Тема 1. Уровни организации и функциональные системы организма. Онтогенез.




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ГБОУ ВО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

 

Лукинова Н.Г.

 

Рабочая тетрадь самостоятельных занятий для студентов

 

Выполнила Тарасенко И.В.

 

 

Ставрополь

Тематический план по «Возрастной анатомии, физиологии и гигиены»

 

  Уровни организации и функциональные системы организма. Онтогенез.
  Строение, функции и возрастные особенности нервной системы
  Нейрофизиологические механизмы высшей нервной деятельности. Возрастные особенности высшей нервной деятельности
  Строение, возрастные особенности и гигиена сенсорных систем
  Строение и возрастные особенности опорно-двигательного аппарата.
  Строение и возрастные особенности сердечнососудистой системы. Иммунитет
  Значение, строение и функции органов дыхания. Анатомия и физиология органов пищеварения
  Обмен веществ и энергии в организме. Питание
  Особенности строения и физиологии эндокринных желез. Выделительная система
  Строение, возрастные особенности и гигиена кожи

 

Содержание

Тематический план 2

Введение 4

Уровни организации и функциональные системы организма. Онтогенез5

Строение, функции и возрастные особенности нервной системы15Нейрофизиологические механизмы высшей нервной деятельности. Возрастные особенности высшей нервной деятельности 25

Строение, возрастные особенности и гигиена сенсорных систем28

Строение и возрастные особенности опорно-двигательного аппарата30

Строение и возрастные особенности сердечнососудистой системы 34

Значение, строение и функции органов дыхания. Анатомия и физиология органов пищеварения. 37

Обмен веществ и энергии в организме. Питание 41 Особенности строения и физиологии эндокринных желез. Выделительная система 44 Строение, возрастные особенности и гигиена кожи 55

 

Введение.

Содержание рабочей тетради предусматривает выполнение учебных заданий различной сложности и предполагает разные уровни освоения студентами теоретического и методического материала по формированию навыков.

Рабочая тетрадь по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Возрастная анатомия, физиология» призвана обеспечить профессионально-педагогическое формирование будущих педагогов. Она способствует развитию у них устойчивого интереса к обучению, усвоению научно-методических знаний, умений и навыков, необходимых для будущей практической деятельности. Задания формируют навыки самостоятельной работы с учебной и методической литературой;а также способствуютразвитию профессионального методического мышления и творческого подхода к своей педагогической деятельности; стимулируют научно-методическое творчество и развитие исследовательских способностей.

Рабочая тетрадь включает в себя темы,задания для самостоятельной работы (репродуктивного и продуктивного характера):

а) задания, требующие от студентов воспроизведения информации по памяти;

б) задания, требующие проявления умственных методических умений;

в) задания, требующие от студентов творческого подхода, связанного с умением применять знания в различных ситуациях, моделирующих практическую деятельность учителя по формированию навыков безопасного типа поведения;

г) задания, содержащие проблемные ситуации с профессиональной направленностью.

Рабочая тетрадь предназначена для целенаправленной учебной работы студентов в аудитории (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль знаний), а также для подготовки к зачетам, экзаменам по данной дисциплине.

Тема 1. Уровни организации и функциональные системы организма. Онтогенез.

Задания 1: 1. Дописать:

Анатомия –

Физиология –

Гигиена -

_________________- это наука, изучающая особенности процесса жизнедеятельности организма на разных этапах онтогенеза. Она является самостоятельной ветвью физиологии человека и животных, в предмет которой входит изучение закономерностей становления и развития физиологических функций организма на протяжении его жизненного пути от оплодотворения до конца жизни.

2. Вставьте пропущенные термины в тексте:

____________– сложнейшая, иерархически (соподчинено) организованная система органов и структур, обеспечивающих жизнедеятельность и взаимодействие с окружающей средой. Элементарной единицей организма является __________. Совокупность клеток сходных по происхождению, строению и функции, образуют __________. Ткани образуют _________, выполняющие определенные функции. Органы образуют анатомо-физиологические системы.

3. Заполните таблицу, уровни организации живой материи

Название уровня Степени сложности в общей иерархии живого
Молекулярный    
Субклеточный Клеточный      
Органно-тканевый    
Организменный    
Системный  

4. Заполните таблицу: Строение клетки.

 

  № Названия Строение Функции
  Клеточная мембрана    
  Цитоплазма    
  Ядерная оболочка    
  Ядро    
  Ядрышко    
  Лизосомы    
  Аппарат Гольджи    
  Митохондрии    
  ЭПС    
  Клеточный центр    
  Рибосомы    
  Хромосома    

 

5. Заполните таблицу, виды ткани

Название ткани Строение Функции
     
1.Эпителиальная    
а) кубический эпителий    
б) плоский эпителий    
в) мерцательный эпителий    
2.Соединительная ткань - твёрдая    
а) костная ткань    
б) хрящевая ткань    
в) волокнистая ткань    
г) жировая ткань    
Соединительная ткань - жидкая    
3. Мышечная ткань    
а) скелетная    
б) гладкая    
в) поперечно – полосатая сердечная    

Задания 2: 1. Дописать:

Генотип –

Фенотип –

2. Вставьте пропущенные слова:

Наследственностью называется………. ……………. детям.

3. Какие причины являются появлением аномалией у ребенка?

________________________________________________________________

4. Какие аномалии существуют:

1. музыкальный слух 2. форма носа 3. умственная отсталость 4. цвет волос

5. Что называется модификационной изменчивостью?

________________________________________________________________________________

6. Какую роль играет фенотип для генотипа? ________________________________________________________________________

7. Вставьте пропущенные слова в предложения. Половое размножение обеспечивает смену поколений человеческих популяций. При слиянии женской и мужской половых клеток образуется _________________, дающая начало новому организму. Он наследует признаки отца и матери. Половые клетки образуются в ___________________________: яйцеклетки образуются в _________________, сперматозоиды в ______________.

8. Заполните таблицу, типы деления, созревания клеток

  Названия Митоз Мейоз Сперматогенез Овогенез
  Интерфаза        
  Профаза 1деления        
  Метафаза 1 деления        
  Анафаза 1 деления        
  Телофаза 1 деления        
  Профаза 2деления        
  Метафаза 2 деления        
  Анафаза 2 деления        
  Телофаза 2 деления        

9. Перечислить наиболее опасные в онтогенезе критические периоды ( используя учебник «Анатомия и физиология детей и подростков М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

 

10. Заполните таблицу - основные этапы пренатального онтогенез зародыша (используя учебник «Анатомия ифизиология детей и подростков М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина)

 

  № Недели развития зародыша Изменения в развитии зародыша
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

11. Заполните таблицу, возрастные периоды жизни человека (используя учебник «Анатомия и физиология детей и подростков М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина)

Период жизни Возраст
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

12. Заполните таблицу, типы телосложения ( используя учебник «Анатомия и физиология детей и подростков М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина):

Типы телосложения Особенности телосложения
Долихоморфный(астенический)  
Мезоморфный (нормостенический)  
Брахиморфный  

13. Соотнесите термины и определения (правильно поставить стрелки).

 

1. Возраст -   А) понятие, отражающее степень морфологического и физиологического развития организма.
2. Биологический возраст   Б) периодически повторяющиеся изменения характера интенсивности биологических процессов и явлений.
3. Биологические ритмы -   В) рядовой представитель живой природы, отличающийся значительной продолжительностью жизни по сравнению со средней продолжительностью жизни других представителей своего вида.
4. Хронобиология -   Г) фактически, выраженный числом период просуществовавшего времени
5. Долгожитель -   Д) наука о биоритмах

14.Чем отличается биологический возраст от паспортного, хронологического?

15.Перечислите признаки биологического возраста:_________________________________________________ 1. ________________________________________________2.___________________________3 .______________________

 

16.Акселерация – это

______________________________________________________________________________________________________

17. Каковы признаки акселерации физического развития, характерные для различных возрастных периодов?

18. Чем отличаются дети – акселераты от других детей?

 

19. Заполните таблицу, показатели физического развития

Соматометрические Стоматоскопические Физиометрические
     
     

20. Внесите в таблицу характеристику каждой группы здоровья детей, распределив данные свойства.

 

Группа здоровья I Группа здоровья II Группа здоровья III Группа здоровья IV Группа здоровья V
         

Свойства: 1.- дети здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций. - дети, имеющие внешние компенсированные врожденные дефекты развития. 2.– дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями. 3. – дети с хроническими заболеваниями и врожденными пороками развития разной степени активности и компенсации, с сохраненными функциональными возможностями. 4. – дети, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья, постоянного (хронические заболевания в стадии субкомпенсации). 5.– дети здоровые, но с факторами риска по возникновению патологии, функциональными и некоторыми морфологическими отклонениями, хроническими заболеваниями.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: