МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ГБОУ ВО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
Лукинова Н.Г.
Рабочая тетрадь самостоятельных занятий для студентов
Выполнила Тарасенко И.В.
Ставрополь
Тематический план по «Возрастной анатомии, физиологии и гигиены»
| Уровни организации и функциональные системы организма. Онтогенез. | |
| Строение, функции и возрастные особенности нервной системы | |
| Нейрофизиологические механизмы высшей нервной деятельности. Возрастные особенности высшей нервной деятельности | |
| Строение, возрастные особенности и гигиена сенсорных систем | |
| Строение и возрастные особенности опорно-двигательного аппарата. | |
| Строение и возрастные особенности сердечнососудистой системы. Иммунитет | |
| Значение, строение и функции органов дыхания. Анатомия и физиология органов пищеварения | |
| Обмен веществ и энергии в организме. Питание | |
| Особенности строения и физиологии эндокринных желез. Выделительная система | |
| Строение, возрастные особенности и гигиена кожи |
Содержание
Тематический план 2
Введение 4
Уровни организации и функциональные системы организма. Онтогенез5
Строение, функции и возрастные особенности нервной системы15Нейрофизиологические механизмы высшей нервной деятельности. Возрастные особенности высшей нервной деятельности 25
Строение, возрастные особенности и гигиена сенсорных систем28
Строение и возрастные особенности опорно-двигательного аппарата30
Строение и возрастные особенности сердечнососудистой системы 34
Значение, строение и функции органов дыхания. Анатомия и физиология органов пищеварения. 37
Обмен веществ и энергии в организме. Питание 41 Особенности строения и физиологии эндокринных желез. Выделительная система 44 Строение, возрастные особенности и гигиена кожи 55
Введение.
Содержание рабочей тетради предусматривает выполнение учебных заданий различной сложности и предполагает разные уровни освоения студентами теоретического и методического материала по формированию навыков.
Рабочая тетрадь по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Возрастная анатомия, физиология» призвана обеспечить профессионально-педагогическое формирование будущих педагогов. Она способствует развитию у них устойчивого интереса к обучению, усвоению научно-методических знаний, умений и навыков, необходимых для будущей практической деятельности. Задания формируют навыки самостоятельной работы с учебной и методической литературой;а также способствуютразвитию профессионального методического мышления и творческого подхода к своей педагогической деятельности; стимулируют научно-методическое творчество и развитие исследовательских способностей.
Рабочая тетрадь включает в себя темы,задания для самостоятельной работы (репродуктивного и продуктивного характера):
а) задания, требующие от студентов воспроизведения информации по памяти;
б) задания, требующие проявления умственных методических умений;
в) задания, требующие от студентов творческого подхода, связанного с умением применять знания в различных ситуациях, моделирующих практическую деятельность учителя по формированию навыков безопасного типа поведения;
г) задания, содержащие проблемные ситуации с профессиональной направленностью.
Рабочая тетрадь предназначена для целенаправленной учебной работы студентов в аудитории (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль знаний), а также для подготовки к зачетам, экзаменам по данной дисциплине.
Тема 1. Уровни организации и функциональные системы организма. Онтогенез.
Задания 1: 1. Дописать:
Анатомия –
Физиология –
Гигиена -
_________________- это наука, изучающая особенности процесса жизнедеятельности организма на разных этапах онтогенеза. Она является самостоятельной ветвью физиологии человека и животных, в предмет которой входит изучение закономерностей становления и развития физиологических функций организма на протяжении его жизненного пути от оплодотворения до конца жизни.
2. Вставьте пропущенные термины в тексте:
____________– сложнейшая, иерархически (соподчинено) организованная система органов и структур, обеспечивающих жизнедеятельность и взаимодействие с окружающей средой. Элементарной единицей организма является __________. Совокупность клеток сходных по происхождению, строению и функции, образуют __________. Ткани образуют _________, выполняющие определенные функции. Органы образуют анатомо-физиологические системы.
3. Заполните таблицу, уровни организации живой материи
| Название уровня | Степени сложности в общей иерархии живого |
| Молекулярный | |
| Субклеточный Клеточный | |
| Органно-тканевый | |
| Организменный | |
| Системный |
4. Заполните таблицу: Строение клетки.
| № | Названия | Строение | Функции |
| Клеточная мембрана | |||
| Цитоплазма | |||
| Ядерная оболочка | |||
| Ядро | |||
| Ядрышко | |||
| Лизосомы | |||
| Аппарат Гольджи | |||
| Митохондрии | |||
| ЭПС | |||
| Клеточный центр | |||
| Рибосомы | |||
| Хромосома |
5. Заполните таблицу, виды ткани
| Название ткани | Строение | Функции |
| 1.Эпителиальная | ||
| а) кубический эпителий | ||
| б) плоский эпителий | ||
| в) мерцательный эпителий | ||
| 2.Соединительная ткань - твёрдая | ||
| а) костная ткань | ||
| б) хрящевая ткань | ||
| в) волокнистая ткань | ||
| г) жировая ткань | ||
| Соединительная ткань - жидкая | ||
| 3. Мышечная ткань | ||
| а) скелетная | ||
| б) гладкая | ||
| в) поперечно – полосатая сердечная |
Задания 2: 1. Дописать:
Генотип –
Фенотип –
2. Вставьте пропущенные слова:
Наследственностью называется………. ……………. детям.
3. Какие причины являются появлением аномалией у ребенка?
________________________________________________________________
4. Какие аномалии существуют:
1. музыкальный слух 2. форма носа 3. умственная отсталость 4. цвет волос
5. Что называется модификационной изменчивостью?
________________________________________________________________________________
6. Какую роль играет фенотип для генотипа? ________________________________________________________________________
7. Вставьте пропущенные слова в предложения. Половое размножение обеспечивает смену поколений человеческих популяций. При слиянии женской и мужской половых клеток образуется _________________, дающая начало новому организму. Он наследует признаки отца и матери. Половые клетки образуются в ___________________________: яйцеклетки образуются в _________________, сперматозоиды в ______________.
8. Заполните таблицу, типы деления, созревания клеток
| Названия | Митоз | Мейоз | Сперматогенез | Овогенез | |
| Интерфаза | |||||
| Профаза 1деления | |||||
| Метафаза 1 деления | |||||
| Анафаза 1 деления | |||||
| Телофаза 1 деления | |||||
| Профаза 2деления | |||||
| Метафаза 2 деления | |||||
| Анафаза 2 деления | |||||
| Телофаза 2 деления |
9. Перечислить наиболее опасные в онтогенезе критические периоды ( используя учебник «Анатомия и физиология детей и подростков М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
10. Заполните таблицу - основные этапы пренатального онтогенез зародыша (используя учебник «Анатомия ифизиология детей и подростков М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина)
| № | Недели развития зародыша | Изменения в развитии зародыша |
11. Заполните таблицу, возрастные периоды жизни человека (используя учебник «Анатомия и физиология детей и подростков М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина)
| Период жизни | Возраст |
12. Заполните таблицу, типы телосложения ( используя учебник «Анатомия и физиология детей и подростков М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина):
| Типы телосложения | Особенности телосложения |
| Долихоморфный(астенический) | |
| Мезоморфный (нормостенический) | |
| Брахиморфный |
13. Соотнесите термины и определения (правильно поставить стрелки).
| 1. Возраст - | А) понятие, отражающее степень морфологического и физиологического развития организма. | |
| 2. Биологический возраст | Б) периодически повторяющиеся изменения характера интенсивности биологических процессов и явлений. | |
| 3. Биологические ритмы - | В) рядовой представитель живой природы, отличающийся значительной продолжительностью жизни по сравнению со средней продолжительностью жизни других представителей своего вида. | |
| 4. Хронобиология - | Г) фактически, выраженный числом период просуществовавшего времени | |
| 5. Долгожитель - | Д) наука о биоритмах |
14.Чем отличается биологический возраст от паспортного, хронологического?
15.Перечислите признаки биологического возраста:_________________________________________________ 1. ________________________________________________2.___________________________3 .______________________
16.Акселерация – это
______________________________________________________________________________________________________
17. Каковы признаки акселерации физического развития, характерные для различных возрастных периодов?
18. Чем отличаются дети – акселераты от других детей?
19. Заполните таблицу, показатели физического развития
| Соматометрические | Стоматоскопические | Физиометрические |
20. Внесите в таблицу характеристику каждой группы здоровья детей, распределив данные свойства.
| Группа здоровья I | Группа здоровья II | Группа здоровья III | Группа здоровья IV | Группа здоровья V |
Свойства: 1.- дети здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций. - дети, имеющие внешние компенсированные врожденные дефекты развития. 2.– дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями. 3. – дети с хроническими заболеваниями и врожденными пороками развития разной степени активности и компенсации, с сохраненными функциональными возможностями. 4. – дети, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья, постоянного (хронические заболевания в стадии субкомпенсации). 5.– дети здоровые, но с факторами риска по возникновению патологии, функциональными и некоторыми морфологическими отклонениями, хроническими заболеваниями.