По определению смета бюджетного учреждения – это основной плановый документ для финансирования учреждений; определяет объем, целевое назначение и поквартальное распределение бюджетных ассигнований на все расходы данного учреждения. Утвержденная смета является основанием для расходования выделяемых из бюджета средств. В отличие от других финансовых планов, составляемых в форме баланса доходов и расходов, смета представляет собой план расходов и отражает односторонний характер отношений с бюджетом учреждений, состоящих на сметном финансирования.
Таким образом, понятие сметы можно охарактеризовать следующими признаками:
· плановый документ;
· отражает свод затрат на определенный вид деятельности, отдельное производство, мероприятие;
· составляется на определенный временной период;
· не определяет источники погашения планируемых затрат.
В соответствии с требованиями бюджетного законодательства бюджетные средства расходуются по смете, утверждаемой главным распорядителем бюджетных средств. Поэтому составление бюджетной сметы необходимо. Бюджетные средства не должны смешиваться с внебюджетными, поэтому для учета внебюджетных средств предусматривается составление сметы доходов и расходов от предпринимательской деятельности и иной приносящей доход деятельности.
ГОУ «Промышленно-экономический колледж» осуществляет деятельность по смете расходов и уточненному бюджету, утвержденному Комитетом по образованию Администрации УР. В данной смете и уточненном бюджете отражается утвержденный для финансирования ГОУ «Промышленно-экономический колледж» в начале отчетного периода объем бюджетных денежных средств. По окончании отчетного периода составляется отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам (форма №2) и баланс исполнения сметы доходов и расходов (форма №1). Внебюджетные средства учитываются в уточненной смете доходов и расходов от предпринимательской и прочей, приносящей доход, деятельности на текущий период, которая согласовывается также с Комитетом по образованию Администрации УР. По истечению отчетного периода составляется отчет об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам (форма №4) и баланс исполнения сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам (форма 1-1). Данные смет расходов отражены в сводной таблице 1.5
|
Таблица 1.5 Динамика утвержденных для финансирования ГОУ «Промышленно-экономический колледж» бюджетных средств за период с 2005 по 2007 гг., тыс. руб.
Экономическая классификация расходов | 2005 г. | 2006 г. | % | 2007 г. | % | |||
Наименование статьи расходов | Код статьи | |||||||
ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ | 100 000 | |||||||
Оплата труда госслужащих | 100 100 | 664,90 | 1100,20 | 165,47 | 1183,00 | 107,53 | ||
оплата труда гражданских служащих | 110 110 | 664,90 | 1100,20 | 165,47 | 1183,00 | 107,53 | ||
оплата труда внештатных сотрудников | 110 140 | |||||||
Начисления на оплату труда | 110 200 | 238,00 | 393,90 | 165,50 | 424,00 | 107,64 | ||
Приобретение предметов снабжения | 110 300 | 578,50 | 602,60 | 104,17 | 708,00 | 117,49 | ||
медикаменты | 110 310 | 2,00 | 3,00 | 150,00 | 3,00 | 100,00 | ||
мягкий инвентарь и обмундирование | 110 320 | 90,40 | 31,00 | 34,29 | 67,00 | 216,13 | ||
продукты питания | 110 330 | 454,10 | 534,60 | 117,73 | 613,00 | 114,67 | ||
оплата ГСМ | 110 340 | 18,00 | 20,00 | 111,11 | 11,00 | 55,00 | ||
прочие расходные материалы | 110 350 | 14,00 | 14,00 | 100,00 | 14,00 | 100,00 | ||
Командировки и служебные разъезды | 110 400 | 6,00 | 8,00 | 133,33 | 7,00 | 87,50 | ||
Транспортные услуги | 110 500 | 5,00 | 9,00 | 180,00 | 5,00 | 55,56 | ||
Оплата услуг связи | 110 600 | 7,00 | 8,00 | 114,29 | 8,00 | 100,00 | ||
Оплата коммунальных услуг | 110 700 | 1258,70 | 1141,20 | 90,67 | 1430,00 | 125,31 | ||
оплата содержания помещений | 110 710 | 57,30 | 59,40 | 103,66 | 44,00 | 74,07 | ||
оплата потребления тепловой энергии | 110 720 | 633,30 | 707,70 | 111,75 | 884,00 | 124,91 | ||
оплата водоснабжения помещений | 110 740 | 399,60 | 173,20 | 43,34 | 154,00 | 88,91 | ||
прочие коммунальные услуги | 110 770 | 10,00 | 10,00 | 100,00 | 0,00 | 0,00 | ||
Прочие текущие расходы на закупку товара | 111 000 | 36,00 | 38,00 | 105,56 | 34,00 | 89,47 | ||
Трансферты населению | 130 300 | 153,10 | 176,80 | 115,48 | 145,00 | 82,01 | ||
Приобретенное оборудование и предметы длительного пользования | 240 100 | 200,00 | 50,00 | 25,00 | 29,00 | 58,00 | ||
Капитальный ремонт | 240 300 | 150,00 | 90,00 | 60,00 | 56,00 | 62,22 | ||
ИТОГО РАСХОДОВ | 800 000 | 3297,20 | 3917,70 | 118,82 | 4029,00 | 102,84 | ||
|
Как видно из Таблицы 2.5, объем бюджетных средств в рублевом эквиваленте за последние 3 года имеет тенденцию к росту. Общий объем финансирования, утвержденный на 2006 год, почти на 19 % превышает объем бюджетных средств, утвержденных к финансированию ГОУ «ПУ-37» в 2005 году, а объем, утвержденный на 2007 год – на 3 %. Существенный рост объема финансирования в 2006 году вызван увеличением объема финансирования следующих статей:
· оплата труда госслужащих – на 65,5 %;
· начисления на оплату труда – на 65,5 %;
· транспортные услуги – на 80 %;
· оплата потребленной электроэнергии – на 20,4 %.
В 2007 году по сравнению с 2006 годом увеличился объем утвержденного финансирования на следующие позиции:
|
· приобретение предметов снабжения – на 17,5 %;
· оплата коммунальных услуг – на 25 %, за счет роста финансирования на оплату потребления электроэнергии на 82.3 %.
· оплата труда госслужащих – на 7.5 %.
В то же самое время объем финансирования на нижеперечисленные позиции сократился:
· транспортные услуги;
· оплата содержания помещений;
· трансферты населению;
· приобретение оборудования.
Из года в год сокращается финансирование расходов на капитальный ремонт.
Для того, чтобы определить в каком объеме утвержденные бюджетные средства были профинансированы рассмотрим еще одну сводную таблицу (см. Таблица 1.6.) на основании данных отчетов об исполнении сметы доходов и расходов и баланса сметы доходов и расходов.
Таблица 1.6.Динамика объема финансирования ГОУ «Промышленно-экономический колледж» за счет поступлений из бюджета за период с 2005 по 2007 гг. (тыс. руб.)
Экономическая классификация расходов | 2005 г. | % от сметы | 2006 г. | % от сметы | 2007 г. | % от сметы | |
Наименование статьи расходов | Код статьи | ||||||
ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ | 100 000 | ||||||
Оплата труда госслужащих | 100 100 | 642,15 | 96,6 | 1100,1 | 99,9 | 1183,0 | |
оплата труда гражданских служащих | 110 110 | 642,15 | 96,6 | 1100,1 | 99,9 | 1183,0 | |
оплата труда внештатных сотрудников | 110 140 | ||||||
Начисления на оплату труда | 110 200 | 218,6 | 91,9 | 389,9 | 99,0 | 424,0 | |
Приобретение предметов снабжения | 110 300 | 279,6 | 48,3 | 208,6 | 34,6 | 510,0 | |
Медикаменты | 110 310 | 2,0 | |||||
мягкий инвентарь и обмундирование | 110 320 | 53,6 | 59,2 | 18,8 | 60,7 | 47,3 | 70,6 |
продукты питания | 110 330 | 224,0 | 49,3 | 184,7 | 34,6 | 445,9 | 72,7 |
оплата ГСМ | 110 340 | ||||||
прочие расходные материалы | 110 350 | 2,1 | 16,8 | ||||
Командировки и служебные разъезды | 110 400 | ||||||
Транспортные услуги | 110 500 | ||||||
Оплата услуг связи | 110 600 | 57,1 | |||||
Оплата коммунальных услуг | 110 700 | 937,7 | 74,5 | 1187,3 | 1123,5 | 78,6 | |
оплата содержания помещений | 110 710 | 16,3 | 28,4 | 42,5 | 96,6 | ||
оплата потребления тепловой энергии | 110 720 | 629,5 | 99,4 | 676,0 | 95,5 | 826,2 | 93,5 |
оплата потребления электрической энергии | 110 730 | 136,9 | 86,4 | 236,4 | 194,6 | 55,9 | |
оплата водоснабжения помещений | 110 740 | 155,0 | 38,8 | 274,9 | 158,7 | 60,2 | 39,1 |
прочие коммунальные услуги | 110 770 | ||||||
Прочие текущие расходы на закупку товара | 111 000 | 2,6 | 7,2 | 14,7 | |||
Трансферты населению | 130 300 | 47,8 | 31,2 | 50,2 | 28,4 | 178,3 | 123,0 |
Приобретенное оборудование и предметы длительного пользования | 240 100 | 67,0 | 231,0 | ||||
Капитальный ремонт | 240 300 | 85,5 | 50,0 | 89,3 | |||
ИТОГО РАСХОДОВ | 800 000 | 2218,0 | 67,3 | 2936,1 | 74,9 | 3540,8 | 87,9 |
Как показывают данные Таблицы 1.6. ситуация с выполнением сметы финансирования с каждым годом улучшается. Если в 2005 году профинансировано было лишь 67,3 % от утвержденной Комитетом образования УР сметы, то в 2007 - выполнение плана по сметному финансированию - 87.9 %, что на 20,6 % выше, чем в 2005 году и на 13 % выше, чем в 2006 году.
Наиболее успешно обстоит дело с финансированием таких статей как:
· оплата труда гражданских служащих;
· начисления на оплату труда;
· оплата коммунальных услуг.
Хуже всего финансируются:
· приобретение предметов снабжения
· командировки и служебные разъезды;
· транспортные услуги;
· оплата услуг связи
Также немаловажно рассмотреть динамику фактических расходов от выделенного финансирования. Эти данные представлены в Таблице 1.7.
Таблица 1.7. Динамика фактических расходов ГОУ «Промышленно-экономический колледж» за счет поступлений из бюджета с 2005 по 2007 гг. (тыс.руб.)
Экономическая классификация расходов | 2005 г. | % от финанси- рования | 2006 г. | % от финанси- рования | 2007 г. | % от финанси- рования | |
Наименование статьи расходов | Код статьи | ||||||
ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ | 100 000 | ||||||
Оплата труда госслужащих | 100 100 | 682,7 | 106,3 | 1115,1 | 101,4 | 1207,1 | 102,0 |
Начисления на оплату труда | 110 200 | 243,5 | 111,4 | 397,4 | 101,9 | 428,9 | 101,2 |
Приобретение предметов снабжения | 110 300 | 306,9 | 109,8 | 261,5 | 125,4 | 455,1 | 89,2 |
Командировки и служб. разъезды | 110 400 | ||||||
Транспортные услуги | 110 500 | 1,7 | |||||
Оплата услуг связи | 110 600 | ||||||
Оплата коммун. услуг | 110 700 | 938,8 | 100,1 | 1062,9 | 89,5 | 1080,0 | 96,1 |
Прочие текущие расходы на закупку товара | 111 000 | 15,4 | 601,6 | 5,0 | - | ||
Трансферты населению | 130 300 | 76,7 | 160,5 | 72,4 | 144,2 | 91,5 | 51,3 |
Приобретенное обор. и предметы длит. пользования | 240 100 | 67,0 | 100,0 | ||||
Капитальный ремонт | 240 300 | 91,5 | 107,1 | 5,8 | - | 23,5 | |
ИТОГО расходов | 800 000 | 2359,5 | 106,4 | 2921,8 | 99,5 | 3353,1 | 94,7 |
Данные Таблицы 1.7. свидетельствуют, что из года в год объем фактических расходов занимает меньшую долю в объеме финансирования из бюджета. Таким образом, в 2005 году наблюдался перерасход бюджетных средств на 6.4 % за счет остатков денежных средств с прошлого года, в 2006 году фактические расходы укладываются в смету – 99.5 %, а в 2007 году наблюдается экономия бюджетных средств в размере 5 %. По статьям расхода: оплата труда государственных служащих; начисления на оплату труда и приобретение предметов снабжения перерасход наблюдается постоянно на протяжении 3-х лет. Помимо основной деятельности, ГОУ «Промышленно-экономический колледж» также осуществляет предпринимательскую деятельность и сдает в аренду помещения, получая от этого доход. Динамику доходов, утвержденных Комитетом образования УР в смете доходов и расходов от предпринимательской деятельности и аренды оценить, используя данные Таблицы 2.4. Эти данные показывают изменения, произошедшие в структуре утвержденных доходов от предпринимательской деятельности ГОУ «Промышленно-экономический колледж». Из года в год растет доля утвержденных доходов от сдачи помещений в аренду с 27 до 61 %. В то же время доля добровольных пожертвований ежегодно снижается с 24 до 5 %. Общая динамика утвержденных доходов от предпринимательской деятельности характеризуется неуклонным ростом. Наблюдается рост утвержденных доходов в 2006 году по сравнению с 2005 годом на 17 %, а в 2007 году по сравнению с 2006 – на 19 %. Анализируя данные балансов исполнения сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам, наблюдается следующая ситуация – не смотря на утвержденные сметой суммы доходов, фактически объем поступлений от предпринимательской деятельности гораздо ниже. В 2005 году он составил 67 775 руб., в 2006 году – 206 387 руб., в 2007 году - 356 668 руб.