Ради чего все это? Следы, ведущие к смыслу.




Альфрид Лэнгле

Часть 2.

Ориентирование через себя самого

Чтобы найти ориентиры для собственного решений и действий – то есть смысл, - сначала придется взглянуть на реальные обстоятельства, в которых мы находимся. Мы можем проживать жизнь только в реальности, только в том мире, в котором мы есть. Таким образом, поиск смысла начинается с внимательного ознакомления с тем, что имеет место быть в реальности. Трезвое восприятие данностей существования, исследовательская позиция, знания, опыт, когнитивные способности - это хорошие помощники, инструменты поиска смысла. Реальные условия нужно уметь увидеть в их взаимосвязях – не фрагментарно, а как структуру. Человеку нужна структура реальных условий, чтобы удерживать смысл в повседневной жизни с её проблемами и выдерживать немалый вес экзистенции. Мечты, желания, фантазии, концепции о том, «как должно быть», не дают достаточной опоры и почвы, чтобы мы могли поставить на них экзистенцию.

Приняв во внимание структуру реальной ситуации, мы, однако, еще не получили смысла. Мотивирующий, движущий, момент смысла задается через чувства и отношения. Смысл имеет не когнитивную, а эмоциональную природу - только то, что ощущается и вызывает чувства, может нас затронуть. Например, недостаточно знать, что курение вредит здоровью – работа по отвыканию начинается лишь тогда, когда угроза здоровью прочувствована и, таким образом, у тебя появились эмоционально наполненные отношения со своим здоровьем как ценностью. То есть, надо почувствовать и вдохнуть качество здоровой жизни и ощутить душевную боль сожаления от того, что ты себе в этой здоровой жизни отказываешь, для того, чтобы захотеть реализовать наполненное смыслом намерение бросить курить, хотя о вреде курения ты знал уже много лет. Благодаря способности чувствовать хорошее (ценность), появляется и удерживается движущая сила, направляющая, притягивающая нас к этому хорошему - сила воли. Она позволяет нам преодолеть трудности на пути к цели.

Если в отношении ценности, о которой идёт речь, отсутствует чувство, то вместе с тем отсутствует не только сила, но и мой личный смысл делать что-то. «Зачем мне это надо?», - на этот вопрос нет убедительного ответа. Мотивирует только присвоенный смысл, но не «навязанный». Если я делаю что-то не чувствуя за этим чего-то лично для меня ценного (заметим, что и в страхе – потери здоровья, к примеру - тоже содержится переживание ценности!), это становится формальным, и в большей степени носит характер обязательства, чем ответственности.

Но и это еще не все, смыслу также необходимо мужество – мужество для решения, готовность активно пойти на то, что я ощущаю как ценное, чтобы деятельно внести, воплотить в жизнь то, что без этого так и останется намерением. Мужество сказать себе: «Сегодня я начну это делать – я выброшу сигареты», например. Для того чтобы смысл действительно стал моим собственным, личным смыслом, ему требуется персональное решение. Только если мы действительно хотим ценное, если мы готовы прилагать свои усилия, взять на себя весь труд, связанный с этим претворением в жизнь ценного, готовы идти по этому пути, то есть только, если наше хотение настоящее, тогда смысл приносит с собой свободу – чувство, связанное с Бытием-Person. В настоящем смысле содержится истинность Person, её аутентичность, её чутьё, её знание собственного.

Таким образом, смысл становится экзистенциальным, если он раскрывается в конкретном действии, которое следует за волевым решением. Лишь в Деятельности осуществляется проверка смысловых ориентиров – имеют ли они реальную действенную силу? Если да, то мы переживаем внутреннее исполнение благодаря реализации самих себя с помощью ценных возможностей в мире. Там, в конечном итоге, прорастает то семя, которое содержит в себе смысл. Потому что жить со смыслом – означает прорасти в чем-то большем, в своей семье, на работе, в ценности, которой ты отдаёшься с внутренним участием, а не прожить жизнь только для себя одного.

Экзистенциальный смысл

Если мы именно с этой установкой будем воспринимать и понимать себя, то мы сможем соответствовать самому глубокому назначению человека. Для этого требуется принципиальная открытость, экзистенциальный поворот, как его называл В.Франкл. До тех пор, пока мы ждем и требуем чего-то от ситуации, мы ещё заняты подготовкой к экзистенции. И лишь когда мы настолько свободны, чтобы отставить себя в сторону и открыться для того, что имеется, мы сможем дать предложениям и задачам момента задать нам вопросы. Тогда мы зрелы для экзистенции и можем найти смысл, дающий переживание экзистенциальной исполненности. Открыться для «требования» ситуации - это значит совсем по-другому ощутить проблему, страдание, груз, болезнь или боль. Открыться для предложения ситуации – значит также по-другому ощутить прекрасное, весёлое, радостное. Чего ситуация от меня ожидает? В чем заключается ее вызов? Какова сейчас моя задача? Так звучит экзистенциальный поворот, который представляет собой ключ к наполненному смыслом формированию жизни: всё, что мы переживаем, это один и тот же запрос к нам, а именно: что ты делаешь с тем, что ты сейчас имеешь в качестве актуальной ситуации? Что ты делаешь с этим, чтобы это было хорошо? - чтобы, по крайней мере, не возникло ещё больше вреда? Как ты обходишься с обстоятельствами, чтобы потом «не было мучительно больно» за себя и свои решения? Что сейчас «хочет от тебя» эта ситуация, которая тебя касается, потому что ты в ней находишься, ситуация, в которой именно ты должен что-то сделать, и только ты можешь что-то сделать, потому что речь идёт о тебе?

С такой открытостью по отношению к жизни и её глубокой ценности мы свободны для будущего, которое является не только нашим собственным - мы делим будущее друг с другом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: