Античный театр.
Древняя Греция была родиной не только демократии, но и европейского театра. Древнегреческий театр, собиравший тысячи зрителей, считался «школой для взрослых», школой гражданства, мужества, мудрости и играл в жизни грека огромную роль. Каждый гражданин полиса был обязан посещать театральные представления. Недаром Периклом был выпущен закон о денежной помощи неимущим гражданам для посещения Театра.
Подарил нам это зрелищное искусство «бог веселый винограда» Диониc. Именно с религиозными празднествами в честь этого ликующего бога весны, солнца и плодоносящей земли, покровителя
1 — а) Менада с тирсом. Фрагмент росписи краснофигурного кратера; б) Дионис в ладье. Роспись чернофигурного килика; в) Дионис. Фрагмент росписи краснофигурной амфоры
виноделов связано зарождение в VI в. до н. э. театра. Дионис (его другое имя Вакх, или Бахус) был сыном Зевса и дочери фиванского царя Кадма Семелы. Послушав совет ревнивой Геры, Семела попросила Зевса явиться во всем величии, и молнии Зевса испепелили бедную царевну и ее дом. Зевс успел лишь выхватить сына из пламени.
С именем красавца Диониса, увенчанного виноградными гроздьями и листьями мирта, связано много мифов, нашедших отражение в пластике и вазописи. Например, в одном из мифов рассказывается, что Диониса захватили в плен пираты. Разгневавшись, он превратил их в дельфинов, а мачту корабля оплел виноградными гроздьями.
2 — Сцена из греческой комедии с изображением Одиссея у волшебницы Кирки. Рисунок с чернофигурной вазы
Согласно мифам спутниками Диониса были проказливые весельчаки и забияки сатиры — лесные боги с козлиными рогами, лошадиными ушами, хвостами и копытами, и безумствующие менады или вакханки, в шкурах пятнистого оленя и с длинными, увитыми плющом тирсами (жезлами). Сокрушая все на своем пути, спутники Диониса били в тимпаны, высекали из земли тирсами мед и молоко и взывали в безумном восторге к богу: «Вакх, эвое!»
|
Первые театральные постановки со сценой, хором, актерами появились из религиозно-культовых обрядов.
Два раза в году (осенью, после сбора урожая, и весной, когда расцветала природа и открывали бочки молодого вина) древние греки устраивали в честь бога виноделия «страсти Диониса» — празднества, которые освобождали человека от мирских забот и уравнивали всех: крестьян и аристократов, ремесленников и полководцев.
Во время празднеств Диониса совершались жертвоприношения на алтаре Диониса; жрецы представляли народу разные мифы, касающиеся чествовавшегося божества. Эти мистические действа назывались dromena, т.е. «действие».
Позднее такие театральные зрелища стали проходить в форме состязаний поэтов-драматургов только в дни праздников Диониса в Афинах. С тех пор Афины считаются родиной драматического искусства.
Всего в году праздновались 4 праздника Диониса.
1. Малые Дионисии – в декабре-январе – «сельские дионисии» (справлялись в деревне).
В этот день в деревнях устраивались веселые шествия с жертвоприношением козла. После жертвоприношения начинались гуляния, во время которых происходили переодевания, ряженые разыгрывали сцены из мифов о Дионисе.
2. Линеи - в январе - феврале. Этот праздник был гораздо пышнее; проводился в Афинах в святилище Диониса. Именно на этих праздника, начиная с 500 г. до н.э. стали регулярно проводиться театральные состязания.
|
3. Анфестерии – совпадал с наступлением весны (февраль - март). Празднества продолжались 3 дня. Ряженые, представлявшие сатиров, вакханок, нимф, ходили по городу, участвовали в шумных играх, на которых происходили своеобразные соревнования – кто скорее выпьет большой кубок вина. Третий день праздника был посвящен не живым, а мертвым. В этот день приносили жертву божеству которое господствовало над душами умерших.
Этому праздника были присущи два совершенно разных переживания – веселье и радость сочетались со скорбью и слезами.
4. Великие Дионисии (Городские) - самый торжественный и пышный афинский праздник в честь бога виноделия, который отмечалось весной в течение пяти дней. В 534 г. до нашей эры тиран Писистрат сделал культ Диониса государственным, чем снискал любовь и уважение демоса (народа). В первый день Великих Дионисий проходили шествия и жертвоприношения, а в течение остальных четырех дней показывались спектакли. Осенью на селе устраивались Сельские Дионисии. В Афинах эти представления превратились в более праздничное действо,
Организовывал театральные представления архонт — представитель городских властей. Он назначал из состоятельных граждан хорега (мецената), который оплачивал постановку пьес. Театральные представления продолжались несколько дней с утра и до темноты, и зритель успевал просмотреть три-четыре пьесы. Чтобы выдержать столь долгий спектакль, зрители приносили с собой из дома пишу, напитки и подушки на каменную скамью, чтобы было удобнее сидеть.
|
Еще во время Сельских Дионисий земледельцы одевали козлиные шкуры и маски, подражая сатирам. Они пели в честь Диониса хвалебные песни-гимны — дифирамбы — и изображали какой-нибудь его чудесный подвиг. Эта группа певцов называлась хором. В первых представлениях пел только хор, но позже руководитель этого хора — корифей — и изображавший бога Диониса актер стали вести с хором и друг с другом разговор —диалог.
Так из хоровых песен козлоногих спутников Диониса возникли главные жанры греческого театрального искусства: трагедия и комедия. Слово «трагедия» в дословном переводе означает «песнь козлов». Комедия же родилась из песен веселых поселян, шествие которых во время Сельских Дионисий называлось комос. Позднее появился третий тип греческой драмы — «драма сатиров» («трагедия, которая шутит»).
Трагедия, обычно рассказывая о богах и героях из мифов, поднимала вечные проблемы, например, о чести и доблести. Персонажи комедий были, как правило, обыкновенными людьми, ошибки и пороки которых высмеивались с выдумкой, весельем и грубоватыми шутками. В сатировской драме трагическая тема и трагические герои изображались комически, а хор был одет сатирами, которые представляли полулюдей-полузверей.