Базельский комитет по банковскому надзору проводит активную работу по совершенствованию подходов к созданию системы рискоориентированного надзора и управления банковской деятельностью. Комитет призывает национальные надзорные органы ускорить введение сложных, продвинутых подходов нового Базельского соглашения по капиталу (далее – Базель II), содействовать совершенствованию коммерческими банками практики управления риском ликвидности, обеспечить восприимчивость систем внутреннего контроля и риск-менеджмента банков к нефинансовым рискам и повысить уровень прозрачности банковской деятельности. [7]
«Базель II» — документ, соглашение «Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы» Базельского комитета по банковскому надзору.
Главной целью соглашения Базель II является повышение качества управления рисками в банковском деле, что, в свою очередь, должно укрепить стабильность финансовой системы в целом.
По сравнению с Базель I, нововведения сводятся к следующему:
· создание более чувствительной к рискам системы взвешенного расчета регулятивного капитала, основанной по возможности на количественных оценках рисков, проведенных самими банками;
· более широкое признание инструментов снижения кредитных рисков;
· новые требования к капиталу под операционный риск;
· расширение роли органов надзора;
· всестороннее раскрытие информации и методологии банками.
Структурно Базель II разделен на три части:
I. Расчет минимальных требований к капиталу — представляет расчет общих минимальных требований к капиталу под кредитные, рыночные и операционные риски. Отношение капитала к активам исчисляется с использованием определения регулятивного капитала и взвешенных по риску активов. Отношение совокупного капитала к активам не должно быть ниже 8%. Капитал второго уровня не должен превышать 100% капитала первого уровня.
|
II. Второй компонент – надзорный процесс. В этом разделе рассматриваются основные принципы надзорного процесса, управления рисками, а также прозрачности отчетности перед органами банковского надзора, разработанные Комитетом в применении к банковским рискам, включая предложения, касающиеся, среди прочего, трактовки процентного риска в банковском портфеле, кредитного риска (стресс-тестирование, определение дефолта, остаточный риск и риск концентрации кредитов), операционного риска, роста трансграничных связей и взаимодействия, а также секьюритизации.
III. Третий компонент – рыночная дисциплина. Цель третьего компонента –дополняет минимальные требования к капиталу (Компонент 1) и надзорный процесс (Компонент 2). Комитет стремится стимулировать рыночную дисциплину путем разработки комплекса требований о раскрытии информации, которые позволят участникам рынка оценить основные данные о сфере применения, капитале, подверженности риску, процессах оценки риска и, следовательно, о достаточности капитала учреждения. Комитет полагает, что такое раскрытие информации имеет особую актуальность в свете Соглашения, в соответствии с которым опора на внутрибанковские методологии дает банкам более широкую свободу действий при оценке потребностей в капитале.
В принципе, раскрытие информации банками должно согласовываться с тем, как высшее руководство и совет директоров оценивают риски банка и управляют ими. В соответствии с первым компонентом банки применяют конкретные подходы/методологии измерения рисков, которым они подвержены, и вытекающих из этого требований к капиталу. Комитет считает, что раскрытие данных, основанное на этом общем подходе, является эффективным средством информирования рынка о банковских рисках и обеспечивает механизм последовательного и понятного раскрытия информации, позволяющий более эффективно сопоставлять различные институты.
|
Минимальные требования к капиталу
Первый компонент посвящен непосредственно методам расчета кредитного риска.
По сравнению с Базелем I нововведением является ориентация при оценке риска навнешние рейтинги, как один из наиболее объективных показателей деятельности того или иного банка. Также новой является более гибкая система учета обеспечения при расчете кредитного риска.
Надзорный процесс в отношении капитала
Второй компонент определяет основные принципы и рекомендации по организации системы управления рисками в кредитных организациях и требования к надзорному процессу. Здесь рассматриваются вопросы прозрачности и отчетности перед надзором банков, включая предложения, касающиеся трактовки процентного риска в банковском портфеле, кредитного риска (остаточный риск и риск концентрации кредитов, стресс-тестирование, определение дефолта), операционного риска, а также секьюритизации.
Рыночная дисциплина
Третий компонент дополняет предыдущие два и формулирует комплекс требований к раскрытию информации. Обозначенные требования позволят участникам рынка оценивать данные об основных сферах деятельности, величине капитала, подверженности риску, процессах оценки риска и, следовательно, о достаточности капитала организации-заемщика.
|
Базель II предлагает два варианта, которые кредитные организации могут использовать при оценке кредитного риска в отношении банков-контрагентов. В данном аспекте одной из функций надзорного органа является доведение до сведения кредитных организаций и выполнение контроля за измерением кредитного риска лишь одним из предлагаемых способов расчета. Однако какой бы из вариантов не применялся, кредитная организация должна соблюдать основополагающий принцип — коэффициент взвешивания для банков должен быть на одну ступень ниже или равен коэффициенту риска соответствующего государства.
Первый вариант с применением к заемщикам коэффициента взвешивания, установленного для государств, по сути дела является сдвинутой на одну категорию шкалой коэффициентов риска суверенов с минимальным коэффициентом в 20%.
Во втором варианте банк-контрагент оценивается исходя из собственного рейтинга и соответствующего ему коэффициента взвешивания. Кроме того, данный вариант предполагает еще такую опцию как особый порядок взвешивания краткосрочных кредитных требований (сроком исполнения до 90 дней) с использованием пониженных коэффициентов.
Требования к прочим юридическим лицам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг. Практика рынка банковских услуг показывает, что российские компании в силу неразвитости института рейтингования в России скорее всего (за редким исключением) будут распределяться в группу «Без рейтинга» со 100% коэффициентом взвешивания. Что касается профессиональных участников рынка ценных бумаг, то следует еще раз упомянуть о том, что надзорные методы, не удовлетворяющие требованиям Базеля II, не позволят оценить их лучше, чем прочих юридических лиц.
Одновременно органы надзора могут позволить кредитным организациям присваивать всем без исключения юридическим лицам коэффициент взвешивания 100%, независимо от наличия или отсутствия у последних внешнего рейтинга.
Одним из достоинств Базеля II является многообразная гамма опций, предоставляющая различным по размеру, финансовому потенциалу, видам деятельности и страновой принадлежности компаниям возможность его применения.
Так, в рамках стандартизированного подхода предусмотрен также упрощенный стандартизированный подход, основанный на использовании экспортных кредитных рейтингов. Его основное отличие от вышеприведенного метода состоит в применении в отношении как суверенов, так и прочих заемщиков только экспортных кредитных рейтингов, устанавливаемых экспортными кредитными агентствами, которые являются участниками «Соглашения об официальном подтверждении экспортных кредитов». Экспортные кредитные рейтинги определяются в зависимости от степени риска страны.
Методология применения экспортных кредитных рейтингов предусматривает установление 7 категорий риска, каждая из которых соответствует одному из ранее приведенных коэффициентов взвешивания (0, 20, 50, 100, 150%).
Как и в стандартизированном подходе, упрощенный метод предлагает опцию по снижению коэффициента взвешивания для требований к суверенам, номинированным и фондированным в национальной валюте.
Для банков и прочих юридических лиц действует общий принцип стандартизированного подхода — коэффициент взвешивания не может быть выше, чем коэффициент, соответствующий рейтингу суверена.
Базелем II предусмотрены самостоятельные опции для оценки особых видов требований.
Введены новые требования в отношении активов, включенных в розничный портфель. Суть нововведения состоит в том, что кредитные требования могут быть объединены в группу, к которой применяется коэффициент взвешивания 75% (кроме просроченных кредитов).
Для включения в розничный портфель требования должны удовлетворять следующим условиям:
· кредиты выданы физическим лицам, группе физических лиц или малому предприятию;
· требования имеют одну из следующих форм: револьверные (возобновляемые) кредиты и кредитные линии (включая кредитные карты и овердрафт), срочные кредиты физическим лицам и аренда (автомобильные кредиты, аренда автомобилей, ссуды студентам на образовательные нужды, личные кредиты), кредиты и кредитные линии малому бизнесу;
· соответствовать критерию дробности с целью регулирования риска на одного заемщика. Лимит консолидированного риска на одного контрагента не должен превышать 0,2% от общего размера розничного портфеля. Консолидированный риск рассчитывается как валовая сумма всех кредитных требований, то есть без учета обеспечения. Кроме того, консолидированный риск может определяться не только на одно, но и на несколько юридических лиц в случае, если они являются аффилированными;
· соответствовать критерию абсолютного размера консолидированного риска.
Это одно из наиболее сложных для внедрения в российскую практику условий Базеля II в связи с высокой дифференциацией, в том числе региональной, доходов и, следовательно, величины выдаваемых кредитов.
Базелем II определен также самостоятельный коэффициент взвешивания для кредитов, обеспеченных залогом жилой недвижимости, в которой проживает или намеревается проживать заемщик или которая сдается в аренду, в размере 35%.
Особое место отведено Базелем II для просроченных кредитов. Просроченными кредиты признаются, если срок выполнения обязательств по ним превышен более чем на 90 дней. В этом случае устанавливается:
· весовой коэффициент 150%, если резервы, сформированные под кредит, составляют менее 20% непогашенной части кредита;
· весовой коэффициент 100%, если резервы составляют не менее 20% непогашенной части кредита;
· весовой коэффициент 100%, если резервы составляют не менее 50% непогашенной части кредита.
Особо хотелось бы отметить достаточно жесткий подход Базеля II к требованиям повышенного риска. Помимо отмеченных выше требований с рейтингом ниже В+ (для юридических лиц) и В– (для кредитных организаций) для просроченных кредитов, по отношению к секьюритизированным активам с внешним рейтингом ниже ВВ+ и ВВ– используется коэффициент взвешивания 350%.
В своей деятельности банки используют большой набор способов снижения кредитного риска, привлекая различного рода обеспечение. Поэтому значительное внимание в стандартизированном подходе уделяется технике снижения кредитного риска.
При оценке банком используемого обеспечения могут применяться два подхода — простой и комплексный. Использование любого из этих подходов подразумевает соблюдение двух главных критериев.
Первый — обеспечение должно быть признано надзорным органом как инструмент, снижающий кредитный риск, и документально оформлено. При этом Базель II предъявляет особые требования к такому распространенному виду обеспечения как гарантия, которая должна быть безотзывной и безусловной (не содержать пунктов, которые ставят под сомнение обязательства гаранта), а сам гарант иметь более низкий коэффициент риска, чем заемщик. Необходимо, чтобы гарантия покрывала всю сумму кредитного требования, включая проценты. В случае если гарантия не покрывает процентов, то они рассматриваются как необеспеченные. Одновременно серьезное значение придается кругу признаваемых гарантов.
Второй — кредитное качество контрагента и стоимость обеспечения не должны иметь существенной положительной корреляции. Например, ценные бумаги, эмитируемые контрагентом или любой аффинированной структурой, не обеспечат надлежащей защиты.
Простой подход оценивает обеспечение и, соответственно, кредитный риск активов в зависимости от «качества» контрагента, предоставившего обеспечение или обязанного по нему. Для признания обеспечения в качестве фактора, снижающего кредитный риск, должно соблюдаться условие о том, что оно передается в залог на весь срок действия кредита и подвергается переоценке по текущей рыночной стоимости не реже одного раза в 6 месяцев. Та часть требований, которая обеспечена в размере рыночной стоимости залога, получает весовой коэффициент риска, применимый к залоговому инструменту. Остаток требований получит весовой коэффициент риска, применимый к контрагенту.
Комплексный метод является более сложным по технике взвешивания в результате того, что осуществляется корректировка как кредитного требования, так и принимаемого банком обеспечения. Таким образом, уточняется величина риска в отношении контрагента и размер обеспечения, исходя из будущих изменений его стоимости, вызванных рыночными колебаниями (например, по обеспечению в виде ценных бумаг). Эти будущие колебания стоимости определяются дисконтом.
Помимо общих случаев дисконт применяется также, если требование и залог номинированы в разных валютах. В этих случаях дополнительно используется понижающий коэффициент к залогу в размере 8%.
Ожидалось, что введение в действие Базеля II:
· окажет наиболее существенное влияние на резкое повышение качества управления рисками в большинстве банков. Помимо внедрения более чувствительной к рискам оценки кредитных рисков многие из них впервые начнут уделять повышенное внимание операционному риску — главной причине банковских проблем.
· окажет наибольшее влияние на средние и мелкие финансовые организации на развитых рынках (включая большинство европейских банков), а также на большинство развивающихся рынков и развивающихся стран.
Структуру Базель II описывают как более всестороннюю меру и минимальный стандарт для достаточности капитала, с которой национальные наблюдательные органы теперь работают, чтобы осуществить через внутренние процедуры создания правила и принятия. Базель II стремится изменить к лучшему существующие правила, выравнивая регулирующие капитальные требования более близко к основным рискам. Кроме того, Структура Базель, II предназначена, чтобы продвинуть более предусмотрительный подход к капитальному наблюдению, тот, который поощряет банки идентифицировать риски, перед которыми они могут стоять, сегодня и в будущем, и развить или улучшить их способность управлять теми рисками. В результате это предназначено, чтобы быть более гибким и более приспособленным.
Усилия Базельского Комитета по Банковскому надзору, чтобы пересмотреть стандарты, управляющие достаточностью капитала интернационально активных банков, достигли критической вехи в публикации согласованного текста в июне 2004.
В ноябре 2005, Комитет выпустил обновленную версию пересмотренной Структуры, включающей дополнительное руководство, сформулированное в газете Комитета Заявление Базеля II к Торговле Действий и Обработки Двойных Эффектов По умолчанию (июль 2005).
4 июля 2006, Комитет выпустил всестороннюю версию Базеля II Структур. Исключительно как удобство читателям, этот всесторонний документ - компиляция Базеля в июне 2004 II Структур, элементы 1988 Согласия, которые не были пересмотрены во время Базеля II процессов, 1996 Поправка к Капитальному Согласию, чтобы Включить Риски Рынка, и 2005 бумагу на Заявлении Базеля II к Торговле Действий и Обработки Двойных Эффектов По умолчанию. Никакие новые элементы не были введены в этой компиляции.
Содержание и развитие документа «Базель II»
Этот документ был включен во всестороннюю версию Международной Конвергенции Капитального Измерения и Стандартов капитала: Пересмотренная Структура, включая элементы 1988 Согласия, которые не были пересмотрены во время Базеля II процессов, 1996 Поправка к Капитальному Согласию, чтобы Включить Риски Рынка, и 2005 бумагу на Заявлении Базеля II к Торговле Действий и Обработки Двойных Эффектов По умолчанию.
Это сообщение представляет собой результат Базельского Комитета по Банковскому надзору работы за последние годы, чтобы обеспечить международную конвергенцию на пересмотрах к контролирующим инструкциям, управляющим достаточностью капитала интернационально активных банков. После публикации первого раунда Комитета предложений о пересмотре структуры достаточности капитала в июне 1999 года, обширный консультативный процесс был установлен во всех государствах - членах, и предложения были также распространены в наблюдательных органах во всем мире. Комитет впоследствии выпустил дополнительные предложения о консультации в январе 2001 и апреле 2003 и кроме того провел три количественных исследования воздействия, связанные с его предложениями. В результате этих усилий много ценных усовершенствований были сделаны к первоначальным предложениям. Данная работа - теперь утверждение Комитета, согласованного всеми его участниками. Он излагает детали согласованной Структуры для того, чтобы измерить достаточность капитала и минимальный стандарт, который будет достигнут, который национальные наблюдательные органы, представленные в Комитете, предложат для принятия их в соответствующих странах. Эта Структура и стандарт, которые он содержит, были подтверждены Губернаторами Центрального банка и Главами Банковского надзора Группы Десяти стран.
Комитет ожидает, что его участники продвинутся с соответствующими процедурами принятия в их соответствующих странах. Во многих случаях эти процедуры будут включать дополнительные оценки воздействия Структуры Комитета так же как дальнейших возможностей комментариев заинтересованных сторон, которые будут предоставлены государственным властям. Комитет назначает набор Структуры здесь, чтобы быть доступным для выполнения на конец года 2006. Однако Комитет чувствует, что один дальнейший год исследований воздействия или параллельных вычислений будет необходим для самых продвинутых подходов, и поэтому они будут доступны для выполнения на конец года 2007.
Этот документ распространяется в наблюдательных органах во всем мире в целях их рассмотрения и принятия этой пересмотренной Структуры в такое время, поскольку они верят, совместимо с их более широкими контролирующими приоритетами. В то время как пересмотренная Структура была разработана, чтобы предоставить варианты банкам и банковским системам во всем мире, Комитет признает, что перемещение к его принятию в ближайшем будущем, возможно, не привилегия для всех наблюдательных органов с точки зрения того, что необходимо, чтобы усилить их наблюдение. Где дело обстоит так, каждый национальный наблюдатель должен рассмотреть тщательно льготы пересмотренной Структуры в контексте ее внутренней банковской системы, развивая расписание и подход к выполнению.
Основная цель работы Комитета пересмотреть 1988 Согласие состояла в том, чтобы развить структуру, которая далее усилила бы разумность и стабильность международной банковской системы, поддерживая достаточную последовательность, что регулирование достаточности капитала не будет существенным источником конкурентоспособного неравенства среди интернационально активных банков. Комитет полагает, что пересмотренная Структура продвинет принятие более сильных методов риск-менеджмента банковским делом, и рассматривает это как одну из его главных льгот. Комитет отмечает, что в их комментариях к предложениям банки и другие заинтересованные стороны приветствовали понятие и объяснение этих трех пунктов (требования минимального капитала, контролирующий обзор, и рыночная дисциплина), на которых базируется пересмотренная Структура. Более широко, они выразили поддержку улучшения капитального регулирования, чтобы принять во внимание изменения в банковском деле и методах риск-менеджмента, в то же самое время сохраняя льготы структуры, которая может быть применена настолько однородно насколько возможно на национальном уровне.
В развитии пересмотренной Структуры Комитет стремился достигнуть значительно более чувствительных к риску капитальных требований, которые являются концептуально звуковыми и в то же самое время платят должное внимание специфическим особенностям контролирующего подарка и системы учета в отдельных государствах - членах. Он полагает, что эта цель была достигнута. Комитет также сохраняет основные элементы структуры достаточности капитала, включая общее требование для банков, чтобы считать полный капитал эквивалентным по крайней мере 8 % их нагруженных риском активов; базовая структура Поправки Риска Рынка относительно обработки риска рынка; и определение имеющего право капитала.
Существенное новшество пересмотренной Структуры - большее использование оценок риска, обеспеченного внутренними системами банков как входы к капитальным вычислениям. В делании этого шага Комитет также выдвигает детальный набор минимальных требований, разработанных, чтобы гарантировать целостность этих внутренних оценок степени риска. Это не намерение Комитета продиктовать форму или эксплуатационные детали политики риск-менеджмента банков и методов. Каждый наблюдатель разовьет ряд процедур обзора для того, чтобы гарантировать, что системы банков и средства управления адекватны, чтобы служить основанием для капитальных вычислений. Наблюдатели должны будут осуществить звуковые суждения, определяя государство банка готовности, особенно во время процесса выполнения. Комитет ожидает, что национальные наблюдатели сосредоточатся на согласии с минимальными требованиями как средство обеспечения полной целостности способности банка обеспечить благоразумные входы капитальным вычислениям и не как конец сам по себе.
Пересмотренная Структура обеспечивает диапазон вариантов для того, чтобы определить капитальные требования для риска кредита и эксплуатационного риска позволить банкам и наблюдателям выбирать подходы, которые являются самыми соответствующими для их операций и их инфраструктуры финансового рынка. Кроме того, Структура также учитывает ограниченную степень национального усмотрения, которым каждый из этих вариантов может быть применен, чтобы приспособить стандарты к различным условиям национальных рынков. Эти особенности, однако, требуют существенных усилий государственных властей гарантировать достаточную последовательность в заявлении. Комитет намеревается контролировать и рассмотреть заявление Структуры в целях достижения еще большей последовательности. В частности его Группа Выполнения Согласия была установлена, чтобы продвинуть последовательность в заявлении Структуры, поощряя наблюдателей обменять информацию относительно подходов выполнения.
Комитет также признал, что у наблюдателей родной страны есть важная роль в продвижении расширенного сотрудничества между наблюдателями дома и страны - организатора, которые будут требоваться для эффективного выполнения. Группа Выполнения Согласия развивает практические меры для сотрудничества и координации, которые уменьшают бремя выполнения на банках и сохраняют контролирующие ресурсы. Основанный на работе группы, и основанный на ее взаимодействиях с наблюдателями и промышленностью, Комитет выпустил общие принципы для международного выполнения пересмотренной Структуры и более сосредоточенных принципов для признания эксплуатационных обвинений в преступлении, наказуемых смертной казнью риска при продвинутых подходах измерения для наблюдателей хозяина и дома.
Нужно подчеркнуть, что пересмотренная Структура разработана, чтобы установить минимальные уровни капитала для интернационально активных банков. Как согласно 1988 Согласию, государственные власти будут свободны принять меры, которые устанавливают более высокие уровни минимального капитала. Кроме того, они свободны положить на место дополнительные меры достаточности капитала для банковских организаций, которые они фрахтуют. Государственные власти могут использовать дополнительную капитальную меру как способ обратиться, например, к потенциальной неуверенности в точности меры подверганий риска, врожденных от любого капитального правила или ограничить степень, до которой организация может финансировать себя с долгом. Где юрисдикция использует дополнительную капитальную меру в соединении с мерой, сформулированной в этой Структуре, в некоторых случаях капитал, требуемый под дополнительной мерой, может более связывать. Более широко наблюдатели должны ожидать, что банки будут действовать выше минимальных регулирующих капитальных уровней.
Пересмотренная Структура - больше риска, чувствительного чем Согласие 1988, но страны, где риски на местном банковском рынке относительно высоки тем не менее, должны рассмотреть, должны ли банки быть обязаны держать дополнительный капитал свыше Базельского минимума. Это особенно имеет место со стандартизированным подходом более широкой щетки, но, даже в случае внутреннего основанного на оценках подхода, риск главных событий потери может быть выше чем учтенный в этой Структуре.
Комитет также желает выдвинуть на первый план потребность в банках и наблюдателях, чтобы уделить соответствующее внимание второму (контролирующий обзор) и третьему (рыночная дисциплина) пункту пересмотренной Структуры. Важно, что требования минимального капитала первого пункта сопровождаются здравым выполнением второго, включая усилия банков, чтобы оценить их достаточность капитала и наблюдателей, чтобы рассмотреть такие оценки. Кроме того, раскрытия, обеспеченные под третьим пунктом этой Структуры, будут существенными в обеспечении, что рыночная дисциплина - эффективное дополнение к другим двум пунктам.
Комитет знает, что у взаимодействий между регулирующими и бухгалтерскими подходами и на национальном и на международном уровне могут быть существенные последствия для сравнимости получающихся мер достаточности капитала и за затраты, связанные с выполнением этих подходов. Комитет полагает, что его решения относительно неожиданных и ожидаемых потерь представляют главный шаг в этом отношении. Комитет и его участники намереваются продолжить играть превентивную роль в диалоге с бухгалтерскими властями, чтобы уменьшить, везде, где возможны, несоответствующие различия между регулирующими и стандартами бухгалтерского учета.
Пересмотренная Структура, представленная здесь, отражает несколько существенных изменений относительно нового консультативного предложения Комитета в апреле 2003. Много этих изменений были уже описаны в заявлениях для прессы Комитета октября 2003, января 2004 и мая 2004. Они включают изменения в подходе к обработке ожидаемых и неожиданных потерь. В дополнение к ним также включаются изменения в обработках уменьшения риска кредита и готовящийся розничных подверганий, среди других. Комитет также стремился разъяснить свои ожидания относительно потребности в банках, используя продвинутый подход основанный на оценках, чтобы включить эффекты, являющиеся результатом экономических спадов.
Комитет полагает, что важно повторить свои цели относительно полного уровня требований минимального капитала. Они должны широко поддержать совокупный уровень таких требований, также обеспечивая стимулы принять более продвинутые чувствительные к риску подходы пересмотренной Структуры. Комитет подтвердил потребность далее рассмотреть калибровку пересмотренной Структуры до ее выполнения. Если информация, доступная во время такого обзора, показывает, что цели Комитета на полном капитале не были бы достигнуты, Комитет подготовлен предпринять действия, необходимые, чтобы обратиться к ситуации. В частности и совместимый с принципом, что такие действия должны быть отделены от проекта Структуры непосредственно, это повлекло бы за собой заявление единственного фактора вычисления ─, который мог быть или больше чем или меньше чем один ─ к капитальному требованию основанному на оценках, следующему из пересмотренной Структуры. Заключительное определение любого фактора вычисления будет основано на параллельных бегущих результатах, которые отразят все элементы Структуры, которая будет осуществлена.
Комитет проектировал пересмотренную Структуру, чтобы быть более предусмотрительным к наблюдению подхода достаточности капитала, тот, у которого есть способность развиться со временем. Это развитие необходимо, чтобы гарантировать, что Структура идет в ногу с событиями рынка и авансами в методах риск-менеджмента, и Комитет намеревается контролировать эти события и сделать пересмотры когда необходимо. В этом отношении, Комитет извлек выгоду из его частых взаимодействий с участниками промышленности и с нетерпением ждет расширенных возможностей диалога. Комитет также намеревается держать промышленность информируемой о ее будущей повестке дня работы.
Одна область, где такое взаимодействие будет особенно важно, относительно проблемы “двойного неплатежа.” Комитет полагает, что признание двойных эффектов по умолчанию необходимо, хотя важно рассмотреть все значения, особенно связанные с измерением, прежде, чем решение будет решено. Он продолжит работу с намерением найти благоразумное звуковое решение настолько быстро насколько возможно до выполнения пересмотренной Структуры. Рядом с этой работой Комитет также начал объединенную работу с Международной организацией Комиссий Ценных бумаг по различным проблемам, касающимся торговых действий (например, потенциальное будущее подвергание).
Одна область, где Комитет намеревается предпринять дополнительную работу долгосрочной природы, относительно определения имеющего право капитала. Одно побуждение для этого - факт, что изменения в обработке ожидаемых и неожиданных потерь и связанные изменения в обработке условий в наборе Структуры здесь вообще имеют тенденцию уменьшать капитальное требование. Кроме того, схождение по однородному стандарту международного капитала под этой Структурой в конечном счете потребует идентификации согласованного набора капитальных инструментов, которые доступны, чтобы поглотить непредвиденные потери на основе функционирующего предприятия. Комитет заявлял о своем намерении рассмотреть определение капитала как продолжение к пересмотренному подходу преемственность как объявлено в ее пресс-релизе октября 1998, “Инструменты, имеющие право на включение в капитал”. Он исследует дальнейшие проблемы, окружающие определение регулирующего капитала, но не намеревается предложить изменения в результате этого долгосрочного обзора до выполнения пересмотренной Структуры, изложенной в этом документе. Тем временем, Комитет продолжит свои усилия гарантировать последовательное заявление его решений 1998 относительно состава регулирующего капитала через юрисдикцию.
Комитет также стремится продолжить вовлекать банковское дело в обсуждение преобладающих методов риск-менеджмента, включая те методы, стремящиеся произвести определенные количественные меры риска и экономического капитала. За прошлое десятилетие много банковских организаций инвестировали ресурсы в моделирование риска кредита, являющегося результатом их существенных деловых операций. Такие модели предназначены, чтобы помочь банкам в определении количества, соединении и руководящем риске кредита через географические и производственные линии. В то время как Структура, представленная в этом документе, не доходит позволять результатам таких моделей риска кредита использоваться в регулирующих капитальных целях, Комитет признает важность длительного активного диалога и относительно работы таких моделей и относительно их сравнимости через банки. Кроме того, Комитет полагает, что успешное выполнение пересмотренной Структуры предоставит банкам и наблюдателям с критическим опытом, необходимым, чтобы обратиться к таким проблемам. Комитет понимает, что подход основанный на оценках представляет пункт на континууме между просто регулирующими мерами риска кредита и подхода, который строит более полно на внутренних моделях риска кредита. В принципе, дальнейшие движения вдоль того континуума обозримы согласно способности обратиться соответственно к проблемам о надежности, сравнимости, ратификации, и конкурентоспособной акции. Тем временем, Комитет полагает, что дополнительное внимание к результатам внутренних моделей риска кредита в контролирующем процессе рассмотрения и в раскрытиях банков будет очень выгодно для накопления информации по соответствующим проблемам.
Этот документ разделен на четыре части. Первая часть, область заявления, детализирует, как капитальные требования должны быть применены в пределах банковской группы. Вычисление требований минимального капитала для риска кредита и эксплуатационного риска, так же как определенных торговых книжных проблем, что обозначено в части второй. Третья и четвертая части обрисовывают в общих чертах ожидания относительно контролирующего обзора и рыночной дисциплины, соответственно.
В настоящее время органы банковского регулирования во многих странах мира внедряют Базель II согласно разработанным планам. Большинство банковских систем находится в так называемом переходном периоде и внедряет простейшие подходы Базеля II. Более совершенные подходы стали применять государства Европейского союза.
Для кредитных организаций переход к Базелю II означает не только серьезный пересмотр организации, принципов и методов системы управления рисками и внутреннего контроля, но и изменение отношения к ним. Многочисленные исследования, проведенные такими организациями, как Форум экономической стабильности, МВФ, а также международными аудиторскими и рейтинговыми компаниями, показывают следующее: в большинстве стран мира банковское сообщество ассоциирует Базель IIсо стандартами в отношении достаточности капитала, т.е. с первой компонентой Соглашения, предполагая, что вторая и третья компоненты находятся больше в зоне ответственности надзорных органов.
Однако требования в отношении капитала не могут предотвратить ошибки банков, равно как и заменить ответственность самих банков за оценку рисков и управление ими надлежащим образом. Базельский комитет по банковскому надзору признает связь между размером капитала, имеющегося у банка для покрытия рисков, эффективностью процессов управления риском и качеством организации системы внутрибанковского контроля. Последняя призвана стать своеобразным внутренним надзорным органом банка – ключевым элементом системы рискоориентированного управления банковской деятельностью. [7]
Базель II в России
С каждым годом все острее встает вопрос об информационной безопасности российских компаний. Особенно актуален он для кредитных организаций, специфика деятельности которых порождает повышенные риски информационной безопасности. Международные высокие стандарты банковской деятельности, известные как система Базель II, в европейских странах начали вводиться еще в 2007 году, в России их принятие ожидалось в 2009 году.
Развитие современной банковской системы во многом обусловлено векторами развития мировой банковской сферы. В ноябре 2005 года Базельский комитет по банковск