ТЕМА 3. Особенности чтения произведений различных родов и жанров




План

1. Специфика басни как литературного жанра. Особенности чтения басен.

2. Специфика сказки как литературного жанра. Особенности чтения сказок.

3. Специфика рассказа как литературного жанра. Особенности чтения рассказов.

 

ЗАДАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Ø Задание №1

Заполните таблицу «Сходство и отличие литературной и народной сказки»:

Народная сказка Литературная сказка
Сходство
Сюжет - Вымышленные события.
Часто встречающаяся тема - Противостояние добра и зла.
Литературные обороты и выражения - Троекратные повторы, эпитеты.
Герои сказки - Деление героев на положительных и отрицательных.
Второстепенные герои - Волшебные вещи и помощники.
Основа сказки - Ценности, которые присущи всем народам (добро, любовь, справедливость)
Различия
Автор
Нет одного автора, писалась целыми поколениями. Конкретный человек.
Текст
Имеет несколько вариантов. Передавался в устной форме. Неизменный текст, зафиксированный в письменной форме.
Литературное описание
Простое, с использованием общепринятых эпитетов. Бывает сложное, детальное, неповторимое.
Композиционные элементы
Присказка, зачин, концовка. Может не иметь традиционных элементов.

 

Ø Задание №2

Произведите сопоставительный анализ сказок «Морозко» и литературной сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович».

Русская народная сказка «Морозко» В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»
Присказка
   
Сказочный зачин
   
Главные герои
  Дочь и падчерица – героини сказки. Главный герой – Морозко   Героини – рукодельница да ленивица. Главный герой – Мороз Иванович. Есть героиня – нянюшка.
События сказки
     
Троекратность (повторы)
   
Метафоры, эпитеты, сравнения и др. выразительные средства
   
Фразеологизмы
     
Описание
   
Чем заканчивается сказка
   
Концовка
     
Идея
     

 

Ø Задание №3

Прочитайте басню «Стрекоза и Муравей» И.А. Крылова. Определите исполнительскую сверхзадачу. Составьте чтецкую партитуру.

 

И.А. Крылова

«Стрекоза и Муравей»

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Помертвело чисто поле;

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом.

Всѐ прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настает;

Стрекоза уж не поет:

И кому же в ум пойдет

На желудок петь голодный!

Злой тоской удручена,

К Муравью ползет она:

«Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!» –

«Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?» –

Говорит ей Муравей.

«До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас –

Песни, резвость всякий час,

Так что голову вскружило». –

«А, так ты...» –

«Я без души

Лето целое всѐ пела». –

«Ты всѐ пела? Это дело:

Так пойди же, попляши!»

 

Ø Задание №4

Прочитайте рассказ М. Пришвина «Ребята и утята». Разделите его на части по содержанию. В зависимости от темы и содержания подчеркните слова, на которые падают логические ударения. Прочитайте текст вслух в соответствии с разметкой.

М. Пришвин

«Ребята и утята»

Маленькая дикая уточка – чирок-свистунок – решилась, наконец-то, перевести своих утят из леса, в обход деревни, в озеро на свободу. Весной это озеро далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно было найти

только версты за три, на кочке в болотистом лесу. А когда вода спала, пришлось все три версты путешествовать к озеру.

В местах, открытых для глаз человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду. И около кузницы, при переходе через дорогу, она, конечно, пустила их вперед. Вот тут их увидели

ребята и зашвыряли шапками. Все время, пока они ловили утят, мать бегала

за ними с раскрытым клювом или перелетывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении. Ребята только было собрались закидать шапками мать и поймать ее, как утят, но тут я подошел.

– Что вы будете делать с утятами? – строго спросил я ребят.

Они струсили и ответили:

– Пустим.

– Вот то-то «пустим»! – сказал я очень сердито.– Зачем вам надо было их ловить? Где теперь мать?

– А вон сидит! – хором ответили ребята.

И указали мне на близкий холмик парового поля, где уточка действительно сидела с раскрытым от волнения ртом.

– Живо, – приказал я ребятам, – идите и возвратите ей всех утят!

Они как будто даже и обрадовались моему приказанию и побежали с утятами на холм. Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и дочерей. По-своему она им что-то быстро сказала и

побежала к овсяному полю. За ней побежали утята – пять штук. И так по овсяному полю, в обход деревни, семья продолжала свое путешествие к озеру.

Радостно снял я шляпу и, помахав ею, крикнул:

– Счастливый путь, утята!

Ребята надо мной засмеялись.

– Что вы смеетесь, глупыши? – сказал я ребятам. – Думаете, так-то легко попасть утятам в озеро? Снимайте живо все шапки, кричите «до свиданья»!

И те же самые шапки, запыленные на дороге при ловле утят, поднялись

в воздух; все разом закричали ребята:

– До свиданья, утята!

Ø Задание №5

Определите основной тон рассказа Н. Носова «Живая шляпа». С помощью интонаций и других средств выразительности передайте юмористическую направленность данного произведения.

Николай Носов

Живая шляпа

Шляпа лежала на комоде, котенок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них

Что-то плюхнулось – упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле

комода шляпу.

Вовка подошел к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу – и вдруг как закричит:

– Ай-ай-ай! – и бегом в сторону.

– Чего ты? – спрашивает Вадик.

– Она жи-жи-живая!

– Кто живая?

– Шля-шля-шля-па.

– Что ты! Разве шляпы бывают живые?

– По-посмотри сам!

Вадик подошел поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит:

– Ай! – и прыг на диван. Вовка за ним.

Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.

– Ай! Ой! – закричали ребята.

Соскочили с дивана – и бегом из комнаты. Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.

– Я у-у-хо-хо-жу! – говорит Вовка.

– Куда?

– Пойду к себе домой.

– Почему?

– Шляпы бо-боюсь! Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.

– А может быть, ее кто-нибудь за веревочку дергает?

– Ну, пойди, посмотри.

– Пойдем вместе. Я возьму кочергу. Если она к нам полезет, я ее кочергой тресну.

– Постой, я тоже кочергу возьму.

– Да у нас другой кочерги нет.

– Ну, я возьму лыжную палку.

Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в

комнату.

– Где же она? – спрашивает Вадик.

– Вон там, возле стола.

– Сейчас я ее как тресну кочергой! – говорит Вадик. – Пусть только подлезет ближе, бродяга такая!

Но шляпа лежала возле стола и не двигалась.

– Ага, испугалась! – обрадовались ребята. – Боится лезть к нам.

– Сейчас я ее спугну, – сказал Вадик.

Он стал стучать по полу кочергой и кричать:

– Эй ты, шляпа!

Но шляпа не двигалась.

– Давай наберем картошки и будем в нее картошкой стрелять, – предложил Вовка.

Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять ее в шляпу. Швыряли, швыряли, наконец, Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!

– Мяу! – закричало что-то. Глядь, из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котенок выскочил.

– Васька! – обрадовались ребята.

– Наверно, он сидел на полу, а шляпа на него с комода упала, – догадался Вовка.

Вадик схватил Ваську и давай его обнимать!

– Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?

Но Васька ничего не ответил, он только фыркал и жмурился от света.


Вопросы для подготовки к практическим занятиям по дисциплине «Выразительное чтение»

1. Художественное чтение как особый вид искусства.

2. Техника речи. Значение техники речи для выразительного чтения.

3. Дыхание, его значение для речи. Правила дыхания при выразительном чтении.

4. Дикция, ее значение, требования к хорошей дикции.

5. Голосоведение. Использование качеств голоса (силы, высоты, тембра, гибкости) при выразительном чтении.

6. Орфоэпия, ее значение в выразительном чтении.

7. Средства логической и образно-эмоциональной выразительности чтения.

8. Интонация, зависимость интонации от интерпретации художественного произведения.

9. Логические ударения, их роль в передаче смысла художественного произведения.

10. Паузы, их роль в выразительном чтении.

11. Темп речи, высота и сила голоса как средства выразительного чтения.

12. Мимика и жесты, их использование в выразительном чтении.

13. Рассказывание сказок. Особенности выразительного чтения сказок разных жанров.

14. Выразительное чтение басен.

15. Рассказы для детей и особенности их выразительного чтения в соответствии с жанровой спецификой.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература:

1. Астафьева, О.И, Детская литература. Выразительное чтение / О.И. Астафьева, А.Е. Денисова. – М., Академия, 2007. – 272 с.

2. Аксенов, В.Н. Искусство художественного слова / В.Н. Аксенов. – М., Просвещение, 2008. – 163 с.

3. Буяльский, Б.А. Искусство выразительного чтения. Книга для учителя / Б.А. Буяльский. – М., Юнити-Дюна, 2010. – 245 с.

4. Кирилюк, Л.Ю. О специальных занятиях по выразительному чтению / Л.Ю. Кирилюк. – М.: Дело, 2010. –140 с.

5. Майерова, Н.В. Выразительное чтение / Н.В. Майерова. – М., РУДН, 2011. – 145 с.

6. Найденов, Б.М. Методика выразительного чтения / Б.М. Найденов, Л.М. Кирилюк. – М.: Просвещение, 2007. – 176 с.

7. Куксова, Н.А. Художественное чтение в детском саду / Н.А. Куксова. – Минск, 2001. – 115 с.

8. Хрестоматия по детской литературе / Сост. Арзамасцева И.Н., Иванова Э.И. – М.: Академия, 2000. – 540 с.

9. Шичина, С.Ю. Говорим и читаем выразительно / С.Ю. Шичина. –Владикавказ, 2010. – 112 с.

Дополнительная литература:

1. Артоболевский, Г.В. Очерки по художественному чтению. / Г.В. Артоболевский. – М.: Просвещение, 2003. – 268 с.

2. Гриценко, З.А. Детская литература: методика приобщения детей к чтению/ З.А. Гриценко. – М.: Академия, 2004. – 312 с.

3. Корст, Н.О. Выразительное чтение как активный метод анализа художественного произведения в единстве формы и содержания. М.:

4. Академия, 2009. – 78 с.

5. Майман, Р.Р. Актерское исполнение при обучении выразительному чтению.– М.: Дело, 2005, – 135 с.

6. Язовицкий, Е.В. Выразительное чтение как средство эстетического воспитания / Е.В. Язовицкий. – М.: Книга, 2010.– 157 с.

6.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: