Тема 2: Обсуждение тематики второго выпуска. Подбор рубрик. Выбор актуальных вопросов для освещения.




Тема1: «Место и роль СМИ в современном обществе»

Цели и задачи:

Познакомиться с возрастающей ролью информации в жизни человека и её влиянием на общество;

Научиться видеть различные, противоположные стороны одной той же проблемы, критически осмысливать свой выбор, сравнивать его с выбором других, анализировать, аргументировать свою позицию;

Узнать, с какими проблемами приходится сталкиваться людям в условиях информационного бума;

В ходе занятия будут рассматриваться понятия: СМИ, информация, цензура, СМИ – четвертая власть.

Мотивационное обеспечение урока: стимулировать мотивацию учения через удовлетворение потребностей учащихся в общении, через деловое сотрудничество усилить внимание к предмету, который ученикам потребуется при поступлении в вуз, при приобретении специальности.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок исследование.

План изучения нового материала

1. Что такое СМИ?

2. Функции СМИ в современной жизни.

3. Морально- правовое регулирование деятельности СМИ.

4. Роль СМИ в формировании сознания.

 

 

«Средства массовой информации не менее опасны,

чем средства массового уничтожения »

Капица Петр Леонидович

Что происходит в стране и в мире? Как к этому относиться? Как мы должны поступать? Что правильно, а что нет? Что благотворно, а что вредно? На нас обрушился огромный поток информации, как разобраться в этом? Нашу точку зрения на все эти вопросы формируют не только родители, школа, друзья. Некоторые исследователи считают, что решающая роль в формировании нашего мировоззрения принадлежит средствам массовой информации. Другие эксперты считали такую оценку преувеличением: позиция людей определяется их интересами, которые, в свою очередь, зависят от социального положения тех или иных общественных групп. А СМИ лишь зеркало, отражающее жизнь общества и существование в нем различных точек зрения. Таким образом, возникают противоречия. Какие?

Так ли велика роль СМИ в современном обществе? На этот сложный вопрос мы попробуем найти ответ.

Тема сегодняшнего урока:
Место роль средств массовой информации (СМИ) в современном обществе.

Современное общество. Давайте вспомним, к какому типу оно относиться?

- Дайте определение информационному обществу.

- Назовите особенности информационного общества.

Итак, гражданин информационного общества не может полноценно жить и трудиться без доступа к средствам создания и распространения массовой информации.

- Что же такое СМИ? (Выслушиваются ответы учащихся)

Сегодня мы работаем с контрольным листом, не забывайте заполнять его в процессе урока.

Документ: Закон РФ «О средствах массовой информации»

Задание:

Найдите определение: средства массовой информации

(После работы с документом, один ученик зачитывает определение, и учитель дает краткое пояснение)

В определении СМИ ключевым словом является информация.

Информация – сведения, передаваемые одними людьми другим в процессе межличностной коммуникации или распространяемые по каналам специальной или массовой коммуникации с целью создать, пополнить, изменить представления, их ориентацию в событиях и явлениях окружающего мира.

В узком смысле информация - совокупность кратких некомментированных сведений об актуальных вопросах жизни общества.

В широком смысле информация включает все имеющие значение сведения, получаемые, хранимые, перерабатываемые, распространяемые и используемые в биологических объектах, машинных системах и человеческом обществе, в котором функционируют различные виды социальной информации. (Краткий политический словарь. – М., 1989)

Роль СМИ проявляется, прежде всего, в их функциях. Сейчас прочитайте материал учебника и выпишите функции СМИ.

Функции СМИ:

Информационная

Политической социализации.

Критики и контроля.

Формирования общественного мнения.

Мобилизационная.

Каким образом международное и российское законодательство регулирует вопросы и деятельность СМИ?

(Работа с документами: Всеобщая декларация прав человека, Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ)

В чем состоит ответственность СМИ?

Как человеку не пропасть, не захлебнуться во всеобщем потоке информации? (работа над собой, саморазвитие, самосовершенствование).

 

Должна ли существовать цензура, ограничения для СМИ?

(Работа с документом: Закон РФ «О средствах массовой информации»)

Задание:

Найдите определение: цензура.

 

Результатысоциологического опроса «Отношение к СМИ».

(презентация)

1. Как часто вы

– смотрите телевизор

- читаете газеты

-слушаете радио

- выходите в Интернет.

2. Что Вы предпочитаете смотреть:

- художественные фильмы

- развлекательные программы

- информационные программы

- спортивные программы.

3. Можно ли доверять СМИ?

Влияние СМИ противоречиво. Отказаться от СМИ современный человек не может.

Характер информации распространяемой СМИ разнообразен.

Сегодня 21 декабря. Что это за день?

Откуда вы узнали эту информацию?

(Беседа с уч-ся)

Тема СМИ актуальна, прежде всего, для молодёжи, которая составляет едва ли не самую большую часть аудитории СМИ, особенно это касается Интернета.

Аргументы «за» и «против» (сообщение уч-ся)

Часто мы слышим выражение «желтая пресса» – что это?

(Сообщение уч-ся)

Заполнение таблицы. Приведите 5 аргументов, в чем польза и вред, которые могут принести СМИ.

ПОЛЬЗА СМИ ВРЕД СМИ
1. Полезная, объективная информация. 1. Дает предвзятую, неполную или искаженную информацию.
2. Воспитывает нравственные качества. 2. Пропагандирует жестокость и насилие.
3. Развивает личность. 3. Вмешивается в личную жизнь: политиков, государственных деятелей, известных актеров, музыкантов и т. д.
4. Формирует общественное мнение. 4. Развращает людей.
5. Развлекает. 5. Наносят вред здоровью.

Выход – критическое осмысление информации.

 

Что должен уметь современный гражданин?

- критически осмысливать, оценивать информацию;

- отличать объективную информацию от искажённой;

- выработать у себя устойчивые взгляды на общество и его развитие, опираясь на научные знания;

- осуществлять самостоятельный анализ действительности;

- овладеть научными методами социального познания;

- через СМИ не воспринимать идеологию на веру;

Сегодня молодежь проявляет высокий интерес к профессии журналиста, телерепортёра, специалиста по PR технологиям и т.п.

Каковы этические нормы для журналистов?

(Сообщение уч-ся)

Некоторые исследователи считают, что от СМИ зависит отношение граждан к власти, их позиция на выборах. Иными словами, политики получили возможность, используя СМИ, воздействовать на сознание людей и управлять их поведением. Неслучайно СМИ стали называть «четвертой властью».

У вас на столе текст.

Работа с текстом.

Вопросы и задания.

1) Как СМИ могут повлиять на политическую ситуацию?

2) Чем объяснить относительную автономность СМИ по отношению к власти и обществу?

3) В чем состоит значение СМИ для политиков?

Каковы политические функции СМИ мы рассмотрим на следующем уроке.

Подведение итогов урока.

СМИ оказывают на человека противоречивое влияние, приносят пользу и наносят вред. Современный человек не может отказаться от информации, получаемый через СМИ. Но любую информацию человек должен критически осмысливать и определять, что для него полезно, а что нет, каким примерам следовать, чему можно подражать, а чему нельзя. Это и есть осознанный выбор человека.

Домашнее задание.

Подготовить развернутый план по теме:

«Место и роль СМИ в современном обществе».

Тема 2: Обсуждение тематики второго выпуска. Подбор рубрик. Выбор актуальных вопросов для освещения.

Цель: познакомить с историей появления книги и газеты.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с краткой историей создания бумаги, газеты, книги
Учить составлять слова по опорным буквам
Находить орфографические ошибки в опорном тексте
Развивающие:
Развивать интеллектуальные и творческие способности
Развивать умение работать в команде
Расширять кругозор в области журналистики
Развивать творческое и логическое мышление
Воспитательные
Формировать потребность в постоянном повышении уровня информированности
Формировать интерес детей к искусству «Журналистики»
Оборудование:
Запись музыки для игры, карточки с заданиями для команды, магнитные буквы алфавита и магнитная доска, компьютер и проектор для демонстрации презентации туров игры, стулья по количеству участников, маркеры, лист ватмана.
Дидактические материалы к учебному занятию:
Презентация «Волшебные буквы» (приложение №2). Карточки с заданиями для команды (приложение №1)

Ход занятия

ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ БУКВЫ»
Тема: История книгопечатания и создания газеты.
Ведущий - учитель: С ростом глобализации мировой экономики, все печатные издания стали, несомненно, глобальным явлением. Сегодня, на нашей игре мы узнаем об истории возникновения газеты и книги, а также, на сколько хорошо вы читаете детские журналы и газеты, в частности газету «БиLingua». Поприветствуем участников команды «Акулы пера». Наши участники представлены. Познакомимся с правилами игры.
Правила игры: (всем присутствующим объясняются правила игры) В нашей игре 4 тура. В каждом туре на время команда должна составить из букв слова, которые соответствуют нашей теме игры: об истории возникновения газеты и книги … Если команда справляется с предложенным заданием, то участникам выдается «Волшебная буква». Кроме этого, команде предлагаются дополнительные задания после каждого тура, для получения восклицательного знака. Все буквы и восклицательные знаки заработанные командой в течение игры, являются составляющей частью ключевого слова игры «Волшебные буквы». Используя буквы ключевого слова участники команды составляют как можно больше слов за 1 минуту. Кто больше, тот и будет победителем в игре.
Мы начинаем.
ТУР №1. Предисловие к началу игры – показ слайдов 1-3 (приложение №2)
«Газеты, журналы, книги…»
Дорогие участники! Если вы внимательно смотрели наш слайд, то назовите:
Где именно появилась профессия «Писатель Новостей»? (в Венеции)
Молодцы! Перед вами конверт, внутри которого спрятаны буквы. Вам надо их достать, из букв составить слово за 15 секунд, которое соответствует нашей теме.
Время пошло. Слово: ТЕКСТ
За правильный ответ получите букву: Т.
Если за 30 секунд назовете еще 10 слов начинающихся на букву Т, то получите «!» знак, который обменяете на букву в ключевом слове нашей игры. Время пошло.
Вы молодцы! Зарабатываете еще! знак.
ТУР №2. Предисловие к туру 2, показ слайдов 4-6 из приложения №2.
«Развитие печатных изданий» - показ слайдов презентации 4-6 из приложения №2.
Учитель: Каждому из участников я раздаю текст (см. приложение №1), в котором есть ошибки. Ошибки надо найти, исправить и объяснить их с точки зрения правил русского языка. Время на это задание – одна минута. За правильный ответ вам предоставляется каждому буква, из букв вы командой сложите слово. Время пошло.
ТЕКСТ: Древняя …усь сл..вилась своими б..гатыми и кр…сивыми городами, в которых было множество разно..бразных памятников культуры. (Данный текст написан на листе ватмана маркером, где найденные ошибки исправляют дети, объясняя правила написания слов в русском языке. В приложении №1 представлены тексты для каждого участника игры).
СЛОВО: КНИГА
За правильный ответ получите букву: А.
Если за 30 секунд назовете еще 10 слов заканчиваются на букву А, то получите «!» знак, который обменяете на букву в ключевом слове нашей игры.
Вы молодцы! Зарабатываете еще! знак.
ТУР 3. Предисловие к туру 3, показ слайдов 7-15 из приложения №2.
«История создания бумаги и книги»
Вопрос? Кто изобрел бумагу? (китайцы)
Кто писал первые книги? (Монахи)
Следующие буквы нам помогут найти для команды болельщики. Назовите 10 печатных детских изданий - газеты и журналы, которые выпускаются сейчас.
Ответы болельщиков: Мурзилка, Веселые картинки, Детская газета, Коллекция идей, Клёпа, Дисней, Шрек, Маруся, Почемучка, Один дома.
Большое спасибо вам болельщики! Команда зарабатывает следующие буквы ключевого слова – Ж, С.
Если за 30 секунд командой назовете еще 10 слов начинающихся на букву Ж, то получите «!» знак, который обменяете на букву в ключевом слове нашей игры.
Вы молодцы! Зарабатываете еще! знак.
ТУР 4. Предисловие к туру 4
«О первой русской печатной книге и о библиотеки»
Вопрос:
Как называлась первая русская печатная книга?
Сколько читателей в детской районной библиотеке?
Перед вами шаблоны букв, из которых за минуту нужно составить название газет и журналов широко известных и читаемых в нашем районе. Время пошло.
(Аргументы и факты, Труд, Мурзилка, Красноярский рабочий)
За верный ответ каждому участнику выдается буква. Командой надо составить слово за 15 секунд.
СЛОВО: ЗАКОН
А кто знает, что означает слово – закон? В печатных издательствах тоже есть свои законы, которые ещё называют постулаты журналиста. Назовите хотя бы два закона журналиста?
Ответ детей:
ГОВОРИ ПРАВДУ. НЕ ГОВОРИ ТОГО, ЧТОБЫТЕБЯ НЕЛЬЗЯ БЫЛО ПОНЯТЬ НЕПРАВИЛЬНО
Команда зарабатывает следующую букву ключевого слова – букву «Н».
Назовите 10 слов за 30 секунд, которые заканчиваются на букву Н, если справляетесь -заработаете «!» знак.
Вы молодцы! Зарабатываете еще! знак.
ФИНАЛ:
Вывешиваем на магнитную доску все заработанные буквы командой
Восклицательные знаки команды можно обменять на буквы, но они сократят время разгадывания слова на 10 секунд каждый.
Если ребята не меняют знаки на буквы, то время разгадывания слова соответствует 1 минуте.
Н Ж А Т С!!!!
СЛОВО: ЖУРНАЛИСТ
В нашей игре вы показали свои знания в области истории книгопечатания, создания газеты и многообразия современных СМИ.
Вопрос: Что же означает Журналистика?
А теперь, используя буквы ключевого слова – ЖУРНАЛИСТ, составьте как можно больше слов за 1 минуту. Кто больше, тот и победил.
Пример: Лист, журнал, урна, наст, рис, сани, жир, жар, лужа, сир, тир и т.п.
ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЯ ИГРЫ!!!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: