Историко-эстетический раздел.




АННОТАЦИЯ

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Хор «Будет красен день»

из оперы «Садко»

 

 

Студентки 2 курса

Шадских Анастасии

 

Класс преподавателя

Зянчуриной Р. Д.

 

 

Уфа 2019

 

Содержание.

I. Историко-эстетический раздел

II. Музыкально-теоретический анализ

III. Вокально-хоровой анализ

IV. Исполнительский анализ

V. Список использованной литературы

 

Историко-эстетический раздел.

Никола́й Андре́евич Ри́мский-Ко́рсаков (1844 – 1908 гг) — русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; участник «Могучей кучки». Среди его сочинений — 15опер, 3 симфонии, симфоническиепроизведения, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка.

Римский-Корсаков родился в семье, далекой от художественных интересов. Родители, по семейной традиции, готовили мальчика к службе на флоте. Хотя музыкальные способности выявились очень рано, серьезно заниматься в маленьком провинциальном городке Тихвин было не у кого. Уроки фортепианной игры давала соседка, потом знакомая гувернантка и ученица этой гувернантки. Музыкальные впечатления дополняли народные песни в любительском исполнении матери и дяди и культовое пение в Тихвинском мужском монастыре.

Известно, что наибольшее впечатление на него произвела музыка Михаила Глинки— его «Камаринская», «Испанские увертюры», оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила»

В 1856 году отец отвёз юного Николая в Петербург, Морской кадетский корпус, который он окончил с отличием весной1862 года.

В Петербурге он бывает в оперном театре и на концертах, узнает «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилу» Глинки, симфонии Бетховена. Там же, с 1859 по 1869 годы будущий композитор берёт уроки у настоящего учителя — отличного пианиста и образованного музыканта Фёдора Канилле. Он посоветовал одаренному ученику самому сочинять музыку, познакомил его с М.А. Балакиревым, вокруг которого группировались молодые композиторы — М.П. Мусоргский, Ц.А. Кюи, позднее к ним присоединился А.П. Бородин. Это творческое содружество русских композиторов, сложившееся в конце 50 — начале 60-х гг. XIX века с лёгкой руки музыкального критика В.В. Стасова, осталось в истории под название «Могучая кучка». Известно также как «Новая русская музыкальная школа», Балакиревский кружок. Во Франции принято название «Пятёрка» или «Группа пяти».

Основополагающими принципами для композиторов-«кучкистов» были народность и национальность. Тематика их творчества связана преимущественно с образами народной жизни, исторического прошлого России, народного эпоса и сказки, древними языческими верованиями и обрядами. Вместе с тем у них проявлялась тенденция к известной романтизации национального прошлого. В древних, исконных началах народной жизни и мировоззрения они стремились найти опору для утверждения позитивного нравственного и эстетического идеала.

Творческая деятельность «Могучей кучки» — важнейший исторический этап в развитии русской музыки. Опираясь на традиции Глинки и Даргомыжского, композиторы-«кучкисты» обогатили её новыми завоеваниями, особенно в оперном, симфоническом и камерном вокальном жанрах.

Такие произведения, как «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина, «Снегурочка» и «Садко» Римского-Корсакова, принадлежат к вершинам русской оперной классики. Общие их черты — национальная характерность, реалистичность образов, широкий размах и важное драматургическое значение народно-массовых сцен.

В поисках правдивой интонационной выразительности «кучкисты» опирались на достижения Даргомыжског о в области реалистической вокальной декламации, в их вокальном творчестве тонкий психологизм и поэтическая одухотворённость сочетаются с острой жанровой характерностью, драматизмом и эпической широтой.

Одним из важнейших источников творчества служила для композиторов «Могучей кучки» старинная традиционная крестьянская песня, в которой они усматривали выражение коренных основ национального музыкального мышления. Характерные для «кучкистов» принципы обработки народных песенных мелодий нашли отражение в сборнике Балакирева «40 русских народных песен».

В своей новаторской устремлённости «Могучая кучка» сближалась с передовыми представителями западно-европейского музыкального романтизма — Р. Шуманом, Г. Берлиозом, Ф. Листом. Высоко ценили композиторы-«кучкисты» творчество Л. Бетховена, которого они считали родоначальником всей новой музыки.

Центром музыкально-просветительской деятельности «Могучей кучки» явилась Бесплатная музыкальная школа.

Под влиянием «Могучей кучки» и ее идеолога В. Стасова сформировались эстетические взгляды и мировоззрение Римского-Корсакова. Тогда же определились национальная основа, демократическая направленность, основные темы и образы его творчества.

Между тем молодой композитор, закончивший Морской корпус, должен был отправиться в кругосветное плавание - в 18621865 годах он был назначен на морскую службу на клипере «Алмаз», благодаря чему посетил ряд стран — Англию, Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию, США, Бразилию. Впечатления от морской жизни воплотились через некоторое время в морских пейзажах, которые ему удалось запечатлеть в своих произведениях средствами оркестровых красок.

В 1867 году Римский-Корсаков пишет музыкальная картина «Садко » (позже её музыка частично использована в одноимённой опере), именно в этом сочинении он впервые соприкоснулся с миром сказки (позже Римского-Корсакова так и будут называть — «Сказочником»). В-третьих, в музыке этого сочинения он попытался оркестровыми красками изобразить море, что позже неоднократно делал в дальнейших своих сочинениях (сюите «Шахерезада», прелюдии-кантате «Из Гомера»). Ещё одно важное открытие, сделанное в музыкальной картине — придуманный самим композитором симметричный лад — так называемая «Гамма Римского-Корсакова », применявшаяся в дальнейших его произведениях для характеристики фантастического мира.

Римский-Корсаков был создателем композиторской школы, среди его учеников около двухсот композиторов, дирижёров, музыковедов, в том числе: А. Глазунов, М. Гнесин, А. Лядов, С. Прокофьев, И. Стравинский, А. Танеев.

 

И всё же, вершиной творчества Римского-Корсакова являются оперы. Они содержат множество хоровых сцен, эпизодов, законченных хоров, разнообразных по тематике, музыкально-хоровым приемам.

САДКО — опера-былина в 7 картин.

«Садко» был впервые поставлен на сцене Частной оперы в Москве 26 декабря 1897 года. Это был передовой оперный театр, объединивший талантливую труппу, украшением которой являлись Ф. Шаляпин, Н. Забела, А. Секар-Рожанский, Е. Цветкова. Хотя возможности Частной оперы, в особенности оркестра и хора, были значительно ниже Мариинского театра, постановка явилась огромным событием русского искусства. Передовая критика Москвы и Петербурга (где «Садко» был показан на гастролях) горячо приветствовала и произведение и спектакль. Если в первых трех представлениях наибольший успех имел исполнитель заглавной партии А. Секар-Рожанский, то начиная с четвертого, когда в роли Волховы впервые выступила Н. Забела, в сознании слушателей опера прежде всего ассоциировалась с образом Морской царевны. Полному торжеству спектакля способствовал Ф. Шаляпина в партии Варяжского гостя. Суровая мощь, грозное величие созданного гениальным артистом образа потрясали слушателей.

Однако, эта глубоко национальная и самобытная опера, открывшая новую главу в истории русской музыки, пришлась не по вкусу высочайшим ценителям. Осенью 1896 года опера была предложена дирекции Мариинского театра, но Николай II собственноручно вычеркнул ее из намеченного репертуара Мариинского театра и выразил желание, чтобы дирекция «подыскала что-нибудь повеселее».

Постановка в Частной опере положила начало сценической жизни «Садко». В 1898 г. он с успехом был поставлен в Харькове под управлением В. Сука, в 1899-м — в Казани, в 1900-м — в Тифлисе, в 1901-м — в Мариинском театре под управлением Э. Направника. И. Ершов, вошедший в спектакль после премьеры, раскрыл могучий, героический образ удалого гусляра. 24 октября 1906 г. состоялась премьера в Большом театре под управлением В. Сука (А. Нежданова — Волхова, А. Боначич — Садко, Ф. Шаляпин, В. Петров — Варяжский гость). С тех пор опера долгое время не сходила со сцены, являясь одной из основ национального репертуара.

«Садко» — произведение эпическое. Отсюда плавное, широко и свободно текущее музыкальное повествование. Образы сказочного подводного царства, воплощаемые средствами гибкой, прихотливой мелодики и необычных гармоний, противопоставлены картинам реальной народной жизни и образам русских людей, в обрисовке которых главным выразительным средством является русская народная песенность.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: