Реформы 1931-1936 гг.,50-70-х гг в России.Перестройка содержания,организации и методов учебно-воспитательной работы.




Белорусское культурно-просветительское возрождение конца 19 – начала 20 вв

В конце 50-х –начале 60-х под воздействием широкого общественно –политического движения в России среди белорусской интеллигенции возрос интерес к вопросам народного просвещения: общественной роли школы, организации учебного процесса, педагогической подготовки учителей и др. Просветительские идеи были ведущими в творчестве прогрессивных белорусских писателей-демократов второй половины 19в. Среди них Францишка Богушевич, Янка Лучина, Адам Гуринович, Феликс Танчевский, Валентин Иванович Дунин- Марцинкевич и др. Они требовали перестройки системы образования на демократической основе. В их произведениях особо подчеркивалось уважение к личности человека труда, необходимость просвещения народа на родном ему языке.До конца столетия не существовало государственных белорусско-язычных школ, язык и культура белорусов искоренялись. К концу 19в взрос интерес белорусских ученых к богатой истории родного края. Фундаментальный трехтомный труд об истории белорусов, о языке, фольклоре, культуре, под названием "Белорусы" издал Я. Ф. Карский
Наряду с деятелями культуры, учеными, писателями в активное в общественно-педагогическое движение за создание народной школы в Беларуси включились педагоги. Одной из основных задач стоявшей перед общественно-педагогическим движением была борьба за право обучения на родном белорусском языке. Представителями этой борьбы были Алаиза Пашкевич (Тетка), Я.Колас, Я.Купала.

Первые декреты советского правительства по народному образованию.Преобразование системы просвещения в 1917-31 гг.

   
   
   
26.10 (8.11) Декрет об образовании Рабочего и Крестьянского правительства.
27.10 (9.11) Декрет о печати.
27.10 (9.11) Постановление о выборах в Учредительное собрание.
2(15).11 Декларация прав народов России.
9(22).11 Декрет об учреждении государственной комиссии по просвещению.
11(24).11 Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов.
14(27).11 Положение о рабочем контроле.
18(31).12 Декрет о государственной независимости Финляндии
3(16).01 Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.
6(19).01 Декрет о роспуске Учредительного собрания.
15(28).01 Декрет об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии.
20.01 (2.02) Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах.
21.01 (3.02) Декрет об аннулировании государственных займов.
21.02 Декрет «Социалистическое отечество в опасности!».
1.03 Договор между Российской и Финляндской республиками.

Принятые после октября 1917 г. государственные акты в области народного образования — «Положение о единой трудовой школе РСФСР» (сентябрь 1918 г.), «Основные принципы единой трудовой школы», опубликованные вместе с «Положением» 16 октября 1918 г., ряд правительственных декретов утвердили демократический принцип единой школы: бесплатной, доступной во всех своих звеньях детям, независимо от социального, имущественного положения и национальности их родителей. Этот принцип означал, что все звенья системы народного образования преемственно связаны между собой. Исключались какие-либо препятствия в виде тупиковых школ, не дававших возможность в дореволюционной России малообеспеченным учащимся переходить от начальной ступени обучения к высшим. Школа была провозглашена светской, независимой от церкви; родной язык каждого народа должен был стать основой образования во всех типах общеобразовательной школы. Вводилось совместное обучение лиц обоего пола, устанавливалось равенство мужчин и женщин в сфере образования, как и во всех других областях общественной жизни.

Реформы 1931-1936 гг.,50-70-х гг в России.Перестройка содержания,организации и методов учебно-воспитательной работы.

Наркомпросы союзных республик, их органы на местах и советское учительство творчески совершенствовали учебно-воспитательную работу школы соответственно новым требованиям развернутого социалистического строительства.
Для проведения занятий за каждым классом была закреплена определенная классная комната. Основной организационной формой учебных занятий стал урок, который имел определенную цель, отличался законченностью. Большое место на уроках занимало систематическое изложение учителем учебного материала в форме рассказа, объяснения, беседы, а в старших классах — школьной лекции.
При обучении чтению в первом классе был отвергнут «метод целых слов», тормозивший усвоение учащимися орфографических навыков. Обучение чтению стало производиться аналитико-синтетическим звуковым методом, основы которого были разработаны и успешно проверены на практике в течение многих десятилетий лучшими методистами начального обучения. Большое внимание стало уделяться обучению учащихся правильной устной и письменной речи. Уже в первом и во втором классах учащиеся получали некоторые грамматические сведения, а с третьего класса начиналось систематическое изучение грамматики. От учащихся требовалось усвоение орфографических навыков, для чего были введены систематические письменные упражнения и диктанты.Роль учителя в процессе обучения значительно возросла. Для руководства воспитательной работой в каждой группе (классе) были учреждены должности групповодов (с 1934 года — классных руководителей). Весной 1933 года во всех школах были впервые проведены проверочные переводные испытания, и с того года они вошли в распорядок школьной жизни. В отчетах уполномоченных наркомпросов, контролировавших проведение и результаты испытаний, с каждым годом отмечались все большие успехи школы в деле повышения знаний учащихся. В результате перестройки учебно-воспитательной работы повысился уровень общего образования советских школьников.Но учебно-воспитательная работа школы стала принимать все более односторонний характер: не уделялось внимания трудовому воспитанию, не осуществлялись указания о тесной связи общего образования с политехническим.

40.Средовая педагогика С.Т. Шацкого.Основные направления исследований Опытной станции Наркомпроса.

Шацкий — один из первых российских ученых, обратившийся к социальной педагогике детского сообщества (коллектива). После 1917 г. Шацкий по предложению Луначарского включается в работу по созданию советской школы, не оставляя идею детского сообщества. В 1919 им создается Первая опытная станция по народному образованию Наркомпроса с двумя отделениями: сельским (Калужская губерния) и городским (Москва).

В основу деятельности «Станции» был положен основной принцип советской педагогики 1920-х гг. — связь школы и воспитания с жизнью, боевой, наступательный характер педагогической деятельности. Сам Шацкий понимал воспитание, как организацию жизни детей, которая складывается из их физического роста, труда, игры, умственной деятельности, искусства, социальной жизни. Считал, что соединение обучения с производительным трудом необходимо, оно делает процесс овладения знаниями более осмысленным. Предлагал разработать по каждому учебному предмету систему заданий для самостоятельной работы учащихся, развития их инициативы и энергии. На «Станции» осуществлялась интересная идея: воспитывая детей, одновременно воздействовать и на взрослое население. Детский коллектив и жители района находились в постоянном сотрудничестве. Для того чтобы оно было успешным, изучали среду, быт каждой семьи, привлекали население к воспитанию детей, обобщали положительный опыт родительской педагогики.

В работе с детьми Шацкий предлагал идти от того, что рядом с ними, от семьи, дома, школы к более широким и дальним перспективам, к обществу, в конечном счете, участвуя в его преобразовании. Особое внимание уделялось эстетическому воспитанию, развитию художественного творчества.

В Первой опытной станции было два отделения.О пытные станции Наркомпроса, исследования — социально-педагогический эксперимент, наблюдение, опрос.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: