Модернистские и реалистические тенденции в прозе Леонида Андреева




Леонид Андреев сначала также принадлежал к кругу писателей-реалистов. Он считал себя многим обязанным Максиму Горькому, который ввел его в большую литературу и помог сделаться известным. Ранние рассказы Андреева написаны в общем в реалистическом ключе. Тем не менее уже в них чувствуется какая-то странность, нечто такое, что отличает их от рассказов, например, Горького или Бунина.
1) Уже в рассказах «Баргамот и Гараська», «Ангелочек», «Петька на даче» и других мы можем заметить одну особенность творчества Леонида Андреева — его парадоксальность. Если рассказ начинается с сентиментальных интонаций, то закончится он непременно иронически. Если Баргамот позвал нищего Гараську в свой дом — обязательно жди подвоха! Все закончится скандалом, как и в рассказах «Ангелочек» и «Петька на даче». Андреев как бы не доверяет линейной жизненной логике и старается сломать ее.
«Баргамот и Гараська» - первое успешное произведение, было напечатано в рождественском номере газеты(специально для него написано)
«Ангелочек и Петька на даче», «Жизнь Василия Фивейского»(1903), «Губернатор»(1905)

2) Дальнейшее творчество Андреева. В рассказах «Бездна», «Стена», «Набат», «Ложь» и других он выступает уже если не как «символист», то как «модернист».
В «реализме» Леонида Андреева было много «модернизма». Например, он отказался от буквального следования правилу правдоподобия и стал изображать жизнь в условных, абстрактных образах. Он попытался изображать не предметы и не личности, а сами философские понятия. Например, «стена» — это то, что мешает человечеству на пути к счастью. Под «стеной» можно понимать все что угодно: болезни, бедность, войны, страдания, пороки, стихийные бедствия. Вместо того чтобы изображать каждое явление в отдельности, Андреев свел их воедино в емком образе «стены», через которую не может перебраться человечество, как не может оно избавиться от всех своих бед и несчастий.

3) В дальнейшем Андреев пытался сочетать конкретное изображение жизни с абстрактным. Так, в «Жизни Василия Фивейского» мы видим быт обычного провинциального священника, которому, что называется, в жизни не повезло. Погиб сын, пьет жена, родился другой сын, но оказался уродом. И неожиданно мы понимаем, что эта реалистическая картинка жизни наполняется каким-то новым смыслом. Несчастья Василия Фивейского — это рок, который преследует все человечество. Человек отказывается верить в Бога, который посылает ему такие страдания. Но ведь это притча! Притча, которую Андреев прочитал в Библии, в Книге Иова! И оказывается, что «Жизнь Василия Фивейского» —вовсе не «реализм», а образное отражение судьбы человечества, мятущегося между верой и неверием, религией и бунтарством.

Вот и приходится читать произведения Леонида Андреева «двойным зрением». Одновременно следить и за «картинкой жизни», и за внутренним философским действием, не всегда понятным после первого прочтения


4) Основной мотив раннего творчества Андреева — глубокие сомнения писателя в том, что возможно гармоническое единение между «я» и целым, «общим делом». Возможность единения вызывает неприязнь писателя особенно тогда, когда предстает в «утешительном» религиозно-мистическом обличье («Савва», «Жизнь Человека», «Жизнь Василия Фивейского»). Правда, сам Андреев также тяготеет к представлению о мистическом характере сущностных начал бытия, но, в отличие от сторонников христианства и символистов, видит в них не освобождающую человека, а губительную, враждебную силу. Однако это не приводит к мысли о человеке-рабе, изначально бессильном и ничтожном перед властью рока.

5) Тема бунта, проявляющаяся в неудовлетворенности этим миром, просвечивает даже через рассказы, воспринимающиеся традиционно как реалистические, такие, как «Ангелочек», «Жили-были». Характерная тема модернизма — «превращение» — отчетливо видна в рассказе «Бездна». Композиция рассказа строится по контрасту: свет — тьма, возвышенная любовь — низменный инстинкт, смелость и героизм — нравственное падение. Такой контраст свидетельствует о том, что Андреев не признавал в человеке постоянство одной какой-либо природы, пусть даже и «животной», а значит, декларировал призрачность и неестественность всех его поступков и чувств. Андреев исследовал жизнь человека в мире, в котором нет не только Бога, но и дьявола. Таким образом, человек поставлен в условия отсутствия «экзистенциальных пределов». Все конфликты в произведениях Андреева произрастают на этой почве.

Выделим следующие типологические черты творчества Андреева, сближающие его с модернизмом:
*Андреева не интересуют явления жизни в их устойчивости.
*Он исследует жизнь в противостояниях, конфликтах, антагонизмах.
*Для него важны «случайные признаки предметов» (Ю. Айхенвальд).
*В Андреевском психологизме присутствует психика человека как таковая, без социальной мотивации.
9. Литературно-творческие объединения 20-х годов.

Серапионовы братья

В начале февраля 1921 г. несколько молодых писателей при Петербургском Доме Искусств (его быт отражен в романе Ольги Форш "Сумасшедший корабль") - образовали группу "Серапионовы братья" (по названию кружка друзей в одноименном романе Э. Гофмана). В нее вошли Вс. Иванов, Л. Лунц, Н. Тихонов, М. Зощенко, В.Каверин, Н. Никитин, М. Слонимский, Е. Полонская.

"Серапионы" уделяли большое внимание многообразию творческих подходов к теме, создание сюжетной прозы, фабульному динамизму, мастерство орнаментальной и бытовой прозы (Вс. Иванов, Н. Никитин, М. Зощенко). "Дядька" молодых писателей, Евгений Замятин, выступал за модернистскую интерпретацию реальности.

Художественный опыт "серапионов" высоко ценил и поддерживал М. Горький.

Перевал

В конце 1923г. вокруг редактируемого А. К. Воронским журнала «Красная новь» образовалась группа «Перевал». Первоначально в группу входили А. Веселый, Н. Зарудин, М. Светлов, М. Голодный, а позднее - И. Катаев, Э. Багрицкий, М. Пришвин, А. Малышкин. Перевальцы подчеркивали свои связи с лучшими традициями русской и мировой литературы, отстаивали принципы реализма и познавательную роль искусства, не признавали дидактику и иллюстративность.

Подчеркивая свою органическую принадлежность к революции, перевальцы тем не менее отвергали оценку литературных явлений с позиций классовых и утверждали духовную свободу художника. Их интересовала не социальная принадлежность писателя, а только богатство его творческой индивидуальности, художественная форма и стиль.

В "Коммунистической академии" в 1930 г. состоялся форменный суд над "Перевалом", а после второго ареста А. К. Воронского (погиб в ГУЛАГе) в 1937г. были репрессированы многие "перевальцы".

Пролеткульт

Наиболее активную деятельность в первые годы революции развивали поэты и прозаики Пролеткульта. Оформившись 19 октября 1917 г., он ставил своей целью развитие творческой самодеятельности пролетариата, создание новой пролетарской культуры. После Октябрьской революции Пролеткульт стал самой массовой и наиболее отвечающей революционным задачам организацией. Он объединял большую армию профессиональных и полупрофессиональных писателей, вышедших главным образом из рабочей среды. Наиболее известны М. Герасимов, А. Гастев, В. Кириллов, В. Александровский, критики В. Плетнев, Вал. Полянский.

Пролеткультовцы считали необходимым отказаться от культурного наследства, резко противопоставляли пролетарскую культуру всей предшествующей. Эстетическими принципами, соответствующими психологии рабочего класса, были объявлены "коллективно-трудовая" точка зрения на мир, идея "одухотворенного единства" с машиной ("машинизм").

Деятельность Пролеткульта была подвергнута резкой критике В И. Лениным, и в начале 20-х годов эта организация была ликвидирована в административном порядке. Причину ликвидации Луначарский объяснял тем, что Ленин "не хотел создания рядом с партией конкурирующей рабочей организации".



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: