МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ГБОУ ВО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
Лукинова Н.Г.
Рабочая тетрадь самостоятельных занятий для студентов
Выполнила Тарасенко И.В.
Ставрополь
Тематический план по «Возрастной анатомии, физиологии и гигиены»
Уровни организации и функциональные системы организма. Онтогенез. | |
Строение, функции и возрастные особенности нервной системы | |
Нейрофизиологические механизмы высшей нервной деятельности. Возрастные особенности высшей нервной деятельности | |
Строение, возрастные особенности и гигиена сенсорных систем | |
Строение и возрастные особенности опорно-двигательного аппарата. | |
Строение и возрастные особенности сердечнососудистой системы. Иммунитет | |
Значение, строение и функции органов дыхания. Анатомия и физиология органов пищеварения | |
Обмен веществ и энергии в организме. Питание | |
Особенности строения и физиологии эндокринных желез. Выделительная система | |
Строение, возрастные особенности и гигиена кожи |
Содержание
Тематический план 2
Введение 4
Уровни организации и функциональные системы организма. Онтогенез5
Строение, функции и возрастные особенности нервной системы15Нейрофизиологические механизмы высшей нервной деятельности. Возрастные особенности высшей нервной деятельности 25
Строение, возрастные особенности и гигиена сенсорных систем28
Строение и возрастные особенности опорно-двигательного аппарата30
Строение и возрастные особенности сердечнососудистой системы 34
Значение, строение и функции органов дыхания. Анатомия и физиология органов пищеварения. 37
Обмен веществ и энергии в организме. Питание 41 Особенности строения и физиологии эндокринных желез. Выделительная система 44 Строение, возрастные особенности и гигиена кожи 55
Введение.
Содержание рабочей тетради предусматривает выполнение учебных заданий различной сложности и предполагает разные уровни освоения студентами теоретического и методического материала по формированию навыков.
Рабочая тетрадь по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Возрастная анатомия, физиология» призвана обеспечить профессионально-педагогическое формирование будущих педагогов. Она способствует развитию у них устойчивого интереса к обучению, усвоению научно-методических знаний, умений и навыков, необходимых для будущей практической деятельности. Задания формируют навыки самостоятельной работы с учебной и методической литературой;а также способствуютразвитию профессионального методического мышления и творческого подхода к своей педагогической деятельности; стимулируют научно-методическое творчество и развитие исследовательских способностей.
Рабочая тетрадь включает в себя темы,задания для самостоятельной работы (репродуктивного и продуктивного характера):
а) задания, требующие от студентов воспроизведения информации по памяти;
б) задания, требующие проявления умственных методических умений;
в) задания, требующие от студентов творческого подхода, связанного с умением применять знания в различных ситуациях, моделирующих практическую деятельность учителя по формированию навыков безопасного типа поведения;
г) задания, содержащие проблемные ситуации с профессиональной направленностью.
Рабочая тетрадь предназначена для целенаправленной учебной работы студентов в аудитории (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль знаний), а также для подготовки к зачетам, экзаменам по данной дисциплине.
Тема 1. Уровни организации и функциональные системы организма. Онтогенез.
Задания 1: 1. Дописать:
Анатомия –
Физиология –
Гигиена -
_________________- это наука, изучающая особенности процесса жизнедеятельности организма на разных этапах онтогенеза. Она является самостоятельной ветвью физиологии человека и животных, в предмет которой входит изучение закономерностей становления и развития физиологических функций организма на протяжении его жизненного пути от оплодотворения до конца жизни.
2. Вставьте пропущенные термины в тексте:
____________– сложнейшая, иерархически (соподчинено) организованная система органов и структур, обеспечивающих жизнедеятельность и взаимодействие с окружающей средой. Элементарной единицей организма является __________. Совокупность клеток сходных по происхождению, строению и функции, образуют __________. Ткани образуют _________, выполняющие определенные функции. Органы образуют анатомо-физиологические системы.
3. Заполните таблицу, уровни организации живой материи
Название уровня | Степени сложности в общей иерархии живого |
Молекулярный | |
Субклеточный Клеточный | |
Органно-тканевый | |
Организменный | |
Системный |
4. Заполните таблицу: Строение клетки.
№ | Названия | Строение | Функции |
Клеточная мембрана | |||
Цитоплазма | |||
Ядерная оболочка | |||
Ядро | |||
Ядрышко | |||
Лизосомы | |||
Аппарат Гольджи | |||
Митохондрии | |||
ЭПС | |||
Клеточный центр | |||
Рибосомы | |||
Хромосома |
5. Заполните таблицу, виды ткани
Название ткани | Строение | Функции |
1.Эпителиальная | ||
а) кубический эпителий | ||
б) плоский эпителий | ||
в) мерцательный эпителий | ||
2.Соединительная ткань - твёрдая | ||
а) костная ткань | ||
б) хрящевая ткань | ||
в) волокнистая ткань | ||
г) жировая ткань | ||
Соединительная ткань - жидкая | ||
3. Мышечная ткань | ||
а) скелетная | ||
б) гладкая | ||
в) поперечно – полосатая сердечная |
Задания 2: 1. Дописать:
Генотип –
Фенотип –
2. Вставьте пропущенные слова:
Наследственностью называется………. ……………. детям.
3. Какие причины являются появлением аномалией у ребенка?
________________________________________________________________
4. Какие аномалии существуют:
1. музыкальный слух 2. форма носа 3. умственная отсталость 4. цвет волос
5. Что называется модификационной изменчивостью?
________________________________________________________________________________
6. Какую роль играет фенотип для генотипа? ________________________________________________________________________
7. Вставьте пропущенные слова в предложения. Половое размножение обеспечивает смену поколений человеческих популяций. При слиянии женской и мужской половых клеток образуется _________________, дающая начало новому организму. Он наследует признаки отца и матери. Половые клетки образуются в ___________________________: яйцеклетки образуются в _________________, сперматозоиды в ______________.
8. Заполните таблицу, типы деления, созревания клеток
Названия | Митоз | Мейоз | Сперматогенез | Овогенез | |
Интерфаза | |||||
Профаза 1деления | |||||
Метафаза 1 деления | |||||
Анафаза 1 деления | |||||
Телофаза 1 деления | |||||
Профаза 2деления | |||||
Метафаза 2 деления | |||||
Анафаза 2 деления | |||||
Телофаза 2 деления |
9. Перечислить наиболее опасные в онтогенезе критические периоды ( используя учебник «Анатомия и физиология детей и подростков М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
10. Заполните таблицу - основные этапы пренатального онтогенез зародыша (используя учебник «Анатомия ифизиология детей и подростков М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина)
№ | Недели развития зародыша | Изменения в развитии зародыша |
11. Заполните таблицу, возрастные периоды жизни человека (используя учебник «Анатомия и физиология детей и подростков М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина)
Период жизни | Возраст |
12. Заполните таблицу, типы телосложения ( используя учебник «Анатомия и физиология детей и подростков М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина):
Типы телосложения | Особенности телосложения |
Долихоморфный(астенический) | |
Мезоморфный (нормостенический) | |
Брахиморфный |
13. Соотнесите термины и определения (правильно поставить стрелки).
1. Возраст - | А) понятие, отражающее степень морфологического и физиологического развития организма. | |
2. Биологический возраст | Б) периодически повторяющиеся изменения характера интенсивности биологических процессов и явлений. | |
3. Биологические ритмы - | В) рядовой представитель живой природы, отличающийся значительной продолжительностью жизни по сравнению со средней продолжительностью жизни других представителей своего вида. | |
4. Хронобиология - | Г) фактически, выраженный числом период просуществовавшего времени | |
5. Долгожитель - | Д) наука о биоритмах |
14.Чем отличается биологический возраст от паспортного, хронологического?
15.Перечислите признаки биологического возраста:_________________________________________________ 1. ________________________________________________2.___________________________3 .______________________
16.Акселерация – это
______________________________________________________________________________________________________
17. Каковы признаки акселерации физического развития, характерные для различных возрастных периодов?
18. Чем отличаются дети – акселераты от других детей?
19. Заполните таблицу, показатели физического развития
Соматометрические | Стоматоскопические | Физиометрические |
20. Внесите в таблицу характеристику каждой группы здоровья детей, распределив данные свойства.
Группа здоровья I | Группа здоровья II | Группа здоровья III | Группа здоровья IV | Группа здоровья V |
Свойства: 1.- дети здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций. - дети, имеющие внешние компенсированные врожденные дефекты развития. 2.– дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями. 3. – дети с хроническими заболеваниями и врожденными пороками развития разной степени активности и компенсации, с сохраненными функциональными возможностями. 4. – дети, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья, постоянного (хронические заболевания в стадии субкомпенсации). 5.– дети здоровые, но с факторами риска по возникновению патологии, функциональными и некоторыми морфологическими отклонениями, хроническими заболеваниями.