Процесс коучинга может быть представлен в виде модели, которая включает четыре стадии. Достижение поставленных целей в процессе коучинга обусловлено успешным завершением каждой стадии его выполнения.
Стадия 1. Анализ ситуации и сбор необходимой информации. Коучинг может начинаться только тогда, когда обучающийся приходит к осознанию насущной потребности в улучшении своей профессиональной деятельности или в изменении подхода к выполнению любой деятельности. Не осознав потребность искренне, почти невозможно изменить поведение. Коуч должен помогать учащемуся развивать это осознание, поскольку вы не можете никого ничему научить, прежде чем человек сам этого не захочет.
Наилучшим путем осознания необходимости обучения и развития является анализ текущей деятельности и производительности и сравнение полученных данных с тем уровнем, по направлению к которому человек хотел бы двигаться. Полезно иметь четкие стандарты или описания профессиональной компетенции, на овладение которой направлено обучение, особенно это необходимо, когда перед коучем ставится задача обучить конкретному навыку. Важным условием обучения является самостоятельная оценка обучающимся своих качеств и навыков и совпадение стиля обучения, предпочтительного для учащегося и выбранного коучем. Коучу очень важно понимать любые различия в предпочтительных для него и учащегося стилях обучения.
Стадия 2. Планирование системы ответственности. Обучение и развитие будут эффективными только тогда, когда индивид принимает на себя ответственность за результаты. Первым этапом выработки ответственности является планирование процесса коучинга.
|
Коучи не могут (да им и не следует пытаться) навязывать ученикам обучающие программы. Ученик исполняет активную роль в процессе принятия решения. Однако опыт показывает, что согласование с менеджером некоторого плана личного развития (ПЛР) позволяет лучше определить необходимые время и место проведения занятий в течение рабочего дня.
Хороший ПЛР должен отвечать на следующие ключевые вопросы.
1. Что именно необходимо достигнуть?
2. Как это будет происходить?
3. Когда это будет происходить?
4. Где это будет происходить?
5. Когда этот процесс начнется и когда завершится?
6. Кто будет вовлечен в этот процесс?
7. С кем необходимо согласовывать этот план?
Уже сейчас многие организации требуют от своих сотрудников составления ПЛР.
Для того чтобы ПЛР, реализующийся посредством коучинга, был наиболее эффективным, он должен фокусироваться лишь на одной или двух специфических целях развития, которых необходимо достигнуть в сравнительно сжатые сроки. Кроме того, очень важно, чтобы каждая цель развития, указанная в ПЛР, соответствовала критериям SMART, т.е. была конкретной, измеримой, достижимой, уместной в данных условиях и рассчитанной по срокам достижения.
Стадия 3. Реализация плана с использованием стилей, техник и навыков. При реализации программы обучения коучи должны использовать лишь те стили и техники, которые соответствуют ситуации, в которой действует обучаемый. Применяемые стили и методики обучения помимо адекватности обучаемому должны соответствовать личным навыкам коуча. Возможно, самыми важными из этих навыков являются навыки предоставления обратной связи, активного слушания и задавания правильных вопросов.
|
Стили коучинга строятся в континууме, на одном конце которого находятся ситуации, в которых ученик совершенно неопытен, а на другом - ситуации, где ученик обладает значительными навыками и опытом.
Удачным стилем для обучения посредством коучинга неопытных учащихся может стать «директивный» стиль. Когда ученики обладают большим опытом, стиль коучинга называется свободными, в этом случае коуч не принимает столь непосредственного участия в процессе коучинга. Между этими экстремумами расположено множество стилей, которые коуч должен уметь применять в зависимости от опыта и степени профессионализма обучающегося. При работе с человеком, совершенно незнакомым с ситуацией, или с человеком, которому нужно выработать новый для него навык, может оказаться уместным использование «директивного», почти «инструктирующего» стиля. В работе с опытным исполнителем, например с олимпийским чемпионом или главой компании, более адекватным будет «свободный» стиль и внимание главным образом к технике задавания вопросов и предоставления обратной связи.
Стадия 4. Оценка результативности. Следует различать мониторинг и оценку. Мониторинг - это регулярная проверка процесса реализации ПЛР сотрудника. Оценка - это анализ и выводы по ПЛР сразу же после его окончательного выполнения. Это одноразовая деятельность, которую коуч и его ученик осуществляют совместно.
Ключевые вопросы здесь следующие.
1. Достигнуты ли цели развития?
2. Работали ли различные компоненты ПЛР в тех направлениях, для которых они были разработаны?
3. Какие были сделаны изменения в ПЛР и почему?
4. Был ли ПЛР рентабельным?
5. Появились ли неожиданные результаты?
6. Что бы вы сделали по-другому в следующий раз?
7. Нужен ли новый ПЛР для дальнейшего усовершенствования профессиональных навыков?