Театр Древней Греции. Греческая драма




Античный театр.


 


 



Древняя Греция была родиной не только демократии, но и европейского театра. Древ­негреческий театр, собиравший тысячи зри­телей, считался «школой для взрослых», шко­лой гражданства, мужества, мудрости и играл в жизни грека огромную роль. Каждый граж­данин полиса был обязан посещать театраль­ные представления. Недаром Периклом был выпущен закон о денежной помощи неимущим гражданам для по­сещения Театра.

Подарил нам это зрелищное искусство «бог веселый винограда» Диониc. Именно с религиозными празднествами в честь этого ли­кующего бога весны, солнца и плодоносящей земли, покровителя

 





 


 


1 — а) Менада с тирсом. Фрагмент росписи краснофигурного крате­ра; б) Дионис в ладье. Роспись чернофигурного килика; в) Дионис. Фрагмент росписи краснофигурной амфоры

виноделов связано зарождение в VI в. до н. э. театра. Дионис (его дру­гое имя Вакх, или Бахус) был сыном Зевса и дочери фиванского царя Кадма Семелы. Послушав совет ревнивой Геры, Семела попросила Зевса явиться во всем величии, и молнии Зевса испепелили бедную царевну и ее дом. Зевс успел лишь выхватить сына из пламени.

С именем красавца Диониса, увенчанного виноградными гроз­дьями и листьями мирта, связано много мифов, нашедших отраже­ние в пластике и вазописи. Например, в одном из мифов рассказы­вается, что Диониса захватили в плен пираты. Разгневавшись, он пре­вратил их в дельфинов, а мачту корабля оплел виноградными гроз­дьями.

2 — Сцена из греческой комедии с изображением Одиссея у волшебни­цы Кирки. Рисунок с чернофигурной вазы

Согласно мифам спутниками Диониса были проказливые весель­чаки и забияки сатиры — лесные боги с козлиными рогами, лоша­диными ушами, хвостами и копытами, и безумствующие менады или вакханки, в шкурах пятнистого оленя и с длинными, увитыми плю­щом тирсами (жезлами). Сокрушая все на своем пути, спутники Диониса били в тимпаны, высекали из земли тирсами мед и моло­ко и взывали в безумном восторге к богу: «Вакх, эвое!»

 

 

Первые те­атральные постановки со сценой, хором, актерами появились из религиозно-культовых обрядов.

Два раза в году (осенью, после сбора урожая, и весной, когда рас­цветала природа и открывали бочки молодого вина) древние греки устраивали в честь бога виноделия «страсти Диониса» — празднества, которые освобождали человека от мирских забот и уравнивали всех: крестьян и аристократов, ремесленников и полководцев.

Во время празднеств Диониса совершались жертвоприношения на алтаре Диониса; жрецы представляли народу разные мифы, касающиеся чествовавшегося божества. Эти мистические действа назывались dromena, т.е. «действие».

Позднее такие театральные зрелища стали проходить в форме состязаний поэтов-драматургов только в дни праздников Диониса в Афинах. С тех пор Афины считаются родиной драматического искусства.

 

Всего в году праздновались 4 праздника Диониса.

1. Малые Дионисии – в декабре-январе – «сельские дионисии» (справлялись в деревне).

В этот день в деревнях устраивались веселые шествия с жертвоприношением козла. После жертвоприношения начинались гуляния, во время которых происходили переодевания, ряженые разыгрывали сцены из мифов о Дионисе.

2. Линеи - в январе - феврале. Этот праздник был гораздо пышнее; проводился в Афинах в святилище Диониса. Именно на этих праздника, начиная с 500 г. до н.э. стали регулярно проводиться театральные состязания.

3. Анфестерии – совпадал с наступлением весны (февраль - март). Празднества продолжались 3 дня. Ряженые, представлявшие сатиров, вакханок, нимф, ходили по городу, участвовали в шумных играх, на которых происходили своеобразные соревнования – кто скорее выпьет большой кубок вина. Третий день праздника был посвящен не живым, а мертвым. В этот день приносили жертву божеству которое господствовало над душами умерших.

Этому праздника были присущи два совершенно разных переживания – веселье и радость сочетались со скорбью и слезами.

4. Великие Дионисии (Городские) - самый торжественный и пышный афинский праздник в честь бога виноделия, который отмечалось вес­ной в течение пяти дней. В 534 г. до нашей эры тиран Писистрат сделал культ Диониса госу­дарственным, чем снискал любовь и уважение демоса (народа). В пер­вый день Великих Дионисий проходили шествия и жертвоприноше­ния, а в течение остальных четырех дней показывались спектакли. Осенью на селе устраивались Сельские Дионисии. В Афинах эти представления превратились в более праздничное действо,

Организовывал театральные представления архонт — представи­тель городских властей. Он назначал из состоятельных граждан хорега (мецената), который оплачивал постановку пьес. Театральные пред­ставления продолжались несколько дней с утра и до темноты, и зри­тель успевал просмотреть три-четыре пьесы. Чтобы выдержать столь долгий спектакль, зрители приносили с собой из дома пишу, напитки и подушки на каменную скамью, чтобы было удобнее сидеть.

Еще во время Сельских Дионисий земледельцы одевали козли­ные шкуры и маски, подражая сатирам. Они пели в честь Диониса хвалебные песни-гимны — дифирамбы — и изображали какой-ни­будь его чудесный подвиг. Эта группа певцов называлась хором. В первых представлениях пел только хор, но позже руководитель это­го хора — корифей — и изображавший бога Диониса актер стали вести с хором и друг с другом разговор —диалог.

Так из хоровых песен козлоногих спутников Диониса возникли главные жанры греческого театрального искусства: трагедия и ко­медия. Слово «трагедия» в дословном переводе означает «песнь коз­лов». Комедия же родилась из песен веселых поселян, шествие ко­торых во время Сельских Дионисий называлось комос. Позднее по­явился третий тип греческой драмы — «драма сатиров» («трагедия, которая шутит»).

Трагедия, обычно рассказывая о богах и героях из мифов, подни­мала вечные проблемы, например, о чести и доблести. Персонажи комедий были, как правило, обыкновенными людьми, ошибки и по­роки которых высмеивались с выдумкой, весельем и грубоватыми шутками. В сатировской драме трагическая тема и трагические ге­рои изображались комически, а хор был одет сатирами, которые представляли полулюдей-полузверей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: