Формы предназначены для ввода и просмотра данных.
Целесообразность ввода данных через форму
1) Внешний вид формы соответствует привычному для пользователя виду бумажного документа, что облегчает его адаптацию к информационной системе и снижает вероятность ввода ошибочных данных.
2) Ограниченность каждого из полей формы снижает вероятность ввода ошибочных сведений (глаз пользователя сосредоточен на более ограниченном пространстве).
3) С помощью форм обеспечивается конфиденциальный доступ к информации посредством создания различных форм для различных категорий пользователей.
Формы могут быть:
· Однотабличные (простые)
· Многотабличные, содержащие наряду с главной формой одну или несколько подчинённых, которые могут быть:
§ Постоянно включенными (присоединёнными);
§ Вызываемые нажатием кнопки, созданной пользователем (связанные).
В работе в качестве примера созданы две формы:
· Простая – для таблицы "Изделия" и
· Многотабличная - для совокупности таблиц:
· ЦН (цеховая накладная);
· Спецификация ЦН.
Для создания формы «Изделия»:
· Активизируем вкладку Формы
· Щёлкаем Создать
· Выделяем Автоформа в столбец
· Выделяем источник данных Изделия
· Щёлкаем Ok.
Форма достаточно приличного вида для таблицы «Изделия» готова.
Для создания Многотабличной формы для документа «Цеховая накладная»:
· Активизируем вкладку Формы
· Щёлкаем Создать
· Выделяем Мастер форм
· Выделяем источник данных Цеховые накладные
· Щёлкаем Ok.
· Щелкаем по двойной стрелке Переносим все поля таблицы «Цеховые накладные»
· Выделяем таблицу Спецификации ЦН
· Щелкаем по двойной стрелке Переносим все поля таблицы «Спецификации ЦН»
|
· Щёлкаем Далее
· Устанавливаем опцию Подчинённые формы
· Щёлкаем Далее
· Устанавливаем опцию Табличный
· Щёлкаем Далее
· Выделяем Стандартный
· Щёлкаем Далее
· Устанавливаем опцию Открыть форму …
· Щёлкаем Готово.
· Слегка увеличиваем «Мышью» размеры полей подчинённой формы.
Добившись приемлемого вида формы:
· Щёлкаем [x] Закрыть окно формы.
Ввод данных
Ввод данных осуществлен обычным образом непосредственно в таблицы, структура которых разработана и связи между ними установлены.
При заполнении таблиц в первую очередь заполняем таблицы справочники, т.е. никому не подчиненные таблицы (Заказчики, Единицы измерения, Склады, Цеха, Месяцы). Затем – таблицы первого уровня подчиненности (Договора, Изделия, ЦН,), далее – второго (ТТН, Спецификации договоров, Спецификации ЦН) и т.д.
При заполнении таблиц с количественной информацией руководствуемся сведениями предыдущего раздела. Содержимое таблиц представлено на рисунках 4.2 и 4.3.
Например, при заполнении таблицы «Изделия»:
· Активизируем вкладку таблицы
· Выделяем таблицу Изделия
· Щёлкаем Открыть (в режиме таблицы)
Начинаем вводить данные в открывшуюся таблицу в соответствии с информацией, представленной в таблице 1.1.а реферата. В колонку код изделия вводим поочередно цифры 1,2,3, … 9.
Завершив ввод данных:
· Щёлкаем [x] «Закрыть» таблицу «Изделия».
· Щёлкаем «Да» Сохранить изменения макета таблицы …..
Точно так же вводим данные в таблицы «Единицы измерения», «Цеха», «Месяцы». Результат представлен на рис.4.2 и 4.3.
|
При вводе данных в таблицу «План выпуска» вводим по 7 строк плана для каждого цеха, чтобы в таблице оказалось не менее 21 строки (минимальное заданное количество). При этом номера месяцев перебираем последовательно 7 раз (три указанных для контрольного примера номера). Номера продукции указываем так, чтобы не встречались повторно ключевые комбинации. Результат представлен на рис.4.3.
При вводе данных в таблицу «Цеховые накладные» введены сведения о трёх цеховых накладных для каждого цеха. По одной накладной от цеха в месяц.
Данные в таблицу «Спецификации ЦН» введены при открытой на экране таблице «План выпуска». Данные в обоих таблицах соответствуют друг другу, - какое количество каждого вида изделий запланировано, такое и произведено. Результат представлен на рис.4.3.
Рис. 4.2. Содержимое таблиц базы данных по заданию 21.
Рис. 4.3. Содержимое таблиц базы данных по заданию 21.
5. Анализ выполнения плана отгрузки изделий
5.1. Разработка алгоритма решения задачи
Текстовое описание алгоритма (разработка алгоритма) выполняется исходя из анализа формы заданного выходного документа: пошагово описываем требования выходного документа по содержащим в нем данным.
Алгоритм решения постановленной задачи по заданию 21 следующий: (у каждого из Вас должно быть своё текстовое описание алгоритма, строго соответствующее Вашему номеру задания).
1. Подсчитать в заданном месяце необходимое количество каждого вида изделия, которое следует произвести заданному цеху в соответствии с общезаводским «Планом выпуска».
2.Подсчитать количество произведённых в том же месяце тем же цехом изделий, в соответствии со «Спецификацией ЦН».
|
3. Найти разницу между количеством фактически произведённой продукции и плановым количеством в денежном выражении.
4. Оформить выходной документ с данными по заданной форме, указав в нем общие цифры выполнения финансового плана.
Для реализации первых трех пунктов алгоритма необходимо использовать такие объекты БД, как запросы, а для реализации четвертого - отчет.
5.2. Формирование необходимых запросов
5.2.1. Запрос "План"
Должен отбирать данные в полном соответствии с заданным документом (Последовательность полей строго соответствует реквизитам заданного Вам выходного документа):
· Номер цеха (из таблицы «План выпуска»)
· номер месяца (из таблицы «План выпуска» - месяц выпуска)
· наименование изделия (из таблицы изделия)
· код единицы измерения (из таблицы «Изделия»)
· количество (из таблицы «План выпуска»).
В соответствии с этим создан запрос:
· Открываем вкладку "Запросы";
· Щелкаем "Создать";
· Выбираем "Простой запрос" и щелкаем "Ok";
· выделяем таблицу "План выпуска";
· Выделяем поле "Номер цеха";
· Щелкаем по кнопке "Перенести [®]";
· Выделяем поле "Месяц выпуска";
· Щелкаем по кнопке "Перенести [®]";
· Выделяем таблицу "Изделия";
· Выделяем поле "Наименование";
· Щелкаем по кнопке "Перенести [®]";
· Выделяем поле "Код един_измерения";
· Щелкаем по кнопке "Перенести [®]";
· Выделяем таблицу "План выпуска";
· выделяем поле "Количество";
· Щелкаем по кнопке "Перенести [®]";
· щелкаем "Далее";
· установливаем опцию "Подробный";
· щелкаем "Далее";
· задаем имя "План";
· устанавливаем опцию "Изменить структуру";
· щелкаем "Готово";
В окне конструктора устанавливаем:
· сортировка по полям, "Номер цеха", "Месяц выпуска" и "Наименование";
· щелкаем по кнопке "Группировка" (S);
· в строке "Группировка" поля "Количество" выбираем функцию суммирования, - Sum;
· в строке "Условие отбора" поля "Номер цеха" указываем [введите номер цеха].
· в строке "Условие отбора" поля "Номер месяца" указываем [введите номер месяца].
Конструкция запроса представлена на рис.4.4.
Для проверки функционирования щелкаем по кнопке "Запуск".
Работоспособность проверяем последовательно для 1-го, 2-го и 3-го цеха по 1-му, 2-му и 3-му месяцам.
После проверки функционирования закрываем окно запроса "План".
Рис.4.4 Конструкция запроса "План"
5.2.2. Запрос "Факт"
Создаем аналогично запросу "План". Для запроса отбираем поля в полном соответствии с заданным документом:
· "Номер цеха" (из таблицы "Цеховые накладные");
· "Дата" (из таблицы "Цеховые накладные");
· "Наименование" (из таблицы "Изделия");
· "Код единицы измерения" (из таблицы "Изделия")
· "Количество" (из таблицы "Спецификации ЦН").
Выбрав все это:
· щелкаем "Далее";
· установливаем опцию "Подробный";
· щелкаем "Далее";
· задаем имя "Факт";
· устанавливаем опцию "Изменить структуру";
· щелкаем "Готово";
Для обеспечения соответствия по временным параметрам при доработке запроса "Факт" в режиме конструктора для поля "Дата" с помощью "Построителя выражений" применяем функцию Month(), для того чтобы из даты извлечь номер месяца. Выражение будет иметь вид:
Month([Цеховые накладные]![Дата]).
Далее в окне конструктора:
· сортировка по полям, "Номер цеха", "Выражение 1" и "Наименование";
· щелкаем по кнопке "Группировка" (S);
· в строке "Группировка" поля "Количество" выбираем функцию суммирования, - Sum;
· в строке "Условие отбора" поля "Номер цеха" указываем [введите номер цеха].
· в строке "Условие отбора" поля "Выражение1: Month([Цеховые накладные]![Дата])" указываем [введите номер месяца].
Конструкция запроса представлена на рис.4.5.
Для проверки функционирования щелкаем по кнопке "Запуск".
Работоспособность проверяем последовательно для 1-го, 2-го и 3-го цеха по 1-му, 2-му и 3-му месяцам.
После проверки функционирования закрываем окно запроса "Факт".
Рис.4.5 Конструкция запроса «Факт»
5.2.3. Запрос "Отклонение"
Для его оформления выбираем:
· -все поля запроса "План", и
· -поле "Sum-Количество" запроса "Факт".
При доработке запроса:
1.Устанавливаем связи между всеми соответствующими полями запросов "План" и "Факт" (см.рис. 4.6) (кроме, естественно, полей Sum-количество).
2. В свободном поле с помощью построителя формируем выражение:
([План]![Sum-количество])-([Факт]![ Sum-количество]).
После этого запускаем запрос на исполнение и проверяем все девять комбинаций "номер цеха" – "номер месяца". Отклонения при всех девяти комбинациях должны быть нулевыми. Если это так, можно сделать предварительный вывод о работоспособности системы.
Далее:
· Вносим изменения в две точки таблицы "План выпуска" (например для 2-го цеха во 2-м месяце по изделию 4 увеличиваем план на две единицы, по изделию 5, - уменьшаем план на 3 единицы) и
· Запускаем запрос «Отклонение» на исполнение.
Рис.4.6 Конструкция запроса «Отклонение»
Если система сформирует данные в полном соответствии с внесёнными нами измерениями, её можно считать работоспособной.
Реализованная в рамках реферата система подтвердила свою работоспособность. Результат представлен на рис.4.7. Для половины заданий, в которых не требуется формировать денежный результат, этот результат окончательный. Всё.
Рис.4.7 Результат обнаружения системой внесённых изменений
Для задания 21, в котором необходимо получить ответ в денежном выражении, требуется доработать запрос «Отклонение» следующим образом:
Открываем запрос «Отклонение» в режиме «Конструктор»
· Активизируем меню «Запрос»
· Щёлкаем по строке «Отобразить таблицу»
В случае задания 21 все количественные оценки необходимо умножить на значение «Цена», чтобы получать результаты в денежном выражении. Поскольку поле «Цена» в составе таблицы «Изделия», - данную таблицу необходимо добавить в конструкцию запроса.
Далее:
· Выделяем в окне «Добавление таблицы» наименование таблицы «Изделия»
· Щелкаем Добавить
· Выделяем в окне «Добавление таблицы» наименование таблицы «Месяцы»
· Щелкаем Добавить
· Выделяем в окне «Добавление таблицы» наименование таблицы «Цеха»
· Щелкаем Добавить
· Щёлкаем Закрыть окно «Добавление таблицы».
Таблицы «Месяцы» и «Цеха» добавлены также в состав конструкции запроса, поскольку в выходном документе требуется указать наименование цеха и наименование месяца.
Затем:
· Указываем связь между таблицей «Изделия» и запросом «Факт» по строке «Наименование» (см.рис.4.8).
· Указываем связь между таблицей "Цеха" и запросом "План" по строке "Номер цеха"
· Указываем связь между полем "Номер месяца" таблицы "Месяцы" и полем "Месяц выпуска" запроса "План".
· Удаляем поля:
§ План_Sum-Количество
§ Факт_Sum-Количество
§ Выражение 2,
из состава запроса и вместо них с помощью построителя формируем следующие соотношения:
· [Изделия]![Цена] * [План]![Sum-Количество]
· [Изделия]![Цена] * [Факт]![Sum-Количество]
· [Изделия]![Цена] * ([План]![Sum-Количество] - [Факт]![Sum-Количество])
Поля «Номер цеха» и «Месяц выпуска» также удаляем, а на их место вносим:
· Поле "Наименование цеха" из таблицы "Цеха"
· Поле "Наименование месяца" из таблицы "Месяцы"
Окончательная конструкция запроса "Отклонение" представлена на рис.4.8.
Рис.4.8 Окончательная конструкция запроса «Отклонение»
Проверяем его работоспособность в 9 названных ранее случаях. Случай обнаружения не соответствия между плановыми и фактическими цифрами, представлен на рис. 4.9.
Рис.4.9 Результат обнаружения системой внесённых изменений в денежном выражении
Убедившись в работоспособности запроса "Отклонение" закрываем окно запроса.
5.3. Создание отчетного документа "Анализ выполнения финансового плана заданным цехом"
Для формирования выходного документа используем объект Access "Отчет", который будем конструировать на основе данных, подготовленных запросом "Отклонение" следующим образом:
· Активизируем вкладку "Отчеты"
· Щелкнем по кнопке "Создать"
· Выберем:
· Мастер отчетов в поле Способ создания
· "Отклонение" - имя запроса в строке "Источник данных"
· щелкнем [Ok].
Выберем поля в последовательности, полностью соответствующей выходному документу Задания 21:
· Наименование цеха
· Наименование месяца
· Наименование изделия
· Код един_измер
· Выражение2
· Выражение3
· Выражение4.
и щелкнем по кнопке "Далее".
На следующем шаге:
· Выберем "Наименование цеха" в качестве первого уровня группировки
· Щелкнем "Далее"
· Установим сортировку по возрастанию для поля:
§ Наименование месяца
§ Наименование изделия
· Щелкнем "Далее"
· Выберем макет "По левому краю 1"
· Щелкнем "Далее"
· Выберем требуемый стиль "Строгий"
· Щелкнем "Далее"
· Введем имя "Анализ выполнения финансового плана" (в соответствии с заданием 21. У каждого студента должно быть свое название)
· Установим опцию "Изменить макет отчета"
· Щелкнем "Готово"
В режиме Конструктор изменим структуру отчета:
· Удалим не нужные нам линии в разделе «Заголовок отчёта»
· Дополним раздел "Заголовок отчета"
o Словами цехом ______________ за ________________ месяц
o (наименование) (наименование)
o Полями
§ Наименование цеха
§ наименование месяца
расположив их над чертой первой и над чертой второй.
Далее, используя операции Перемещения объектов, Изменения их размеров и директивы "Панели элементов":
В области "Заголовок группы "Наименование цеха""
· Изменим содержание надписей в разделе отчета "Заголовок группы" и их расположение в соответствии с формой документа, представленной в задании 21 (у каждого из студентов своя заданная форма документа);
· Вычертим разделительные линии между надписями и полями с помощью объекта "Линия" Панели элементов.
Подготовленная таким образом конструкция отчёта представлена на рис. 4.10.
Рис.4.10 Конструкция выходного документа по заданию №21
В конструкции отчёта отсутствует итоговая строка, имеющая место в заданной форме документа. Для её формирования в режиме конструктор отчета:
· Открываем меню Вид
· Щёлкаем на строке Сортировка и группировка
В открывшемся окне Сортировка и группировка:
· Выделяем поле Наименование цеха и
В области Свойства группы
· В строке «Примечание группы» устанавливаем Да.
· Щёлкаем [x] Закрыть окно Сортировка и группировка.
Таким образом мы добавили в конструкцию отчёта раздел «Примечание группы». Именно в этом разделе будем формировать итоговую строку. Для ее формирования:
· Щёлкаем по элементу Поле Панели элементов
· Щелкаем в области Примечание группы «Наименование цеха»
· Перемещаем надпись “Поле ii” раздела «Примечание группы» под поле «един_измер» области данных
· Перемещаем поле «Свободный» в разделе «Примечание группы» под поле «Выражение 2» области данных.
Аналогичным образом создаем ещё два поля «Свободный» в области «Примечание группы». При этом надписи, создаваемые одновременно с ними удаляем, а поля располагаем в области «Примечание группы» соответственно под полями «Выражение 3» и «Выражение 4» области данных. Очертим строку полей «Свободный» прямыми линиями так, как это сделано в «Области данных». Полученный вариант конструкции отчёта представлен на рис.4.11.
Рис.4.11 Конструкция отчёта с итоговой строкой
Теперь в поля «Свободный» необходимо ввести расчётные соотношения:
· Sum ([Выражение2])
· Sum ([Выражение3])
· Sum ([Выражение4])
Для этого:
· Щёлкнем правой кнопкой на поле «Свободный»
· Щёлкнем левой кнопкой на строке «Свойства»
В открывшемся окне:
· Активизируем вкладку «Данные»
· Щёлкнем в строке данные на кнопке […] «Построить»
В окне «Построитель выражений»
· Выберем Функции Встроенные Статистические Sum
· Щёлкнем Вставить.
Выделим аргумент функции Sum
· Выделим Reports Загруженные отчёты Анализ выполнения ….
Далее:
· Выражение 2 Значение и
· Щёлкнем Вставить.
· Щёлкнем [Ok] в окне «Построитель выражений»
· Щёлкнем [x] Закрыть окно Поле: Поле ij
Таким образом расчётное соотношение Sum([Выражение2]) сформировано. Аналогичным образом в двух других полях сформируем Sum([Выражение3]) и Sum([Выражение4]).
Подкорректируем размеры разделов отчета посредством последовательных перемещений границ в режиме "Конструктор" и просмотрим результат в режиме "Вид".
Действуем методом последовательных приближений:
· Вносим изменения в режиме "Конструктор";
· Включаем режим Предварительного просмотра;
· Анализируем увиденное;
· Вновь переходим в режим "Конструктор", чтобы внести необходимые корректировки в структуру документа.
Добившись приемлемого вида выходного документа, выводим его на принтер, воспользовавшись директивой "Печать" меню "Файл". Выходной документ представлен на следующей странице.
Можно отметить полную эквивалентность выходного документа заданию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В результате проделанной работы спроектирована и реализована средствами MS Access автоматизированная информационная система, поддерживающую работу Отдела сбыта предприятия.
Автоматизированная система позволяет провести - анализ выполнения финансового плана заданным цехом за заданный месяц.
В то же время система практически готова к реализации таких операций, как:
· помесячный учет фактического выпуска продукции в натуральном и стоимостном выражении
· помесячный учет фактической сдачи продукции цехами на склады:
· анализ выполнения плана поступления изделий на склады:
· анализ обеспеченности договоров планами выпуска
· анализ выполнения плана сдачи:
· анализ выполнения финансового плана предприятия на Заданный месяц
· и других операций анализа.
Автоматизация указанных задач позволит оперативно вести учет: выпуска продукции цехами изготовителями, поступления продукции на склады, отгрузки продукции в соответствии с Договорами, своевременной оплаты отгруженной продукции и, тем самым, улучшить качество принимаемых решений и обеспечить своевременное выполнение всех обязательств предприятия перед Заказчиками.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Говядинов Н.Н., Железко Б.А., Морозевич А.Н. Основы экономической информатики: Учебное пособие/под общей редакцией А.Н.Морозевича. – Мн.:ООО “Мисанта”, 2008.
2. Экономическая информатика, учебник для ВУЗов под ред. Д.э.н. Евдокимова В.В. С.-Петербург, 1997г.
3. Экономическая информатика / под ред. П.В.Конюховского и Д.Н. Колесова. – СПб: Питер, 2008.-560с.:ил.
4. Дж.Мартин Организация баз данных в вычислительных системах. С англ. Под ред. А.Л.Щерса. М.: МИР, 1978. – 616с.: ил.
5. Евстафьев Е.Н., Чернов М.А. Система управления базами данных для Windows, часть 1. Учебное пособие, СПб.:2003г.-38с.
6. Евстафьев Е.Н., Чернов М.А. Система управления базами данных для Windows, часть 2. Учебное пособие, СПб.:2003г.-46с.
7. Евстафьев Е.Н., Евстигнеев Ю.Ф. Пилюгина Е.А., Приходченко А.П., Путинцева М.А., Саитова Г.И. Методические указания и задания для выполнения курсовых работ по дисциплине "Информатика" для студентов заочного отделения. Тема: Проектирование информационных баз данных – Спб..: Изд-во СПбГУЭФ. 2007,- 35с.
8. Евстафьев Е.Н., Евстигнеев Ю.Ф. Пилюгина Е.А., Приходченко А.П., Путинцева М.А., Саитова Г.И. Методические указания и задания для выполнения курсовых работ по дисциплине "Информатика" для студентов заочного отделения. Тема: Основы работы в СУБД Access – Спб..: Изд-во СПбГУЭФ. 2007,- 68с.
9. Т.Е.Каминская Введение в СУБД Microsoft Access. Учебное пособие.-СПбГУЭФ, СПб.,2004г.
10. Информационные системы в экономике. Учебное пособие для ВУЗов/под ред.проф.Г.А.Титаренко.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008г.-463с.
11. Хомоненко А.Д., Цыганков В.М., Мальцев М.Г. Базы данных: Учебник для высших учебных заведений/под ред. проф. А.Д.Хомоненко.-СПб.: КОРОНА, 2007.-416с.
12. Евстигнеев Ю.Ф. Информационные базы данных. Конспект лекций. Великий Новгород, 2012, - 24с.
13. htpp://www.yandex.ru - поисковая система.
14. Джон Кауфельд, Microsoft Office Access 2003: Пер. с англ. — М.: Издательство «Диалектика», 2006. — 320 стр. с ил.