ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ В 2010-2011 УЧЕБНОМ ГОДУ




АНАЛИЗ

РЕЗУЛЬТАТОВ ШКОЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПОВ

ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫШКОЛЬНИКОВ В 2010-2011 УЧЕБНОМ ГОДУ

Одной из приоритетных социальных задач государства и общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие способных и одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей. Поддержка способной и талантливой молодежи является важнейшим направлением национального проекта «Образование». На решение поставленных задач направлены национальная образовательная стратегия – инициатива «Наша новая школа», федеральная программа «Дети России» и ее подпрограмма «Одаренные дети». Реализация этих проектов позволит создать разветвленную систему поиска и поддержки талантливых детей, а так же их сопровождение в течение всего периода становления личности.

В рамках подпрограммы «Одаренные дети» предусмотрено проведение всероссийских предметных олимпиад. Это одна из самых распространенных форм работы с одаренными детьми в нашей стране и занимает особое место в ряду интеллектуальных соревнований, поскольку в ее основе лежит школьная программа. Через предметные олимпиады предъявляются новые требования к содержанию и качеству образования, формам и методам учебной работы. Подготовка к олимпиаде и участие в ней оказывается весьма полезной не только в плане углубления знаний по предмету. Успешное выступление на олимпиаде требует высокого уровня интеллектуальной зрелости, развития устной и письменной речи, коммуникабельности, способности ориентироваться в незнакомой обстановке и быстро оценивать новую информацию, умения сконцентрироваться на выполнении поставленной задачи, готовности оперативно принимать решения в стрессовой ситуации. Все перечисленные качества являются ключевыми условиями конкурентоспособности молодого человека на рынке труда. Олимпиада – это проверенный способ выявить детей, имеющих выдающиеся способности, дать им мотив и возможности для дальнейшего развития и реализации этих способностей. Возможности, предоставляемые школьникам олимпиадой, – это, прежде всего, возможность получить новые знания, определить и развить свои способности и интересы, приобрести самостоятельность мышления и действия, проявить себя, поверить в свои силы.

Все эти перспективы могут быть достигнуты только при наличии развитой системы подготовки школьников к предметным олимпиадам. При этом важнейшим вопросом является создание равных условий и возможностей, которые предоставляют обучающимся школьные, муниципальные, региональные образовательные системы. Опыт предыдущих лет показывает, что во многих школах города нет системы подготовки обучающихся к участию в олимпиаде, не уделяется достаточно вниманию поиску и поддержке талантливых и одаренных детей. В связи с этим вопросы организации работы с одарёнными детьми поднимались на консультативных и методическом совете, где был проведён не только анализ сложившейся ситуации, но и рассмотрен опыт работы других школ и учреждений дополнительного образования детей, включая школу «Интеграл».

Несмотря на это, ведущей остается самостоятельная подготовка учащихся к состязаниям, а участие в олимпиаде носит спонтанный характер. Таким образом, нельзя говорить о наличии развитой системы подготовки школьников в масштабах школ № 1,11,42. Между тем, уровень подготовки и результаты участия обучающихся в этапах всероссийской олимпиады – важный показатель качества образовательных услуг, предоставляемых учебным заведением.

В соответствии с Положением о Всероссийской олимпиаде школьников (приказ Министерства образования и науки РФ от 02.12. 2009г. № 695), приказом МОН КБР № 661 от «11 » октября 2010 г. «О проведении муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2010-2011 учебном году», приказами МУ УО № 352 «09»ноября 2010 г. «О проведении муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2010-2011 учебном году», в целях реализации муниципальной целевой подпрограммы «Одарённые дети» в 2010 году проведены школьный и муниципальный этапы Всероссийской олимпиады школьников. Для объективной оценки и выявления высоко мотивированных учащихся школьный этап проводился в единые сроки, установленные МУ «Управление образования», и по единым заданиям, подготовленным учебно-методическим кабинетом. Приказом Управления образования были назначены представители УО, которые проводили тиражирование заданий в день олимпиады. Для получения объективных результатов были разработаны единые критерии оценки и таблица распределения баллов по каждому предмету. Проведение школьного этапа по новым требованиям вызвало тревожную обстановку в МОУ № 42, т.к. рекомендации МУ УО остались на бумаге. Анализ проведения школьного этапа показал, что вопросы, рассматриваемые на совещаниях, остаются доступны только участникам совещания, информация не доводится до сведения лиц, непосредственно организующих школьный этап. Так при формировании сайта олимпиад были даны ссылки на методические рекомендации по подготовке заданий и проведению школьного этапа, но выявлены проблемы при проведении школьного этапа олимпиады по технологии, физической культуре, ОБЖ, экологии. По экологии и технологии одним из условий участия школьников в олимпиаде является наличие проекта, с которым учащиеся будут выступать на муниципальном уровне. Данное условие не было учтено в МОУ № 5 (экология), № 6 (экология, технология (юноши)), № 42 (технология). Учителя физической культуры и ОБЖ не были готовы к проведению школьного этапа в 2 тура. В МОУ №42 учитель ОБЖ пытался провести практический тур школьного этапа по заданиям прошлого года. Представителями МУ УО отмечен высокий организационный уровень подготовки и проведения школьного этапа в МОУ №4, в МОУ №3 (в условиях максимального охвата учащихся, т. к. количество учащихся в МОУ №3 доходило до 200 человек в день). Всего в школьном этапе приняло участие 4783 учащегося 7-11 классов. Результаты олимпиад показали, что 29 % участников стали призёрами и победителями школьного этапа. Отмечено наибольшее количество призёров и победителей по предметам: право (57%), обществознание (44%), технология (36%), экономика (29%), физическая культура (29%), литература (28%), ОБЖ (24%), наименьшее количество призовых мест по информатике (4%), истории (4%). К участию в муниципальном этапе были допущены все победители и призёры, занявшие 1-3 место в рейтинге, согласно Положению. Для мотивации учащихся, в случае отсутствия призёров, на муниципальный этап были допущены представители от параллели.

Анализ аналитических материалов, представленных администрацией школ показал:

1. Анализ школьного этапа проведён в соответствии с требованиями в МОУ №3,4,8

2. В материалах МОУ №1 отсутствует констатирующая часть по процедуре и целям проведения олимпиады, справка представляет сводные таблицы, пояснения отсутствуют, нарушена процедура определения победителей и призёров по праву, экономике, физической культуре и ОБЖ, отсутствуют выводы, отражающие проблемы учреждения и пути их устранения.

3. В материалах МОУ №2 отсутствует констатирующая часть по процедуре и целям проведения олимпиады, отсутствуют выводы, отражающие проблемы учреждения и пути их устранения, анализ результатов представлен отдельными справками руководителей ШМО.

4. В материалах МОУ №5 определены сроки, цель проведения олимпиады, констатирующая часть содержит сведения об условиях проведения школьного этапа (включая регламентирующие документы МУ УО, МОН, ОУ), анализ результатов дополнен справками руководителей ШМО, но общие выводы по результатам школьного этапа отсутствуют.

5. В материалах МОУ №6 определены сроки, цель и задачи проведения олимпиады, количество призёров и победителей по предметам, учителя, подготовившие призёров и победителей, отсутствует анализ результатов олимпиад, представленных в таблицах.

6. В материалах МОУ №11 определены цель, сроки проведения, таблица результатов олимпиады (количество участников, призёры и победители по каждому предмету), отсутствует анализ представленной таблицы, отсутствуют выводы, отражающие проблемы учреждения и пути их устранения.

7. В материалах МОУ №42 определены цели, представлены таблицы результатов олимпиады (количество участников, выполнение заданий, результаты олимпиады по набранным баллам, призёры и победители по каждому предмету), анализ представленных таблиц, выводы, рекомендации, но проблемы учреждения и пути их устранения не выделены.

8. В материалах МОУ №102 определены сроки, цель и задачи проведения олимпиады, количество призёров и победителей по предметам, учителя, подготовившие призёров и победителей, % выполнения учащимися заданий, анализ представленных таблиц, рекомендации, проблемы учреждения и пути их устранения, но конкретные выводы отсутствуют.

9. На основе справок

- низкий уровень знаний по предметам на школьном этапе отмечен в:

· МОУ № 1 – по химии, информатике, английскому языку, математике, физике, биологии, истории, географии, русскому языку, литературе, астрономии.

· МОУ №2 - по английскому языку, физике, астрономии, экологии, химии, географии, информатике,

· МОУ №3 - по математике (9,10 класс), географии (8,9 класс), истории (9 класс), информатике (7,10 класс),

· МОУ №4 - по географии, истории,

· МОУ №5 – не отмечен,

· МОУ №6 - не отмечен,

· МОУ № 8 - по математике, химии, информатике,

· МОУ № 11 - не отмечен,

· МОУ №42 – по географии, экономике, литературе, праву, физической культуре, ОБЖ, технологии,

· МОУ №102 - английский и немецкий язык, астрономия, биология, информатика, математика, русский язык, физика, химия, экология.

- высокий уровень знаний показали учащиеся:

· МОУ № 1 – не отмечено,

· МОУ №2 - по технологии

· МОУ №3 - по литературе, обществознанию, праву, биологии, русскому языку, экономике, технологии,

· МОУ №4 - по обществознанию, праву, математике, литературе, экономике, физике, химии, биологии, физической культуре, ОБЖ, информатике, технологии,

· МОУ №5 – по математике, информатике, физике, истории, обществознанию, праву, химии, географии, биологии, технологии, физкультуре, английскому языку, литературе,

· МОУ №6 – не отмечено,

· МОУ №8 - по технологии, ОБЖ, литературе, английскому языку, праву,

· МОУ №11 - не отмечен,

· МОУ №42 – по русскому языку, математике, физике, астрономии, информатике, истории, химии, экологии,

· МОУ №102 - по технологии, литературе, экономике, праву, физической культуре, ОБЖ, истории, обществознанию.

 

Наряду с этим выявлены проблемы:

1. соответствия нормативно-правовой базы новым условиям проведения олимпиад, а именно установление:

· квоты по количеству призовых мест, а также квоты на участие в муниципальном этапе;

· регламента сроков проверки работ участников и размещения результатов на сайте;

2. проведение олимпиад практически каждый день с 11 часов приводило к сбоям в учебном процессе, поэтому в будущем стоит рассмотреть возможность проведения школьной олимпиады в течение 10 дней, совмещая в один день несмежные предметы, как на региональном этапе.

3. отсутствия анализа динамики результатов школьных олимпиад за два- три года;

4. в целях повышения эффективности проведения школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников, расширения массовости и повышения качества работ школьников необходимо разработать алгоритм анализа результатов этапов всероссийской олимпиады.

 

 

Муниципальный этап олимпиады проводился в соответствии с рекомендациями в сроки и по заданиям, разработанным МОН КБР. Для получения объективной информации на олимпиадах присутствовали представители МУ «Управление образования». В жюри муниципального этапа привлекались педагоги учреждений дополнительного образования детей, а также учителя ОУ. Работы участников шифровались. Олимпиады по экологии, физической культуре, технологии проводились на базе МОУ ДОД, а остальные предметы в базовых и опорных школах. Всего в муниципальном этапе приняло участие 927 учащихся школ города. Из них призовые места заняли 16 % участников. Распределение победителей и призёров по ОУ таково:

· МОУ №5 (Любина Л.В.) - 29 человек,

· МОУ №3 (Чернышова С.С.) - 27 человек,

· МОУ № 4 (Пентезиди Н.А.) и МОУ №6 (Долгова А.В.) – 22 человека,

· МОУ № 8 (Потёкина Ю.К.) – 17 человек,

· МОУ № 102 (Бутенёва Н.И.) – 16 человек,

· МОУ № 2 (Ворошилова И.М.) – 10 человек,

· МОУ № 11 (Середа С.Н.) – 3 человека,

· МОУ № 1 (Машитлова Е.Г.) и МОУ № 42 (Попов В.М.) – 2 человека.

При этом наблюдается положительная динамика по числу победителей в МОУ №2,3,4,5,6,8,11,102 и отрицательная в МОУ №1,42. Результаты муниципального этапа свидетельствуют о системе работы с учащимися по подготовке к олимпиаде в МОУ № 3,4,5,6,8,102. Наилучшие результаты показали участники олимпиад по немецкому языку (50%), литературе (33%), физкультуре (31%), русскому языку (28%), английскому языку (22 %). Наименьшее количество призовых мест по информатике (2%) и химии (3%), а по экономике равно нулю. Одной из причин данного факта является отсутствие предмета «Экономика» в учебном плане МОУ. В данном случае администрации и педагогам МОУ нужно налаживать связь с учреждениями ДОД города, а по химии - с ИПК и ПРО КБГУ и КБГУ города Нальчика.

По количеству призовых мест можно отметить подготовку учащихся:

ФИ класс МОУ Количество призовых мест предмет статус
Девятко Александр       Астрономия Информатика Литература Математика Русский язык Физика Призёр Победитель Призёр Победитель Победитель Победитель
Петренко Арсен       Анг. язык География Математика ОБЖ Русский язык Физика Победитель Призёр Призёр Победитель Победитель Победитель
Иванова Яна       Биология Литература Право Технология Экология Победитель Победитель Призёр Победитель Победитель
Салова Валентина       Анг. Язык Биология Русский язык Химия Экология Победитель Победитель Призёр Победитель Победитель
Чурсинов Роман       Биология География Литература Математика Обществознание Призёр Призёр Призёр Призёр Призёр

Анализ состава педагогов, подготовивших победителей муниципального этапа олимпиады, показал, что учителя работают с данными учащимися с начала изучения предмета, кроме МОУ «СОШ №4», где на старшей ступени, в профильных классах работают учителя физики и математики, которые прошли курсовую переподготовку. Наибольшее количество победителей и призёров муниципального этапа подготовила учитель высшей категории МОУ «Лицей №3» Иванова В.П.

Выводы:

1. Муниципальный этап Всероссийской предметной олимпиады школьников прошёл на высоком организационном уровне.

2. В предметных олимпиадах в соответствии с положением приняли участие учащиеся всех школ города.

3. Для организации и проведения олимпиад использовалась база профильных школ №3,4,6 и опорных школ №2, 8, МОУ ДОД «СЮН», «СДЮСШОР по л/а», «СДЮСШОР по футболу», «СЮТ», «ЦДТ», «ЦДОД».

4. Отмечен высокий уровень организации школьного этапа олимпиады в МОУ №3 (Чернышова С.С.) МОУ № 4 (Пентезиди Н.А.).

5. Показан высокий результат работы педагогов МОУ №3,4,5,6,8,102 по подготовке учащихся к муниципальному этапу олимпиады.

6. Большинство учащихся владеют фактическим материалом на уровне воспроизведения, но испытывают затруднения в заданиях на применение знаний в новых ситуациях, слабо владеют анализом, не умеют выявлять причинно-следственные связи.

7. Работа с мотивированными учащимися по математике, физике, экономике, истории, информатике, химии находится на низком уровне.

Рекомендации:

1. Учителям – предметникам:

• использовать дифференцированный подход в работе с мотивированными детьми, начать работу по подготовке учащихся к олимпиаде -2012,

• при подготовке учащихся к олимпиаде учитывать:

– результаты, типичные ошибки при выполнении заданий олимпиады-2011г.,

– методические рекомендации центральных предметных комиссий.

2. Руководителям ГМО:

• обсудить результаты олимпиад на заседаниях в январе,

• своевременно изучить на заседании ГМО методические рекомендации центральных предметных комиссий по подготовке к олимпиаде – 2012,

• рассмотреть на заседании ГМО опыт учителей, подготовивших победителей.

3. Администрации школ:

• взять на постоянный контроль состояние работы с одарёнными детьми,

• Продолжить работу по реализации программы по подготовке учащихся к олимпиаде,

• определить ответственных за работу с учащимися, проявляющими интерес к олимпиадному движению,

• использовать возможности учреждений дополнительного образования в подготовке учащихся к олимпиаде -2012,

• использовать такие формы, как лагерь для мотивированных детей на каникулах, занятия по индивидуальным планам, участие в дистанционных и заочных олимпиадах.

4. Операторам школьного и муниципального этапов олимпиад УО и ОУ:

• продолжить работу по формированию банка участников олимпиадного движения.

5. Учебно-методическому кабинету рассмотреть итоги школьного и муниципального этапов олимпиад на Консультативном совете, совещании руководителей.

6. Методистам УМК:

• разместить аналитические материалы на сайте УО;

• продолжить осуществление методического обеспечения школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников, оказание постоянного консультационного сопровождения.

 

Заместитель начальника УМК Шахрай Н.В.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: