Финансы общественных объединений




Общественные объединения создаются на основе:

· принадлежности людей к одной профессии;

· принадлежности людей к определенной социальной группе;

· общих интересов, увлечений;

· общих подходов к решению задач общегражданского, идеологического значения.

Примерами общественных объединений являются:

· профессиональные союзы (учителей, шахтеров, врачей);

· политические партии;

· творческие союзы (художником, писателей, театральных деятелей);

· спортивные общества («Динамо», «Спартак»);

· добровольные общества (изобретателей, рационализаторов);

· специальные целевые фонды (Российский международный фонд культуры, фонд конверсии);

· благотворительные фонды (Международный фонд милосердия и здоровья. Российский детский фонд).

Финансы общественных объединений формируются за счет:

· уплаты вступительных и членских взносов;

· выплат и льгот из фондов объединений;

· материальных пожертвований предприятий, учреждений в пользу общественных объединений;

· формирования и использования фондов объединений (фонда заработной платы, фонда капитальных вложений и т.д.);

· передачи доходив вышестоящими инстанциями и получения от них помощи.

Основной источник финансовых ресурсов - вступительные и членские взносы. Они также владеют недвижимостью и имуществом, в том числе на долевых началах, причем собственность не выступает источником доходов для отдельных членов общественных объединений. Организация финансов этих объединений регламентируется их уставами и лишь частично государством. Все доходы общественных объединений направляются на их уставные потребности. [3, c. 347-34]

В хозяйственно-финансовой деятельности общественных объединений сочетается коммерческий расчет и сметное финансирование, что находит отражение в их финансовых планах.

Доходная часть финансовых планов общественных объединений состоит:

· из вступительных и членских взносов;

· доходов от деятельности хозяйственных предприятий;

· доходов от проведения платных мероприятий;

· специальных денежных отчислений из прибыли предприятий.

Расходная часть финансовых планов общественных объединений включает:

· затраты, связанные с основной деятельностью;

· затраты на содержание аппарата;

· затраты на управление капитальным строительством и капитальным ремонтом;

· административно-хозяйственные расходы;

· расходы на международные связи.

В соответствии с уставной деятельностью общественные объединения, как правило, не имеют финансовых обязательств перед бюджетом.

Подведомственные общественным объединениям предприятия функционируют на принципах коммерческого расчета. В случае увеличения доходов от деятельности подведомственных предприятий они направляются на приобретение имущества и снижение.

 

ГЛАВА III. Государственные финансы

Государственный бюджет

Государственный бюджет выражает экономические отношения, способствующие процессу образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. С его помощью осуществляется распределение и перераспределение ВНП между территориями и отраслями.

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, которые поступают в распоряжение органов власти. Главным материальным источником доходов бюджета является национальный доход. Когда национального дохода не хватает для покрытия финансовых нужд, государство привлекает национальное богатство. [15, c. 578]

Основными методами, используемыми органами государственной власти для перераспределения национального дохода и образования бюджетных доходов, служат налоги, займы и эмиссия денег. Соотношение между ними различно по странам и во времени; оно определяется экономической ситуацией в стране, степенью остроты экономических, социальных и других противоречий, состоянием финансов и финансовой политики государства. [14, c.34-35]

Налоги являются главным методом перераспределения национального дохода; они обеспечивают преобладающую долю доходов бюджета. Так, в доходах центрального бюджета различных государств они составляют около . Доля налогов в доходах членов федерации и местных бюджетов значительно меньше. Эти бюджеты формируются за счет закрепленных и регулирующих доходов.

Вторым по своему финансовому значению доходом бюджета выступают государственные займы. К займам государство прибегает при бюджетных дефицитах, которые предусматриваются при составлении бюджета на предстоящий год. Существуют два пути получения займов: первый – у населения путем свободной продажи им государственных облигаций и других ценных бумаг, второй – у центральных и коммерческих банков под обеспечение ценных бумаг государства. Увеличение объема кредитных операций государства ведет к росту государственного долга.

При чрезвычайных обстоятельствах, когда получение налоговых платежей и займов оказывается затруднительным, государство обращается к эмиссии денег. Этот метод самый непопулярный, поскольку вызывает рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения и приводит к усилению инфляционного процесса, который имеет тяжелые социально-экономические последствия.

Расходы бюджета представляют собой затраты, выражающие экономические отношения, возникающие в процессе использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлением. В теории и практике финансов существует несколько признаков классификации расходов бюджета.

В первую очередь расходы бюджета подразделяются на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.

Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление, текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы.

Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и приростом запасов. Они включают в себя капитало-вложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям и местным органам власти.

По предметному признаку все расходы подразделяются, как правило, на следующие группы: финансирование народного хозяйства; финансирование социально-культурных мероприятий; финансирование науки; финансирование обороны; содержание право-охранительных органов и органов государственной власти и управления; расходы по внешнеэкономической деятельности; создание резервных фондов; расходы по обслуживанию государственного долга; прочие расходы и выплаты. Дополнительно к указанным группам расходов могут выделяться затраты на выполнение приоритетных общегосударственных программ.

Каждая из названных групп расходов (за исключением расходов по целевым программам) делятся в свою очередь по ведомственному и целевому признаку.

Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходов составляющее министерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования.

По целевому признаку бюджетные расходы подразделяются на конкретные виды затрат (заработная плата; начисления за заработную плату; канцелярские и хозяйственные расходы; командировки и служебные разъезды; стипендии и т.д.).

Последний признак классификации расходов – территориальный. В соответствии с уровнем государственного управления в Российской Федерации расходы бюджета подразделяются на расходы республиканских бюджетов, расходы бюджетов субъектов РФ и расходы местных бюджетов. Все эти бюджеты функционируют автономно, т.е. бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

Если в процессе исполнение бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходов бюджета, вводится механизм секвестра расходов. Секвестр заключается в пропорциональном снижении государст-венных расходов (на 5,10,15 % и т.д.) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года.

Прогнозы относительно сугубо негативного влияния разработанного федерального бюджета-2007 на социально-экономическое развитие страны исходят в первую очередь из его доходно-расходных параметров: доходы запланированы в объеме 6,965 трлн. руб., или 22,3 ВВП, расходы – 5,464 трлн., или 17,5%, а 1,502 трлн. профицита, т.е. 4,8% ВВП будут выведены из народного хозяйства и «заморожены» в Стабилизационном фонде РФ, что, разумеется, обусловит сжатие конечного спроса, а значит, затормозит прирост валового внутреннего продукта. [7, c. 4-5]

Согласно статье 96.3 Бюджетного кодекса РФ, средства Стабилизационного фонда могут использоваться на те или иные нужды страны, если накопленный им объем превышает 500 млрд. руб., причем количественные параметры использования должны устанавливаться «федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, проект которого вносит Правительство российской Федерации». В проекте бюджета-2007 соответствующая статья отсутствует, т.е. проектировщики превысили свои полномочия, самостоятельно приняв решение о замораживании в Стабфонде более 1,5 трлн. руб. дополнительно к уже накопленному объему средств (на конец 2007г. Фонд составит 4,239 трлн. руб.). [7, c.7]

В российской действительности концентрация огромных средств в многочисленных внебюджетных фондах при ослаблении государственного финансового контроля в ряде случаев привела к неэффективному их применению и многочисленным злоупотреблениям (в конце 1993 г. таких фондов насчитывалось более 40). Для усиления контроля за использованием государственных финансовых ресурсов была проведена консолидация государственных внебюджетных фондов в федеральном бюджете РФ. Это касалось внебюджетных фондов, доходы которых формировались за счет обязательных платежей предприятий и организаций. Консолидация не распространяется на государственные целевые внебюджетные фонды социального назначения.

Самая крупная статья консолидированного бюджета, спроектированная примерно к 2007 г., - «профицит бюджетных ресурсов», равный 1,58 трлн. руб. Учитывая, что он перечисляется в Стабилизационный фонд, средства коего вкладываются в приобретение долговых обязательств США и ряда государств ЕС, приходится констатировать: главным действующим приоритетом бюджетной политики федеральных властей является финансирование бюджетного дефицита этих держав. Вторая по величине статья расходов консолидированного бюджета-2007 – «национальная экономика» (1,28 трлн. руб.) – более чем на 60% финансируется за счет территориальных бюджетов. Третья и четвертая статьи – «образование» (1,23 трлн. руб.) и «здравоохранение» (0,87 трлн.) – финансируется территориями на 76%. В основном «центром» (федеральным правительством) финансируются расходы на «национальную оборону» (0,82 трлн. руб.) и на «национальную безопасность и правоохранительную деятельность» (0,85 трлн.), составляющие приоритеты собственного федерального бюджета. Следующие по величине расходов статьи консолидированного бюджета – «социальная политика» (0,75 трлн. руб.) и «жилищно-коммунальное хозяйство» (0,66 трлн.) в основном финансируется как раз регионами, причем ассигнования на эти цели из федерального бюджета в сравнении с 2006 г. уменьшаются (соответственно на 2,9 млрд. и 6,8 млрд. руб.). Последние по объему расходной статьи консолидированного бюджета - «культура» (0,21 трлн. руб.) и «охрана окружающей среды» (0,33 трлн.) – тоже обязаны финансироваться главным образом территориями. [7, c.10]

Внебюджетные фонды

Внебюджетные фонды – средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет.

Материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Следовательно, внебюджетные фонды – это один из методов перераспределения государством национального дохода в пользу определенных социальных групп населения. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом. [14,c. 39]

Решение об образовании внебюджетных фондов принимает федеральное Собрание РФ, а также представительные органы субъектов РФ и местного самоуправления.

Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение. Обычно наименование фонда отражает направление использования средств.

К доходам внебюджетных фондов относятся:

· специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;

· средства бюджета;

· прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;

· займы, полученные фондом в центральном банке или коммерческих банках.

К основным социальным внебюджетным фондам относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Пенсионный фонд используется на выплату государственных трудовых пенсий, пенсий военным, инвалидам, компенсаций пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет и другие цели, а также на пособие пострадавшим от аварий на Чернобыльской АЭС.

Фонд социального страхования предназначен для финансирования выплат различных пособий по временной нетрудоспособности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижении им возраста 2,5 лет, санаторно-курортного лечения и оздоровления трудящихся и членов их семей, а также других целей. [14, c. 40]

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования использует средства на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам, а также на медицинскую науку, медицинские программы и другие цели.

Государственный кредит

Государственный кредит — совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Главная форма кредитных отношений — это те отношения, при которых государство выступает как заемщик средств. Реже оно выступает как кредитор, предоставляя ссуды юридический физическим лицам.

Политику в отношении государственного внутреннего долга определяет Федеральное Собрание РФ, которое устанавливает верхний предел при утверждении федерального бюджета на предстоящий финансовый год. Контроль за состоянием государствен­ного долга и использованием кредитных ресурсов возлагается на Счетную палату РФ.

Как финансовая категория государственный кредит выполняет две функции - фискальную и регулирующую.

Через фискальную функцию государственного кредита осуще­ствляется формирование централизованных денежных фондов государства. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях доходы, полученные благодаря государственным займам, стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Это объясняется быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.

Положительное воздействие фискальной функции государственного кредита заключае-тся в том, что через реализацию налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличив (что пришлось бы сделать в противном случае). Зато во время погашения кредитов налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.

Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга.

Вступая в кредитные отношения, государство вольно или не­вольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. В случае финансирова­ния затрат на оплату труда, например, преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменения.

Напротив, если государственный долг финансируется за счет (привлечения накоплений юридических лиц, а полученные сред­ства направляются на выплаты населению, количество денег в обращении возрастает).

Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государ­ство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способ­ствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим кредит становится для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопление в виде приобретения государственных ценных бумаг. До определенного момента этот процесс не оказывает существенного негативного влияния на производство. В том случае, е6сли в стране достаточно свободных капиталов, негативное воздействие будет равняться нулю до их полного поглощения. Только после этого активность государства на финансовом рынке выразится в росте ссудного процента, а отвлечение государством значительной доли денежных накоплений для непроизводительного использования существенно замедлит темпы экономического роста.

Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта.

Поддержка малого бизнеса предполагает, что государство берет на себя погашение задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям, в случае их банкротства.

Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые местными орган власти. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории.

В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи:

· минимизация стоимости долга для заемщика;

· недопущение переполнения рынка заемными обязатель­ствами государства и резкого колебания их курса. Государственные долговые обязательства, обращающиеся на фондовом рынке, подвержены тем же процессам, что и прочие ценные бумаги, и их курс не совпадает с их номинальной стоимостью;

· эффективное использование мобилизованных средств и контроль за целевым использованием выделенных кредитов;

· обеспечение своевременного возврата кредитов; оптимальное решение задач, определенных финансовой политикой.

Роль государственных финансов в современных условиях заключается, прежде всего, в том, что они выступают важнейшим инструментом воздействия не процесс общественного воспроизводства, поддержания темпов экономического роста, развития ключевых отраслей хозяйства, структурной перестройки, ускорения научно технического прогресса.

 

ГЛАВА IV. Страхование

Страхование – экономическая категория: система форм и методов формирования целевых фондов денежных средств и их использования на возмещение ущерба при различных непредвиденных неблагоприятных явлениях, а также на оказание помощи гражданам при наступлении определенных событий в их жизни. По формам проведения подразделяется на обязательное (в силу закона) и добровольное. [13, c. 281]

В первые годы становления рыночных отношений в России, страхование находилось на периферии экономической деятельности. В соответствии с общими макроэкономи-ческими тенденциями страховой сектор в России демонстрирует положительную динамику на протяжении всего послекризисного периода. [1, c. 122]

Первые итоги проводимой стратегии Федеральной службой страхового надзора (ФССН) стали очевидны уже во второй половине 2006 г.: впервые за последние 10 лет численность страховщиков опустилась ниже порога в одну тысячу компаний (в едином государственном реестре субъектов страхового дела на 30.09.2006 зарегистрирована 921 страховая организация). Таким образом, в последние 2 года действия государственного регулирующего органа кардинально изменили показатели рынка, и в ближайшее время следует ожидать новых структурных качественных сдвигов.

Общая сумма страховой премии (взносов) и страховых выплат по всем видам страхования за 9 месяцев 2006 года составила 451,1 и 241,8 млрд. руб. или 117,8 и 105,6 % по сравнению с аналогичным периодом 2005 года. По объему страховых премий на душу населения Россия занимает 70-е место из 78 учетных стран.

Согласно новой редакции закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», начиная с 2007 г. страховые компании будут разделены на 2 группы: занимающиеся исключительно страхованием жизни и осуществляющие иные виды страхования.

В России накопительное и пенсионное страхование пока крайне не развито. Фактически этот вид деятельности осуществляют лишь несколько компаний. Ведущие позиции занимают AIG Life (в Москве и некоторых других городах) и компании группы «Росгосстрах» (в регионах).

Личное страхование

Личное страхование – отрасль страхования, где в качестве объектов страхования выступают жизнь, здоровье и трудоспособности человека. Личное страхование подразделяется на страхование жизни и страхование от несчастных случаев, сочетает рисковую и сберегательную функции, в том числе за счет выдачи ссуд под залог страхового полиса. [13, c.25]

Личное страхование по всей своей привлекательности в силу низкой убыточности занимает небольшую долю в портфелях российских страховщиков. Основными потребителями услуг по личному страхованию являются корпоративные клиенты, для которых оно становится важнейшим элементом «социального пакета». Это обусловливает довольно широкое покрытие страхового поля и, как следствие, низкую убыточность данного вида страхования.

По данным ВСС, около 80-85% взносов и 90-95% выплат по личному страхованию (кроме страхования жизни) приходится на добровольное медицинское страхование (ДМС), а 15-20% взносов и 5-105 выплат – на страхование от несчастного случая.

Основными потребителями услуг ДМС по затраченным средствам являются крупные российские предприятия и более 855 иностранных компаний, представленных в России. Около 2,4 млн. граждан РФ приобрели полис ДМС самостоятельно, в то время как не менее 10 млн. работников получают услуги ДМС в рамках «соц. пакета».

По оценкам ВСС, не более 8% населения нашей страны могут получать медицинскую помощь по программам ДМС, что, однако в 4 раза больше аналогичного показателя в 2000-2001 гг. При этом большая часть рынка ДМС сконцентрирована в Москве, Московской области, и Санкт-Петербурге, и примерно 95% компаний лидеров зарегистрированы в Москве.

Страхование имущества

Одним из самых быстродействующих видов страхования в России в последние годы стало страхование имущества. Объектом страховых правоотношений выступает имущество в различных видах. Его экономическое назначение – возмещение ущерба, возникшего вследствие страхового случая. Застрахованным может быть имущество, как являющееся собственностью страхователя, так и находящееся в его владении, пользовании, распоряжении. Страхователями выступают не только собственники имущества, но и другие юридические и физические лица. Имущественное страхование подразделяется на подотрасли по форме собственности и социальным группам страхователей. По этому признаку различают имущество субъектов хозяйствования: государственное, частное, арендуемое и отдельных граждан на правах личной собственности.

Особым методом в классификации имущественного страхования является выделение опасностей, иерархически не связанных между собой:

· страхование имущества от огня;

· страхование сельхозкультур от засухи и других стихийных бедствий;

· страхование животных от падежа и вынужденного забоя;

· страхование транспортных средств от аварий, угона и других опасностей.

Наиболее популярно у физических лиц – страхование автомобилей. Имущество же предприятий и организаций чаще всего страхуется от группы огневых рисков (пожар, взрыв), от краж, грабежей, умышленного повреждения третьими лицами. Защита от непредвидимых событий все больше охватывает косвенные убытки: затраты на восстановление поврежденного имущества, компенсацию потерь от незапланированной остановки производственной деятельности.

Более половины всех взносов юридических лиц приходится на страхование зданий и строений, - на страхование грузов. Это малоубыточные виды страхования, позволяющие российским страховщикам осуществлять выплаты ниже среднего уровня.

Бурный рост добровольного страхования автотранспорта граждан в последние годы связан с ростом реальных доходов населения и, как следствие, с достаточно быстрым обновление автопарка, в частности за счет растущего ввоза новых и подержанных иномарок. Прогнозы на 2007 год позволяют сделать вывод о продолжении роста рынка страхования каско автотранспорта. Известно, что новые автомобили владельцы страхуют более охотно, что и обеспечит прирост данного сегмента рынка. [1, c. 123-124]

Что касается страхования имущества юридических лиц, то, по мнению экспертов ВСС, основная проблема заключается в переходе от страхования по балансовой стоимости к страхованию имущества по рыночной цене. Таким образом, в области страхования имущества в среднесрочной перспективе следует ожидать уверенного роста на 10-30% ежегодно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: