СНЯТИЕ АБУ МУСЫ С ДОЛЖНОСТИ




За отказ подчиняться воле Имама • Абу Муса был снят с поста его представителя в Куфе. Ведь ещё до этих событий ему было передано письмо от Имама • следующего содержания: "Я отправил к тебе Хишам ибн Утбе, чтобы ты сотрудничал с нами в разрешении политического кризиса, ибо мы назначили тебя на этот пост, чтобы ты был на стороне истины".

После отправления писем и представителей, но всё же встретив упорство Абу Мусы, Имам • очень огорчился. Официальным письмом он освободил Абу Мусу с занимаемого поста и назначил на его место Гурзет ибн Ка'ба. В письме Имама • было написано: "Советую сдать свой пост и удалиться. Аллах спасёт меня от того зла, которое несет неподчинение. Я отправил своего сына Хасана и Аммара Ясира для мобилизации военных дружин, а Гурзета ибн Ка'ба назначил главой города. Ты не оправдал оказанное тебе доверие". Малик Аштар помог осуществить приказ Имама •, и Абу Муса через день покинул Куфу.[40]

ДВИЖЕНИЕ ИМАМА • ОТ ЗИГАРА В СТОРОНУ БАСРЫ

В селении Ребезе Имам • узнал о мятеже, а в Зигаре уже принял решение подавить его. Укрепив мощь своей армии пополнениями в Куфе, он двинулся от Зигара в сторону Басры. Как и Пророк º, он не стал сразу начинать боевые действия, а предпринял ещё одну попытку мирных переговоров. Поэтому он отправил письма каждому из предводителей накисинов, доведя до их сведения ошибочность и несправедливость их действий, а так же выразил категорическое осуждение по поводу убийства охранников Басры, смещения с должности наместника города и подверг критике их оскорбительное поведение в его адрес. Все три письма доставил по адресу Са'саи ибн Сухан.

Са'саи ибн Сухан говорит: «Тальха, прочитав письмо, спросил: "Али оказывает нам любезность под давлением войны? " Зубейр был более благосклонен при встрече со мной. Но Аиша была настроена воинственно и заявила мне: "Я поднялась, чтобы отомстить за убийство Усмана! Клянусь Аллахом, я обязательно доведу это дело до конца!"

Потом я вернулся назад и встретился с Имамом • близ Басры. Он спросил меня: "Что нового? "

Я ответил: "Они, кроме войны с тобой, ничего больше не хотят".[41]

Али • позвал к себе ибн Аббаса и повелел ему: "Ступай и поговори с ними ещё раз, потому что они сами взяли передо мной обязательство, присягнув в верности".

Ибн Аббас встретился с Тальхой и передал слова Имама •. На что тот ответил: «Я присягнул под страхом меча».

И тогда ибн Аббас возразил ему: «Нет. Я находился рядом и видел, что ты присягнул добровольно. Даже было так, что Али предложил руководство тебе, но ты не принял, сказав: "Нет, халифом будешь ты! "

Тальха только ответил: «Правильно, Али сказал эти слова, но тогда уже несколько человек присягнули ему, и для меня было невозможным препятствовать процессу присяги. Мы хотим мстить за Усмана. Если Али не хочет кровопролития, то пусть отдаёт нам убийц Усмана и уйдёт в отставку, а правление переходит в руки совета. Пусть совет изберёт нового халифа. А в противном случае нашим подарком ему будет меч!»

Ибн Аббас напомнил: «Помнишь, ты держал в осаде дом Усмана десять дней и даже не позволял доставлять туда воду? А когда Али • посоветовал тебе разрешить это, ты не согласился. И египтяне, воспользовавшись этим, убили Усмана. Потом народ избрал достойного человека с благородным прошлым и великими заслугами, который наряду с этим был близким родственником Пророка º. И ты, и Зубейр добровольно участвовали в этом. А теперь, вы нарушили данную присягу!

Странно! Ты не протестовал предыдущим халифам, а когда очередь дошла до Али, начал выступать. Клянусь Аллахом, Али ни в чём не уступает вам! Ты заявляешь: "Али должен выдать убийц Усмана", тем временем, ты лучше всех знаешь, кто они, а также знаешь, что Али меча не боится».

И тут Тальха понял, что уступает перед логическими суждениями ибн Аббаса, и сказал: «Не будем продолжать эту дискуссию, моя позиция ясна!»

Ибн Аббас так же свидетельствует: "Я вернулся к Али • и передал суть состоявшейся беседы. Тогда он отправил меня к Аише, чтобы я передал ей: "Возглавлять армию - недостойное для женщины дело, и ты не вынуждена делать это. Но ты присоединилась к другим, пришла в Басру, позволила сместить государственных служащих и пролила кровь мусульман. Одумайся и вспомни, что ты сама была одним из самых первых врагов Усмана".

Когда она получила это послание, то заявила следующее: "Твой двоюродный брат[42] считает, что он покорил города. Клянусь Аллахом, в нашем распоряжении имеется больше имущества, чем у него".

Ибн Аббас только ответил ей: «У Али яркое прошлое и много достоинств, ради религии он очень много перенёс».

Аиша ответила: «Тальха тоже участвовал в битве Ухуд».

Ибн Аббас возразил: «Я не представляю себе другого человека, имеющего столько заслуг на пути Ислама, как Али».

И Аише пришлось это признать: «Да, Али имеет и другие хорошие заслуги».

Тогда ибн Аббас сказал ей: «Заклинаю тебя Аллахом, прекрати кровопролитие мусульман!»

Но она ответила: «Это продолжится до тех пор, пока Али и его друзья не убьют себя!»

Далее ибн Аббас говорит: «Я только улыбнулся после этих её слов и сказал: «Соратники Али • душевно не слепы». И расстался с ней».

Далее ибн Аббас повествует: "Али • поручил мне встретиться так же с Зубейром, но так, чтобы это было в отсутствии его сына. Я долго не смог встретиться и поговорить с ним один на один. И только с третьей попытки это удалось. Слуга сказал, что он никого не хочет видеть, сначала он был в ярости, постепенно я успокоил его. Слуга донёс всё это его сыну Абдуллаху. И когда тот зашёл, я прекратил разговор.

Абдуллах в доказательство правоты отца привёл причину, о которой я уже был наслышан. На это я ответил ему: «Кровь Усмана на совести твоего отца, либо он убил его, либо не защитил во время осады. А согласие Аишы не может оправдывать ваши действия. Вы её вывели из дома, а ведь Пророк º предупреждал её: «Избегай того дня, когда собаки селения Хо'ваб начнут лаять на тебя».

В конце я обратился к Зубейру: «Мы тебя всегда считали из рода Бени Хашим. Ты был сыном сестры Абу Талиба Сефийи, двоюродным братом Али. Но, как только твой сын вырос, ты порвал родственные связи».[43]

Со слов Имама • в "Нахджуль-Белаге" становится ясно, что Имам • был сильно разочарован упорством Тальхи и поэтому отправил ибн Аббаса к Зубейру. И, возможно, этот разговор случился при второй встрече Аббаса и Зубейра.

Мы приводим наставление Имама • Аббасу относительно Тальхи: "Не встречайся с Тальхой, потому что ты его увидишь в подобии коровы, у которой рога сплелись с ушами. Он сел на дикого коня и заявляет при этом, что конь прирученный. Но найди Зубейра, он более умеренный. Скажи ему, что твой двоюродный брат говорит: «Ты признал меня в Хиджазе, но отрёкся в Ираке. Что же тебе помешало остаться на прежней позиции?» [44]

ГЕ'ГА ибн АМР

Близкий соратник Пророка º Ге'га ибн Амр жил в Куфе. В племени он считался влиятельным человеком. Имам Али • приказал ему встретиться с зачинщиками мятежа. Об этой встрече рассказывают в своих книгах Табари и Джезери. Его убедительная речь произвела сильное впечатление на мятежников, и они согласились заключить перемирие. После этого он вернулся к Имаму • и доложил обо всём. Имам • даже был удивлен. [45]

В это время у Имама • была группа жителей из Басры, они пришли, чтобы узнать цель его и братьев из Куфы. Вернувшись в Басру, они побеседовали со сторонниками Имама •и, покинув город, разбили лагерь в местности под названием "Завия".

Тальха, Зубейр и Аиша тоже готовились к встрече с Имамом Али •, для этого остановились в местности, где в последствии Абдуллах ибн Зияд построит для себя замок. И теперь уже обе армии находились лицом к лицу, но пока всё было тихо.

Али • посылал к ним своих людей, чтобы мирными путями, без кровопролитий, разрешить вопрос, если, конечно же, они сами не нарушат данных слов. С этой целью при посредничестве Ге'ги продолжался обмен мнениями. Но всё указывало на то, что дело не закончится разговорами, а придётся взяться за оружие.

ПОЛИТИКА ИМАМА АЛИ • ДЛЯ РАССЕИВАНИЯ И УМЕНЬШЕНИЯ СИЛ ПРОТИВНИКА

Ахнаф ибн Малик был вождём своего племени, кроме того, его уважали соседствующие племена. Во время осады дома Усмана он находился в Медине и посоветовался с Тальхой и Зубейром на счёт принесения присяги (кому же присягать?). Они оба указали на Али •. После хаджа он узнал об убийстве Усмана и присягнул Имаму •, а потом вернулся в Басру.

В последствии Ахнаф ибн Малик был сильно удивлён, услышав о мятеже Тальхи и Зубейра. А когда Аиша попросила у него поддержки, он отказал ей, сказав: «Я, по указанию этих двоих, принёс присягу Имаму Али и никогда не стану воевать против него, я выбираю нейтралитет!»

Потом он пришёл к Имаму • и сказал: «В моём племени ходят слухи, что если Али победит, он перережет всех мужчин и возьмёт в рабство всех женщин».

Имам ответил ему: «Не нужно страшиться таких, как я. Так поступают только с теми, которые отступили от религии и стали неверными».

После этих слов Ахнаф сказал: «Выбирай для меня одно из двух: воевать на твоей стороне, или отвести от тебя силу в 10 тысяч воинов».

Имам • посоветовал ему: «Лучше всего, сохрани своё обещание о нейтралитете».

Влияние Ахнафа среди соплеменников и соседних племён удержало их от войны против Имама Али •. А после победы Али • все поклялись ему в верности.

ВСТРЕЧА ИМАМА АЛИ • С ТАЛЬХОЙ И ЗУБЕЙРОМ

В 36-ом году хиджры в месяце джемадиус-сани Али • встретился с главарями накисинов. Имам сказал Тальхе и Зубейру: «Раз уже вы взялись за оружие, то объясните причину этого решения, в противном случае, опасайтесь гнева Аллаха. Не будьте похожими на женщину, которая раскручивает прядь, которую сама же сплела. Разве я вам не брат? Разве мы не считаем кровь друг друга запретной? По какой же причине теперь вы жаждете моей смерти?»

«Ты спровоцировал людей на убийство Усмана!» -заявил Тальха.

Имам • ответил: «И ты считаешь, что я совершил подобное?! Аллах непременно накажет виновников этого дела, и тогда все узнают правду! Тальха, ты хочешь мстить за Усмана?! Да будут прокляты Аллахом его убийцы! И ты привёл жену Пророка º, чтобы воевать под её прикрытием, а свою жену оставил дома. Разве ты не присягнул мне?!»

Тальха: «Да! Но над моей головой был меч».

Имам • обратился к Зубейру: «В чём причина этих противоправных действий?»

Зубейр: «Я считаю себя более достойным кандидатом на пост руководителя!»

На это Имам Али • сказал: «Разве я не достоин? (Зубейр в совете из шести человек отдал свой голос в поддержку Али.) Раньше тебя считали из рода Абдуль Мутталиба. Но, как только вырос твой сын Абдуллах, ты внёс раскол между нами. Помнишь, когда Пророк º проходил мимо племени Бени Генем, посмотрел на меня и улыбнулся. Я тоже улыбнулся в ответ. Ты сказал Пророку, что Али не перестаёт быть весёлым, а Пророк ответил тебе: "Клянусь Аллахом, Зубейр, ты будешь воевать против Али и виновным будешь ты".

Зубейр только мог ответить: «Да, это правда! Если бы я не забыл об этом случае, то никогда не стал бы на этот путь. Клянусь Аллахом, я не стану воевать против тебя!» - и взволнованный этими словами, он вернулся к Аише и рассказал о случившемся. Абдуллах же, услышав обо всем, упрекнул его, сказав: «Ты собрал эти армии здесь, теперь, когда одна из них оказалась сильнее, оставляешь нашу сторону и просто уходишь? Нет, тебя испугал меч Али, потому что ты знаешь, что его носят только смелые мужчины!»

«Но я дал клятву, что не стану воевать против него. Что же теперь делать?» - растерялся Зубейр.

Абдуллах сказал ему: «Освободи одного раба, это будет выходом из положения». И Зубейр освободил своего раба по имени Мекхул. Это поведение Зубейра указывает на его поверхностное отношение: с одной стороны, к хадисам Пророка º - даёт клятву не воевать против Али •, а с другой не принимая во внимание хадис Пророка º, и освобождая раба, топчет свою клятву.

БОЙ НЕИЗБЕЖЕН

Накисины решили усилить свою мощь. Среди соседствующих с Басрой племён был человек по имени Ахнаф. Его присоединение к накисинам укрепило бы их силы, но тот понимал, что сотрудничество с ними не имеет ничего хорошего. Месть за Усмана простое прикрытие, а на самом деле эти люди хотят отстранить Имама Али • и захватить власть. Поэтому, он, помня совет Имама •, остался в нейтралитете и, тем самым, предотвратил укрепление армии накисинов шестью тысячами воинов. Его нейтралитет обошёлся накисинам очень дорого.

Кроме него, накисины надеялись на судью Басры Ка'б ибн Сур, но тот тоже отказался от их предложения. И тогда накисины решили встретиться с ним лицом к лицу. Но он не согласился и просто не пришёл на встречу. Пришлось снова прибегнуть к помощи Аиши. Она села на мула и в окружении некоторых жителей Басры приехала к нему сама.

Судья был вождем племени Азуд и имел большое влияние в Йемене. Аиша попросила разрешение войти и ей позволили. У судьи она спросила о причине, по которой он не идет им навстречу и не помогает. На что он ответил: «Нет никакой необходимости в моём участии в этой смуте!»

Тогда Аиша сказала: «Сын мой, встань! Я вижу то, чего ты не видишь. Я боюсь Аллаха, ибо он наказывает страшно».

Таким образом, она получила согласие судьи присоединиться к накисинам.

РЕЧЬ СЫНА ЗУБЕЙРА И

ОТВЕТ ИМАМА ХАСАНА •

Сын Зубейра выступил с речью перед своей армией. Его слова дошли и до воинов Имама Али •. Имам Хасан • тогда выступил с ответной речью, а потом один искусный поэт прочёл стих, восхвалив Имама •. Этот стих произвёл сильное впечатление на присутствующих. Речь Имама Хасана • и стих поэта ошеломили вражеский стан, потому что Хасан • в своей речи раскрыл позицию Тальхи в отношении Усмана.

Тогда начал говорить Тальха и объявил Имама Али • и его сторонников лицемерами, но эти слова произвели обратный эффект. Один мужчина подошёл к Тальхе и воскликнул: "Тальха, ты оскорбляешь племена Музер, Рабла, Йемен? Клянусь Аллахом, они являются нашими родственниками!" Люди Зубейра хотели схватить его, но племя Бени-Асад помешало этому. Потом снова слова этого мужчины повторил человек по имени Асвад ибн Овф. Этот исторический факт указывает на вспыльчивость, недальновидность и политическую неопытность Тальхи, несмотря на его воинственность.

РЕЧЬ ИМАМа али •

В такой решающий момент Имам Али • выступил перед воинами.

Он сказал: «Тальха и Зубейр вошли в Басру и призвали его народ - моих подданных к восстанию против меня. Кто отказывался, был убит ими. Все вы знаете, что они убили Хукейм ибн Джебелле и охранников казны. Усмана ибн Ханиф выгнали из Басры в унизительном виде. А теперь осмелились вступить в бой против меня».

После выступления Имама • Хукейм ибн Манаф прочёл стих, хвалящий его. Приводим две строки из этого стихотворения: "О Абуль Хасан! Ты разбудил спящих, но отвернувшиеся от истины не слушают тебя. Ты тот мужчина, который одарён самыми лучшими качествами. Аллах дарует эти качества кому хочет, и забирает их у кого хочет".

Имам • дал три дня времени накисинам, чтобы они отказались от своих намерений и подчинились ему. Но их упорство разочаровало Имама •. Он собрал своих людей и раскрыл следствие деятельности накисинов. После него встал Шаддад Абди и заговорил о величественности и чистоте семьи Пророка º: «Когда нарушителей стало слишком много, и упрямые перешли в открытое противостояние, мы нашли прибежище в семье Пророка º. О люди, нужно крепко держаться за них (Ахлаль Байт) и покинуть метающихся по сторонам! Пусть такие тонут в омуте заблуждений».[46]

В 36-ом году хиджры в месяце джамадиус-сани Имам • стал перед своей армией и сказал: «Пока не торопитесь, я постараюсь ещё раз объяснить им ход событий». Потом он передал Коран ибн Аббасу и сказал: «Иди к их вождям и пригласи их к Корану. Скажи Тальхе и Зубейру, что они давали клятву в верности, почему нарушили свою же клятву? Пусть Коран будет судьёй между нами».

Ибн Аббас сначала пришёл к Зубейру и передал слова Имама •. Тот ответил: «Это было не по-моему желанию, я не нуждаюсь в судействе Корана». Потом ибн Аббас пошёл к Тальхе и повторил слова Имама •.

Тальха только повторил: «Я хочу мстить за Усмана!

Ибн Аббас ответил ему: «Для этого у Усмана есть сын Абан».

Тальха: «Он ничего не может. Мы более умелые». Наконец, ибн Аббас пошёл к Аише и увидел, что она сидит в паланкине на верблюде. Узду верблюда держал судья Басры Ка'б ибн Сур, и несколько человек из племён Азд и Зеббе окружили её со всех сторон.

Аиша спросила у ибн Аббаса: «Зачем ты пожаловал сюда? Иди и передай Али, между нами нечего обсуждать, всё будет решено мечом».

Ибн Аббас вернулся к Али • и передал услышанное. Имам •, уже исчерпав все средства для мирного разрешения проблемы, был вынужден идти на последнюю попытку. Взяв Коран, он обратился ко всем своим воинам: «Кто понесёт этот Коран в их сторону, если отрубят одну руку, пусть возьмёт в другую руку, если отрубят и эту руку, то пусть держит Коран зубами».

Один молодой человек вышел из рядов войска и сказал: «Я готов на это!» Имам Али • повторил свой вопрос, но никто кроме этого парня не ответил. Имам • отдал ему Коран и сказал: «Предложи им Коран и скажи: «Пусть эта книга будет судьёй от начала и до конца».

Парень взял Коран и пошёл в сторону врага, пригласил их к истине, но они отрубили ему руки, он до последнего дыхания держал Коран стиснутыми зубами.[47] И это давало знать, что война неизбежна и раскрыло неотступное упрямство накисинов.

Али •, опять оказав благородство, сказал подчинённым: "Я знаю, что Тальха и Зубейр жаждут крови. Но войну не начинайте вы, пусть они первыми нападут. Приказываю вам не преследовать убегающих, не добивать раненых и не снимать одежду с убитых!" [48]

ХРАБРОСТЬ АРМИИ АЛИ • И ПОРАЖЕНИЕ НАКИСИНОВ

Среди полководцев мира не найдётся ни одного, кто давал бы противнику столько отсрочки, используя неоднократные переговоры, влияние уважаемых людей, настолько затягивал начало боя и многое другое только для того, чтобы предотвратить боевые действия. Имам • ждал до тех пор, пока уже все его сподвижники не начали возмущаться отсутствием решительных действий и до тех пор, когда уже не было иного пути. И только тогда он назначил полководцев: ибн Аббасу было поручено руководить передней линией фронта, Аммар стал предводителем всадников, а Мухаммед ибн Абу Бакр руководил пехотой. Так же он назначил знаменосцев из племен Музхадж, Хамдан, Кинде, Гуза, Азд, Бакр, Абдуль Гейс и других. Общая численность армии Имама Али • составляла примерно шестнадцать тысяч.[49]

НАКИСИНЫНАЧИНАЮТ АТАКУ

Когда Имам • назначал полководцев и дал им приказы, с вражеского стана посыпались стрелы. От этого погибли несколько помощников Имама •, в числе которых сын Абдуллаха ибн Бедил. Его отец принёс тело своего сына к Имаму • и сказал: «Ты приказываешь нам и дальше терпеть! Если ты хочешь исполнить свой долг Имама, то ты его уже выполнил!»[50]

После слов Абдуллаха Имам приготовился к бою. Он надел кольчугу Пророка º, сел на его мула и стал перед своей армией. Гейс ибн Са'д ибн Ибадет прочёл стих об Имаме • и о его знамени: "Это то знамя, вокруг которого мы собирались в эпоху Пророка º, в тот день, когда Джабраиль был нашим помощником. Если ансары кому-то помогают, то нет вреда оттого, что другие ему не помогают". Истинное величие и дисциплинированность армии Имама • просто обезоруживали врагов.

Аишу же на верблюде привели прямо на поле боя и отдали узду в руки Ка'б ибн Суру. Он повесил на шею Коран. Люди из племён Азд и Бени Зеббе окружили верблюда со всех сторон. Абдуллах ибн Зубейр стоял впереди верблюда, а Марван ибн Хекем держался с левой стороны. Армией руководил Зубейр, Тальха стоял во главе всадников, а его сын руководил пехотой.

Имам Али • отдал знамя своему сыну Мухаммеду Хенефийе и сказал: «Если даже горы сдвинутся с места, ты не сходи со своего. Вручи себя Аллаху, и не отступай ни на один шаг. Помни, победа находится на стороне Аллаха!"[51]

Когда люди спросили у Мухаммеда Хенефи: «Почему тебя Имам • отправил со знаменем на переднюю линию, а не Хасана или Хусейна?»

Он ответил: «Я являюсь рукой отца, а они - его глаза. И сейчас он рукой защищает глаза». [52]

Ибн Абиль Хадид передает от таких историков, как Медаини и Вагиди: «Имам • был во главе группы под названием "Кутейбетуль-Хазра", которую составляли мухаджиры и ансары, Хасан и Хусейн были рядом - все уже были готовы к атаке врага. Имам Али • отдал приказ Мухаммеду Хенефи вперед и сказал: «Продвигайся до тех пор, пока не воткнёшь это знамя в глаз Джамаля (верблюда Аишы)!» И Мухаммед ринулся вперёд. Но летящие как дождь стрелы на мгновение задержали его движение, он остановился. Тогда Имам второй раз приказал ему идти вперёд. И уже после этой небольшой заминки, он схватил флаг и ринулся вперёд. С мечом в правой руке и со знаменем в левой он продвинулся до середины вражеских рядов.

Аммар, Малик, Хасан и Хусейн сказали Имаму •: «Вы стойте здесь, теперь мы атакуем их». Но Имам не ответил им, даже не посмотрел в их сторону, потому что всё его внимание было сосредоточено там, на поле боя, он следил за противником и не замечал находившихся рядом.

Потом Имам Али • отдал знамя сыну и сам бросился в бой. Перед его мечом враг спасался только бегством. В этом бою Имам • убил столько противников, что земля стала красной от их крови.

Имам согнувшийся мечь выправил о колено. Друзья и соратники столпились вокруг него и попросили ради Аллаха, чтобы он не нападал в одиночку, потому что его смерть означала бы гибель Ислама. На это Имам • ответил: «Я воюю во имя Аллаха и хочу получить его благословение!»

Потом обратился к своему сыну Мухаммеду Хенефийе: «Смотри, как нужно атаковать!»

«Кто же может быть таким, как ты?!»- ответил ему Мухаммед.

И Имам Али • приказал Аштару напасть на правый фланг противника.

Командующий того фланга Хилал был убит ещё во время первого наступления. Так же были убиты судья Басры Ка'б ибн Сур, который держал узду верблюда Аишы и Амр ибн Ясриб, долгое время занимающийся судопроизводством при Усмане. Приближенные из накисинов старались удерживать на ногах верблюда, потому что он считался символом сопротивления, и именно поэтому воины Имама • двинулись в этом направлении, а противник оборонялся изо всех сил. Только за удерживание узды верблюда потеряли свои руки 70 человек.[53] Отсеченные головы, руки летели в разные стороны, кишки вываливались из животов. Но, несмотря на всё это, накисины стояли крепко вокруг верблюда. Имам Али • призвал: "Убейте этого верблюда, ибо пока он на ногах, мечи ещё долго будут рубить!» [54]

МЕТОД ИМАМа али • ДЛЯ ПОДНЯТИЯ БОЕВОГО ДУХА ВОИНОВ

Для поднятия боевого духа в своей армии Имам • использовал лозунги. Это были призывы самого Пророка º, которые использовались в битвах против неверных и идолопоклонников. Такие слова имели удивительное воздействие на настроение, как врагов, так и соратников, потому что они напоминали бойцам сражения мусульман против неверных.

Так и Аиша говорила своим воинам: "Сыны мои! Будьте крепкими и наступайте! Я обещаю вам рай! " После этого оборона укрепилась, армия стала усиленно продвигаться вперёд и наконец воины-накисины достигли передних рядов армии Имама Али •. И тогда Аиша бросила горстку земли в сторону соратников Имама Али • и сказала: "Да будут чёрными ваши лица! " подражая Пророку º, который во время битвы Бадр бросил горстку земли в сторону врага и сказал те самые слова.(Надо так же отметить, что в то время Пророку Аллах ниспослал аят: "Эту землю бросал не ты, её бросил Аллах").[55] Имам Али • увидев её поступок, сказал: "У Пророка º это была "рука Аллаха", а у неё - " рука дьявола".

ПАДЕНИЕ ВЕРБЛЮДА

Верблюд Аишы был обычным животным, которого использовали для реализации своих коварных целей. Водрузив паланкин Аишы на этого верблюда, ему придали значение священности, и из-за этого армия накисинов потеряла много рук, защищая его. Если отсекалась одна рука, то тут же узду хватала другая, и так продолжалось до тех пор, пока некому стало держать эту узду, и тогда её схватил сын Зубейра, но Малик Аштар одним ударом уложил его на землю. Сын Зубейра почувствовал, что Малик убьёт его, поэтому начал кричать своим: "Убейте Малика, даже если от этого удара умру и я, то всё равно убейте его! " Малик отпустил его, ударив один раз в лицо. Наконец-то народ отступил от верблюда Аишы. Имам Али • приказал убить верблюда, чтобы опять не обступили его. Верблюд упал, паланкин перевернулся. Крик Аишы стал слышен всем. Мухаммед ибн Абу Бакр приказом Имама • поспешил к своей сестре. И в этот момент между братом и сестрой завязался следующий разговор, который мы передаем вкратце:

«Кто ты такой?!» - сказала Аиша.

«Самый ярый твой враг из твоей семьи!»- ответил ей Мухаммед.

«Ты сын Асма, а зовут тебя Хус'амия?» - произнесла Аиша.

Мухаммед ответил ей: «Да, но моя мать была ничем не хуже твоей».

Потом Аиша сказала: «Да, она была благородной женщиной, но оставим это. Слава Аллаху, что ты остался жив!»

«Но ты же этого не хотела!»- напомним ей брат Мухаммед.

«Если бы не хотела, то не говорила бы эти слова»- ответила брату сестра Аиша.

«Ведь ты хотела победы, даже ценой моей смерти!» - сказал её брат Мухаммед.

На это Аиша только и могла ответить: «Я желала победу, но она мне не досталась. Хотела, чтобы с тобой ничего не случилось. Не говори больше такие слова и не упрекай меня. Твой отец не был таким».

Потом к ней подошел Али • и сказал: «Аиша, разве это Пророк º посоветовал тебе?!»

Она ответила: «Абуль Хасан, ты победитель! Раз уж так, то прости».

Вслед за этим пришли Аммар и Малик Аштар. Аммар сказал Аише: «Достопочтенная мать! Увидела ли ты храбрость твоих сыновей? Увидела ли, как они воевали за торжество Ислама?» Но Аиша не ответила, будто ничего не слышала, потому что Аммар был ближайшим соратником Пророка º и старейшиной племени.

Тогда Аштар сказал: «Слава Аллаху, который помог своему Имаму и унизил его врагов! Пришла истина и удалилась ложь, потому ложь проходяща! Матушка! И как же теперь ты оцениваешь своё положение?»

Аиша сказала ему: «Кто ты такой!? Пусть мать твоя тебя оплакивает!»

«Я твой сын Малик Аштар!»- был ей ответ от Аштара.

«Врёшь! Я не твоя мать!» - вдруг заявила Аиша.

«Хочешь ты этого или нет, но это так!»- сказал ей Аштар.

Аиша продолжала: «Ты тот, который хотел оставить мою сестру Асма без сына Абдуллаха ибн Зубейр!»

«Это было ради достижения милости Аллаха!»- ответил на это Аштар.

Когда же её усадили на лошадь, она сказала: «Вы завоевали победу! Всему воля Аллаха, и никому не избежать судьбы!»

Имам Али • повелел Мухаммеду ибн Абу Бакру: «Спроси, не ранена ли она, потому что её верблюда обстреливали со всех сторон». Она только ответила, что легко ранена в голову.

Мухаммед сказал сестре: «В судный день Аллах будет твоим противником, потому что ты осмелилась восстать и поднять других против Имама и оставила Коран без внимания!»

На это она воскликнула: «Оставь меня в покое и скажи Али, чтобы обеспечил мою безопасность!»

Мухаммед передал Имаму • просьбу сестры.

Имам Али • сказал: «Она женщина, а женщины - слабые существа. Охраняй её лично. А сейчас на время уведи её к Абдуллаху ибн Халафу, потом я скажу своё решение».[56]

СУДЬБА ТАЛЬХИ

По мнению историков, Тальха был убит Марваном ибн Хекем. Марван, увидев, что Тальха оставил уже находившуюся на стадии разгрома армию и обратился в бегство, вспомнил его участие в убийстве Усмана и не дал ему бежать, выстрелив из лука. Тальха упал с коня. Он понимал, что его подстрелили свои же, и приказал слуге увести его. Слуга притащил его в укрытие из руин, принадлежащих племени Бени-Са'д. Рана Тальхи безостановочно кровоточила. Последними его словами были: "Ни у кого из великих людей кровь не была такой запачканной, как у меня".

СмЕРТЬ ЗУБЕЙРА

Второй зачинщик битвы Джамаль Зубейр, почувствовав близость поражения, хотел скрыться, убегая через населённый пункт, принадлежавший племени Ахнафа ибн Гейс, которое держало нейтралитет в пользу Имама Али •. Предводитель этого племени был очень рассержен вероломными поступками Зубейра. Причина этого гнева была в том, что Зубейр, переступил все общечеловеческие законы ради личных целей, и в результате он генерировал условия, которые повлекли гибель множества людей. Теперь же этот человек просто убегал с поля боя. Поэтому, видя картину этого подлого побега, один из друзей Ахнафа Амр ибн Джурмуз, чтобы отомстить за пролитую кровь мусульман, бросился за ним, какое-то время преследовал, а настигнув, убил его во время молитвы. Потом в качестве трофея взял его коня, перстень и оружие, и отпустил молодого человека сопровождавщего его. Этот молодой человек и похоронил Зубейра в местности под названием "Вадиус-саба".[57]

Амр ибн Джурмуз вернулся к Ахнафу и рассказал обо всем случившемся. Ахнаф ответил ему: «Не знаю, хорошо ли ты поступил или плохо?» Потом они вместе пришли к Имаму Али •. Имам •, увидев меч Зубейра, сказал: «Этот меч ни один раз стёр пыль горечи с лица Пророка º» и отправил его Аише. О Зубейре же Имам Али • сказал: «Он некоторое время был соратником и родственником Пророка º, но дьявол овладел его разумом и довёл его до такого унижения».[58]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: