ВВЕДЕНИЕ
Укрепление здоровья человека — одна из главных задач российской системы физического воспитания
Занятием физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно. Немалую роль в дело воспитания и обучения физической культуре вкладывают и высшие учебные заведения, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику обучения и воспитания студентов.
При регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом очень важно систематически следить за своим самочувствием и общим состоянием здоровья. Для этого существует самоконтроль студентов.
ВИДЫКОНТРОЛЯ
Врачебный контроль – это система медицинских исследований, проводимых совместно врачом и тренером (преподавателем), для определения воздействия тренировочных нагрузок на организм занимающегося. Основной формой врачебного контроля является врачебные обследования. Проводятся первичное, повторное и дополнительные обследования. Первичные обследования проводятся перед началом регулярных тренировок. Повторные (ежегодные) позволяют составить представление о правильности и эффективности проведенных занятий. Дополнительные врачебные обследования проводятся перед соревнованиями, после перенесенных заболеваний и травм, при систематических интенсивных тренировках и т.п.
Врачебный контроль в вузе проводится в следующих формах:
регулярные медицинские обследования и контроль занимающихся физическими упражнениями и спортом;
|
врачебно-педагогические наблюдения за занимающимися во время занятий и соревнований;
санитарно-гигиенический контроль за местами, условиями занятий и соревнований;
-санитарно-просветительская работа, пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни;
профилактика спортивного травматизма и заболеваний;
проведение комплексных и восстановительных мероприятий.
Для студентов медицинское обследование проводят перед началом учебного года один раз в год. Для лиц, имеющих отклонение в здоровье - 2 раза в год, а для лиц, активно занимающихся спортом -3-4 раза в год.
Ежегодные врачебные осмотры студентов позволяют изучить состояние здоровья, физическое развитие и функциональные способности важнейших систем организма, а также установить медицинскую группу занимающихся студентов.
Установленное многолетней практикой врачебного контроля распределение занимающихся происходит на группы:
основную (без отклонений в состоянии здоровья);
подготовительную (без отклонений, но с недостаточным физическим развитием и подготовленностью);
специальную (имеют отклонения в состоянии здоровья и требуют ограничения физических нагрузок).
Это позволяет правильно дозировать физические нагрузки в процессе занятий по физическому воспитанию в соответствии с состоянием здоровья занимающихся.
Педагогический контроль полагает основным решение педагогических задач – воспитательно-образовательных. Это означает, что объектом внимания преподавателя и непосредственно самого занимающегося является формирование у последнего устойчивых основ знаний, умений и навыков по физической культуре личности на базе надежного фундамента нравственности.
|
Достоверно оценивать динамику столь сложных факторов и качеств возможно, видимо, лишь в этапной форме. Однако, складываются они (данные изменения) на фоне суммарных педагогических воздействий каждого занятия и даже каждого эпизода учебного процесса.
Дополнительными показателями педагогического контроля процесса могут служить данные этапных тестирований раз в семестр (4 – 5 мес.) с получением информации о изменениях веса, ЧСС, восстановления после стандартной нагрузки, результатов в стандартных заданиях по ОФП (бег 100 м., бег 1000 м., количество подтягиваний и т.п.).
Удобной методикой текущего контроля (и самоконтроля) является ведение занимающимся дневника самоконтроля с ежедневной (утром и вечером) оценкой и регистрацией уровня набора контрольных показателей: ЧСС, спирометрия, величина тренировочной нагрузки, желание заниматься физическими упражнениями, самочувствие, сон и пр. Оценка каждого показателя производится в баллах, по ежедневной сумме которых определяется соответствие реального и модельного движения к цели.
Простейшими показателями оперативного контроля, пригодными для физкультурника, могут являться самочувствие по ходу занятия, болевые ощущения, обострение восприятия температуры внешней среды (озноб или жар), потоотделение и т.п.
Для преподавателя – внешний вид занимающегося, его поведение, реакция на нагрузку и слова и т.д.
|
Профилактическая форма контроля в учебно-тренировочном процессе по физическому воспитанию заключается в обязательном выполнении требований врачебного контроля (см. ниже), гигиены условий занятий, тренировочной нагрузки, режима отдыха, сна, питания, одежды, обуви, т.е. всего того, что убережет занимающихся от перегрузок, перенапряжения, перегрева, переедания и других возможных «пере –«.
Педагогический контроль - процесс получения информации о влиянии занятий физическими упражнениями и спортом на организм занимающихся с целью повышения эффективности учебно-тренировочного процесса.
Практическая реализация педагогического контроля осуществляется в системе специально реализуемых проверок, включаемых в содержание занятий по физическому воспитанию. Такие проверки позволяют вести систематический учет по двум наиболее важным направлениям:
степень усвоения техники двигательных действий;
уровень развития физических качеств.
В системе контроля за усвоением техники двигательных действий осуществляемого преподавателем физического воспитания, принято различать три вида проверок:
предварительную (контрольные нормативы);
текущую (отмечается в журнале);
итоговую (прием государственных тестов).
К методам педагогического контроля относятся:
анкетирование занимающихся;
анализ рабочей документации учебно-тренировочного процесса;
педагогические наблюдения во время занятий;
регистрацию функциональных и других показателей;
тестирование различных сторон подготовки.
Гигиенический контроль заключается в гигиеническом нормировании: а) физических нагрузок; б) режима труда и отдыха; в) рационального питания; г) закаливания; д) средств восстановления; е) мест и условий занятий; ж) спортивной одежды и обуви др.
САМОКОНТРОЛЬ
Самоконтроль – осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Появление и развитие самоконтроля определяется требованиями общества к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию, процесс.[2]
Самоконтроль - это процессы, посредством которых человек оказывается в состоянии управлять своим поведением в условиях противоречивого влияния социального окружения или собственных биологических механизмов, в частности при склонности к навязчивым влечениям, подверженности импульсивным порывам и сильной зависимости от внешних влияний.
СУБЪЕКТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ САМОКОНТРОЛЯ
Настроение. Очень существенный показатель, отражающий психическое состояние занимающихся физическими упражнениями. Занятия всегда должны доставлять удовольствие. Настроение можно считать хорошим, когда человек уверен в себе, спокоен, жизнерадостен; удовлетворительным - при неустойчивом эмоциональном состоянии и неудовлетворительным, когда человек расстроен, растерян, подавлен.
Самочувствие. Является одним из важных показателей оценки физического состояния, влияния физических упражнений на организм. У занимающихся плохое самочувствие, как правило, бывает при заболеваниях или при несоответствии функциональных возможностей организма уровню выполняемой физической нагрузки. Самочувствие может быть хорошее (ощущение силы и бодрости, желание заниматься), удовлетворительным (вялость, упадок сил), неудовлетворительное (заметная слабость, утомление, головные боли, повышение ЧСС и артериального давления в покое и др.).
Утомление. Утомление - это физиологическое состояние организма, проявляющееся в снижении работоспособности в результате проведенной работы. Оно является средством тренировки и повышения работоспособности. В норме утомление должно проходить через 2-3 часа после занятий. Если оно держится дольше, это говорит о неадекватности подобранной физической нагрузки. С утомлением следует бороться тогда, когда оно начинает переходить в переутомление, т.е. когда утомление не исчезает на следующее утро после тренировки. Примерная схема внешних признаков утомления приведена в таблице 1.
Сон. Наиболее эффективным средством восстановления работоспособности организма после занятий физическими упражнениями является сон. Сон имеет решающее значение для восстановления нервной системы. Сон глубокий, крепкий, наступающий сразу - вызывает чувство бодрости, прилив сил. При характеристике сна отмечается продолжительность и глубина сна, его нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и т.д.).
Аппетит. Чем больше человек двигается, занимается физическими упражнениями, тем лучше он должен питаться, так как потребность организма в энергетических веществах увеличивается. Аппетит, как известно, неустойчив, он легко нарушается при недомоганиях и болезнях, при переутомлении. При большой интенсивной нагрузке аппетит может резко снизиться.
Работоспособность. Оценивается как повышенная, нормальная и пониженная. При правильной организации учебно-тренировочного процесса в динамике работоспособность должна увеличиваться.
Переносимость нагрузок. Является важным показателем, оценивающим адекватность физических нагрузок функциональным возможностям занимающегося.