию персонала организации.
Вопрос 1. Возникновение и сущность коучинга. Сравнительная характеристика наставничества и коучинга
Возникновение коучинга
Американский спортсмен Т. Голви, автор книги «Внутренняя игра в теннис» (1974) оказал огромное влияние на процесс возникновения профессии коуча в менеджменте Британии. Одна из основных идей Голви состоит в том, что всем великим теннисистам необходим тренер, обеспечивающий высокий уровень их подготовки и результатов. Эту идею было несложно связать с управлением стандартами и навыками деятельности профессионалов.
Подход Голви, согласно которому «Успех в профессиональной деятельности = Потенциал - Помехи», ориентировал на то, что задачей деятельности коуча в первую очередь является освобождение самопознания и потенциалов, скрытых в каждом работнике. Ключ к решению этой задачи - развитие самосознания и чувства ответственности у человека, занятого профессиональной деятельностью.
Неоспорим тот факт, что именно известные спортивные тренеры превратились в идейных вдохновителей управленческого коучинга, став наиболее заметной группой, формировавшей начальную идеологическую базу и методы приложения коучинга к профессиональной трудовой деятельности.
При этом ключевым навыком коуча выступает обыкновенное умение задавать вопросы и обеспечивать обратную связь, а также использовать методику GROW (будет рассмотрена в вопр. 2). Важно то, что руководящие работники должны быть главными потребителями коучинговых мероприятий; поскольку это обеспечивает несомненный успех группы.
Однако Дж. Уитмор в книге «Обучение совершенству» (1997) отмечает ряд препятствий, связанных с тем, что набор навыков, необходимых для достижения успеха в спорте, гораздо уже, чем набор навыков, требующихся для успешного управления, например, перегруженным центром обработки телефонных заказов, крупным госпиталем или фармацевтическим заводом. Таким образом, эффективные подходы и техники подготовки людей не так уж легко переносить из одной сферы деятельности в другую.
|
Другим препятствием служит различие в мотивациях спортсменов, цель которых заключается в сочетании получения удовольствия с достижением компетентности и совершенства в определенном виде спорта, и профессионалов, мотивы многих, если не большинства, из которых представляют собой смесь нежелания обучаться, тревоги, страха и сопротивления изменениям. Поэтому, исключая людей, самостоятельно и естественным путем достигших успеха, применение методов спортивного коучинга часто приводит к незначительным реальным изменениям поведения в деятельности работников. Большинство людей не стремятся стать олимпийскими чемпионами в рамках своей трудовой деятельности.
Несмотря на эти препятствия, данный подход к коучингу в профессиональной деятельности продолжает приносить плоды, удовлетворяющие представителей определенного сегмента рынка.
Сущность и виды коучинга
Коучинг - это процесс, способствующий реализации обучения и развития и, следовательно, повышению компетентности и совершенствованию профессиональных навыков обучающегося.
По определению Т. Голви, коучинг означает раскрытие потенциала личности для максимизации собственной производительности и эффективности труда.
|
Для достижения успеха коучу необходимо знать и понимать как процесс коучинга, так и все разнообразие стилей, навыков и техник, соответствующих тому контексту, в котором применяется процесс коучинга.
Виды коучинга для организации:
• индивидуальный, проводимый сторонним консультантом, как правило, для менеджеров и руководящих лиц;
• управленческий (руководящий) как управление сотрудниками, ориентированное на развитие организации, повышение эффективности исполнителей;
• групповой, направленный на группу лиц без строгих функциональных взаимосвязей;
• коучинг для отдельно взятого проекта, например формирование группы исполнителей;
• системный, аналогичный групповому, но проводимый с лицами, между которыми существуют прочные системные связи (коучинг организационного развития, корпоративный) с целью упорядочить взаимодействие, вовремя прояснить острые моменты, учесть интересы организации в целом и иметь свою специфику на каждой иерархической ступеньке.
•
Коучинг и наставничество: особенности и отличия в обучении и развитии персонала
Коучинг и наставничество, становясь все более важными, многосоставными видами деятельности, играют ключевую роль в обучении и развитии персонала организаций в постоянно усложняющемся высокотехнологическом мире, профессиональной и общественной жизни.
В табл. 1 одним из наиболее активных канадских авторов, доктором Р. Карром представлен анализ ролевых сходств и различий между наставниками и коучами (Парслоу Э., Рэй М. «Коучинг в обучении. Практические методы и техники»).
Таблица 1