Глазами учителя.
Сборник статей и творческих работ педагогов п. Межевой.
МКУ «МЦБС»
Межевой
Идея сборника - раскрыть творческую сторону профессии - учитель. Учитель - это не только человек, который дает знания по тому или иному предмету, но еще и наставник, воспитатель, творческая личность, образец для подражания. Это профессия, которая остается на всю жизнь. Идеальный педагог, по мнению Д.С.Лихачева, «должен быть разносторонне талантлив, умен, остроумен, находчив, всегда ровен в обращении, красив внешне, обладает задатками актера, умеет понимать молодежь и находить педагогические выходы из самых затруднительных для воспитателя положений».
Сборник «Глазами учителя» - это журналистские пробы пера, биографические очерки, стихи местных поэтов-педагогов, выдержки из школьных сочинений.
Никифорова О.С.
Людмила Михайловна Трапезникова - давняя читательница нашей библиотеки, жительница п. Межевой, уроженка
с. Айлино, педагог - словесник, сейчас на пенсии. Говорят, что бывших учителей не бывает. Это действительно так. Людмила Михайловна продолжает давать частные уроки, занимается воспитанием любимых внучек. Однажды, она принесла в библиотеку папку с газетными вырезками из газеты «Саткинский рабочий». В папке были собраны статьи Людмилы Михайловны за многие годы о людях нашего поселка, о своих учениках. Я предложила оформить эти статьи в сборник, так появилась на свет эта книжка.
Имя твое и фамилия.
Опубликовано в газ. «Саткинский рабочий» за 23 января 1996г.
Дорогие читатели, позвольте поделиться с вами некоторыми мыслями, связанными с нашими фамилиями и именами. Я думаю, что имею на это право, так как проработала 25 лет учителем русского языка и литературы.
|
Итак, фамилия - слово латинское, означает «семья», т.е. семейное наименование, прибавляемое к имени и отчеству человека. Имя каждому из нас подобрали родители, отчество образовано от имени отца, которое в свою очередь, ему тоже дали его родители - наши дедушка и бабушка. Фамилия у нас тоже, как правило, отцовская, а к отцу она перешла от деда, к деду от прадеда… Кто же ее первый придумал, откуда она взялась?
Предположим, ваша фамилия, читатель, Пастухов. Перешла она к вам, как по эстафете, через цепочку поколений, от прапра…. И так далее… деда. Где же начало этой цепочки? Кому обязаны
вы своим родовым именем? Разумеется, тому, кто первый стал писаться Пастуховым, а точнее его отцу, который звался пастухом, оттого что пас скот. Так из тьмы веков дошла до вас, благодаря фамилии профессия предка, и стали вы, читатель, Пастуховым, хотя, может быть, овцу от козы отличить не можете.
Это, так сказать, простейший, идеальный случай. Но далеко не все наши фамилии столь легко объяснимы. Посмотрите любой список фамилий, хотя бы классный журнал. Ручаюсь, что на многих, даже на очень привычных и знакомых фамилиях вы споткнетесь: «Мичурин, Кутузов, Болдырев, Леконцев.»
Что означали исходные слова Мичура, Кутуз, Болдырь, Леконец? Но ведь что-то же они должны были означать? Конечно, означали! В том-то и дело, что через фамилии до нас дощли сотни и тысячи слов, исчезнувших из нашего языка вовсе или сохранившиеся только в местных говорах, т.е. известных далеко не всякому. И если мы расшифруем хотя бы свою фамилию и фамилии своих родных и знакомых, то откроем много нового о наших предках, их занятиях, быте, взаимоотношениях, верованиях, а значит, шире будут наши представления о прошлом нашей Родины.
|
Фамилии мелькают перед нами ежедневно, ежечасно. Мы их слышим, но не вслушиваемся. Попробуем вслушаться и вдуматься, и мы убедимся, что русские фамилии хранят в себе
немало любопытного.
Первые фамилии обнаружены в древнерусских документах 15 века, существовать же они могли и ранее. Но строго наследственными, юридически закрепленными за всеми гражданами страны фамилии стали не так давно - в 1930 году.
Сейчас, чтобы переменить фамилию, нужно официальное разрешение.
Подавляющее большинство русских фамилий образованно от христианских, православных имен, содержащихся в церковном календаре - святцах. Религия требовала, чтобы ребенка называли не просто как-нибудь, а в честь того или иного святого, т. е. легендарного или исторического лица, почитаемого церковью в строго определенный день года. Например, 4 (17) декабря праздновался День Великомученницы Варвары.
Христианская религия пришла на Русь в 10 веке из Византии, Византия заимствовала ее у Римской империи, а в Рим она проникла с ближнего Востока. Поэтому-то большинство наших имен заимствовано из древнееврейского, латинского и греческого языков. Эти чуждые по звучанию и непонятные по смыслу церковные имена «обкатывались» живой русской речью до тех пор, пока не начинали звучать вполне по-русски: Иван из Иоханаан, Филат из Феофилактос. Но есть и исконно русские имена, например, Владимир, Людмила.
|
От имен пошли фамилии Иванов, Петров, Сидоров, Никитин, Федотов, Филатов, Наумов и т.д.
Помимо крестного, церковного, имени вплоть до 18 века русские часто носили мирское, внецерковное имя, характеризующее ребенка по тем или иным качествам: Бессон, Беляй, Нечай, Первуша, Неждан, Молчан, Гуляй, Плешак, Красава, Кудряш, Поп, Царь. Так появились фамилии Бессонов, Беляев, Нечаев, Кудряшов, Первушин.
Много в языке у нас «профессионал фамилий», которые восходят к реальной профессии предка: Рыбаков, Столяров, Мельников, Кузнецов, Ковалев, Плотников.
Еще один источник русских фамилий - географические имена, как нарицательные (горки, поля, глина), так и собственные
(селение Горки). Если в древние времена «географические» фамилии носили князья и бояре по своим вотчинам, то в 19 веке такого рода фамилиями нередко обзаводились мещане и крестьяне, называясь в новом месте жительства по месту, откуда они переселились, - Горскими, Глинскими, Полянскими. Так, поэт Степан Щипачев родился в сибирском селе Щипачи.
Есть и искусственно образованные фамилии, которые с начала 18 века вплоть до середины 19 века присваивались учащимся духовных учебных заведений. Это были наименования церковных приходов, откуда прибыл ученик, церковных праздников, древних языков (Успенский, Рождественский, Вознесенский). Это так называемые «семинарские фамилии».
Кстати, с церковью связаны и фамилии Крылосов, Пономарев, Трапезников.
Многие фамилии образованы от тюркских имен, ведь тесное общение русских с тюркскими народами продолжалось и после монголо-татарского нашествия. Был такой обычай побратимства: русский менялся именем с другом - татарином, башкиром, чувашом. Вот почему фамилии, скажем, Валеев, Богданов можно встретить и у русских и у татар.
Сотни невинных фамилий произошли от бранных, унизительных прозвищ. Всегда остер был на язык русский народ и «для красного словца не жалел ни мать, ни родного отца». Непривлекательные свойства внешности и характера клеймились прозвищем, которое превращалось в фамилию, например, Дураков, Угрюмов, Ломоносов. Но тут надо помнить, что современный человек никак не отвечает за свойства своих предков. Так что не обижайтесь!
А что означает ваша фамилия, читатель? Итак, фамилию не выбирают, а вот уж имя-то своему ребенку мы вправе выбрать сами. Но какое? Давайте усвоим несколько правил. Во-первых, уж если мы возвращаемся к религии, к вечным нравственным ценностям, то давайте помнить, что мы русские, а поэтому сначала заглянем в святцы (церковный календарь) и поищем имя ребенку там. Вот что предлагают нам святцы на декабрь-январь для названия девочек: Варвара, Ульяна, Анфиса, Анна, Ангелина, Лукина, Люцина, Зоя, Иулиания, Анастасия, Евгения, Агафья. Меланья.
Как видите, выбор есть. Во-вторых, подобрав имя, произнесите его вместе с фамилией и отчеством и внимательно проверьте, не «запнется» ли на каких-либо звуках язык. Согласитесь, что трудно произносить Трапезникова Мария Валерьевна (так я хотела назвать дочь, но назвала Татьяной), или Миронова Мария Владимировна, или Сычева Юлия Юрьевна.
В-третьих, посмотрите на свою фамилию. Если она простая, чисто русская - Сидорова, то не будем дочке давать имя Жанна. Правда, звучит вычурно?
В-четвертых, подберите своему ребенку редкое имя, не гонитесь за модой. Ведь, поверьте учителю с многолетним стажем, в классах из года в год мелькают одни и те же имена, да еще не по одному: Таня, Ира, Света, Лена, Оля, Марина, Дима, Игорь, Сережа, Лена, Наташа, Андрей. Один раз за 25 лет пришлось учить Полину, Романа, Любовь, Галину, Василия, Григория, Людмилу. Никогда не учила Зою, Валю, Мишу, Петю, Клаву, Варю, Анну, Семена, Якова, Ярослава. А какие прекрасные имена.
Трапезникова Людмила Михайловна.
Что значит быть хорошим сыном.
Опубликовано в газ. «Саткинский рабочий» от 19 мая 1998г.
Отец и мать дали тебе жизнь и живут для твоего счастья. Все, что дают тебе они, это их труд, пот, усталость. Самое большое счастье для отца и матери - хорошие дети. А что значит, быть хорошим сыном или хорошей дочерью? А я - хороший сын?
Каждая мать видит в своем сыне вундеркинда, гения, или, лучше сказать, надеется увидеть. Она думает, что сын будет хорошо учиться, не будет пить и курить, будет помогать ей и отцу. Но когда сыновья подрастают, многие мамы видят, что их сын никакой не вундеркинд и не гений, не умный и не добрый. Может, еще мал, думают они, у него еще талант не развился, поэтому он и капризничает. И вот этот «маленький» шестнадцатилетний сынишка уже пьет, курит, нюхает клей, прочно сел на иглу. Короче говоря, из вундеркинда и гения он превратился в запившегося и закурившегося оболтуса, требующего от родителей деньги на водку, сигареты и наркотики. Вот только, когда родители опомнятся, уже будет поздно. И в результате общество получает неполноценного человека, от которого один вред. Таких людей у нас, к сожалению, очень много.
Для чего я об этом говорю? Для того, чтобы родители поняли: воспитывать детей надо тогда, когда на них легче всего повлиять. Не надо его баловать, допускать, чтобы ваш ребенок дружил с большими ребятами, именно у них он может всему этому научиться. Если вы, родители, воспитали в своем сыне любовь к труду и школе, то у вас вырастет умный и трудолюбивый сын, без всяких вредных привычек.
А теперь о сыновьях и самовоспитании. Ведь родители не могут все время находиться около сына, и самую главную часть формирования ребенка занимает самовоспитание. Поэтому первое, что ребенок должен знать, так это слово «нельзя». Он должен четко различать, что можно, а что нельзя. А сын - второй мужчина в семье после отца, оплот семьи и продолжатель своего рода - должен в особенности слушать отца. Если ваш отец в юности совершал какие-то ошибки и сейчас с вами строг, то не надо упрекать его за это и думать, что он вас не любит, просто он хочет, чтобы вы не совершали тех же ошибок. Если вы хотите быть хорошим сыном, чтобы родители были вами довольны, то слушайте их, ведь родители старше вас, они имеют жизненный опыт и стараются для вас же. А вы старайтесь не огорчать и волновать их. Если решили
переночевать у друга или по каким-то причинам придете поздно домой, обязательно предупредите родителей. Знайте, что они очень беспокоятся за вас. Не думайте, что если ваш отец курит, то вам тоже надо курить. Воспитайте в себе любовь к труду и работе. Не курите, не пейте и, тем более, не принимайте наркотики. Не воруйте деньги у родителей и других, поймите, это вам-то ничего не будет, а родителям придется возместить убыток.
Помогайте! Когда вырастите и уедете, обязательно навещайте родителей. Вот тогда ваши отец и мать с гордостью скажут:
«У нас хороший сын, и мы не зря прожили жизнь!»
Тимур Мустафин. Межевская школа, ученик Л.М.Трапезниковой.
О людях с доброй душой.
Много профессий есть у нас, а вот одна из них сопровождает любого человека всю жизнь. Это профессия медицинского работника, врача. Этот человек в белом халате помогает младенцу появиться на свет божий, выхаживает малыша и его мать в роддоме, а потом в течение всей жизни этот младенец взрослел, мужал, старел, еще много раз будет обращаться за помощью к медикам. Как это ни прискорбно, но и в конце жизни справку о причине смерти каждому выдает тоже врач. Люди с доброй душой, чутким сердцем и умелыми руками стоят на страже нашего здоровья.
Что же знают, думают о роли врача в их жизни мои ученики?
Вот что они рассказали мне.
«Когда я была маленькая, мне всегда хотелось быть врачом. Целыми днями, даже в садике, я играла в «больничку», - пишет Марина Хурматулина. - А сейчас я знаю: чтобы стать врачом, надо хорошо учиться в школе, чтобы поступить в институт, долго учиться там, а еще иметь доброе сердце. Это очень нужная профессия». А Эля Фазлыева добавляет: «Врач - очень благородная профессия, которая требует стойкого характера, чтобы не испугаться любой болезни, и доброй души, чтобы сочувствовать больным. Если у человека есть отвращение к больным людям, то профессия врача не для него».
«Я благодарна всем врачам за их старание, за их чистую душу и чуткость. Я сама мечтаю стать медиком. И пусть будет больше врачей на земле, а значит - меньше болезней», - говорит Анфиса Шафикова. «Можно работать сварщиком, токарем, инженером или геологом и не любить свою профессию, это не так заметно окружающим, вреда людям практически нет.
А врачи и учителя не имеют права работать и не любить свое дело, так как от них зависит жизнь и судьба людей. Труд врача нельзя оценить никакими деньгами, и все- таки жаль,, что их работа в нашей стране не оплачивается по достоинству.
Хотелось бы, чтобы все люди, в том числе и врачи, были здоровы, а значит, у врачей будет меньше работы, а ведь это здорово!», - пишет Олеся Шестопалова.
«А разве у врача не бывает невзгод? - спрашивает Хисматулина. - Да, конечно, и врач может заболеть, только реже, чем мы.
У меня бабушка - врач, Клариса Петровна Ваняшкина. Но сейчас она сама лежит в больнице, и благодаря тем, кто ее лечит, она идет на поправку. Я хочу выразить слова благодарности всем врачам и пожелать им здоровья».
Продолжает разговор Маша Сибогатова: «В мире профессий много. Медики - одна из них. Ведь даже полеты в космос не обходятся без них. Медики днем и ночью стоят на страже нашего здоровья, никому не отказывая. В нашем поселке есть больница, в которой трудятся замечательные, как опытные, так и молодые врачи. В детском отделении работает замечательный «доктор Айболит» Владимир Аркадьевич Цепилов. Зная всех детей поселка, он любит и мило поступить со своими пациентами, и строго спросить с них за нарушение
больничного режима. Мне очень нравятся люди в белых халатах и я хочу низко поклониться им».
«Мой добрый врач, мой врач хороший», - так назвала свое сочинение Марина Муравлева и посвятила его зубному врачу
Татьяне Геннадьевне Домрачевой. Вот что пишет девочка:
«В нашей новой просторной больнице работает в зубном кабинете врач Татьяна Геннадьевна Домрачева. Это красивая молодая женщина. Она добрая и хорошая, всегда понимает, что человеку больно, и утешает его. С ней можно поговорить, посмеяться. Зубы она лечит прекрасно. Когда ребенок боится, она уговаривает его, и он перестает бояться. С людьми Татьяна Геннадьевна находит общий язык. В кабинете у нее чисто и уютно, светло. И сама она беленькая и красивенькая, как «белоснежка». Как хорошо, что на свете есть такие люди с «золотыми руками», как Татьяна Геннадьевна.
Много хороших слов сказано детьми в адрес школьного фельдшера Нины Дмитриевны Загрутдиновой, на попечении которой более 700 детей. И всех она помнит и знает, кто чем страдает, да и мы, учителя, чуть - что идем за помощью к ней.
Милые наши Айболиты! Мы, взрослые и дети, поздравляем вас с вашим профессиональным праздником! Желаем вам крепкого здоровья и иметь поменьше больных, пусть чаще улыбка светится на ваших лицах, а от этого и нам, вашим пациентам, станет светлее и легче! Пусть минуют вас жизненные невзгоды, а общество по заслуге оценит ваш труд! Пользуясь случаем, я поздравляю с Днем медицинского работника и свою дочь (она у меня врач) Татьяну Валерьевну Трапезникову и желаю ей здоровья и благодарных пациентов!
Л.М.Трапезникова.
«Идут они той же дорогой»…
В Межевом все знают, где живут Мошкины. Их квартира всегда полна народу - это подруги, коллеги, соседки, ученики или студенты хозяек дома. Одним нужна книга или журнал, другим - совет или консультация, третьи просто заглянули на огонек, и всем здесь рады. Валентина Васильевна Мошкина родилась и выросла в Новой Пристани, в простой семье. Всегда с большой теплотой вспоминает она отца, который давно уже умер. А вот мать, Анна Федоровна Соломина, жива-здорова, ей 82 года, но живет она одна, самостоятельно, довольствуясь малым и радуясь жизни.
На судьбу не жалуется, хотя хлебнуть горького пришлось немало. В годы войны была трактористкой в Месягутово, потом в Новой Пристани няней в детском саду, штукатурила дома по улице Лесной в Межевом. Много лет работала лесокультурщиком в Сулеинском лесничестве. Долгое время была квартальной по улице Павла Невзорова. Вырастила двух детей и двух внучек. Словом, обычная судьба русской женщины.
Ее старшая дочь, Валентина, получила два высших педагогических образования: закончила педфак Магнитогорского пединститута и биофак Челябинского пединститута. В школе - с 18 лет, 37 лет отдала Межевской средней школе. У Валентины Васильевны было семь своих выпусков. Она и сегодня может назвать по именам всех своих выпускников и сказать, кто кем стал.
Многие годы Валентина Васильевна руководила кустовым и районным методобъединением учителей биологии, была депутатом поселкового Совета. Человек активной жизненной позиции, она организовала в родном поселке экологическую группу. Кроме того, много лет является членом двух международных организаций преподавателей экологии и биологии. В 1987 - 89гг. Валентина Васильевна создала две авторские программы по этим предметам: «Экология и культура» и «Школа юного фермера», а также составила собственную программу по нравственному воспитанию школьников.
В 1990 году она организовала малую лесную академию при областном управлении лесного хозяйства, выпускники которой имели преимущество при поступлении в лесную академию Екатеринбурга и техникумы лесного хозяйства.
В итоге 20 выпускников Межевской средней школы закончили академию, а еще 12 человек продолжают там учиться. Валентина Васильевна почти всегда ездила с детьми на сессии, жила там с ними, консультировала их по дипломным работам. Благодаря ее подвижничеству более 30 межевчан получили хорошее образование. Много хорошего сделала Валентина Васильевна для школы и поселка. Сейчас она на пенсии, но не сидит сложа руки. Она замечательно вышивает, ухаживает за огородом и садом, по-прежнему любит лес, много времени и сил отдает внуку. Рано овдовев, Валентина Васильевна сумела дать высшее образование обеим своим дочерям. Старшая дочь, Наталья, бессменный лидер и комсомольский вожак в школе, не раздумывала о выборе профессии, видя перед собой пример матери. Конечно, в школе! В 1989г. она закончила исторический факультет Челябинского пединститута и получила распределение в школу №10 Челябинска. Поработала там, но вскоре была избрана секретарем Саткинского горкома комсомола по учащейся молодежи. После перестройки вернулась в Межевскую школу завучем по воспитательной работе и учителем истории.
По ее инициативе был создан Центр славянской культуры, где под руководством опытных педагогов дети учатся резьбе по дереву, вязанию, макраме, рисованию, гончарному делу.
Есть там оркестр ложечников (именно он выступал на дне культуры Сатки в областном центре) под руководством Ольги Михайловны Шплатовой, есть и взрослый ансамбль «Сударушки». Центр - заметный культурный очаг в Межевом.
Здесь работает туристическая секция, и ежегодно летом ребята вместе с Натальей Алексеевной сплавляются по реке Ай. Много раз Наталья Алексеевна возила детей на фольклорные фестивали России, а это так непросто! Благодаря ее усилиям создан и работает поселковый краеведческий музей. Она всегда среди детей, сердце свое и время отдает им.
Сейчас Наталья Алексеевна работает заместителем директора по воспитательной работе саткинского филиала ЮУРГУ. Она окончила аспирантуру, имеет звание доцента. В ноябре Наталья Алексеевна отметила свой юбилей, и хочется пожелать ей по-прежнему оставаться такой же инициативной, целеустремленной, нужной людям, потому что с ней хорошо.
Не правда ли, достойная своей матери дочь?!
Младшая дочь Валентины Васильевны, Вера, исключением тоже не стала и выбрала профессию педагога, окончив в 1991г.
Художественно-графический факультет Магнитогорского
Пединститута. В 1992 году начала работать в Сатке, в детской школе искусств, педагогом художественного отделения.
Как и старшие в семье, живет по принципу: «Работать - так хорошо работать!» Увлекается живописью, графикой, батиком,
Постоянно участвует в районных, зональных, областных выставках, ее ученики - лауреаты международных конкурсов рисунков. Большинство ее учеников выбирает профессии архитектора, дизайнера. Работы Веры Алексеевны находятся в частных собраниях в Сатке, Коркино, Челябинске, а также за рубежом - США и Германии.
В 1999 году Вера Алексеевна была признана человеком года в Сатке. Сейчас готовится к своей юбилейной выставке, растит и воспитывает сынишку Санечку (появился-таки «мужик» в семье Мошкиных!)
Начало роду педагогов Соломиных положил еще до революции Модест Соломин, который был учителем в церковно-приходской школе на Псковщине. Общий педагогический стаж Соломиных - более 300 лет! В этом роду были учителя всех предметов, и это значит, что ими оставлен заметный след на земле.
Вот такие они, современные женщины: не жалуются на судьбу и на тяжелые времена, а просто достойно живут и достойно трудятся. «Идут они той же дорогой, которой наш народ идет, но грязь обстановки убогой к ним словно не липнет» - это и о них писал Некрасов. На таких-то женщинах и держится наша Россия.
Л.Трапезникова
Дорогу осилит идущий
Опубликовано в газ. «Саткинский рабочий» от 6.05.2006г.
Каждый год во всех школах района проходят традиционные
встречи с выпускниками. Для выпускников - это своего рода встречи с юностью, ведь учителя помнят их детьми. И как это здорово, что тебя - взрослого уважаемого человека - кто-то имеет право назвать просто по имени: Сережа, Ваня, Таня…
Школьная жизнь - это не просто отношения товарищей детства
между собой. Это в целом - система человеческих отношений, построенная на душевной щедрости и терпении. Но теперь, став взрослыми, выпускники помнят об учителях одно: они хранили юность. Это так много и так дорого! Вот почему и спешат взрослые дяди и тети в родные школы.
Мы. учителя, тоже с нетерпением ждем этой встречи, чтобы порадоваться их успехам. Мы всегда гордимся своими учениками, ведь в их жизненном успехе есть и наша доля.
Вот об одном из своих бывших учеников я и хочу поведать вам.
В далеком 1968 году в Межевскую санаторную школу, где я работала учителем русского языка и воспитателем 5-го класса, поступил паренек из Бакала, Сережа Яйцев. Ребята в моем классе были из разных мест области, с ослабленным здоровьем и часто - со сложными судьбами. Вот и Сережа рос без отца.
Мальчик выделялся среди своих одноклассников любознательностью, ответственностью и порядочностью. Он все знал и на уроках у меня был «палочкой-выручалочкой».
Все годы учебы в этой школе он был отличником. Не знаю, как других учителей, но меня, молоденькую тогда учительницу, изводил каверзными вопросами по русскому языку, и мне приходилось ворошить кучу справочной литературы, чтобы ответить на них. Получается, что мы тогда учились вместе.
В 1972 году, закончив 8 класов в Межевской санаторной школе, Сергей возвращается в Бакал и продолжает учебу там, в школе № 12. Злесь же и созрело решение стать врачом, о котором Сергей не пожалел ни разу.
В 1974 году он поступает на лечфак Челябинского государственного медицинского института и в 1980 году заканчивает его с отличием. Все годы учебы Сергей занимается спортом. Он получает направление на работу врачом- хирургом в Челябинскую городскую клиническую больницу №1. Потом он работает врачом экстренного, а затем планового хирургического отделения. Стремление знать больше приводит его к решению заняться наукой, и в 1990 году он защищает кандидатскую диссертацию и становится доцентом кафедры общей хирургии. Но мир, оказывается, очень тесен: в 1989 году моя дочь Татьяна поступает в мединститут, Сергей Васильевич Яйцев преподает ее группе общую хирургию, и дочь моя сдает ему экзамен.
А Сергей Васильевич продолжает образование: в 2000 году защищает докторскую диссертацию и становится доктором медицинских наук, с 2001года он - главный хирург Челябинска и профессор кафедры общей хирургии. Профессором он стал в 44 года! В 2003году по конкурсу избран завкафедрой онкологии в Челябинской медицинской академии, а с 2005 года еще и декан факультета постдипломного образования.
Вот так и живет этот неугомонный человек: оперирует, преподает, занимается административной работой. А еще он воспитывает двух детей, посещает театры, ходит на лыжах, бывает на отдыхе за границей, общается с друзьями.
В Бакале живут мать Сергея Васильевича Анна Ильинична
Харитонова и две сестры: Елена Васильевна Манышева и Наталья Васильевна Яйцева. Его жена Марина Анатольевна
Курбатова руководит медицинской службой в лицее № 11 Челябинска (и вновь о том, что мир тесен: в этом лицее учится в 1-м классе моя внучка!) Сын Сергея Васильевича учится в 5-м классе, а дочь - в 3-м. На вопрос, хотел бы Сергей Васильевич видеть своих детей врачами, он твердо ответил: да. Но сын еще не определился с выбором профессии, а дочь хочет стать ветеринаром.
«Раньше, когда ехал в Бакал, говорил, что еду домой, а теперь уже так говорить неудобно: 32 года живу в Челябинске. Но малая родина волнует, горжусь успехами Сатки, бываю здесь
2-3 раза в год, есть друзья - бакальцы. Благодарен всем педагогам, которые учили меня, особенно Л.А.Сергеевой и всем учителям школы № 12, покойным ныне А.Ф., и М.Ф. Путырским, Н.Е.Лепихиной, а также Н.Н.Глининой, Л.М. Трапезниковой,
О.Л.Аксеновой и всем учителям и нянечкам Межевской санаторной школы», - говорит Сергей Васильевич»
Вот уж поистине:
«Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим».
Так писал Пушкин о своих учителях, это же говорит и С.В.Яйцев, человек большой души, профессор, заведующий кафедрой онкологии ЧГМА и просто доктор, сам уже давно наставник студентов.
Заканчивая, хочу сказать, что и мы, учителя, благодарны судьбе за то, что она дает нам возможность быть рядом с такими вот людьми в пору их юности.
Л.М. Трапезникова
Фроловна
(очерк)