Тема 3. Нейрофизиологические механизмы высшей нервной деятельности. Возрастные особенности высшей нервной деятельности




Задания 1. Впишите термин

1. Специфическое состояние мозга и всего организма, характеризующееся расслаблением мышц, слабой реакцией на внешние раздражители и рядом других признаков – это сон.

2. Английский философ Г.Спенсер описывал это так: «Врожденное наследственное свойство, представляющее собой способность животных и человека приспосабливаться к сложным условиям среды, характеризующееся следующими чертами: способностью познавать, всеобщностью, наследуемостью………». О какой особенности ВНД идет речь?

Речь идёт об интеллекте.

3. Объясните факт: «Маленькому ребенку впервые показали лимон, он проявил к нему интерес как к новому предмету. Взрослому человеку подали лимон, у него началось слюноотделение».

Существуют врождённые и приобретённые рефлексы. Поскольку ребёнок не знал о кислых свойствах лимона, у него не наблюдалось выделения слюны.

4. При действии сильного постороннего раздражителя в коре головного мозга возникает...торможение. ( Назвать вид торможения)

Запредельное торможение.

5. Вторая сигнальная система действительности обеспечивает человеку формирование обобщённого представления об окружающей действительности с помощью слова и речи.

 

6. Составьте развёрнутый план к теме «Мотивации и эмоции, сон»

План

1.а)Понятие мотиваций

б)виды мотиваций: экстринсивная и интринсивная; положительная и отрицательная, устойчивая и неустойчивая

в)классификация мотиваций: индивидуальные, групповые, познавательные мотивации

г)факторы, определяющие уровень мотивации

д)способы мотивации

2.а)Понятие эмоций

б)виды эмоций: негативная, позитивная, нейтральная, нетрадиционная, статическая и динамическая

в)характеристики эмоций: валентность (тон), интенсивность, стеничность, содержание

г) функции эмоций: сигнальная, отражательная, пусковая, побудительная, организующая/дезорганизующая, регулирующая, аварийного выхода, коммуникативная, предвосхищающая, мобилизирующая, катарсическая, приспособительная, переключательная.

3.а)Понятие сна

б)структура сна: медленный и быстрый сон

в)функции сна

г)нарушение сна: бессонница, нарколепсия, летаргический сон

 

Задание 2: 1. Дописать

Темперамент — это индивидуальные особенности человека, определяющие темп, ритм психических и эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека – подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т.д.

2. Укажите основные виды темперамента и их отличительные психологи­ческие особенности. Заполните таблицу

Вид темперамента Отличительные особенности Отрицательные проявления
1.Холерик Энергичность, увлечённость, трудоспособность, целеустремлённость Горячность, невыдержанность, нетерпеливость
2.Сангвиник Мобильность, оптимизм, жизнерадостность, трудолюбие Склонность к зазнайству, легкомыслие, поверхностность
3.Флегматик Устойчивость, постоянство, терпеливость, надёжность Медлительность, невыразительность
4.Меланхолик Высокая чувствительность, мягкость, человечность, доброжелательность, способность к сочувствию Низкая работоспособность, мнительность, ранимость

3. Укажите (отметьте знаком *) характеристики типа высшей нервной деятельности, соответствующие каждому виду темперамента:

Вид темперамента Характеристика типа высшей нервной деятельности
Силь­ный Слабый Уравновешенный Неуравновешенный Подвижный Инерт­ный
Сангвиник *   *   *  
Холерик *     * *  
Флегматик *   *     *
Меланхолик   *   *   *

4. Решите ситуацию. Четыре человека, у первого из которых преобладает сангвинический темперамент, у второго — холерический, у третьего — флегматический, у четвертого — меланхолический, претендуют на одно вакантное место: преподавателя.

В роли руководителя проанализируйте достоинства и недостатки каж­дого претендента, если по остальным параметрам (образование, опыт работы, отзывы с предыдущего места работы, возраст и др.) они име­ют примерно равные характеристики с точки зрения предстоящей ра­боты. Сделайте выбор и обоснуйте свое решение.

На данное вакантное место преподавателя больше всех подходит человек с флегматическим темпераментом. Он невозмутим, неспешен, имеет устойчивые стремления и настроение. Проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

5. Есть ли в тексте биологические ошибки или неточности? Если есть, то в чём они заключаются? Ребёнок сначала начинает понимать слова, а затем употреблять их. Слово становится условным сигналом раньше, чем условной реакцией ответом. Науке известно более 30 случаев, когда детей вскармливали животные (волки, леопарды, обезьяны). Во всех случаях выросшие среди животных люди легко осваивались, начав свою жизнь среди людей (ходили на двух ногах, быстро учились говорить)

Во всех случаях выросшие среди животных дети так и не смогли освоиться и начать свою жизнь среди людей (ходили на четвереньках, не обладали речью, а лишь издавали животно-подобные звуки).

6. Составьте развёрнутый план по вопросу «Возрастные особенности высшей нервной деятельности»

План



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: