Основными технико-экономическими свойствами оборудования является надежность, включающая безотказность, работоспособность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость.
Надежность - свойство машины выполнять заданные функции, сохраняя во времени значения установленных эксплуатационных показателей (производительности, скорости, расхода топлива и электроэнергии и др.) в заданных пределах, соответствующих заданным режимам и условиям использования, технического обслуживания, ремонта, хранения и транспортирования.
Надежность - комплексное свойство, которое может включать безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость. Количественной характеристикой этих свойств являются единичные и комплексные показатели надежности.
Безотказность — свойство машины непрерывно, сохранять работоспособность в течение некоторого времени или некоторой наработки.
Показателями безотказности являются вероятность безотказной работы, средняя наработка до отказа, интенсивность отказов, параметр потока отказов, наработка на отказ.
Вероятность, безотказной работы Р(t) —вероятность того, что в заданном интервале времени или наработки не возникает отказа машины
P(t) = P(T1≥t), (1)
где T1 – время до отказа; t – время, в течение которого определяется вероятность безотказной работы.
Например, для многих машин время их безотказной работы до технического осмотра составляет 500 машино-часов. Если за это время у 10 из 100 наблюдаемых машин возникает отказ, то вероятность безотказной работы машин составит
P(t) = = 0,9 или 90 %.
Под наработкой понимают продолжительность или объем выполненной работы, измеряемый в машино-часах, кубометрах отгруженной горной массы, тонно-километрах перемещенного груза и др. единицах. Наработка может быть до первого отказа, между отказами, между ремонтами и т. д.
|
Наработка на отказ (Т) – среднее значение наработки исправной машины между отказами
, (2)
где N – число однотипных машин в исследуемом промежутке времени; n - количество отказов по всем машин; ti - время работы машины между i-ми отказами за рассматриваемый период эксплуатации.
Для характеристики нескольких свойств машины могут быть использованы комплексные показатели надежности: коэффициент готовности и технического использования, средняя и удельная суммарная трудоемкость технического обслуживания и ремонта, средняя и удельная стоимость технического обслуживания и ремонта и т. д.
Коэффициент готовности - вероятность того, что машина будет работоспособна в произвольно выбранный момент времени в промежутках между плановыми ремонтами
, (3)
где Т - наработка на отказ; То - среднее время устранения отказов.
Коэффициент технического использования - отношение наработки машины за некоторый период эксплуатации к сумме этой наработки и времени всех простоев, вызванных техническим обслуживанием и ремонтами за тот же период эксплуатации
, (4)
где Т - суммарная наработка машины; То - суммарное время устранения отказов; ТППР – время простоя машины на планово-предупредительных ремонтах.
Коэффициент технического использования характеризует не только надежность конструкции машины, но и организацию и состояние ремонтного хозяйства на предприятии.
|
Для оценки надежности работы i-ых деталей, узлов или видов оборудования в машине пользуются коэффициентом отказов
Ко = ni/n, (5)
где ni – количество отказов i-ых деталей, узлов или видов оборудования в машине; n – общее количество отказов по машине за исследуемый промежуток времени.
Работоспособность - состояние машины, при котором она способна выполнять заданные функции, сохраняя значения заданных параметров в пределах, установленных нормативно-технической документацией. Если хотя бы один из заданных параметров не соответствует предъявляемым требованиям, то машина находится в неработоспособном состоянии. Более полным понятием, характеризующим состояние машины, является понятие - исправное состояние или неисправное состояние. Если машина в работоспособном состоянии должна удовлетворять только тем требованиям, которые обеспечивают ее нормальное функционирование, то в исправном состоянии машина должна соответствовать всем требованиям нормативно-технической документации. Так, при нарушении внешней окраски машина считается неисправной, так как она не удовлетворяет требованиям к внешнему виду. Вместе с тем эта неисправность не нарушает нормального функционирования и работоспособности машины.
Событие, заключающееся в нарушении работоспособности машины, называется отказом. К типовым относятся отказы, характерные для данного типа машин и наиболее часто повторяющиеся. Перечень типовых отказов приводится в технической документации на машину.