(Или условия, правила деятельности).
На данном этапе проектирования необходимо выявить все особенности и условия деятельности в рассматриваемой ПО. Эти условия будут являться исходными данными для:
· Обоснования выбора ключевых элементов для каждого информационного объекта (ИО) и
· Установления связей между ИО
на этапе информационно-логического проектирования, осуществляемого в разделе 3.
В результате проведённых исследований с учётом задания №21 были выявлены следующие особенности и условия деятельности:
· Конкретная продукция закреплена за одним складом готовой продукции, но может выпускаться несколькими цехами.
· У готового изделия только одна единица измерения.
· Один цех выпускает несколько наименований продукции.
· На одном складе хранится несколько наименований продукции.
· Количество продукции измеряется целым числом.
· Выпуск цехами готовой продукции планируется помесячно.
· Одно и тоже изделие может быть запланировано к выпуску в разные месяцы.
· Накладная цеха на сдачу готовой продукции на склад может содержать несколько наименований изделий. Ее номер уникален для данного цеха.
· Код присваивается изделию из последовательности чисел 1, 2, 3, и т.д. Каждое изделие имеет свой уникальный код.
· Нумерация месяцев в списке месяцев последовательная: 1, 2, 3, и т.д. Каждый месяц имеет, естественно, свой уникальный номер.
· Аналогичным образом нумеруются цеха и склады предприятия.
…Вы указываете свой номер задания и выбираете соответственно те ограничения из числа ограничений, представленных в разделе 6, которые соответствуют номеру Вашего индивидуального задания.
Ещё раз подчеркнём:
|
Эти ограничения при дальнейшей разработке информационной системы позволят:
1. Однозначно установить связи между объектами.
2. Обосновать выбор ключевых элементов.
Примечание: Процесс проектирования носит итерационный характер, т.е., если при обосновании параметров системы: ключевых элементов для ИО, связей между ИО, типов и размеров данных в структуре таблиц, будет недостаточно, - Вы возвращаетесь к этапу формирования исходных данных (т.е. к Анализу ПО) и дополняете его.
2. Постановка задач
2.1. Организационно-экономическая сущность решаемых задач
На данном этапе проектирования формируется полный перечень задач, поставленных перед системой. Этот перечень многократно анализируется и дополняется с целью обеспечения его полноты.
Нельзя упустить ни одной задачи из совокупности задач, которые должны быть решены системой, поскольку их решение и является главным, стратегическим назначением системы.
В рамках реферата по заданию 21 необходимо "Произвести анализ выполнения финансового плана ЗАДАННЫМ цехом за ЗАДАННЫЙ месяц".
…… Здесь текст Вы должны подкорректировать под свой вариант. Вы должны указать свой номер задания и поставленную перед Вами задачу.
2.2. Описание выходной информации
На данном этапе проектирования необходимо:
· выявить всю совокупность выходных документов, формируемых информационной системой; и
· строго определить их формы (формы выходных документов).
Также необходимо выявить полную совокупность ИЭ (атрибутов, реквизитов), встречающихся в выходных документах и предназначенных для хранения в базе данных проектируемой информационной системы.
|
Именно из этой совокупности информационных элементов будут формироваться ИО в разделе 3.1.
Для каждого из выявленных ИЭ д.б. определены количественные и качественные характеристики (описания реквизитов), обеспечивающие в дальнейшем правильный выбор типа и размера хранимых данных для полей таблиц проектируемой БД.
В соответствии с заданием № 21 система должна запрашивать у пользователя "Номер цеха" и "Номер месяца" и на основе полученной информации формировать следующий выходной документ:
Анализ выполнения финансового плана
цехом _________________ за ______________ месяц
(наименование) (наименование)
Наименование изделия | Код един. измер. | Сумма | Отклонение | |
По плану | Выполнено | |||
… | … | … | … | |
Итого: | ? | ? | ? |
Вы должны представить слова и форму документа, соответствующие номеру Вашего индивидуального задания.
2.3. Описание входной информации
На данном этапе проектирования выявляется:
· вся совокупность документов, обеспечивающих человеческую деятельность в анализируемой области;
· алгоритм движения документов и порядок формирования.
Уточняется соответствие описаний реквизитов, встречающихся в выходных документах и входных.
Все используемые в рамках реферата документы и детальные описания их реквизитов представлены в таблице 1.2. Они выверены и уточнялись неоднократно.
Поэтому задачи данного этапа проектирования считаем выполненными.
3. Разработка информационного обеспечения
3.1. Анализ входной информации предметной области и выделение информационных объектов
|
На данном этапе анализируется вся совокупность ИЭ, встречающихся в выходных документах, формируемых информационной системой и из этой совокупности элементов формируются ИО с привлечением математических методов, обеспечивающих оптимальное построение системы.
Оптимальность при формировании ИО обеспечивается соблюдением принципов нормализации:
· каждый ИО объединяет функционально связанную группу ИЭ;
· исключается пересечение ИО по ИЭ;
· исключается дублирование информации о конкретных экземплярах объектов (в реляционных таблицах не должно быть одинаковых строк).
Для обеспечения наглядности процесса формирования ИО и математически строгого выполнения принципов нормализации строятся диаграммы (см.рис.3.1), наглядно обеспечивающие выполнение принципов нормализации:
· Исключение пересечения ИО по ИЭ достигается обеспечением изображения единственной стрелки напротив конкретного ИЭ. Стрелка указывает на принадлежность ИЭ конкретному ИО.
· Исключение дублирования информации о конкретных экземплярах ИО (исключение дублирования строк) достигается правильным выбором ключевых элементов для каждого вида ИО.
Текст ниже подкорректировать под свой вариант, - Точно такие же слова можно написать для документов Товаро-транспортная накладная и Платежное поручение. Вы должны рассмотреть документы, соответствующие Вашему индивидуальному заданию.
С целью минимизации ресурсов будущей информационной системы использован прием, обеспечивающий исключение повторного хранения протяженных информационных элементов (в нашем случае даты). Для этого информация, содержащаяся в документе:
· Цеховая накладная;
разбита для хранения на две функциональные группы, на два ИО (информационных объекта):
· ЦН и Спецификация ЦН;
В этом случае дата документа, требующая для своего хранения 8 байт информационной памяти, хранится только один раз, а не с каждым кодом изделия, упоминаемом в документе.
При выборе ключевых элементов руководствуемся результатами анализа ПО, - ограничениями ПО, т.е. условиями деятельности в рассматриваемой области (см.подраздел 1.3), например:
……Текст ниже подкорректировать под свой вариант. Вы должны представить письменные обоснования выбора ключевых элементов не менее чем для трёх ИО, соответствующих номеру Вашего индивидуального задания. ………
Для ИО «Изделия» выбираем в качестве ключевого элемента "Код изделия", поскольку согласно раздела 1.3 "….. Каждое изделие имеет свой уникальный код.", а это означает, что данный элемент способен исполнить функцию ключа, которая как раз и состоит в обеспечении уникальности каждой строки реляционной таблицы (единственности информации о конкретном экземпляре ИО).
Для ИО ЦН в качестве ключевого элемента выбираем комбинацию реквизитов "номер ЦН" и "номер цеха", поскольку согласно раздела 1.3. "Её (ЦН) номер уникален только для данного цеха".
Для ИО "Спецификация ЦН" к ключевым реквизитам основного ИО добавляется "Код изделия", поскольку для данного документа в разделе 1.3 отмечено "… может содержать несколько наименований изделий".
Для ИО "План выпуска" в качестве ключевого элемента выбираем комбинацию из трёх реквизитов:
· Месяц выпуска;
· Код изделия;
· Номер цеха;
исходя из двух условий раздела 1.3:
· Одно и тоже изделие может быть запланировано к выпуску в разные месяцы.
· Конкретная продукция закреплена за одним складом готовой продукции, но может выпускаться несколькими цехами.
По первому условию необходим двойной ключ, - "код изделия" и "месяц выпуска", а второе условие заставляет к этой комбинации добавить еще и "номер цеха".
На основании подобного анализа определены ключевые элементы для всех ИО. На рис.3.1 они изображены отрезками прямых линий (не стрелками), а в таблице 3.1., в пределах которой представлены текстовые описания ИО, ключевые реквизиты отмечены звездочкой.
Информационные объекты
Рис. 3.1. Формирование информационных объектов
Таблица 3.1. Информационные объекты и их реквизиты
Информационные объекты | Ключ | Реквизиты | Документы |
Изделия | * | Код изделия | Список выпускаемых изделий |
Наименование изделия | |||
Код единицы измерения | |||
Цена | |||
Номер склада | |||
Единицы измерения | * | Код единицы измерения | Справочник единиц измерения |
Наименование единицы измерения | |||
Цеха | * | Номер цеха | Список выпус- кающих цехов |
Наименование цеха | |||
Месяцы | * | Номер месяца | Список месяцев |
Наименование месяца | |||
Цеховые накладные | * | Номер цеха | Список цеховых накладных |
* | Номер цеховой накладной | ||
Дата сдачи | |||
Спецификации к цеховым накладным | * | Номер цеха | |
* | Номер цеховой накладной | ||
* | Код изделия | ||
Количество | |||
План выпуска | * | Номер цеха | План выпуска изделий цехами |
* | Месяц выпуска | ||
* | Код изделия | ||
Количество |
3.2. Определение связей информационных объектов и построение информационно-логической (ИЛМ) модели
Определение наличия связи между ИО и тип связи осуществляем исходя из анализа предметной области и выявленных там ограничений, например:
……Текст ниже подкорректировать под свой вариант ………
Между ИО "План выпуска" и ИО "Изделия" существует связь и это связь типа "Один ко Многим", поскольку в разделе 1.3 отмечено "… одно и то же изделие может быть запланировано к выпуску в разные месяцы". Это означает, что одно и то же изделие может встречаться в "Плане выпуска" многократно, а в таблице "Изделия" каждое из изделий записано один раз.
Между ИО "Спецификация ЦН" и основным ИО ("ЦН") существует связь и это связь типа "Один ко Многим", поскольку для документа "Цеховая накладная" в разделе 1.3 отмечено "… может содержать несколько наименований изделий", а в спецификации помещены элементы, описывающие количественные величины каждого вида изделий, содержащихся в документе "Цеховая накладная".
Между ИО "Спецификация ЦН" и ИО "Изделия" существует связь и это связь типа "Один ко Многим", поскольку в разделе 1.3 отмечено "… одно и то же изделие может быть запланировано к выпуску в разные месяцы", а это означает, что одно и то же изделие может встречаться в "Спецификации ЦН" многократно.
На основании подобного анализа определено наличие связи и тип связи между всеми выявленными ИО. Построенная в соответствии с этим информационно-логическая модель (ИЛМ) представлена на рис.3.2.
ИЛМ отображает всю совокупность сформированных ИО и связи между ними, что позволяет рассматривать ее в качестве модели единой информационной системы.
Повторяю: Текст выше следует подкорректировать под Ваш номер индивидуального задания, - под Ваши документы и ИО. Например, могут быть такие фразы:
Поскольку, согласно раздела 1.3, "…каждый договор заключается с конкретным заказчиком, но с одним заказчиком может быть заключено несколько договоров", между ИО Заказчики и Договора существует связь и это связь типа "Один ко Многим".
Поскольку, согласно раздела 1.3, "Документ об отгрузке готовой продукции относится к одному договору …", между ИО Договора и ТТН существует связь и, поскольку "По одному договору может быть несколько отгрузок", это связь типа "Один ко Многим".
Рис.3.2. Информационно-логическая модель системы
3.3. Определение логической структуры базы данных
Логическая структура БД представляет собой более детальное, чем ИЛМ, графическое изображение проектируемой информационной системы.
Каждому ИО ИЛМ ставится в соответствие реляционная таблица, совокупность столбцов которой однозначно соответствует совокупности атрибутов ИО.
В каждой реляционной таблице отмечены ключевые элементы.
Логические связи между реляционными таблицами соответствуют структурным связям ИЛМ, но изображаются с учетом конкретных реквизитов (информационных элементов), чаще всего – ключевых.
Построенная в соответствии с изложенным логическая структура информационной системы, изображена на рис. 3.3.
На основе разработанной логической структуры и ИЛМ достаточно легко выполняется физическая реализация ИС.
Рис.3.3. Логическая структура базы данных (символом * отмечены ключевые реквизиты)
4. Физическая реализация базы данных
Для реализации БД разработанной информационной системы необходимо выбрать СУБД, позволяющую наиболее качественно удовлетворить предъявленные на этапе проектирования к БД требования.
Для реализации БД, разработанной в рамках реферата, выбираем СУБД MS Access, которая лучшим образом адаптирована к возможностям широкого пользователя (т.е. пользователя, не имеющего специальной подготовки по вопросам разработки программного обеспечения).
4.1. Создание таблиц