Характеристика двух основных моделей экономики




ЛЕКЦИЯ: СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА

1.Современная рыночная экономика и предпосылки развития финансов

2.Финансы как экономическая категория. Функции финансов

3.Финансовые ресурсы и финансовое устройство общества

4. Бюджетная система

В о п р о с 1

Рыночная экономика при всем разнообразии ее моделей, известных в мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием.

Система рыночных отношений является наиболее универсальной моделью хозяйствования, создающей условия для достижения максимального экономического эффекта как на микро-, так и на макроуровне.

В современном мире не существует «чистой» рыночной экономики (и чисто командной). В мире никогда не было стопроцентной рыночной экономики (хотя экономическая система Англии 19в. была близка к ней). Необходимо и оправданно вмешательство государство в экономику. В качестве мер, призванных смягчить недостатки рынка, рассматриваются государственные инвестиции, налоговая, бюджетная и амортизационная политика, деятельность различных государственных структур.

Рыночная экономика в современных условиях – это система организации хозяйства в масштабах страны, основанная на товарно-денежных отношениях, многообразии форм собственности, экономической свободе и конкуренции граждан (как собственников своей рабочей силы) и хозяйствующих субъектов в сфере производства и реализации товаров и услуг.

Государственное вмешательство в экономику может осуществляться в большей или меньшей степени в силу исторических традиций. Существует две основные модели рыночной экономики.

Характеристика двух основных моделей экономики

Американская модель Японо-немецкая модель
Минимальная роль государства в экономической сфере Придается особое значение социальным аспектам рыночной экономики (социальное страхование, безработица, пенсии и т.п.)
Резкий разрыв в уровне жизни богатых и бедных Власти ведут борьбу с социальным неравенством. При распределении государственных средств власти следят за обеспечением социальных прав всех граждан в случае безработицы, ухода на пенсию и др.
Резкое различие в уровне зарплаты. Глава крупной американской фирмы получает в среднем в 110 раз больше, чем служащий Меньшее различие в уровне зарплаты. Глава крупной фирмы получает в среднем больше, чем служащий, в Германии в 23 раза, в Японии – в 17 раз
Личный успех Чувство «общины», национальной гордости
Меньшие налоги на прибыль Налоги на прибыль поставлены в зависимость от массы прибыли
Решающая роль отводится бирже Решающая роль отводится банку. Центральному банку предоставлена полная автономия.
Новые рабочие места в основном создаются в сфере обслуживания Новые рабочие места сощздаются как в сфере обслуживания, так и в производственной сфере – государство активно участвует в создании новых отраслей
Американское предприятие – это такой же товар, как и другие, главный критерий – прибыль Японское и немецкое предприятия – товар, но одновременно представляют собой «сообщество» людей
Служащие связаны со своей компанией только деньгами. Вместе с продажей предприятия продаются и покупаются работники Все служащие объединены общими интересами преданности предприятию. Работники несут ответственность за предприятие, участвуют в управлении и принятии решений, обладают чувством социальной ответственности. Для компанийй это важный фактор стабильности, который способствует успеху
Резкий рост негативных явлений Преобладают положительные явления
Бюджетный дефицит и внешняя задолженность Стабильность в экономике
Американская модель – «либеральная модель капитализма» Японо-немецкая модель – модель «капитализма с человеческим лицом»

Основными инструментами, которыми правительства воздействуют на экономику, являются:

1) налоги, которые сокращают частные расходы (например, на покупку автомобиля или питание в ресторане) и вследствие этого создающие возможность осуществления государственных расходов (например, на закупку продовольствия для армии);

2) расходование государственных средств, которое побуждает фирмы или работников производить определенные товары или услуги, а также трансфертные выплаты, обеспечивающие определенный уровень дохода некоторым слоям населения;

3) регулирование или контроль, которые стимулируют определенную экономическую деятельность либо заставляют отказаться от нее.

Основу рыночных отношений между производителями и потребителями, продавцами и покупателями составляют свобода каждого в выборе делового партнера, свободное движение товаров и услуг, финансового капитала и рабочей силы в пределах общего экономического пространства. Вне рыночных отношений остаются организации и учреждения отраслей непроизводственной сферы, которые функционируют за счет бюджетных ассигнований, хотя и могут иметь дополнительные поступления от предоставления услуг на коммерческой основе.

Хозяйствующие субъекты многолики и функционируют одновременно в качестве производителя и потребителя на рынке товаров и услуг, инвестора – на финансовом рынке, работодателя – на рынке труда.

Население (в совокупности и каждый индивид в отдельности), в свою очередь, выступает в качестве продавца своей рабочей силы на рынке труда, потребителя – на рынке товаров и услуг, инвестора – на финансовом рынке.

В рыночной экономике взаимодействуют три специфических рынка:

1) товаров и услуг;

2) труда;

3) финансовых ресурсов.

 

На рынке труда формируется цена РС (ЗП).

На рынке товаров и услуг формируется цена продукции.

На рынке финансовых ресурсов мобилизуются временно свободные денежные ресурсы для кредитных вложений.

Все три рынка находятся в постоянном взаимодействии; определяющим является рынок товаров и услуг.

 

В о п р о с 2

 

Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства.

 

Причины возникновения финансов:

1. Становление рабовладельческого государства

2. Развитие товарно-денежных отношений

 

В докапиталистических формациях большая часть потребностей государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов. Денежное хозяйство в тот период было развито только в армии. Главными расходами рабовладельческих и феодальных государств были затраты на ведение войн, содержание двора монарха, государственного аппарата; строительство общественных сооружений (храмов, каналов для оросительных систем, портов, дорог, водопроводов). Главными доходами являлись: поступления от государственного имущества (доменов) и регалий (монопольного права монарха на отдельные промыслы и торговлю определенными товарами); военная добыча, дань с покоренных народов; натуральные и денежные сборы и повинности, пошлины, займы.

С разложением феодализма и постепенным развитием в его недрах капиталистического способа производства все большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства; доля натуральных сборов и повинностей резко сократилась.

 

Финансы – это фонды денежных средств, находящиеся в руках государства, предпринимательских структур и населения и использующиеся для удовлетворения разнообразных потребностей.

Субъекты финансовых отношений: население, предприятия, государство.

Объект: валовый внутренний продукт.

 

Основоположник науки о финансах – А.Смит: сформулировал принципы налогообложения: 4 объекта (земля, прибыль, капитал, наследство), удобное для плательщика время, плательщик должен знать, как расходуются его деньги, затраты не должны превышать доход.

Через 48 лет – Д.Рикардо: 10% людей не могут себя обеспечить сами – это должно сделать государство. «Человек от природы жадный и напичкан недостатками, как фаршированный гусь. Ему нельзя доверять себя лечить, учить и т.п., а то он будет экономить». Не обязательно брать нищих на пансион- можно как переходе: хочешь, дал 10 копеек, хочешь – не дал (самоообложение).

Виксель и Ландаль (шведы)

Аморально обогащаться за счет другого, кровавыми методами (хотя должно быть равенство). Передел нельзя понимать буквально. Убив олигарха, не осчастливишь алкоголика. Ответная реакция на ВОСР. 72% личного дохода – государству. Нашли правильные каналы перераспределения. Все поняли, что это лучше. Когда стали падать темпы экономического роста – нашли причину: массовый передел привел к утрате потенции к труду (все дадут). Требуется уменьшить перераспределение: уменьшать налоги и социальные программы каждый год на 1% (сейчас – 52%).

 

Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги – это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП и НД, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное их назначение состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Финансы не могут существовать без денег. Но если наличие денег – обязательное условие функционирования финансов, то причиной, порождающей их появление, можно считать потребности субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность. Эту потребность без финансов удовлетворить невозможно ни в сфере хозяйствования, ни в сфере государственного управления.

Финансовые отношения порождаются общественными потребностями, а не деятельностью государства, которое само «есть продукт общества на известной ступени развития». Преувеличение роли государства в возникновении финансовых отношений неправомерно, а практически может принести вред, если не будут учитываться реальные условия хозяйствования.

Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением. Сущность финансов как особой сферы распределительных отношений проявляется прежде всего с помощью распределительной функции. Именно через эту функцию реализуется общественное назначение финансов – обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов спец. целевого назначения.

Финансы обладают свойством количественно отобображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы. Благодаря этому свойству финансы способны постоянно «сигнализировать», как складываются пропорции распределяемого общественного продукта и т.п. Так проявляется контрольная функция финансов.

 

В о п р о с 3

 

Финансовые ресурсы – это доходы и денежные накопления, которые складываются в процессе формирования, распределения, перераспределения ВВП.

 

Финансовые ресурсы группируются по следующим признакам:

1. по месту формирования (государственные и полученные за границей)

2. по уровням управления (государственные, муниципальные, индивидуальные, предпринимательских структур)

3. по методам аккумулирования (создаваемые фискальными методами и добровольными взносами)

4. по направлениям использования (на основной и оборотный капитал, на формирование фонда потребления, на формирование фонда накопления)

5. по источникам формирования (чистый доход, себестоимость, фонд потребления)

6. по собственности (гос., частные, коллективные, иностр. государств)

7. по формам обслуживания (бюджет, фонды, государственный кредит, финансы негосударственных субъектов, международные финансы, фин.рынок)

 

Основные виды финансовых ресурсов в экономике:

1. прибыль (22-39%)

2. амортизационные отчисления

3. налоги с предприятий

4. прямые и непрямые налоги с населения

5. отчисления на социальные цели

6. доходы от внешнеэкономической деятельности

7. выручка от реализации бесхозного имущества

8. реализация государственных запасов и резервов

9. кредиты других стран и гуманитарная помощь

10. др. виды

 

В Системе национальных счетов выделяют три сектора хозяйства:

• государство;

• предпринимательство;

• население.

В этом разрезе рассмотрим финансовое устройство общества.

 

Финансы предпринимательства объединяют финансы всех субъектов, хозяйствующих в экономике под различными титулами собственности. Преобладание в экономике той или иной формы собственности объясняется, в основном, историческими традициями (в США 98% промышленных предприятий – АО, в сельском хозяйстве – фермеры-индивидуалы).

К доходам предпринимательских структур относят поступления от основной и неосновной деятельности, а к расходам – издержки, связанные с предпринимательской деятельностью, и уплаченные налоги.

В сфере финансов предпринимательства формируются основные (первичные) доходы общества, к которым относятся:

 

1. Заработная плата – это плата за любой наемный труд независимо от его характера или сферы применения. (В странах с развитой рыночной экономикой зарплата составляет 2/3 – ¾ национального дохода)

 

2. Доходы от собственности:

а) дивиденды;

б) проценты;

в) рента. (Чем они отличаются друг от друга?)

 

3. Нераспределенная прибыль акционерных компаний (до выплаты дивидендов)

4. Доходы неакционерного предпринимательства.

5. Доходы государства от собственности и предпринимательства.

 

Государственная собственность создается следующими путями:

• осуществление капитальных вложений за счет средств государственного бюджета;

• национализация предприятий и отраслей;

• покупка государством контрольного пакета акций компаний;

• конфискация собственности военных преступников (как в Германии после Второй мировой войны).

 

К доходам населения относят зарплату, большую часть доходов от собственности и неакционерного предпринимательства и трансфертные платежи, а к расходам – текущие расходы и сбережения домашних хозяйств.

 

Центральное место в государственных финансах занимает государственный бюджет – роспись доходов и расходов государства.

 

Бюджетная система – это совокупность всех видов бюджетов в соответствии с административно-территориальным устройством

 

Бюджетная система: -унитарная (Государственный бюджет, Местные бюджеты)

-федеративная(Государственный бюджет, бюджеты членов федерации; местные бюджеты)

 

Доходы государственного бюджета: - налоги;

- государственные займы;

- эмиссионный доход;

- поступления от реализации гос.резервов и бесхозного имущества и др.

 

Расходы государственного бюджета:

- на оборону;

- на управление;

- на образование;

- на науку и культуру;

- на социальную сферу;

- на здравоохранение и др.

 

Превышение расходов бюджета над доходами образует бюджетный дефицит.

 

Методы снижения дефицита государственного бюджета:

 

- повышение налогов;

- государственные займы;

- бумажно-денежная и кредитная эмиссия;

- ревизия государственных расходов.

 

(Назвать преимущества и недостатки каждого метода)

 

В о п р о с 4

Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория. В нем объединяются главные доходы и расходы государства. Бюджет объединяет основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы) в их действии, т.е. через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

 

Слово «бюджет» английского происхождения. Оно означает чемодан, мешок с деньгами.

 

Как экономическая категория бюджет выражает связи, которые возникают между государством и другими участниками совместного производства в процессе распределения и перераспределения стоимости ВВП путем создания фондов финансовых ресурсов и их использования на цели расширенного воспроизводства и повышения уровня жизни общества.

 

Существуют следующие подходы к определению сущности бюджета:

- составляющая государственных финансов;

- централизованный фонд финансовых ресурсов (фонд финансовых ресурсов, находящийся в распоряжении исполнительной власти 1 уровня);

- план создания и использования финансовых ресурсов.

 

Государственный бюджет современных зарубежных стран выполняет следующие основные функции:

- перераспределение национального дохода;

- государственное регулирование и стимулирование экономики;

- финансовое обеспечение социальной политики;

- контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

 

Все доходы и расходы располагаются в бюджетах по единой бюджетной классификации, представляющей собой систематизированную экономическую группировку доходов и расходов бюджета по однородным признакам.

 

Бюджетная роспись – это распределение доходов и расходов по статьям бюджетной классификации.

Бюджетная система – это совокупность всех видов бюджетов в соответствии с административно-территориальным устройством

 

Составляющие БС: структура, принципы построения, организация функционирования.

 

Бюджетная система: -унитарная (Государственный бюджет, Местные бюджеты)

-федеративная(Государственный бюджет, бюджеты членов федерации; местные бюджеты)

 

Экономическая природа бюджетной системы проявляется не в структуре, а в том, какие финансовые возможности закреплены за каждым звеном.

 

3 типа бюджетных систем:

- Европейская (30-40% ВВП перераспределяется через бюджет);

- Американская (20-30% - «-);

- Шведская (50-60 % - «-).

 

Способы решения финансовых противоречий:

1. Установление оптимальных пропорций ВВП и его централизации в бюджете (критерий – экономический рост);

2. Рост ВВП.

Бюджетное устройство – это организационные принципы построения БС, ее структура, взаимосвязи между отдельными звеньями БС.

 

Принципы бюджетного устройства

1. Единство – использование единой бюджетной классификации и расчетов.

2. Полнота – отражение всех доходов и расходов.

3. Достоверность – формирование бюджета на основе реальных показателей. Отражение только конечных результатов конечных кассовых результатов.

4. Гласность – публикация бюджета в прессе.

5. Наглядность – сравнение с бюджетами других стран и общеэкономическими показателями.

6. Самостоятельность – реальные права местных органов власти.

+ адресность, целевое использование бюджетных средств, субсидиарность (распределение доходов и расходов между государственными и местными бюджетами с максимальным сближением финансирования услуг с местом их оказания), сбалансированность, справедливость, ответственность участников бюджетного процесса.

Бюджетное планирование – это централизованное распределение и перераспределение ВВП и НД между звеньями финансовой системы на основе общенациональной социально-экономической программы развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов разного уровня.

 

Бюджетное планирование включает:

1) бюджетный процесс;

2) его нормативно-правовую и организационную основу;

3) вопросы теории и методологии составления бюджета.

 

Основы бюджетного планирования определяются Конституцией и законами страны.

 

Бюджетный процесс - это регламентированная законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению центрального и местных бюджетов (в федеративных государствах также бюджеты членов федерации).

 

Его содержание определяется государственным и бюджетным устройством страны, бюджетными правами соответствующих органов и юридических лиц. Он охватывает 4 стадии бюджетной деятельности:

• составление проекта бюджета;

• рассмотрение и утверждение бюджета;

• исполнение бюджета;

• составление отчета об исполнении бюджета.

Продолжительность стадий различна по странам, но для большинства из них весь процесс длится более трех лет.

 

Составление проекта бюджета – один из наиболее важных этапов бюджетного процесса: именно здесь решаются такие вопросы, как объем бюджета, налоговая и денежно-кредитная политика на предстоящий год, основные направления использования средств и методы покрытия дефицита бюджета.

 

Работа по составлению проекта бюджета начинается задолго до начала нового бюджетного года (в ФРГ – за 6 месяцев, Японии – за 7, Франции – за 14, США,России, Украине – за 18). Проект бюджета разрабатывается, как правило, Министерством финансов (Казначейством), а в США – спец. Органом – Административно-бюджетным управлением при Президенте.

 

Работа по составлению проекта бюджета начинается с подготовки Минфином директивных указаний руководителям министерств и ведомств с предложением представить к определенной дате расчет сметы доходов и расходов. При этом им сообщаются общие контрольные цифры возможных ассигнований. Разработанные проекты смет министерств и ведомств на основе контрольных цифр после согласования с Минфином заключаются в проект бюджета.

 

При составлении проекта бюджета ставятся задачи:

• активное воздействие на повышение эффективности экономики;

• обеспечение согласованности финансовых и других ресурсов с экономическими и социальными программами и прогнозами Правительства;

• установление необходимых пропорций и приоритетов в использовании средств.

 

Разные страны при разработке проекта бюджета используют различные методы исчисления доходов и расходов, которые претерпели в историческом плане значительные изменения.

 

С расширением масштабов мобилизации ресурсов и необходимостью наиболее эффективного их использования при разработке бюджета в 1960-х гг. сначала в США, а затем в других развитых странах стали применять программно-целевой метод, в т.ч. системный анализ, экономическое моделирование, ЭВТ. Бюджетная система стран с развитой рыночной экономикой стабильна, она не модернизируется и практически не изменилась с середины 20 века.

 

В 1961 г. новая система стала впервые внедряться Министерством обороны США и получила название «Планирование – программирование – разработка бюджета» (ППБ), а с 1965г. распространилась на др. министерства. Суть ее в том, что разрабатывался многовариантный бюджет и увязывался в целом с экономической программой страны с учетом общих перспектив развития.

 

С 1973г. американская администрация переходит от систем ППБ к новому методу «целевого управления финансами», в основу которого положена разработка программ отдельных министерств и ведомств.

 

С 1976 г. была введена система составления бюджета на нулевой основе по принципу ежегодного пересмотра («с нуля») правительственных программ без учета уже произведенных затрат по ранее принятым программам.Данныйподход оправдывает себя и в 21 веке.

 

В ФРГ бюджет, составленный на основе программно-целевого метода, получил название «конъюнктурно-нейтрального бюджета». Новые методы составления бюджета широко применяются во Франции под названием «рационализация выбора бюджетных решений», в Великобритании – «программ анализа и обзора». Эти методы применяются до нашего времени.

 

После одобрения проекта бюджета высшим исполнительным органом (кабинетом министров; в США – Президентом), проект бюджета поступает в законодательный орган – Парламент, который рассматривает и утверждает его. Бюджет, как правило, обсуждается каждой палатой парламента (сначала в нижней, а затем в верхней – во Франции; одновременно в обеих – в США). Причем в палатах парламента создаются специальные комитеты и комиссии, которые детально анализируют представленный проект по статьям расходов и вносят коррективы.

 

Важное значение при рассмотрении проекта бюджета в парламенте имеет бюджетная инициатива, т.е. право членов парламента вносить изменения в представленный правительством проект бюджета.. В ряде развитых стран (Франция, Великобритания и др.) члены парламента лишены права вносить предложения по увеличению предусмотренных расходов или по установлению новых налогов, если они не являются одновременно членами правительства. Такое право расширяет возможности правительства воздействовать на быстро меняющуюся экономическую ситуацию в стране. Бюджетные права Конгресса США по закону 1974г. расширены (почти 50 лет назад), что обеспечило главенствующую роль в бюджетной процедуре членов Конгресса.

Ограничение бюджетных прав парламента проявляется и в том, что законодательная власть не обсуждает бюджет как единый документ в целом, а рассматривает отдельные его разделы по доходам и расходам. Большинство расходов вообще не подлежат рассмотрению, а утверждаются автоматически.

Вторая стадия бюджетного процесса заканчивается утверждением бюджета законодательным органом и подписью главы государства.

 

После утверждения бюджета начинается третья стадия – исполнение бюджета: получение утвержденных доходов, главным образом налогов, и осуществление предусмотренных бюджетных расходов в соответствии с выделенными ассигнованиями. Этот этап продолжается в течение года, который называется финансовым или бюджетным годом. Его временные границы в разных странах различны (в США – с 1 октября по 30 сентября, в Великобритании и Японии с 1 апреля по 31 марта, во Франции с 1 января по 31 декабря).

 

Важным элементом третьей стадии является кассовое исполнение бюджета – организация сбора бюджетных средств на территории страны, их хранение и выдача, а также ведение учета и отчетности. В большинстве стран существует банковская система кассового исполнения бюджета, при которой банки (главным образом, центральный банк) выступает главным кассиром государства.

В случае непринятия Закона о государственном бюджете до начала финансового года органы исполнительной власти имеют право расходовать средства в размере 1/12 объема предыдущего года в течение каждого месяца вплоть до утверждения бюджета. При этом объем бюджетных ассигнований, израсходованных органами исполнительной власти по неутвержденным статьям бюджета, не может превышать 25% годовых ассигнований по данной статье за предыдущий финансовый год.

Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходов бюджета, то вводится механизм секвестра расходов. Секвестр заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15% и т.д.) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи.

Методы и источники формирования доходов бюджета:

1. Прямое получение доходов из государственного сектора (сейчас в РФ не применяется).

2. Получение доходов от государственного имущества и услуг (платежи за ресурсы).

3. Перераспределение доходов и расходов юридических и физических лиц с помощью налогов.

4. Получение ссуд.(Во многих развитых странах гос.долг больше ВВП – Бельгия, США).

 

Классификация доходов бюджета

1. Налоговые поступления:

1.1 Налоги на доходы предприятий и увеличение их рыночной стоимости

1.2 Налоги на собственность (с владельцев транспортных средств, на имущество)

1.3 Платежи за использование природных ресурсов

1.4 Внутренние налоги на товары и услуги (НДС, акцизный сбор, лицензии, плата за патент).

1.5 Налоги на международную торговлю и внешние опреации (пошлины, консульские сборы).

1.6 Другие налоги.

 

2. Неналоговые поступления:

2.1 Доходы от собственности и предпринимательской деятельности.

2.2 Административные сборы и платежи, доходы от некомерческой продажи (ГАИ, плата за аренду, гос.пошлина).

2.3 Поступления от штрафов и финансовых санкций.

2.4 Другие неналоговые поступления (конфискация).

 

3. Доходы от операций с капиталом:

3.1 Поступления от продажи основного капитала.

3.2 Поступления от продажи государственных запасов товаров.

 

4. Официальные трансферты:

4.1 От органов государственного управления других уровней.

4.2 Из-за рубежа.

4.3 Из негосударственных источников.

 

5. Государственные целевые фонды (страхования от безработицы, пенсионный и т.п.)

 

Расходы гос. бюджета делятся на текущие, капитальные и нераспределенные.

В связи с этим выделяют текущий бюджет и бюджет развития. При наличии бюджетного дефицита первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.

Бюджетная классификация расходов:

• Экономическая;

• Ведомственная (состав основных распорядителей бюджетных средств);

• Функциональная.

 

По предметному признаку расходы подразделяются на несколько крупных групп:

1. Финансирование народного хозяйства;

2. Финансирование социально-культурных мероприятий;

3. Финансирование науки;

4. Финансирование обороны;

5. Содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления;

6. Расходы по внешнеэкономической деятельности;

7. Создание резервных фондов;

8. Расходы по обслуживанию государственного долга;

9. Прочие расходы и выплаты.

 

Каждая из названных групп расходов (за исключением расходов по целевым программам) делится в свою очередь по ведомственному и целевому признакам.

 

Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующее министерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. Этот признак классификации расходов бюджета отражает наиболее мобильные изменения в структуре расходов связанные с изменением системы управления.

 

По целевому признаку бюджетные расходы подразделяются на конкретные виды затрат. В настоящее время применяется классификация расходов по 19 целевым направлениям:

1) заработная плата;

2) начисления на заработную плату;

3) канцелярские и хозяйственные расходы;

4) командировки и служебные разъезды;

5) стипендии;

6) расходы на питание;

7) приобретение медикаментов и перевязочных средств;

8) приобретение оборудования и инвентаря;

9) приобретение мягкого инвентаря и обмундирования;

10) государственные капитальные вложения;

11) капитальный ремонт;

12) содержание сооружений благоустройства;

13) геологоразведочные работы;

14) проектирование;

15) государственная дотация;

16) операционные расходы;

17) платежи по ссудам;

18) возмещение разницы в ценах;

19) прочие расходы.

Кроме того, по отдельным группам расходов (в частности, по расходам на оборону) применяется классификация, отличная от общей по целевому признаку.

 

Принцип защищенности предполагает финансирование ряда статей расходов бюджета в полном объеме с учетом их инфляционного увеличения. К защищенным статьям бюджета текущих расходов относится зарплата (с начислениями), пенсии, стипендии, государственные пособия и другие выплаты населению, расходы на питание, приобретение медикаментов и перевязочных средств, мягкого инвентаря и оборудования, часть хозяйственных расходов, дотации на продукцию животноводства, компенсации по горюче-смазочным материалам и другие виды расходов.

Доходы местных бюджетов:

• Собственные (доходы, полностью поступающие в соответствующие бюджеты);

• Регулирующие (средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджету сверх закрепленных в нем собственных средств).

 

Бюджетный механизм – это совокупность конкретных форм бюджетных отношений и специфических методов формирования и использования бюджетных средств.

 

Принципы бюджетного финансирования:

- получение максимального эффекта при минимуме затрат;

- целевой характер использования бюджетных ассигнований;

- предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом ранее отпущенных ассигнований;

- безвозвратность бюджетных ассигнования;

- бесплатность бюджетных ассигнований.

 

В практике бюджетных ассигнований используются две формы бюджетного финансирования, которые имеют свои отличительные черты. Первая форма – это финансирование по системе «нетто-бюджет». Эта форма предоставления денежных средств характеризуется тем, что бюджетные ассигнования выделяются на довольно ограниченный круг затрат, предусмотренных утвержденным бюджетом.

 

Вторая система бюджетного финансирования – финансирование по системе «брутто-бюджет» применяется для предприятий и организаций, полностью состоящих на бюджетном финансировании. В этом случае бюджетные ассигнования выделяются на все виды расходов, которые связаны как с текущим содержанием, так и с расширением деятельности бюджетных учреждений.

 

Формы бюджетных отношений: субсидирование, изъятие средств, бюджетные ссуды, взаиморасчеты.

 

Субсидирование – это передача средств из бюджета высшего уровня в бюджет низшего уровня с целью оказания финансовой помощи.

 

3 вида субсидирования: субсидии (выделяются для финансовой помощи и не зависят непосредственно от финансового состояния бюджета)

субвенции (разновидность целевой субсидии. Подлежит возврату в случае нецелевого использования средств)

дотации (целевая финансовая помощь на покрытие дефицита бюджета).

 

Изъятие средств – выдача официальных трансфертов. Передача средств бюджетного излишка из бюджета низшего уровня в бюджет высшего уровня (г.Москва).

 

Бюджетные ссуды – выдача денег из вышестоящего бюджета нижестоящему на покрытие временного кассового разрыва. Беспроцентный характер. Должны быть погашены до конца бюджетного года. Выделяются органами власти и управления лишь непосредственно подчиненным им органам.

 

Взаимные расчеты – передача средств из одного бюджета в другой в связи с перераспределением между ними доходов или расходов после утверждения бюджета.

 

Бюджетные средства выдаются:

• В разрезе ведомств;

• В разрезе территорий.

 

Принцип ведомственной подчиненности: субъект получает средства из того бюджета, которым располагает орган управления этим субъектом.

 

Принцип территориальности: финансирование осуществляется из бюджета той административной единицы, на территории которой находится данный объект финансирования.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: