Основной тип изданий – альманахи.
- Журнал «Весы» (1904-1909). Издательство «Скорпион», Москва (издатель – купец Сергей Поляков, редактор – Валерий Брюсов). Крупнейший критический журнал. В качестве авторов выступали лучшие поэты и писатели: Андрей Белый, Вячеслав Иванов, К. Бальмонт, В. Розанов, Макс. Волошин, Д. Мережковский, Н. Минский, Фёдор Сологуб, Александр Блок и др. Особенность журнала состояла в том, что это было именно критическое издание, собственно литературных материалов там было очень мало. Впрочем, с 1905 года в нем стали публиковать беллетристику, так что он пробрел обычный для России того времени формат.
- Еще одно детище Брюсова - а льманах «Северные цветы» (1901-1911). Издательство «Скорпион», Москва. Редактор-издатель – Валерий Брюсов.
Поначалу журнал планировался как типичный для конца XIX в. альманах, рассчитанный на массового читателя, что требовало участия широко читаемых авторов. Об этом свидетельствуют попытки привлечения М. Горького, участие в первом альманахе И. Бунина (который также активно помогал собирать материалы для книги), А. Чехова, К. Фофанова. Однако в конечном итоге общая линия альманах утвердилась как постепенное и все устрожающееся с течением времени движение к подчеркнутому обособлению от любых иных литературных направлений, кроме символизма.
Особенности: небольшой по размеру, изящно оформленный, запрещалась публикация переводов.
В первом альманахе были представлены все крупнейшие авторы, каким-либо образом связанные с символизмом: 3. Гиппиус, Ю. Балтрушайтис, А. Добролюбов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, И. Коневской, В. Брюсов, В. Розанов, М. Лохвицкая; во втором альманахе появились Д. Мережковский и Н. Минский; в третьем — Андрей Белый, А. Блок, М. Волошин, Вяч. Иванов; в четвертом — С. Соловьев и А. Ремизов. В «Северных цветах» печатались стихи Фета, Тютчева, К. Павловой, Полонского, письма Пушкина, Тютчева, Фета, Некрасова, Вл. Соловьева, Тургенева. Таким образом выстраивалась линия преемственности между русской классикой и современной литературой, подчеркнутая и тем обращением, которое могли выдерживать произведения современных литераторов. - Журнал «Аполлон» (1909-1917) - русский иллюстрированный журнал по вопросам изобразительного искусства, музыки, театра и литературы. Издательство «Якорь», СПб (до 1911, потом - самиздат). Редактор-издатель – Сергей Маковский, Лозинский. «Аполлон» публиковал материалы по истории классического и современного русского и зарубежного искусства, обзоры выставок, театральной и музыкальной жизни в России и других странах; освещал проблемы изучения и охраны памятников русского искусства. Позиции журнала определялись идеалистическими взглядами и изощрёнными вкусами литературно-художественной элиты, видевшей в революции угрозу культуре, иллюзиями о преображении мира искусством с его духовными ценностями и совершенством формы. «Аполлон» проявлял враждебное отношение и к передвижничеству, и к официально-государственному направлению. В «Аполлоне» выступали представители различных течений в русском искусстве начала XX века. «Аполлон» привлек вначале символистов, с 1913 стал трибуной акмеистов. В журнале печатались сочинения И. Ф. Анненского, А. А. Блока, В. Я. Брюсова, В. И. Иванова, М. А. Кузмина, Н. С. Гумилёва и пр. В качестве приложений выпускались: «Литературный альманах» (1909-1910) и сборник репродукций «Русская художественная живопись» (1911-1912).
- «Гиперборей» (1912-1913) - ежемесячный литературный сборник поэтов-акмеистов. Самиздат, СПб. Основан Сергеем Городецким и Николаем Гумилевым. Редактор-издатель – Михаил Лозинский. В 1914 году преобразован в издательство «Гиперборей», которое просуществовало до 1918 года.
Несмотря на широковещательную программу, "Гиперборей" остался в основном акмеистическим журналом. В 1921 в Петрограде вышел гектографированный номер журнала "Новый Гиперборей", изданный обновленной группой акмеистов (Н.Гумилев, В.А.Рождественский, И.В.Одоевцева, Н.А.Оцуп и другие). - Альманах «Факелы» (1906-1908). Редактор – Георгий Чулков. Всего 3 выпуска. Издательство «Факелы».
Альманах являлся органом «мистических анархистов» и ориентировался не столько на художественное творчество, сколько на теоретические статьи (второй альманах и вовсе целиком состоял из статей), представлявшие попытку обосновать принципы этой теории. Как и «мистический анархизм» вообще, так и «Факелы» были встречены и символистами, и сторонними наблюдателями весьма скептически. Даже наиболее удачный первый сборник (с участием Вяч. Иванова, Федора Сологуба, В. Брюсова, А. Блока, Андрея Белого и др.) вызвал серьезные упреки в стремлении подчинить творческие индивидуальности авторов идеологической догме.
Для выпуска «Факелов» было создано одноименное издательство, которое по первоначальному замыслу предполагалось сделать лишь частью солидно задуманного предприятия, куда вошел бы также театр. Однако из этого плана практически ничего не вышло.
|
|
Леонид Андреев.
По тетрадке:
|
Традиции, повлиявшие на Л. Андреева:
1) Идеи готического романа (злой рок)
2) Традиции скандинавского модерна
1908 – «рассказ о семи повешенных (тема смерти излюблена писателем) – тема сознания – они готовы к смерти и тема подсознания – что они не готовы
1907 – рассказ «Иуда Искариот» (апокриф – альтернативная история смерти Христа», Иуда – уродливый предатель Христа, но Христос его приближает. Иуда предаёт его, потому что искренне любит, через убийство он показывает людям, что Христос – Бог.
Он неореалист начала века(верующий атеист), издавал альманах «Шиповник».
1) Специфическая манера письма (психика на грани)
2) Влияние традиций готического реализма (зло бытийственно, человек ничего не может сделать)
Биография
Леонид Андреев — русский писатель, родоначальник русского экспрессионизма. Ещё с детства проявлял интерес к чтению. Учился в орловской классической гимназии (1882-1891).
Юношеская впечатлительность и развитое воображение несколько раз побуждали его на безрассудные поступки: в возрасте 17 лет решил испытать силу воли и лёг между рельсов перед приближающимся паровозом, но остался невредим.
Окончив гимназию, Андреев поступил на юридический факультет Петербургского университета; после смерти отца материальное положение его семьи ухудшилось, а сам Андреев начал злоупотреблять алкоголем. В Петербурге пробовал писать свои первые рассказы, однако из редакции, как Андреев вспоминает в своих мемуарах, их вернули со смехом. Отчисленный за неуплату, он поступил на юридический факультет Московского университета. В Москве, по словам самого Андреева, «материально жилось лучше: помогали товарищи и комитет».
В 1902 году он начинает свою журналистскую деятельность в газетах «Московский вестник» и «Курьер». Свои фельетоны он подписывал псевдонимом «James Lynch». В 1898 в «Курьере» был напечатан его первый рассказ «Баргамот и Гараська». Молодого автора заметил Максим Горький, который и пригласил Андреева в книгоиздательное товарищество «Знание», объединяющее многих молодых писателей.
Настоящая слава пришла к Андрееву после издания в 1901 его рассказа «Жили-были» в журнале «Жизнь».
В 1902 году стал редактором «Курьера», вынужден был дать полиции подписку о невыезде из-за своей связи с революционно настроенным студенчеством. Благодаря помощи Максима Горького большим тиражом был выпущен первый том его сочинений. В эти годы обозначилась направленность творчества и его литературная манера.
В 1905 приветствовал Первую русскую революцию; укрывал у себя дома скрывавшихся членов РСДРП, 10 февраля был посажен в тюрьму за то, что накануне на его квартире прошло тайное собрание ЦК (25 февраля выпущен под залог, внесённый Саввой Морозовым). В этом же году он напишет рассказ «Губернатор», ставший откликом на убийство 17 февраля эсером И. Каляевым московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича.
После начала реакции в 1907 Андреев разочаровывается в самой революции. Он отходит от революционно настроенного писательского окружения Горького.
С 1909 активно сотрудничает с модернистскими альманахами издательства «Шиповник».
Начало Первой мировой войны Леонид Андреев встретил с воодушевлением:
Во время войны Андреев публикует драму о военных событиях в Бельгии («Король, закон и свобода»). Впрочем, произведения писателя в то время посвящены, в основном, не войне, а мещанскому быту, теме «маленького человека».
После Февральской революции 1917 входил в редакционный совет реакционной газеты «Русская воля».
Октябрьскую революцию не принял и не понял. После отделения Финляндии от России оказался в эмиграции. Последние сочинения писателя проникнуты пессимизмом и ненавистью к большевистской власти («Дневник Сатаны»).
12 сентября 1919 Леонид Андреев скоропостижно скончался от порока сердца. Был похоронен в Мариоках. В 1956 перезахоронен в Ленинграде на Волковом кладбище.