(на примере «3-Д»)
Для максимально быстрой концентрации на потенциальных решениях, которые ученик может осознать и за реализацию которых он может взять на себя ответственность, используется практика техники «3-Д» - одна из наиболее полезных в данной ситуации тактик. Она базируется на анализе, проводимом в трех направлениях, как это показано на рис. 1.
Выраженное одним предложением определение проблемы |
Барьеры «Мозговой штурм», призванный выявить по три аспекта проблемы, связанных: 1) с ситуацией………………………………………………………………………… 2) включёнными в нее людьми………………………………………………………. 3) вами…………………………………………………………………………………. |
Варианты Выберите по одному приобретённому аспекту по каждому пункту 1…………………………………………………………………………. 2………………………………………………………………………….. 3………………………………………………………………………….. |
Адекватное действие 1………………………………………………………………………………… 2……………………………………………………………………………….... 3…………………………………………………………………………………. |
ПРОБЛЕМА |
Рис. 1. Техника «3-Д» (техника трех измерений)
Для использования данной техники коучу необходим простой лист бумаги. Ученику предлагается быстро, одним предложением, определить существующую проблему. Правильная постановка вопросов и использование техники трехмерного анализа позволяет коучу и ученику за очень короткое время выделить три элемента проблемы под каждым из трех заголовков:
- ситуация, например временной режим, недостаток ресурсов, география;
- включенные в нее люди, например недовольный потребитель, нетерпеливый начальник, ненадежный поставщик;
|
- вы, например недостаток технических знаний, конфликт приоритетов, общая установка ученика.
Выделив три измерения, или аспекта, существующей проблемы, обычно становится сравнительно легко определить несколько возможных вариантов действий, даже если большинство из них требует усилий исключительно самого ученика.
Окончательная стадия - выбор самого подходящего в данной ситуации варианта для его практической реализации.
После выполнения этой структурированной техники появляется возможность быстро сконцентрироваться на потенциальных действиях. Опираясь исключительно на задавание вопросов, коуч может помочь людям проговорить большую часть проблем и самих вариантов действий. Таким образом, коуч позволяет ученику более четко сфокусировать свое внимание и передает исключительно ему ответственность за принятие окончательных решений. На практике эта техника может проводиться за 10 - 15 минут.
Кроме того, возможно использование техники «3-Д» для самостоятельной тренировки.
Методика GROW
Методика GROW берет начало в практике спортивных тренеров. Эта техника опирается на грамотное использование вопросов и соблюдение последовательности действий.
Прежде всего, вопросы направлены на конкретизацию «цели» (Goal), которой ученик стремится достичь в ходе текущей коучинговой сессии. Затем внимание переключается на реальность (Reality) предполагаемых действий. После этого посредством вопросов исследуются практические «варианты действий» (Options), которые может выбрать ученик для достижения поставленной цели. Наконец фокус внимания смещается на «волю» (Will) к действительному осуществлению специфических действий для реализации одного или нескольких из выявленных возможных вариантов действий.
|
Для легкости запоминания данной структуры используется мнемоническое правило, представляющее методику GROW в следующем виде:
- постановка «цели» (Goal);
- проверка ее «реальности» (Reality);
- рассмотрение всех возможных «вариантов Действий» (Options);
- утверждение «воли к действию» (Will).
Преимущества коучинга
Существует несколько наиболее очевидных достоинств коучинга, которые характерны для организаций, принявших коучинг в качестве стиля менеджмента.
1. Улучшение продуктивности деятельности. Это главное, для чего и применяется коучинг. Он проявляет лучшее в отдельных работниках и коллективах.
2. Развитие персонала.
3. Повышение эффективности обучения персонала. Коучинг предполагает быстрое обучение «без отрыва от работы».
4. Улучшение межличностных взаимоотношений в коллективе. Улучшение взаимоотношений и связанный с этим успех изменяют к лучшему атмосферу на работе.
5. Освобождение времени менеджера для других задач. Подготовленный методом коучинга персонал, охотно принимающий на себя ответственность, который не надо подгонять и за которым не требуется присматривать, освобождает менеджера для исполнения функций более высокого порядка, на что раньше он никак не мог найти времени.
6. Умножение конструктивных идей. Коучинг и создаваемая с его помощью обстановка поощряют конструктивные предложения от членов команды без опасений, что они будут высмеяны или что последуют «оргвыводы». Часто одна конструктивная идея приводит к появлению других.
|
7. Повышение эффективности использования мастерства и ресурсов людей.
8. Быстрая и эффективная реакция в критических ситуациях. В атмосфере, где люди ценятся, они готовы «вытаскивать лодку» даже до того, как их позовут это делать. Во множестве организаций, где не ценят людей, последние делают только то, что им приказывают, причем настолько мало, насколько возможно.
9. Высокая гибкость и адаптивность к изменениям. Вся суть коучинга направлена на изменения, формирование соответствующего отклика и ответственности. Возрастающая конкуренция на рынке, технологические инновации, высокоскоростные глобальные коммуникации, экономическая неопределенность и социальная нестабильность создают эту потребность в течение нашей жизни. В таких условиях сможет выжить только гибкий и адаптивный человек.
Итак, конечный результат менеджмента методом коучинга можно кратко сформулировать следующим образом:
• высокая продуктивность;
• уверенный в себе персонал;
• повышение качества жизни на рабочем месте;
• высвобождение времени менеджера;
• снижение стресса для всех участников;
лучшее обслуживание клиентов.