Тема лекции: Методика написания букв. Особенности написания первой группы букв.
1. Структура букв первой группы.
Правила написания первой группы букв.
1. Структура букв первой группы.
Для усвоения написания форм букв необходимо, чтобы учащиеся умели:
– анализировать букву, т.е. умели выделять основной и соединительный элементы;
– писать буквы, ориентируясь на знание пропорции.
Данную группу букв объединяют включение в их состав похожих элементов:
– наклонная палочка (строчные буквы п и т);
– наклонная палочка с закруглениями вверху и внизу (строчные буквы г и р, п и т);
– удлиненная палочка с закруглением внизу влево (заглавные буквы Г и Р, П и Т);
– удлиненная палочка с закруглением внизу вправо (заглавные буквы П и Т);
– удлиненная палочка (строчная буква р);
– верхний элемент (заглавные буквы Г и Р, П и Т). Разница между ними лишь в том, у заглавной буквы Г, П и Т данный элемент округлен с левой стороны, а у с заглавной Р – с обеих сторон.
Для написания данных букв требуется навык плавного закругления, умения «выводить» удлиненную палочку, развитый глазомер.
Обучающиеся с ОВЗ, как правило, не владеют в достаточной мере вышеуказанными навыками. Длительное время (в некоторых случаях до конца четвертого класса) не могут одинаково писать верхнее и нижнее закругления, с трудом выводят удлиненную наклонную палочку. Одной из распространенных ошибок обучающихся первого класса является расположение заглавных букв Г и Р на широкой линии. Это может быть связано как с элементарным отсутствием внимания, так и с незнанием названия строк тетради и расположения на них вышеуказанных букв. Из-за несформированности мелкой моторики пальцев кисти рук первоклассники также испытывают трудности при написании параллельных удлиненных палочек одинаковой длины. Здесь также проявляется не достаточное развитие глазомера, которое необходимо при соблюдении одинакового расстояния между всеми удлиненными палочками. В силу того, что в 6-летнем возрасте еще не до конца произошло окостенение костей запястья и фаланг пальцев, наблюдается быстрая утомляемость руки, которая приводит к неспособности дописать вниз и вверх все элементы букв на линиях тетради.
|
Правила написания первой группы букв.
Строчная буква г – ставим ручку чуть ниже верхней линии рабочей строки, ведем вверх, плавно закругляя, опускаем вниз наклонную палочку с закруглением внизу вправо.
Рисунок 1. Строчная буква г.
Заглавная буква Г – от верхней вспомогательной линии пишем удлиненную палочку с закруглением внизу влево, затем – верхний элемент, лежащий строго на верхней вспомогательной линии.
Рисунок 2. Заглавная буква Г.
Строчная буква р – ставим ручку на верхнюю линию рабочей строки и пишем вниз удлиненную наклонную палочку. От середины рабочей строки пишем вправо вверх соединительный элемент до верхней линии рабочей строки и опускаем вниз наклонную палочку с закруглением внизу вправо.
Рисунок 3. Строчная буква р.
При написании данной буквы удлиненная палочка параллельна наклонной линии тетради. В месте соединения первого и второго элементов (наклонной палочки и палочки с закргулением вверху и внизу) должен быть угол.
|
Заглавная буква Р – пишем сверху вниз удлиненную палочку с закруглением внизу влево, затем – верхний элемент. Начинаем его писать посередине широкой строки левее удлиненной палочки, описываем полуовал вверх вправо, касаясь линии, закругляем вниз.
Рисунок 4. Заглавая буква Р.
Строчная буква п – ставим ручку на верхнюю линию рабочей строки и пишем вниз наклонную палочку. По написанному вверх ведем соединительную линию до верхней линии рабочей строки, плавно закругляем и опускаем вниз наклонную палочку с закруглением внизу вправо.
Рисунок 5. Строчная буква п.
Заглавная буква П – начинаем писать от верхней вспомогательной линии и ведем «на себя» удлиненную наклонную палочку с закруглением внизу. Далее на ширину от верхней вспомогательной линии пишем удлиненную наклонную палочку с закруглением внизу вправо. Верхний элемент пишем на ширину буквы строго на верхней вспомогательной линии.
Рисунок 6. Заглавная буква П.
Сложность при написании данной буквы заключается в изображении интервала между двумя удлиненными палочками. Начало и окончание верхнего элемента должно совпадать с нижними закруглениями параллельных удлиненных палочек.
Строчная буква т – ставим ручкуна верхней линии рабочей строки и пишем «на себя» наклонную палочку. Не отрывая руки по написанному пишем вверх соединительный элемент, плавно закругляем и пишем еще одну наклонную палочку. Вновь по написанному вверх пишем соединительный элемент, плавно закругляем и пишем «на себя» наклонную палочку с закруглением внизу вправо.
|
Рисунок 7. Строчная буква т.
Все три элемента пишутся без отрыва руки. Важно при написании строчной буквы т соблюсти одинаковый интервал между наклонными палочками и следить за безотрывным написанием буквы.
Заглавная буква Т – ставим ручку на верхней линии рабочей строки и пишем удлиненную наклонную палочку с закруглением внизу влево. На расстоянии овала от верхней вспомогательной линии пишем удлиненную наклонную палочку. Далее на расстоянии овала пишем еще одну удлиненную палочку с закруглением внизу влево. Верхний элемент пишем на верхней вспомогательной линии.
Рисунок 8. Заглавная буква Т.
Между тремя палочками внизу и вверху – расстояние одинаковое! Верхний элемент «лежит» строго на вспомогательной линии. Начало и окончание верхнего элемента должно совпадать с нижними закруглениями удлиненных палочек.