Перечень примерных имитационных задач




Задача 1. Проанализируйте конкретный случай и выделите:

- условия, при соблюдении которых в психическом состоянии детей возможны позитивные изменения;

- внешние и внутренние факторы, составляющие основу коррекционного воздействия;

- линии коррекционно-развивающей работы с учетом принципов психологической коррекции.

Случай. Мама мальчика 7 лет сильно обеспокоена его поведением в последние пять месяцев. Ночами он долго не может уснуть, часто просыпается, начинает нервничать и звать взрослых; обычно просит взрослых включить свет или разговаривать с ним пока он не уснет. Первые подобные признаки появились у ребенка в четыре года, когда он пошел в детский сад. Пять месяцев назад, ребенка обследовали в детском саду по поводу готовности к школе и определили полную готовность по всем признакам. Однако именно с того дня ребенок начал плохо спать. Появилось устойчивое нежелание не идти в детский сад, по уторам мальчик кричит, упрямится, сопротивляется маминым попыткам отвести его в сад. Оставить ребенка дома мама не может – она живет и воспитывает его одна. Результаты диагностики показали наличие страха перед школой как общественным учреждением. При этом действительно отмечается высокий уровень мотивационной и познавательной готовности к школьному обучению. Кроме того, у ребенка ярко выраженный кризис семи и высокий уровень развития произвольности, которая позволяет компенсировать некоторые внутренние характеристики страха – не показывать маме своего состояния, скрывать физиологические проявления. Такая возможность детской психики позволила маме в течение долгового времени не замечать предрасположенности ребенка к страху перед школой.

Диагноз: ситуативная тревожность, прогнозируемый страх школы.

Задача 2. Проанализируйте конкретный случай и выделите:

- условия, при соблюдении которых в психическом состоянии детей возможны позитивные изменения;

- внешние и внутренние факторы, составляющие основу коррекционного воздействия;

- линии коррекционно-развивающей работы с учетом принципов психологической коррекции.

Случай. Вера (4.8), дочь матери 27 лет и отца 32 лет. Живут с бабушкой и дедушкой по материнской линии. Девочку балуют мать и бабушка. Дедушка с отцом пытаются установить четкие рамки дозволенности и недозволенности. К психологу обратилась бабушка, потому что в последние полгода девочка стала проявлять агрессию в отношении окружающих людей. Это проявлялось в следующем: крики на маму и бабушку, драки с детьми во дворе и детском саду; когда не удается чего - либо достичь или получить желаемое, Вера начинает кричать и громко требовать своего. Часто кусается без видимой причины, может плюнуть на взрослого. К отцу и дедушке ребенок относится с неприязнью. Может согласиться с их требованиями, но не выполняет их. Иногда пытается манипулировать родителями, однако такое получается только с матерью и бабушкой. Диагностическое обследование подтвердило высокий уровень физической и вербальной агрессии. Кроме того, результаты анализа познавательной сферы показали низкий уровень развития. У ребенка отсутствует интерес к познавательной деятельности, нет мотивации к интеллектуальным занятиям. Со слов бабушки, с ребенком занимаются и в саду и дома. Дома с ребенком занимается отец: он учит Веру читать и писать, вероятно, используя, авторитарные методы обучения. Игровая деятельность развита хорошо, но играет ребенок только со взрослыми, с детьми девочка предпочитает не играть, потому, что они ее не принимают в игру.

Задача 4. Проанализируйте предлагаемые варианты развивающих игр и упражнений:

- определите основные цели в соответствии с задачами психопрофилактики;

- укажите возраст детей, для которых рекомендована игра;

- выделите средовые и технические условия, при которых игра и упражнение выполняют профилактическую функцию.

Образцы игр и упражнений

«Мишка спрятался». Мишка (другая игрушка) хочет поиграть в прятки, ему нужно найти место, где спрятаться. Взрослый ведет ребенка по комнате, останавливаясь около отдельных предметов: "Вот шкаф, он большой, мишка не сможет залезть наверх. Это полка, на ней много книг, мишке будет тесно". Наконец, находит подходящее место - обязательно открытое, расположенное на уровне роста ребенка. Взрослый сажает туда мишку, отводит ребенка в противоположный конец комнаты. Все вместе хлопают 10 раз в ладоши, и взрослый спрашивает, где можно найти мишку. Если ребенок затрудняется выполнить задание, взрослый помогает вспомнить, как они шли, чтобы спрятать мишку. Просит снова пройти этот путь. При повторном проведении игры игрушку прячут в другое место, и обход производится по другой стороне комнаты. Можно также сменить и игрушку. Когда ребенок научится быстро находить предметы, расположенные на уровне его глаз, можно усложнить задание - спрятать игрушку выше или ниже уровня его глаз.

«Кукла пляшет». Кукла в руках взрослого здоровается с ребенком, говорит, что хочет для них поплясать (поворачивается, хлопает в ладоши, наклоняется в стороны). Кукла в руках ребенка повторяет движения куклы взрослого.

«Художник». Из группы детей выбираются 2 ребенка. Остальные – «зрители». Один из выбранных – «художник», другой – «заказчик». «Заказчик» заказывает «художнику» свой портрет. «Художник» внимательно смотрит на своего «Заказчика» (1,5-2 минуты). Затем отворачивается и по памяти описывает его внешность. Если «Художник» затрудняется с описанием, ему следует помочь вопросами: «Какого цвета волосы у Лены?», «Во что она одета?» и т.д.

«В поле». У далить остаточный воздух, сделать глубокий короткий вдох. «Вдыхаю приятный аромат цветов…» Плечи спокойные, вверх не поднимаются. Выдох продолжительный и ровный через рот, сложенный в трубочку – хоботок. Следить за ровным выдохом без вибрации диафрагмы, не трогать остаточный воздух.

«Резиновый мяч». Убрать остаточный воздух, сделать глубокий ровный вдох. При вдохе увеличивается живот (как «резиновый мяч»), увеличивается грудная клетка, приподнимаются плечи. Задержать дыхание (1-2-3). Продолжительный выдох: живот втягивается, плечи опускаются.

«Мальчик (девочка) – наоборот». Участники встают в круг. Ведущий показывает действие, которое все повторяют за ним. «Мальчик (девочка) – наоборот» делает не так, как все.

«Кораблик». Двое взрослых раскачивают за углы одеяло «гамаком», это – «кораблик». В кораблике лежит ребенок. При словах «Тихая спокойная погода, светит солнышко» все дети изображают хорошую погоду. При словах «Буря!» они начинают создавать шум, «кораблик» качается сильнее. Ребенок, находящийся в «кораблике» должен перекричать бурю: «Я не боюсь бури! Я самый сильный матрос!»

«Темнота». Ребенка усаживают посреди комнаты одного на стул. Комната освещена. Пока ребенок сидит, взрослый говорит: "Сидит наш мальчик один посреди комнаты и ничего не боится. Он смелый и отважный, мужественный и решительный. Только очень смелые дети могут так сидеть одни посреди комнаты и т.п.". Другие дети и взрослые находятся поодаль от сидящего на стуле.

«В темной норке». В комнате выключают свет (должен быть эффект сумерек, но не полная темнота). Ребенок (дети) представляет себя маленьким робким цыпленком, которой «вошел в темную норку». В норке можно оставаться 3-5 минут, но постоянно разговаривать с ребенком.

«Школа для животных». К аждый ребенок и взрослый выбирает для себя роль какого-нибудь животного. Одна роль отводиться школьному учителю. До игры ребенок должен охарактеризовать своего животного и показать, как он будет действовать в роли животного. «Животные» усаживаются за парты, и начинается урок. Учитель задает вопросы, дети-животные должны вести себя и отвечать в соответствии с выбранной ролью.

 

Задача 5. Определите, для каких видов нарушенного детского развития можно использовать различные психокоррекционные подходы.

Образец этюда по методу драматической психоэлевации

Этюд «Гроза». Дело происходит на даче или в деревне. Кукла – хозяин ложится спать. Но только было засыпает, как вдруг начинается гроза. Гремит гром, сверкает молния. Хозяин трясется от ужаса, стучит зубами… А затем слышит, как кто-то жалобно скулит и скребется в дверь. Это продрогшая, испуганная собака. Она хочет войти в теплый дом, но дверь никак не поддается. Хозяину и жаль пса, и, с другой стороны, страшно открыть дверь на улицу. Какое-то время эти два чувства борются в его душе, потом сострадание побеждает. Он впускает собаку, успокаивает ее, берет к себе в кровать, и они мирно засыпают. В этом этюде важно подчеркнуть, что хозяин чувствует себя благородным защитником слабых.

Образцы приемов когнитивно-поведенческого подхода

«Тайм-аут » - удаление из класса или группы, при котором ребенок, чье поведение подвергается коррекции, лишается возможности получать положительное подкрепление в групповой деятельности.

«Гиперкоррекция » - прием коррекции поведения детей, нарушающих институциональные нормы. Смысл приема заключается в том, чтобы ребенок сначала восстановил разрушенный им порядок вещей, принес извинения в связи со своим неадекватным поведением, а затем принял на себя дополнительные обязанности по сохранению порядка.

«Штраф » - для ребенка составляют иерархию нарушений и размер соответствующего штрафа за каждое нарушение.

«Шейпинг » - методика для моделирования сложного, ранее не свойственного ребенку поведения. Составляется цепочка последовательных шагов, которая приводит к желаемому поведению. Первый элемент цепочки должен быть четко дифференцирован, а критерии оценки его достижения – максимально ясными. От овладения первым элементов зависит окончательный результат.

Методика «негативное воздействие». В основе методики парадоксальное предположение о том, что, если негативную реакцию сознательно многократно повторять, она исчезнет.

Образец релаксационного тренинга «Лицевая гимнастика»

1. Губы сомкнуты. Вытянуть губы трубочкой - вернуть на место.

2. Губы сомкнуты. Улыбнуться - вернуть на место.

3. Рот открыт не широко. Опустить нижнюю челюсть - вернуть на место.

4. Рот приоткрыт. Приподнять верхнюю челюсть - опустить.

5. Рот закрыт. Облизать верхние зубы.

6. Рот закрыт. Облизать нижние зубы.

7. Рот закрыт. Губы налево - направо - вверх - вниз - на место.

8. Рот закрыт. Ударить "острым" языком в щеку изнутри (сначала в правую, затем в левую).

9. Улыбнуться и расслабиться.

Каждое упражнение повторять 3-4 раза.

Образец аутогенной тренировки

Дети! Посмотрите на свои ладони. Таких линий как у каждого из вас, нет ни у одного человека на свете. Значит, каждый из вас единственное, неповторимое ЧУДО… Положите руки на колени. Посмотрите на кончик носа, прямо перед собой – на кончик носа – прямо перед собой. Закройте глаза. Беззвучно, одними губами произносим букву «Ы», расслабим в этом положении губы, язык мягко упирается в верхний ряд зубов, произносим «Ы»… (звучит музыка). Медленно повторяем за мной про себя: я спокоен…я отдыхаю…дышу ровно и спокойно…мое сердце успокаивается…моя правая нога тяжелая, теплая…мои ноги теплые…моя правая рука тяжелая, теплая…моя левая рука тяжелая, теплая…я отдыхаю…мое тело расслаблено…расслаблены мышцы живота…расслаблены мышцы спины…шея расслаблена…я отдыхаю…чувствую приятную тяжесть во всем теле...расслаблены мышцы лица...веки опущены и слегка сомкнуты...мне легко и приятно...я покачиваюсь в лодке...легкий ветерок гладит мою голову...лоб становится прохладным...я отдыхаю...легкий ветерок овевает мою голову…лоб становится прохладным (музыка постепенно замолкает). Открыли глаза, опять закрыли и опять открыли. Сжали кулачки. Ясная светлая голова. Вдох-выдох. Улыбнулись. Улыбнулись друг другу. Хорошенько потянулись. Зевнули как следует. Потянулись! Зевнули! Чувствуем прилив бодрости и энергии. Потянулись, зевнули, прилив бодрости и энергии!

Задача 6. Проанализируйтевысказывания К.Юнга и Е.Торренса об одаренности. О каких психологических особенностях одаренного ребенка пишут известные исследователи? В чем сущность психолого-педагогического сопровождения одаренного ребенка в условиях образовательной организации?

К.Юнг: «…одаренный ребенок может иметь даже неблагоприятные характеристики: разбросанность, голова полна шалостей; он – нерадивый, халатный, невнимательный, озорной, своенравный, он может даже производить впечатление заспанного» (цит. по Л.И. Ларионова «особенности работы педагогов и психологов с даренными детьми: учеб. пособие. – Изд. 2, испр. и доп.. – Иркутск: Изд-во ГОУ ВПО «Иркут.гос. пед. ун-т», 2004. С.14).

Е.Торренс: «Они более мужественные и в то же время более информированные, более конформны, и в то же время более нонконформны, более автономны и более зависимы, более серьезны и больше склонны к игре, более робки и более бесстрашны, больше уверены в себе и больше склонны к сомнениям в своих силах, более восприимчивы и более самостоятельны…» (цит. по Л.И. Ларионова «особенности работы педагогов и психологов с даренными детьми: учеб. пособие. – Изд. 2, испр. и доп.. – Иркутск: Изд-во ГОУ ВПО «Иркут.гос. пед. ун-т», 2004. С.14).

 

Задача 7. Проанализируйте отрывок из книги Акимова И. и Клименко В. «О природе таланта». Охарактеризуйте основные проблемы психолого-педагогического сопровождения одаренного ребенка.

«Молодой тренер, опаздывая на занятия в институт физкультуры, пошел проходным двором. Там играли в баскетбол мальчишки. Баскетболом это можно было назвать лишь потому, что играли мячом, который забрасывали в кольцо. Для профессионала зрелище не представляло интереса, когда после неловкого броска мяч застрял между кольцом и щитом – тренер не задержался, ведь он опаздывал. И уже совсем было прошел мимо, как вдруг осознал: что-то необычное случилось… Он не сразу понял – что именно, но потом зрительная память восстановила прыжок мальчишки, который достал мяч. Прыжок поразительно легкий. Свободный, исполненный без малейшего усилия…

Тренер знал цену прыжкам. Того – увиденного краем глаза – быть не могло. И чтоб избавиться от наваждения, он попросил мальчика прыгнуть еще раз. Тот прыгнул. Оно было…

Молодой тренер понял: в этом мальчике – его судьба. В сборной не было достойных прыгунов. «Хочешь стать олимпийским чемпионом?» - спросил он мальчишку. «Хочу». – «Тогда держись меня. Я твой тренер».

Он повел мальчика к тренерам сборной, и когда те увидели, как он прыгает, все поняли, что золотая олимпийская медаль наша. Правда, огрехов в технике прыжка у мальчика было многовато, но это их не огорчило: они видели в этом запас его возможностей. Значит, когда огрехи будут устранены, он станет прыгать еще лучше!..

И стали учить мальчика прыгать правильно.

И добились своего.

Но на Олимпиаде он проиграл всем» (цит. по Л.И. Ларионова «особенности работы педагогов и психологов с даренными детьми: учеб. пособие. – Изд. 2, испр. и доп.. – Иркутск: Изд-во ГОУ ВПО «Иркут.гос. пед. ун-т», 2004. С.47-48).

 

Задача 8. Ознакомьтесь с содержанием определенного практического случая из практики консультативной деятельности школьного психолога, сформулируйте гипотезы.

Случа1. Маша О., 9 лет, 5-й гимназический класс.

Запрос классного руководителя: «Посоветуйте маме забрать Дочь из гимназии».

Запрос мамы: «Может быть, мне лучше забрать дочь из гимназии».

Данные, приведенные учителями.

Успеваемость удовлетворительная, единственная претен­зия - тройки по русскому языку. Вступительные экзамены сдала неровно: получила «3» за диктант, но понравилась учи­телю-словеснику хорошей речью. Зачислена с условием, что догонит класс по английскому. Учителей беспокоит ее дове­дение: она «не вписывается» в коллектив, настраивает одних девочек против других, иногда грубит старшим. Маша при­вирает, придумывая о себе «красивые» истории: однажды она заявила, что плохо себя чувствует, поэтому надо поручить од­ноклассницам провожать ее домой (школьный врач оценила ее жалобы как симуляцию).

Данные, сообщенные мамой.

Нет усердия в учебе, часто «выкручивается». В начальных классах (в другой школе) была самой сильной по успеваемо­сти, правда, уровень преподавания был низкий. Маме каза­лось, что дочь способна справляться с более высокими требо­ваниями, поэтому Маша и поступила в гимназию. В прежнем классе отношения с одноклассниками и учителем были нор­мальные. Она жалуется, что в гимназии ее дразнят за «бед­ность». Ее родители развелись, когда девочке было 2 года, жи­вет Маша с мамой и бабушкой. Мама - инженер, зарплата скромная, вынуждена во многом отказывать себе и дочери. Возвращается мама домой поздно, общение с дочерью ограни­чивается занятиями английским языком. Мама - молодая ин­тересная женщина, но, по ее признанию, ни о какой личной жизни и речи быть не может, так как бабушка (70 лет, бывшая учительница) подавляет и дочь, и внучку. Бабушка не разре­шает Маше гулять после школы, боясь, как бы с ней что-ни­будь не случилось, в кружки внучку водить отказывается, ссылаясь на свое слабое здоровье. Mania и мама трогательно привязаны друг к другу, мама очень переживает из-за гимна­зических трудностей дочери.

Наблюдение и беседа с ребенком.

Маша - миловидная, миниатюрная девочка. К обследова­нию отнеслась заинтересованно, внимание психолога было ей приятно. Очень словоохотлива, интересы инфантильные, доб­рожелательна к окружающим, ориентирована на поддержку со стороны старших, ей свойственна некоторая демонстративность поведения. Не удовлетворена своими оценками и отношениями в новом классе. В отсутствии подруг в гим­назии винит одноклассниц или обстоятельства. Жалуется на чрезмерную опеку со стороны бабушки, особенно обидно Маше, что бабушка даже днем не разрешает ей гулять во дворе.

Диагноз непсихолога.

Классный руководитель: «Плохое воспитание».

Мама затрудняется назвать причину дезадаптации.

Самодиагноз: «Недружный класс».

 

Задача 9. Ознакомьтесь с содержанием определенного практического случая из практики консультативной деятельности школьного психолога, сформулируйте гипотезы. Какие возможные рекомендации или пути психокоррекционного воздействия можно наметить по данному случаю?

Случай. Аня Т., 10 лет, 5-й гимназический класс.

Запрос учителя русского языка: «Как помочь ребенку не пе­реживать так сильно из-за оценок?»

Данные, приведенные учителями.

Аня - любимица многих учителей, преподающих в этом классе: отличница, добрая, умная, обаятельная, живая, симпа­тичная девочка. В этом классе, набранном по конкурсу, сильна конкуренция между детьми за положение ведущих учеников и за лидерство в коллективе, нередки конфликты между гимна­зистами, доходящие порой до драк. Однако Аню эти инциденты не касаются, более того, ее авторитет общепризнан. Учителя объясняют это удивительной ее доброжелательностью и тактич­ностью. Девочку выбрали командиром класса. В принципе, она справляется с этим поручением, но характер у нее явно не ко­мандирский. Ее душа не лежит к организаторской деятельно­сти. Она выполняет свои обязанности без желания, только бла­годаря своей исполнительности и чрезмерной ответственности. На будущий учебный год классный руководитель присматрива­ет другого командира. Практически у Ани хорошие отношения со всеми в классе. Ближе других ей Аня Р., ее соседка по подъез­ду, дружат и их родители. Аня растет в замечательной семье: ее родители, инженеры, много внимания уделяют занятиям с доче­рью, по выходным выезжают за город или посещают музеи, вы­ставки. Одноклассники любят бывать у Ани в гостях, а день ее Рождения - это долгожданное событие для многих: всем весело, взрослые помогают дочери принимать гостей, живо участвуют в детских играх и развлечениях, у Аниных родителей для каж­дого находится доброе слово, а если надо - и совет. Мама девоч­ки - завсегдатай классных «огоньков », много и охотно помогает учителям во внеурочной работе. Все было бы хорошо, если бы она не так сильно переживала из-за отметок. Изредка Аня полу­чает четверки: на глазах слезы и кажется, что это — самый несча­стный ребенок. Учителя стараются смягчить «удар», предваряя объявление результатов диктанта (контрольной) монологом о том, что оценка — это лотерея, что даже самые лучшие ученики могут плохо себя чувствовать, отвлечься на уроке или забыть ка­кую-нибудь мелочь и иногда получают четверки - но на девочку никакие уговоры не действуют.

Данные, сообщенные мамой.

Мама была удивлена приглашением к психологу: ей кажет­ся, что с ребенком все в порядке. Огорчения по поводу четве­рок для отличницы, с ее точки зрения, естественны. Навер­ное, Аня чересчур переживает, но мама не видит в этом ничего страшного. Родители не создают культ оценки, не ругают дочь за четверки, хотя им приятно, что Аня - отличница, и это от нее не скрывают. Единственное, что немного тревожит маму - уединенность дочери. Сами они - активные общительные люди, в школьные годы мама посещала несколько кружков. Аня же почти все свободное время проводит за чтением, ино­гда играет с любимыми куклами. С подружками она редко гу­ляет. Навязывать ей внешкольные занятия родители не ста­ли, понимая, что это не соответствует характеру девочки, но они прилагают массу усилий, чтобы она чаще бывала среди сверстников, этим и объясняется постоянное участие мамы в классных мероприятиях и активная помощь дочери в прие­ме гостей. Впрочем, признается мама, нам и самим нравится бывать в шумных веселых компаниях, пусть даже и детских.

Наблюдение и беседа с ребенком.

Аня - симпатичная, хрупкая девочка с большими голубыми глазами, выглядит моложе своих лет. К обследованию отнеслась сдержанно. Говорит быстро, внимательно смотрит на собесед­ника, часто улыбается. Ей нравится учиться в гимназическом классе: хорошие учителя, интересная программа. Любимый урок - математика. Аню привлекает сам процесс решения за­дач, ее радует, что она всегда первой находит правильный ответ. Ее вполне устраивает новый коллектив: большинство девочек учились вместе с ней в начальной школе, отношения с ними по-прежнему хорошие, обилие отличников по итогам первой четверти скорее радует Аню, чем огорчает: «Есть, с кем поспо­рить на уроках». Складывается впечатление, что характерная для одноклассников конкуренция ей не свойственна. Есть в школьной жизни и неприятные моменты, например, обязатель­ное питье молока на второй перемене: «Иногда надо повторить материал к следующему уроку, порой очень хочется попрыгать с девочками «в резиночку», а то и просто нет настроения идти в столовую, а ведь еда - дело добровольное!» Больше всего на све­те она любит быть с родителями: есть по выходным мамин пирог или гулять втроем. Объяснить свое особое отношение к пятеркам девочка затрудняется, просто ей приятно их получать и очень обидно, если оценка другая. В третьем классе за год у нее вышло несколько четверок (до этого были одни пятерки), в чем причина ухудшения успеваемости, она не смогла объяснить. В четвертом классе вновь была круглой отличницей.

Диагноз непсихологов.

Классный руководитель, учитель русского языка: «Чрез­мерная ответственность».

Мама: не видит поводов для беспокойства.

Аня: затрудняется с ответом.

Задача 10. Проанализируйте предложенный случай изпрактики школьного психолога. Прокомментируйте работу психолога.

Случай. На консультацию к психологу пришел старшеклассник Дмитрий Н. Он рассказал, что периодически у него возникают состояния внутренней напряженности и агрессии, при которых он не может затормозить самого себя. В такие периоды ему хочется что-то ломать, быть сверхактивным, и он не в силах сдержать себя.

Юноша стремится бороться со своими проблемами, но часто терпит неудачу. Возникающие у него внутренние состояния напряжения прорываются наружу, и он без всякого повода может нагрубить матери, учительнице, совершать асоциальный поступок. Посте таких действий испытывает чувство стыда, вины и раскаяния.

Консультация состояла из двух фаз на первой фазе психолог и Дима обсуждали конкретные ситуации, в которых у юноши возникали состояния внутреннего напряжения и агрессии. Было выявлено, что чаще всего такие состояния юноша переживал после переутомления, недосыпания и астенизации. Первая группа рекомендаций, высказанных психологом, содержала советы следить за своим здоровьем и не допускать переутомления.

На второй фазе консультации психолог предложил Диме ряд упражнений.

Упражнение «Фокусировка».

Необходимо удобно расположиться в кресле или на стуле. Отдавая самому себе команды, следует сосредоточить внимание на определенном участке своего тела и почувствовать его тепло. Например, по команде «Тело!» надо сосредоточиться на своем теле, по команде «Рука!» - на правой руке, «Кисть!» - на кисти правой руки, «Палец!» - на указательном пальце правой руки и, наконец, по команде «Кончик пальца!» - на кончике указательного пальца правой руки. Команды самому себе следует подавать с интервалами 10-12 секунд.

Упражнение «Пресс».

Упражнение состоит в следующих действиях. Молодой человек представляет внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя и вытесняя возникающую отрицательную эмоцию и внутреннее напряжение, связанное с нею. При выполнении упражнения следует добиться отчетливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательную отрицательную эмоцию.

 

Задача 11. Психолог и педагог существенно различаются по своим профессиональным позициям. Проанализируйте как различия, представленные в таблице, могут препятствовать организации партнерских отношений психолога с учителями. Какие условия будут наиболее благоприятны для конструктивного сотрудничества психолога и педагога.

 

Составляющие Профессиональная позиция
учителя психолога
Содержание профессиональных знаний Общепедагогические знания. Методика преподавания цикла школьных предметов. Общепсихологические знания. Индивидуально-психологические и возрастные особенности учащихся. Методы коррекции, консультирования, психодиагностики.
Отношение у ученику Обучающее, контролирующее воздействующее. Понимающее, помогающее.
Отношение с учителями Взаимоотношения по горизонтали – как коллег по работе. Межпрофессиональные взаимодействия сотрудничества.
Отношения с администрацией образовательной организации Взаимоотношения по вертикали - подчинение Стремление к равноправному сотрудничеству и относительной автономии
Внешние характеристики Уверенность, властность, строгость, справедливость. Сочувствие, готовность помочь, стремление к личностным отношениям.

 

Задача 12. Психолого-педагогическое сопровождение педагогов направлено на развитие у педагогов: индивидуального стиля профессиональной деятельности; умения успешно общаться с коллегами по работе и руководством школы, учащимися и их родителями; позитивного отношения к ребенку; коммуникативных средств развивающего общения; способов эффективной саморегуляции и пр.

Проанализируйте предлагаемые варианты упражнений для педагогического тренинга.

Упражнение «Моя профессиональная роль».

Группа садится в круг, и каждому участнику психолог дает карточку, на которой зафиксирована определенная профессиональная коммуникативная позиция-роль. Рекомендуется следующий набор карточке: «Помощник», «Мама», «Воспитатель», «Лидер», «Авторитет», «Информатор», «идеал», «Самый-самый…», «Добряк», «Наблюдатель», «Урокодатель», «Интеллектуал», «Судья», «Друг». Каждый из участников группы получает свою карточку, где обозначена позиция-роль. Он читает карточку и говорит, в чем он согласен с такой характеристикой профессиональной позиции учителя, а в чем нет. При активном несогласии с обозначенной позицией-ролью, учитель может назвать роль, которую, по его мнению, необходимо реализовывать при общении со школьниками.

Упражнение «Найди образ».

Группа учителей садиться в круг. Психолог предлагает каждому участнику найти определение какой-либо тематической единицы учебного материала. Например, нужно найти образное выражение для таких тем, как «Уравнение», «Объем», «Падеж» и др. каждый участник группы дает свое объяснение выбранным темам.

Упражнение «Мое детство».

Группа рассаживается в круг. Психолог просит участников рассказать о самом ярком и радостном, а также о самом грустном впечатлении детства.

 

 

Рекомендованный список литературы к итоговой междисциплинарной аттестации

Основная литература

1. Дубровина И.В. Практическая психология в лабиринтах современного образования. Монография. – М.:НОУ ВПО «МПСУ», 2014. -464с.

2. Семаго М. М., Семаго Н. Я. Типология отклоняющегося развития. Модель анализа и ее использование в практической деятельности / М. М. Семаго, Н. Я. Семаго. – М.: Генезис, 2011. – 400 с.

3. Харитонова Т.Г. Психопрофилактическая деятельность практического психолога: целеполагание и условия успешности реализации / Т.Г. Харитонова. − Н. Новгород: ННГАСУ, 2010.−214 с.

4. Забродин Ю.М. Психодиагностика. – М.: Эксмо, 2010. – 448 с.

5. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности: учеб. пособие/Т.А. Ратакова, Н.Ф. Шляхта. – 6-е изд., доп. – М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСУ», 2013. – 352 с.

6. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2012. [Электронный ресурс]:

7. https://parksgt.tsu.ru/upload/iblock/aa9/aa9d04efbc67703011c9623eb383db15.pdf

8. Ларионова Л.И. Культурно-психологические факторы развития интеллектуальной одаренности. – М.: Институт психологии РАН, 2011. – 320 с.

9. Савенков А.И. Психология детской одаренности. – М.: Генезис, 2010. – 440 с.

10. Пахальян В.Э. Психологическое просвещение в работе практического психолога: трудности и ресурсы эффективности // Психология в школе. – 2012. – № 3. – С. 54–72.

Дополнительная литература

1. Азарова Л.Н. Снова в школу: пособие для начинающих психологов образования. Учебно-методическое пособие по организации и проведению педагогической практики по дополнительной специальности «Педагогика и психология» - М.: Экон-информ, 2011. – 93с.

2. Булгакова Н.Ф., Гузикова Н.А. Этапы и содержание психолого - педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях перехода на новые стандарты образования. – М.: 2012. – 220с.

3. Александровская Э.М. и др. Психологическое сопровождение школьников: учебное пособие - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.

4. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - Москва: 2002. - 312 с.

5. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе. - Москва: 1998 г. - 248 с.

6. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Часть1, 2. - Москва: 2001 г. - 304 с.

7. Григорович Л.А. Введение в профессию «Психолог»: учеб. пособие для студентов/Л.А.Григорович. – М., 2008. – 190с.

8. Изотова, Е.И. Психологическая служба в образовательном учреждении [Текст]: учебное пособие / Е. И. Изотова. -М.: Академия, 2007. - 288 с.

9. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождениюобучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования:Приложение к письму Минобразования России от 27 июня 2003 г. № 28-51-513/16 //https://cfo.allbusiness.ru/BPravo/DocumShow.asp? DocumID=121881.

10. Практическая психология образования [Текст]: учебное пособие / И. В. Дубровина [и др.]; ред. И. В. Дубровина. - 4-е изд., перераб. и доп. -СПб.: ПИТЕР, 2007. - 592 с.

11. Психологическая служба в практическом образовании [Текст]: Рабочая книга / Под ред. И.В.Дубровиной. – СПб.: Питер, 2009. – 400 с.

12. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования [Текст]: Метод. пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – 336 с.

13. Крыжановская Л.М. Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования / Л.М. Крыжановская. – М.: Владос, 2013. – 143 с.

14. Хухлаева О.В. Психологическое консультирование и психологическая коррекция / О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев. – М.: Юрайт, 2013. – 423 с.

15. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: Психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников/С.Ю. Бородулина. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 352с.

16. Мартьянова Г.Ю. Психологическая коррекция в детском возрасте / Г.Ю. Мартьянова. - М.: Классикс Стиль, 2007. – 160с.

17. Осипова А.А. Общая психокоррекция / А.А. Осипова. - М.: Сфера, 2004. – 509с.

18. Ларионова Л.И. Теоретические подходы и методики по изучению одаренных детей: Учеб. Пособие. Иркутск: ИГПУ, 2001. – 244 с.

19. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Одаренный ребенок за компьютером. –М., 2003.

20. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. –М., 2001.

21. Одаренность; рабочая концепция. -М., 1998.

22. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. –М., 2000.

23. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. -Москва-Воронеж. 2004.

24. Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. –М., 2003.

25. Психологическая служба в современном образовании / Под ред. И.В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2009. – 400 с.


 

Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса и программное обеспечение: Microsoft Office (Word, Excel, PowerPoint).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: