Знаки препинания в предложениях с обращениями.




ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

Тема 5. Предложения, осложненные обращениями и междометиями

 

Цели: актуализация знаний о синтаксических нормах русского литературного языка. Формирование навыков дифференциации конструкций, не выполняющих синтаксической роли в предложениях. Овладение знаниями об обращениях и междометиях.

 

Содержание программы в соответствии с целями:

1.Обращения, способы их выражения.

2.Междометия.

3. Знаки препинания при междометиях и обращениях.

 

Источники информации:

1.Буторина Е.П., Евграфова С.М. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – 2-е изд.; исп. и доп. – М.: ФОРУМ, 2015. – 288 с.

2. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи: учебник/Н.В.Кузнецова. – 3- изд. – М.: ФОРУМ, 2015. – 368 с. – (Профессиональное образование).

Информационные ресурсы:

1. https://www.gramota.ru

2. https://www.rus-ege.com

3. https://www.gramma.ru

4. https://www.rm.kirov.ru

5. https://www.ruscorpora.ru

6. https://dic.academic.ru

 

Для проверки полученных знаний курсантам и студентам необходимо ответить на вопросы согласно целям и содержанию обучения:

1. Объясните понятие конструкции, синтаксически не связанной с основным предложением.

2. Расскажите о междометиях.

3. Что такое обращение?

4. Назовите группы междометий.

5. Расскажите о правилах употребления слов согласия, несогласия, приветствия, прощания и т.п.

6. Какие знаки препинания ставятся в предложениях с обращениями и междометиями?

 

Краткие методические указания к практическому занятию № 5

Набор обучающих средств

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Обращение - обособленный интонационно и грамматически самостоятельный компонент предложения или сложного синтаксического целого, служащий для обозначения лица или предмета, являющегося адресатом речи. Обращение обычно не относят к членам предложения и не включают в синтаксическое дерево зависимостей или составляющих. Морфологическая форма обращения чаще всего представлена существительным или согласованным словосочетанием в именительном падеже.

Знаки препинания в предложениях с обращениями.

1. Обращение вместе со всеми относящимися к нему словами выделяется (в середине предложения) или отделяется (в начале или в конце предложения) запятыми, если произносится без восклицательной интонации: Товарищ курсант, приведите пример вводного слова! Здравия желаю, товарищ полковник! Завтра, уважаемые студенты, вам следует прийти пораньше.

2. Если обращение, стоящее в начале предложения, произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак: Господа присяжные заседатели! Слушается дело о мошенничестве.

3. Если обращение стоит в конце предложения, то перед ним ставится запятая, а после него – тот знак препинания, которого требует содержание и интонация предложения: Вы готовы, товарищи?

4. Правила выделения знаками препинания обращения распространяются и на те случаи, когда обращение выражено не традиционной формой именительного падежа существительного, а другой частью речи или существительным, но не в форме именительного падежа (такое обращение называет какой-нибудь признак лица, кому адресована речь): Эй, в шляпе, подойди сюда! Ах ты, такой-сякой, не слушаешь маму!

5. Личные местоимения ты и вы, как правило, выступают не в роли обращения, а в роли подлежащего: Вспомните нас, степи и долины, и вы, люди добрые!

Но в ряде случаев они могут выступать в роли обращения: Ну, ты, шевелись, а то прикладом огрею!

6. Повторяющиеся обращения разделяются запятой или восклицательным знаком. Господа судьи, господа присяжные заседатели! Прошу садиться.

7. Если распространенное обращение разорвано другими словами – членами предложения, то каждая часть обращения выделяется запятыми по общему правилу: Крепче, конское, бей, копыто, отчеканивая шаг!

Примечание. Не выделяются запятыми и не являются обращениями: Господи помилуй, боже упаси и т.п. Всяк сверчок знай свой шесток. Кто постарше садитесь.

 

Междометие - лексико-грамматический класс неизменяемых слов, не входящих ни в знаменательные, ни в служебные части речи и нерасчленённо выражающих эмоциональные и эмоционально-волевые реакции на окружающую действительность.

Знаки препинания при междометиях, частицах, утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных словах:

1. Междометие выделяется запятыми, если произносится без восклицательной интонации: Эй, подождите меня! Браво, Вы сегодня восхитительно пели! А, вот так дела! Жизнь, увы, не вечный праздник!

2. При восклицательной интонации ставится восклицательный знак: Тьфу! Да ты напугал меня! Ага! Попался! Ну,ну! Посмотрю я на тебя в другой ситуации!

Следует различать междометия и одинаково звучащие частицы: после междометий запятая ставится, после частиц – нет.

О ( эмоция), это было прекрасно! – О (какое) горе, горе!

Ой( удивление), кто это? – Ой( какой)ты гой еси, добрый молодец!

Ах (восхищение), какой был концерт! – Ах (какой)ты, обжора!

3. Повелительно-побудительные междометия и звукоподражательные слова выделяются запятыми или отделяются восклицательным знаком: Только, чур, не перебивать! Цыц! Не смей этим шутить!

УТВЕРДИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА

1. Слова да и нет, выражающие утверждение и отрицание, выделяются запятыми: Да, пройдут десятки лет, но никогда не забудутся годы войны!

Это больше не повторится, нет, не повторится!

2. После слов да и нет, произносимых с восклицательной интонацией, ставится восклицательный знак: Да! Злые языки страшнее пистолета! Нет! Ты выслушаешь меня!

3. Между повторяющимися словами да и нет ставится запятая: Да, да, я уверен в этом! Нет, нет! Вы не убедите меня!

4. усилительные частицы, стоящие перед да и нет, не отделяются запятой: Ну да, мы слышали об этом! О нет! Ни в коем случае!

ВОПРОСИТЕЛЬНО-ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА

1. Слово что, а что, что же, обозначающие вопросы, и слова как, как же, что же, выражающие удивление, подтверждение, согласие и т.п., за которыми следует предложение, раскрывающее их конкретный смысл (после них делается пауза), отделяются запятой: Что, если нам позвать их? Как, разве все пришли? Как же, ему только десять лет!

2. После слова вот, если следующее за ним предложение раскрывает его конкретный смысл, ставится запятая: Вот, возьмите эту книгу! Вот, можете полюбоваться на своего сынка!

Примечание. Следует отличать от частицы с указательным значением:

Вот аптека. – Вот, кончились наши запасы.

Ну вот теперь можно поговорить о делах. – Ну вот! Всё закончилось.

 

 

2. Для закрепления и проверки полученных знаний курсантам и студентам рекомендуется выполнить следующие обучающие задания согласно целям и содержанию программы.

 

Задание 1. Прочитайте, выделите междометия, объясните постановку знаков препинания.

1. - Эй, кто тут? – крикнул мужчина. 2. – А, была не была! 3. О, это я правильно з ашёл. 4. Ай Моська, з нать она сильна, что лает на слона! 5. Эх, брат, брат! 6. О з олотые времена, где в з ор смелей и сердце чище! 7. Самонадеянности она ох как не любила. 8. Ну и гро з а! Давно такой не бывало! 9. Ах, как люблю я море! 10. Ах море, ты з овешь меня з имой! 11. Ра з будил меня, черт во з ьми, и сбежал! 12. Только, чур, не перебивать! 13. Ну, давайте писать рапорт. 14. - Ага, я так и подумал! 15. Ну и жара выдалась! 16. - Ай да Василий! Ай да молодец! 17. - Ой, не з наю, не з наю. 18. Увы, таких уж нет! 19. - Ой горе мне, горе! 20. Ах ты, степь моя, степь привольная!

 

Задание 2. Спишите, ставя в местах // нужные знаки препинания.

1. О погляди как та звезда горит горит и потухает. 2.Чу там вдали неожиданно слышится тонко взывающий рог. 3.Ах как хорошо мы научились говорить. 4. Ах как плохо мы научились слушать. 5.Эй откликнись кто идет? 6.Увы печальна и бледна похвал не слушает она. 7.Чу где-то высоко в небе послышался негромкий, протяжный звук. 8. Псари кричат Ахти ребята вор! 9.Ах злые языки страшнее пистолета. 10. Все дружно ахнули. 11. Эх как надо научить тебя! 12. Это было где-то совсем близко.

 

Задание 3. Составьте предложения, в которых данные слова выступали бы в роли подлежащего и в роли обращения. Определите интонационные различия.

Обра з ец: Дру з ья! Прекрасен наш сою3! – Дру з ья обсуждали план похода.

Россия, отчи з на, мой друг, Донецк, мир, дорогой Алексей Петрович, сосед, з емля моя, люди мирного труда, гро з ный ветер, такая-сякая.

3адание 4. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Назовите предложения без междометий и обращений.

1. А Штирлица я попрошу остаться. 2. Вы наверно меня не слышите? 3. Война! Сколько жизней ты унесла! 4. Уважаемые судьи господа присяжные заседатели! Слушается дело о мошенничестве. 5. Как натерпелась ты земля родная! 6. Я попросил маму остаться. 7. Выйти из строя второй! 8. «Тише вы!», - крикнула девчонка. 8. Петрович тебя брат я прошу вернуться. 9. Взвейтесь кострами синие ночи! Мы пионеры дети рабочих... 10. Да смотрите не опоздайте. 11. Вот оно что? 12. Вот примите бандероль. 13. Ну что ваши родственники? Живы-здоровы? 14. Ну что же вы с нами не пошли? 15. Как же придёт он. 16. Как же он выйдет из дома без шапки?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: