Митрополит Петр (Могила)
ПРАВОСЛАВНОЕ ИСПОВЕДАНИЕ ВЕРЫ
Кафолической и Апостольской Церкви Восточной
Вопрос 1. Что должен иметь Православный и Кафолический Христианин, чтобы наследовать жизнь вечную?
Ответ. Правую веру и добрые дела. Ибо кто имеет и то и другое, тот есть истинный Христианин, и твердо надеется вечного спасения, по свидетельству Священного Писания: Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? (Иак.2, 24)И ниже: Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва. (Иак 2, 26)То же самое говорит в другом месте и Божественный Павел: имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере; (Тим.1, 19). И в другом месте: хранящие таинство веры в чистой совести. (Тим.3, 9).
Вопрос 2. Почему Христианин должен прежде веровать, а после того уже делать добрые дела?
Ответ. Потому, что никто не может угодить Богу без веры, по слову Павла: А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает. (Евр.11, 6) Итак, чтобы Христианин угоден был Богу, и дела его были приятны Ему, во-первых, он должен иметь веру в Бога; во-вторых, по вере располагать жизнь свою.
Вопрос 3. В чем состоят сии две должности?
Ответ. В трех Богословских добродетелях, как-то: в Вере, Надежде и Любви. Посему и разделим Исповедание на три части. В первой части будем говорить о членах Веры; во второй - о Надежде, молитве Господней и блаженствах; а в третьей — о Божественных заповедях, заключающих в себе Любовь к Богу и ближнему.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. О ВЕРЕ
Вопрос 4. Что есть Вера?
Ответ. Вера же, по словам блаженного Павла, есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. В ней свидетельствованы древние. (Евр. 11, 1-2). Или так: Вера Православная, Кафолическая и Апостольская состоит в веровании сердцем и исповедании устами единого Триипостасного Бога, по учению того же Павла: сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. (Рим. 10, 10). Кроме сего Православный Христианин должен за верное и несомненное принимать (VI Собор., прав. 28), что все члены Веры Кафолической и Православной Церкви преданы ей от Господа нашего Иисуса Христа чрез Его Апостолов, изъяснены и утверждены Вселенскими Соборами, и веровать в оные, как повелевает Апостол: Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим. (2 Фес. 2, 15): И в другом месте: Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам. (1 Кор. 11, 2). Из чего видно, что члены Веры получают важность и твердость свою частию от Священного Писания, частию от Церковного предания и учения Соборов и Святых Отцев. Святой Дионисий объясняя сие, говорит таким образом: "Сущность нашей Иерархии составляют данные Богом слова Мы разумеем под сим как те драгоценнейшие слова, которые от Божественных наших Священносовершителей дарованы нам в Священных и Богословских книгах; так и те, которые от Священных оных мужей переняли наши Наставники чрез невещественное учение, сообщающееся непосредственно из ума в ум, подобно как в небесной Иерархии, хотя при содействии устного телесного слова, но однако ж менее вещественным образом, без писания" (Церк. Священнонач., гл.1). Т.е. догматы суть двоякого рода: одни преданы письменно и содержатся в Богословских книгах Священного Писания; другие преданы устно Апостолами; и сии-то были объяснены Соборами и Святыми Отцами. На сих, двоякого рода догматах основывается наша Вера, которую надлежит не только хранить в тайне сердца; но и устами возвещать, и исповедывать без страха и сомнения, как говорит Священный Псалмопевец: Я веровал, и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим, (Пс. 115, 1; 2 Кор. 4,13).
|
|
Вопрос 5. Сколько членов Кафолической и Православной Веры?
Ответ. Членов Кафолической и Православной Веры, по символу Первого Никейского и Второго Константинопольского Соборов, двенадцать. В них так ясно изложено все принадлежащее к нашей Вере, что мы ни более, ни менее, и не иначе должны верить, как согласно с разумением оных Отцев. Впрочем некоторые из сих членов ясны и вразумительны сами по себе; а другие заключают в себе нечто сокровенное, по которым разумевать должно и прочее.
Вопрос 6. Какой первый член Веры?
Ответ. Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым (Собор. 1).
Вопрос 7. Какое учение содержится в сем члене Веры?
Ответ. Сей член Веры заключает в себе двоякое учение: во-первых, чтобы всякий веровал и исповедывал, что Бог един есть (Втор. 6, 4), в Троице Святой славимый, и что в Божестве начало и корень Сына и Святаго Духа, есть Отец. Во-вторых, учит, что сей Троичный Бог сотворил из ничего все видимое и невидимое, как свидетельствует Псалмопевец: Он сказал, - и сделалось; Он повелел, - и явилось. (Пс. 32, 9).
|
Вопрос 8. Какое должно мне иметь понятие о Боге?
Ответ. Должно верите, что Бог есть един в Святой Троице, по слову Писания: один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас. (Еф. 4, 6); что Он будучи благ и преблаг, хотя Сам в Себе пресовершен и преславен, сотворил из ничего мир на тот конец, дабы и другие существа, прославляя Его, участвовали в Его благости. Впрочем, что есть Бог в существе Своем, того не может знать ни одна тварь, не только видимая, но и невидимая, т.е. ни самые Ангелы; поелику совершенно нет никакого сравнения между Творцом и тварью. Но для нашего благочестия довольно и того, как свидетельствует Кирилл Иерусалимский, "если мы знаем, что имеем Бога единаго, Бога сущего и вечного Который всегда подобен Самому Себе, и есть тот же" (Оглаш. 6) и что, кроме Его нет другого Бога, как говорит Сей самый Бог чрез Пророка: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога, (Ис. 44, 6). И Моисей, увещевая Израильский народ, так говорит: Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; (Втор.6,4).
Вопрос 9. Ежели Бог един, то не надобно ли думать, что и Лице одно?
Ответ. Никакой нет надобности. Бог един по естеству и существу, а по Лицам Он Троичен, как то явствует из учения Самого Спасителя нашего, который сказал Апостолам Своим:Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, (Мф. 28, 19). Сии слова ясно показывают, что в одном Божестве три Лица.Отец, Сын и Дух Святый. Отец, Который прежде веков рождает Сына из Своего существа, Производит Духа Святаго; Сын, родившийся от Отца прежде веков, и единосущный Ему; Дух Святый, от вечности исходящий от Отца, единосущный Отцу и Сыну. Что излагая, Св. Дамаскин так говорит: "Сын и Святый Дух, к единой, Отцу относятся" (кн. 1, гл. II). И в другом месте он же: "Сын от Отца имеет бытие образом рождения:. Дух Святый также от Отца, но не образом рождения, а исхождения" (гл. 10).И Григорий Богослов на слова Апостола к Римлянам: Ибо все из Него, Им и к Нему. (Рим. 11, 36), так говорит "первое, т.е. из Того, должно относить к Отцу, второе—к Сыну, третье — к Духу Святому". Из сего видно, что в Божестве есть Троичность. Притом мы равно и без всякого различия и исключения, крещаемся во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Посему, что есть Отец по естеству, то же есть и Сын и Святый Дух. Но Отец по естеству есть Бог истинный и вечный, Творец всего видимого и невидимого: следова- тельно, таков же есть и Сын, и Святый Дух; а потому Они единосущны один другому, по учению Евангелиста Иоанна, который говорит: Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. (1 Ин. 5, 7). В сих словах исключается только то, что Отец в Божестве есть виновник Сына и Духа Святаго; что сии два Лица имеют бытие от Него, а Сам Он ни от кого. Так научены мы от самой вечной Истины, Иисуса Спасителя нашего; так приняли от Святых Апостолов; так, а не иначе, учили, предали и утвердили Вселенские и Поместные Соборы и учители Церкви. То же самое содержит Православная и Кафолическая Церковь наша. За сию веру Святые мученики пролили кровь свою, и предпочли смерть настоящей жизни. Так и мы должны веровать от всего сердца нашего, не имея сомнения, и сохранять сию веру твердо и непоколебимо, даже. когда необходимость потребует, умереть за оную, в надежде приобрести себе спасение при помощи добрых наших дел, за кои получим вечные награды на небесах.
Вопрос 10. Желал бы я уразуметь таинство Святой Троицы несколько яснее?
Ответ. Никаким подобием нельзя вполне объяснить сие таинство, и раздельно представить в уме нашем, каким образом Бог есть един в Существе, и Троичен в Лицах. И что никакое подобие недостаточно к изъяснению оного, о том Сам Бог, именуемый Иегова, свидетельствует устами Пророка: Кому уподобите Меня (Ис.46,5); и сравните и дриложисте Мя, и уподобисте Мя, да буду подобен ему? Так что никакой ум не только человеческий, но и Ангельский не может постигнуть, и язык изречь Его. Итак, должно сказать с Апостолом: ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу, (2 Кф. 10,4-5). Мы твердо веруем, что Бог Отец, сущий от века и в век, и притом ни от кого непроисходящий, рождает Сына и производит Духа Святаго. Афанасий Великий излагает сие в символе своем пространнее. Веруя таким образом, мы ничего далее не исследуем: потому что исследовать и испытывать Божеское величие запрещает Писание: Чрез меру трудного для тебя не ищи, и что свыше сил твоих, того не испытывай.Что заповедано тебе, о том размышляй; ибо не нужно тебе, что сокрыто.При многих занятиях твоих, о лишнем не заботься. (Сир. 3, 21-23). Довольно для нас, что Священное Писание Ветхого Завета, говоря о едином Боге, показывает нам троичность Лиц: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию (Быт. 1, 26). Еще:: вот, Адам стал как один из Нас (Быт. 3, 22). И еще: сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. (Быт. 11, 7). То самое ясно доказывает и Пророк: И взывали они друг ко другу (Ангелы) и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! (Ис. 6, 3). И Священный Псалмопевец сказал: Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его - все воинство их: (Пс.32, 6). О сем многократно говорят и Священное Писание и учители Церкви.
Вопрос 11. Какие суть свойства Божии?
Ответ. Как Бог непостижим, так и свойства Его непостижимы. Впрочем, поколику мы можем приобретать познание из Священного Писания и Учителей Церкви, потолику можем и мыслить о них и говорить. И так должно знать, что свойства Божии иныя суть личные, а иные существенные
Вопрос 12 Какие суть личные свойства Божии?
Ответ. Личные Божеские свойства суть те, коими Лица Святыя Троицы так различаются одно от другого, что одно Лице не может быть другим. Т.е. Лице Отца не есть Лице Сына; ибо Отец не рожден ни от кого, а Сын рожден от Отца, по естеству, прежде веков, как говорит Писание: из чрева прежде денницы родил Тя (Пс. 109, 3). И так: Отец, Сын и Дух Святый, нерожденное, рожденное и исходящее — различают в Божестве Лица, а не существо, которое нераздельно само в себе, а отделяется только от твари рожденное же и нерожденное не может быть одним лицом. Равным образом надлежит мыслить и о Духе Святом: Он исходит от существа, и естества Отчего безначально, т.е. вечно, и есть единосущен Отцу и Сыну. Но различается от Отца личным свойством: потому что от Него исходит; различается также и от Сына: потому что Он имеет бытие от Отца не рождением как Сын, но исхождением от Того же Отца. Сын и Дух Святый имеют одно существо: потому что оба сии Лица от одного Отчего естества. Они единосущны Отцу, потому что от Его существа. О сем Григорий Богослов так говорит: "Сын и Дух Святый имеют то общее, что и то и другое из сих двух Лиц есть от Отца. Свойство Отца есть то, что. Он нерожден; Сына, что Он рожден; Духа Святаго, что Он исходит" (Слово 23). Сверх сего личное свойство Сына есть все дело воплощения; ибо ни Отец не принимал залоги, ни Дух Святый. Вот каким образом Святая Кафолическая и Апостольская Церковь учит нас веровать и исповедывать единого Бога по еестеству в трех Лицах! О сем смотри в деяниях Первого Никейского Собора и Второго Константинопольского Вселенского.
Вопрос 13. Какие существенные свойства Божии?
Ответ. Существенные свойства Божий суть те, Которые равно приличны Отцу и Сыну и Святому Духу, как-то: быть Богом, быть вечным, безначальным, безконечным, благим, всемогущим и всеисполняющим, безпредельным, ведущим все тайное и явное. Кратко сказать, кроме тех личных свойств, о коих мы говорили выше, т.е. быть нерожденным или.Отцем и виною; быть рожденным или Сыном и Словом воплощенным; быть исходящим или Духом Святым, — все, что говорится о Боге, составляет свойства Божественного существа, равно общие трем Лицам без всякого различия.
Вопрос 14.Почему в первом члене Веры опущены другие свойства, и положено только: Вседержителя?
Ответ. Потому, что сие слово точнее выражает свойство Бога. Ибо ни одно сотворенное существо не может быть названо всемогущим по двум причинам. Во-первых, потому, что оно имеет бытие свое не само от себя, но от Творца своего,; во-вторых, потому, что оно не может произвести ни единой вещи из того, что нигде и никакого бытия не имеет. И то и другое принадлежит только всемогуществу Божию. А что Бог всемогущ, сие Сам Он сказывает в Апокалипсисе: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель. (Откр. 1, 8). То же говорит и Архангел: ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. (Лк. 1, 37). Впрочем, сие вседержительство и всемогущество Бога определяется собственным Его хотением и произволением; а посему Он производит, не все то, что может, но только то делает и может делать, что восхощет, как говорит Священный Псалмопевец: Бог наш на небесах [и на земле]; творит все, что хочет. (Пс. 113, II). Он мог сотворить тмы миров, так как сей, но не восхотел. При том должно знать, что сие всемогущество Божие тесно сопряжено с совершенством, и удалено от всего несовершенного или немощного, как то покажет следующий пример. Бог не может ни быть злым, ни грешить, ни лгать отречься Себя, как говорит Павел (2 Тим. 2, 13; Евр. 6,18), поелику это есть несовершенство. Если бы Бог мог быть злым, или грешил, или отрекался Себя Самого, то Он не был бы всемогущ: поелику таковые свойства сами по себе суть признаки несовершенства. Итак, Бог есть всемогущ.согласно с Его волею и совершеннейшею благостью, как воспевает Его Пророк Песнопевец: Кто Бог так великий, как Бог [наш]! Ты - Бог, творящий чудеса; Ты явил могущество Свое среди народов; (Пс. 76, 14-15). Наконец, Он называется Всемогущим или Вседержителем потому, что все состоит в Его власти, и что Он сотворил мир без всякого препятствия и без всякого труда, но.единым хотением Своим.
Вопрос 15. Если Бог безпределен и вездесущ, то почему говорится, что Он живет на небесах и на некоторых известных местах земли преимущественно?
Ответ. Сие говорится не потому, что будто бы небо, или Сион, или другое какое-нибудь место могло вмещать в себе невещественное и безтелесное Божество —Бог не занимает никакого места а, Сам для Себя есть место. Но поелику Он действует в сих местах особливым образом, и поелику действия и благодать Его являются там очевиднее и многократнее, то говорится, что Он живет в оных. Например: "На небесах, как говорит Святой Дамаскин (кн. 1, гл. 16), потому что там Ангелы, творящие волю Его и присно славящие Его. На земле: ибо на ней во плоти обитал с человеками. В Святой Церкви: поелику в ней преимущественным образом дается благодать Его верным, и проповедуется слава Его. Подобным образом всякое место, в котором каким-нибудь образом открывается благодать Божий, называется местом Его".
Вопрос 16. Если, по твоим словам, одному только Богу свойственно знать все, тайное и явное, то каким же образом знают то и люди — Пророки и Ангелы?
Ответ. Бог знает все тайны и глубины человеков и Ангелов Сам Собою, и не только тогда, когда они мыслят, но и прежде создания мира, как говорит Писание: очи Господа в десять тысяч крат светлее солнца и взирают на все пути человеческие, и проникают в места сокровенные. (Сир. 23, 27-28). И в другом месте:; ибо Господь знает всякое ведение и прозирает в знамения века, возвещая прошедшее и будущее и открывая следы сокровенного; (Сир. 42, 18-19). И Иоанн в Апокалипсисе: Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим. (Откр. 2, 23). Но Ангелы и человеки, если они узнают иногда сокровенное будущее, узнают оное по Божественному откровению, как свидетельствует Писание: Бог открывает глубокое и сокровенное, (Дан: 2, 22). Так Бог открыл Елисею, что раб его Гиезий тайно взял на пути у Неемана (4 Цар. 5, 26);и Петру, Апостолу, о Анании и Сапфире (Деян. 5, 11). Таковое же видение имели и все Пророки.
Вопрос 17. Нет ли других свойств, единому Богу приличных?
Ответ. Свойства Божии безчисленны; но и те, о коих, как полезных к спасению, мы доселе говорили, достаточно уже показывают, какое понятие должно нам иметь о Боге. Итак, оставив другие свойства, веруй твердо и несомненно, что Бог есть един в трех Лицах, всемогущ, вездесущ и всеведущ, неизменяем по существу, и вечен.
Вопрос 18. В сем члене положено слово Творца: действительно ли Бог есть Творец всех вещей?
Ответ. Без всякого сомнения. Бог есть Творец всех видимых и невидимых тварей. Прежде всего Он произвел мыслию Своею из ничего все небесные Силы, как отличных песнопевцев славы Своей, и создал оный умный мир, который, по данной ему благодати, знает Бога, и всегда во всем предан воле Его. После того сотворен Богом из ничего сей видимый и вещественный мир. Напоследок Бог сотворил человека, который составлен из невещественной и разумной души и вещественного тела, дабы из одного, сим образом составленного человека, видно уже было, что Он же есть Творец и обоих миров, и невещественного и вещественного. По сей-то причине человек назывался малым миром: ибо он носит на себе образ всего великого мира (Дамаск. Богосл. кн. 2, гл.3, 12)
Вопрос 19. Поелику Бог сотворил прежде всего Ангелов, то какое должны мы иметь о них понятия?
Ответ. Ангелы суть духи, приведенные от Бога из небытия в бытие для того, чтобы они прославляли Его, и служили Ему, и, кроме того, служили в сем мире людям, путеводя их в Царствие е. Они даются еще для сохранения городов, царств областей, монастырей, церквей и людей, как духовных, так и мирских. На сие имеем пример в книге Деяний Апостольских, где написано: Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал: идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни. (.Деян.5, 19-20). И еще:
И вот, Ангел Господень предстал, и сказал Петру: опояшься и обуйся... надень одежду твою и иди за мною. (Деян. 12, 7-8). И немного после: Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский. (ст. 11). Они также хранят и малолетних детей, как учит Спаситель наш: ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного. (Мф. 18, 10). Они приносят пред величество Божие молитвы и милостыни наши, и другие благодеяния, не потому, что Бог не видит Сам милостыней наших, или не внемлет молитвам нашим; но потому, что они ходатайствуют о нас. В Ветхом Завете, прежде нежели дан был закон Моисеев, Ангелы учили Праотцев наших закону и воле Божией, и показывали им путь спасения, как свидетельствует Св. Дионисий (Иерарх. Цер. 4); а после, когда дан был закон, они наставляли их и руководили ко благу. Само Писание доказывает сие, когда говорит, что Ангелы являлись Пророкам и предсказывали им будущее. Так, Ангел дал совет Иосифу, чтобы он взял предосторожность против намерения Иродова, сказав: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. (Мф.2,13). Так же, когда Иосиф опасался быть хранителем Девы, Ангел Господень ободрил и наставил его (Мф. 1, 20). Они также объявляют о делах Божиих. Так, при рождении Христа они открыли пастырям, что Христос родился в Вифлееме (Лк.2,8.11). Кроме того, они, по повелению Божию, всюду находятся при всяком человеке, избавляют нас от всякой опасности, и прогоняют врага душ наших, который немилосердно мучит человека, когда заметит, что Бог попускает ему то. А что Ангел хранит нас, сие ясно можем видеть из того, что Писание говорит о уповающем на Господа: ибо Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; (Пс.90, 11-12)
Вопрос 20. На сколько степеней разделяются Ангелы?
Ответ. Дионисий говорит (Неб. Иер., гл. 6 и 7), что они разделяются на девять ликов, а сии девять на три чина. В первом чине находятся те, кои ближе к Богу, как-то: Престолы, Херувимы и Серафимы. Во втором чине: Власти, Господства и Силы. В третьем: Ангелы, Архангелы, Начала. Они поставлены в таком порядке, что низшие Ангелы получают просвещение и благодеяния Божия чрез высших. Сии Ангелы утвердились в благодати Божией навсегда; поелику они не согласились с денницею, восстать против Бога, то и Получили сию благодать, так что не могут уже грешить; впрочем, не по естеству своему, но по благодати Божией. Сих кратких замечаний, по краткости сего Православного учения сделанных, довольно для познания Ангелов. Итак, зная, что Ангелы помогают нам и ходатайствуют за нас, мы призываем их во всякой молитве нашей, дабы они молили о нас Бога, и наипаче призываем того Ангела который есть наш хранитель.
Вопрос 21. Какое понятие должно иметь о злых ангелах?
Ответ. Злые ангелы сотворены от Бога добрыми; ибо что Бог сотворил, то сотворил Он добрым; но они сделались злыми по собственной воле. Как свидетельствует Господь наш о начальнике их: Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. (Ин. 8,44). Они виновники всякого нечестия, хулители Божеского величия, развратители человеческих душ, сами и орудия их, как говорит Писание: Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. (1 Петр. 5, 8). Впрочем, надобно знать что демоны не могут употребить насилия ни над одним человеком, ни над другою какою-либо тварию, если Бог не попустит им, как свидетельствует о том Писание: И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите (Мф.8, 31-32). Сверх того должно всякому знать и то, что они не могут принудить человека ко греху, а только обольщают его искушениями: ибо человек имеете свободную волю, и сей свободе его ни даже Сам Бог не делает какого-либо насилия или принуждения. Поелику же они осуждены навек, то никогда не могут получить благодати Божией, как сказано: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: (Мф, 25,41).
Вопрос 22. Какое понятие должно иметь о других тварях?
Ответ. Что Бог создал все из небытия повелением Своим, а напоследок сотворил человека поставил его господином над всею тварию, которая находится под небесами, сказал: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею. (Быт. 1, 26). Тоже говорит и Священный Псалмопевец: поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями. (Пс.8, 7-9). И выше: Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; (ст. 6). Но поелику человек не сохранил заповеди Божией в раю, когда был невинным, но взял от запрещенного плода и вкусил: то за сие лишился достоинства своего и того состояния, какое имел во время своей невинности. Будучи изгнан из рая, он сделался таким, каким описывает его Пророк, говоря: Человек, который в чести и неразумен, подобен животным. (Пс. 48, 21); и услышал приговор: возвратишься в землю, из которой ты взят,. (Быт. 3,19).
Вопрос 23. Какое было состояние невинности человека, или чистоты и безгрешности его?
Ответ. Состояние невинности или безгрешности (по свидетельству Святого Василия в беседе на начало Притчей) двояко. Во-первых, оно есть добровольное удаление от грехов, т.е. когда человек по собственной решимости удаляется грехов, познав зло чрез опыт и долговременный к нему навык. Во-вторых, есть неведение зла или неопытность в нем, т.е. когда человек не знает зла, и совершенно не испытывал его, или по малолетству или по другим.причинам. Невинность или безгрешность в Адаме, прежде нежели он согрешил, была сего второго рода, и была соединена с полным совершенством, с врожденною правотою, как со стороны ума, так и воли. В уме заключалось всякое ведение; в воле — всякая правота и доброта. Ибо Адам знал Бога совершеннейшим образом, сколько в то время ему даровано было, и сколько нужно было; а потому самому, что он знал Бога, знал он и все вещи чрез Него. На сие между прочими имеем мы и такое доказательство: когда Бог привел к Адаму всех животных для того, чтобы он дал им имена, то он назвал каждое своим именем. И сие произошло потому, что он знал природу их, — не по какой-либо науке, но потому единственно, что мыслил и рассуждал о Боге и Его благости. Что же касается до воли, то она всегда покорялась разуму, хотя всегда была свободна, и человек был властен грешить или не грешить, как говорится в Писании: не рцы, яко Господа ради отступах: Не говори: "ради Господа я отступил"; ибо, что Он ненавидит, того ты не должен делать. Не говори: "Он ввел меня в заблуждение", ибо Он не имеет надобности в муже грешном. Всякую мерзость Господь ненавидит, и неприятна она боящимся Его. Он от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его. Если хочешь, соблюдешь заповеди и сохранишь благоугодную верность. Он предложил тебе огонь и воду: на что хочешь, прострешь руку твою. Пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему. (Сир. 15, 11-17). И вскоре за сим: Никому не заповедал Он поступать нечестиво и никому не дал позволения грешить. (ст. 20). В сем состоянии невинности и безгрешности человек был подобен Ангелам. Но как скоро он чрез прослушание пал в грех, немедленно в самом раю вошел в состояние греховное, и сделался смертным; ибо Священное писание учит: Ибо возмездие за грех - смерть. (Рим. 6, 23). Тогда вдруг погубил он совершенство разума и ведения, и его воля преклонилась более ко злу, нежели к добру. А таким образом, поелику человек соделал.зло, состояние невинности и безгрешности переменилось в состояние греховности, и сей совершенный человек столько унизился, что должен сказать с Давидом: Я же червь, а не человек. (Пс. 21, 7).
Вопрос 24. Все ли люди подвержены сему греху?
Ответ. Поелику в состоянии невинности все люди были в Адаме; то, как скоро он согрешил, согрешили в нем и все, и стали в состояние греховное. А посему не только греху подвержены, но и наказанию за грех. Сие наказание объявлено в Следующем определении Божием: ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. (Быт. 2, 17). То же самое говорит и Апостол: как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили. (Рим. 5, 12). Посему в сим грехом мы и зачинаемся в чреве матери, и рождаемся, как говорит Священный Псалмопевец: Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. (Пс. 50, 7). Сей грех называется прародительским, во-первых, потому что прежде оного человек никаким грехом осквернен не был: хотя диавол был уже растлен грехом своим, по наущению коего возник и в человеке сей, так называемый, первородный грех, которому подвергся и Адам, соделавший его, и все мы, от него Происходящие. Во-вторых, потому что человек и не зачинается иначе, как во грехе.
Вопрос 25. Если Бог знал, что Адам согрешит, то для чего Он сотворил его?
Ответ. Бог совершеннейшим образом знал не только о грехе Адама, но и о злобе денницы прежде, нежели сотворил его, и о всякой маловажнейшей мысли, какую он будет обращать в уме, и всякое действие, какое он будет совершать. Но не смотря на то, Он не хотел, чтобы грех человека или злоба диавола превысили Божественную благость Его (Дамаск. Богослов. 2, 27). Итак, дабы открыть чрезвычайную благость Свою, Он сотворил сего ангела добрым, который сделался злым по собственному хотению и произволу. Таковым же сотворил Он и человека, который согрешил по наущению диавола. Впрочем, о человеке так устроил Бог, чтобы по причине его греха гораздо более воссияла благость Божия: поелику Он определил послать Единородного Сына Своего в юдоль земную, дабы Он, восприяв плоть от Пречистой Девы по действию Святаго Духа, искупил человека, и ввел его в Царство Свое гораздо в большей славе, нежели какую он имел в раю, к посрамлению диавола. Посему грех сей не воспрепятствовал Богу сотворить человека.
Вопрос 26. Если Бог знал все прежде, нежели сотворил, то предопределил ли все так, что и доброе и злое не может быть иначе, а только так, как есть?
Ответ. Бог знал все прежде сотворения мира, но предопределил только доброе, как говорит Св. Дамаскин (Богосл. 2, 30): поелику предопределить злое противно Божией благости. Злом же надобно почитать один грех; ибо в мире собственно нет никакого зла, кроме греха, который есть преступление Божественного закона и воли Божией (Дамаск. Тракт, о двух волях во Христе). А все прочее, чем Бог наказывает нас за грехи наши, как-то: моровыя язвы, войны, болезни и тому подобное, называется злом по отношению к нам (Васил. Велик. Беседа 9. О том, что Бог не есть виновник зла), поелику несчастия сии причиняют нам скорби и страдания, коих мы отвращаемся. По отношению же к Богу не суть зло; ибо заключают в себе силу добра: поелику Бог, наказывая нас оными, тем возбуждает к добру. Посему если Писание говорит: или будет зло во граде, еже Господь не сотвори (Ам. 3, 6), то здесь называет злом праведное наказание Божие. Кроме того. Бог, по Своей премудрости и правосудию, предопределяет только то, бытие чего не состоит в нашей власти. Напротив, те блага, коих существование состоит в нашей власти, Он предвидит так, что и Сам, по Своему благоволению, споспешествует нашему желанию, что, впрочем, не уничтожает сущности свободы.
Вопрос 27. Что есть свобода?
Ответ. Свобода человека есть произвольное, независимое желание, происходящее от разума или разумной души, делать добро или зло. Ибо разумные твари должны иметь природу самовластную и действовать свободно при руководстве разума. Сей разум, когда человек находился в состоянии невинности, т.е. прежде, нежели согрешил, был неповрежден в совершенстве своем, но грех повредил его..Воля, хотя и осталась неповрежденною по отношению к желанию добра или зла, впрочем соделалась в одних более преклонною к злу, в других — к добру. О сем Василий Великий так говорит: "По собственному желанию и произволу каждый может быть или семенем святым, или противным тому. Послушай, что говорит Павел: я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. (1 Кор. 4, 15). Послушай, что и еще сказано: А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, (Ин. 1, 12). Сей Святый Учитель показывает, что хотя человеческая воля и повредилась от первородного греха, но при всем том еще и теперь в воле каждого состоит — быть добрым и чадом Божиим, или злым и сыном диавола. Все сие зависит от выбора и власти человека, но так, что к добру благодать Божия наклоняет человека, а от зла отклоняет его, не делая однако принуждения его свободе.
Вопрос 28. Если люди рождаются в состоянии греха, то тело ли одно происходит от семени Адамова, или вместе и душа?
Ответ. Тело человеческое происходит от семени Адамова; а душа дается от Бога, как говорит Писание: Господь, распростерший небо, основавший землю и образовавший дух человека внутри него, говорит: (Зах. 12, 1). И в другом месте: И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его. (Еккл. 12, 7). Притом, если бы душа получала бытие от семени человеческого, то вместе с телом и умирала бы, и обращалась в прах. Но сему противное видим в Писании, там, где Христос разбойнику на кресте говорит истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю. (Лк. 23, 43). Тело разбойника осталось на кресте, а душа, как дух безсмертный, вошла со Христом в рай. Но если бы она получила бытие от семени человеческого, то вместе с телом и умерла бы на кресте. Кроме того, как могли бы быть истинными сии слова Господа нашего: не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых. (Мф. 22, 31-32). Что должно разуметь не о теле, но о душе. Поелику тела мертвых обратились уже в прах; между тем как слова сии справедливы по отношению к душе, которая всегда жива и присуща Богу. Но если бы и она происходила от того же семени, от которого происходит и тело: то они вместе бы и умирали. Душа дается от Бога в то время, когда тело образуется, и соделывается способным к принятию оной. И когда она входит, то разливается во всем теле, подобно как огонь в раскаленном железе (Дамаск. Богосл. 1, 17). Но преимущественно она занимает место в голове и в сердце.
Вопрос 29. Поелику Бог есть Творец всего, то не должен ли Он о всем и промышлять?
Ответ. Справедливо. От малого до великого Он знает все в точности, и о всяком творении в особенности промышляет, как то можем видеть из слов Христовых: Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; (Мф. 10, 29-30). Таковый промысл ясно открывается и в Ветхом Завете устами Давида, когда он говорит: Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в свое время; открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению. (Пс. 144, 15-16).
Вопрос 30. Одно ли и то же в Боге: предведение, предопределение и промысл?
Ответ. Предведение, предопределение и промысл различаются в Боге по своим действиям. Промысл относится к вещам сотворенным. Но предведение и предопределение были в Боге прежде бытия всех тварей, хотя они и различны между собою. Предведение есть одно ведение будущего, без определения оного в частности, т.е. оно не определяет существования той или другой вещи. Но предопределение, зависящее от предведения, есть определение частное, т.е. оно именно определяет, что должно быть; но определяет только добро, а не зло. Ибо если бы оно определяло и зло, то сие было бы противно естественному свойству Божию — благости. Итак, справедливо можем сказать по нашему образу представления, что предведение по порядку предшествует в Боге, за ним следует предопределение, а после за сотворением промысл о сотворенном. Сему Апостол ясно нас учит, говоря: Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. (Рим. 8, 29-30). Впрочем, сии слова должно относить только к человеку. Поелику прочие творения (кроме Ангелов, кои находятся в твердом и непременяемом состоянии) не подлежат предопределению, ибо не имеют свободы; а посему в них не может быть никакого греха. И все, что делают, делают по природе, и потому ни наказываются, ни награждаются.
Вопрос 31. Из сего члена Веры чему еще научаемся, относительно Бога и тварей?
Ответ. Всякое добро, какое только можешь представить в уме своем, относи ж Богу, Высочайшему добру, как к причине и началу. Напротив думай, что всякое зло чуждо Ему, и удалено от Него, не по месту, но по природе. О твари же так рассуждай, что поелику она сотворена Благим, то и сама добра, с тем различием, что тварь разумная и свободная, когда уклоняется от Бога, становится злою не потому, что такою создана. По сему причины действия ее противны разуму.Тварь же неразумная, поколику не имеет свободы, совершенно добра по природе своей.
Вопрос 32. Какой второй член Веры?