СИЛЬНЫЙ ПОЛ ПРОТИВ СЛАБОГО




Одним из главных камней преткновения между сторонниками биологической и социальной природы интеллекта является вопрос о том, кто же все-таки умнее: женщины или мужчины?

С момента возникновения тестов на уровень интеллекта исследователей очень интересовало, насколько интеллект женщин ниже мужского. Что любопытно, изначально вопрос ставился именно таким образом, и даже не предполагалось, что женщины могут оказаться умнее. И ставил этот вопрос не кто иной, как один из величайших ученых, сэр Фрэнсис Гальтон, один из «отцов-основателей» биологической теории интеллекта. Для доказательства своих взглядов он в 1883 году провел исследование, в котором предлагал людям измерить ряд своих показателей (например, рост, вес, скорость реакции и многие другие). Он обследовал около десяти тысяч людей в надежде подтвердить свои взгляды о том, что в биологическом и интеллектуальном отношении женщины существенно уступают мужчинам. И вот тут-то его ждал сюрприз: как оказалось, слабая половина человечества ни в чем не уступает сильной, а кое в чем даже превосходит!

В XX веке недостатка в подобного рода исследованиях не было. Как результат – выяснено много интересного о мужском и женском интеллекте. Если рассматривать среднестатистические данные, то небольшие отличия между уровнем интеллекта мужчин и женщин приблизительно одинаковый. Но есть и различия. Если говорить простым языком, то обнаружилось, что среди мужчин гораздо больше обладателей очень высокого и очень низкого коэффициента интеллекта. Иными словами, среди мужчин больше слабоумных и гениев.

Но современные исследователи оспаривают эти данные. Как утверждают сторонники равенства полов, нельзя принимать во внимание результаты тестов, которые не учитывают социального неравенства женщин и мужчин. Совершенно очевидно, говорят они, что в нашем обществе у женщины гораздо меньше возможностей реализовать свои способности, чем у мужчины. Этим они объясняют меньшее количество представительниц слабого пола с высоким интеллектом. Также борцы за равные права доказывают, что умственно отсталых женщин не меньше чем, чем у мужчин. Однако выявить их труднее, поскольку специфика женской деятельности такова, что умственная отсталость не бросается в глаза. Например, говорят они, домохозяйка с низким уровнем интеллекта мало чем отличается от домохозяйки с высоким уровнем интеллекта. К слову сказать, именно представительница домохозяек, жительница Бразилии, занимает второе место в мире по уровню интеллекта (ее IQ превышает двести пунктов). Поэтому дискуссия по поводу распределения очень умных и очень неумных продолжается.

Но есть и более конкретные результаты. В ходе этих непрекращающихся исследований было установлено, что мужчины и женщины действительно отличаются друг от друга степенью развития отдельных способностей. Итак…

Было установлено, что имеет место безусловное превосходство представительниц слабого пола в вербальных, или лингвистических, функциях, причем, это превосходство наблюдается от самого детства и до старости. Прежде всего, девочки в среднем начинают говорить раньше мальчиков. Девочки дошкольного возраста обладают большим словарным запасом. Согласно некоторым исследованиям, он более чем в два раза превосходит аналогичный показатель у мальчиков. Известно, что девочки начинают использовать предложения раньше мальчиков, и их предложения более длинные и зрелые по своей структуре. Понятно, что и обучении чтению девочки также продвигаются значительно быстрее своих сверстников.

Девочки в более раннем возрасте достигают зрелости в произнесении звуков. Их артикуляторные способности в первом классе школы приблизительно те же, что у мальчиков во втором классе. Кроме того, среди девочек гораздо реже встречаются различные нарушения речи (например, заикание). Согласно некоторым исследованиям, соотношение мужского и женского заикания колеблется от 2:1 до 10:1. Примерно такая же картина наблюдается и в отношении такого нарушения, как неспособность к чтению. Девочки к тому же обычно превосходят мальчиков и по скорости чтения, а также получают более высокие результаты при выполнении таких тестов, как нахождение противоположности, аналогии, завершение рассказов и расчленение предложений.

Если сравнить сочинения мальчиков и девочек, то окажется, что работы девочек длиннее, и количество слов, используемых ими при написании своих произведений, больше (по некоторым данным, примерно на 14 – 20 %). Ни для кого не секрет, что женщины превосходят мужчин в беглости речи – пока мужчина соберется произнести одно слово, женщина «выстрелит» целой очередью. Однако при этом исследования показали, что, хотя женщины лучше владеют техникой языка и у них выше беглость речи, в понимании речи и вербальном мышлении они практически не отличаются от мужчин (по крайней мере, в зрелом возрасте).

Так что, дорогие мужчины, не злитесь, когда ваша жена слишком долго (по вашему мнению) болтает с подругами. Для нее это естественный процесс, можно даже сказать – физиологичный, заложенный самой природой.

На этом отличия не заканчиваются, да и было бы удивительно, если б такие разные существа, как мужчины и женщины, отличались только по «владению языком». К огорчению сильной половины человечества, оказывается, что они не только хуже разговаривают, но хуже воспринимают детали, а также обладают более низкой переключаемостью внимания. Многочисленные тестирования показали, что мужчины значительно хуже справляются с тестами на канцелярские способности. Например, при одном таком исследовании лишь несколько мужчин превысили среднее значение результата, показанного женщинами.

Но представителям сильного пола не стоит расстраиваться, есть и у них преимущества. Так, к примеру, достоверно установлено, что мужчины превосходят женщин в пространственной ориентации. Иными словами, заблудиться мужчине гораздо сложнее, чем женщине. Многие психологи связывают развитие способности мужчин лучше ориентироваться в пространстве с тем, что по мере возникновения человечества и развития первобытного общества мужчинам приходилось много времени проводить на чужой территории. Ведь мужчина – это охотник, которому иногда в поисках пищи приходилось забредать очень далеко. Но где бы он ни был, он всегда должен был вернуться в родное племя, иначе его более слабые соплеменники – старики, женщины, дети – попросту умерли бы от голода.

С подобной исторической позиции можно объяснить и превосходство женщин в вербальном плане. Оставаясь дома. Женщина занималась преимущественно коллективной деятельностью, подразумевающей высокий уровень общения. Либо воспитывала детей, что нагружает речевой аппарат не меньше. Но все это хоть и логичные, но только предположения. Поэтому не будем забивать себе голову гипотезами, а продолжим рассмотрение отличий.

Некоторые исследователи утверждают, что у женщин лучше развита память. Однако имеющиеся различия столь незначительны и неустойчивы, что однозначно утверждать об имеющихся преимуществах, как это было в предыдущих случаях нельзя. При этом, можно говорить о том, что у женщин превосходство выражено скорее в логической, чем в механической памяти. По мнению психологов, это можно объяснить тем, что тесты на логическую память опираются на способность к чтению.

Мужчины, в свою очередь, превосходят женщин в технических способностях. По крайней мере, об этом говорят результаты многих исследований. Хотя некоторые ученые и предполагают, что мальчики имеют преимущество в подобных тестах благодаря большему опыту общения с техникой.

Значительное превосходство сильной половины человечества также наблюдается и в отношении математических способностей. Правда, следует отметить. Что в начальных классах это отличие не столь сильно выражено и проявляется позднее. С чем это связано – сложно сказать, возможно – с особенностями воспитания мальчиков и девочек.

Интересен и тот факт, что мужчины превосходят женщин при решении проблем, требующих отказа от первоначального подхода и организации фактов по-новому. То есть женщины более стереотипны в своих поступках и предпочитают решать все проблемы старым, проверенным способом, даже если он в новых условиях и неэффективен. Мужчины лучше женщин могут применять свои знания и опыт к новым ситуациям, с которыми они до того не сталкивались.

Весьма спорным является вопрос о взаимосвязи творческих способностей и половой принадлежности. Некоторые исследователи утверждают, что существуют отличия между познавательным (когнитивным) стилем мужчин и женщин. Мужчины более склонны к так называемому дивергентному когнитивному стилю, а женщины – к конвергентному. Что же представляют из себя эти два стиля?

Дивергентные задачи не имеют одного конкретного решения, а предполагают множество альтернативных решений, не уступающих одно другому. Например, вопрос, сколькими способами можно использовать пробку от бутылки, относится именно к дивергентным заданиям. В то же время конвергентные задания предполагают наличие единственно верного ответа из множества предполагаемых результатов. Чтобы избежать нападок и обвинений в половой дискриминации, сторонники данной теории оговариваются, что неизвестно, как можно трактовать полученные результаты: то ли мальчики более творчески одарены, то ли девочкам неинтересно делать бессмысленные предположения, не имеющие практической ценности.

Не меньший интерес вызывали и исследования, позволяющие прояснить вопрос о том, каковы умственные способности разных рас. Особое значение этот вопрос приобрел в США на фоне борьбы афроамериканце за равные с белым населением права.

 

 

«ЧЕРНЫЕ» ПРОТИВ «БЕЛЫХ»

Большинство сторонников биологического подхода утверждают, что уровень интеллекта у представителей разных рас неодинаков. Поскольку наиболее часто изучают американских негров и американских белых, о различиях между ними известно больше, чем обо всех других расовых группах вместе взятых. Как показывают некоторые исследования, коэффициент интеллекта в среднем на 15 пунктов ниже у афроамериканцев. При этом черные дети из южных штатов США демонстрируют более низкий уровень интеллекта, чем их собратья из северных штатов. Помимо более низких показателей IQ, афроамериканцы отличаются еще и тем, что у представительниц женского пола показатели IQ на 3-4 пункта выше, чем у мужчин. В то же время у представителей европейской расы подобных отличий не наблюдается.

В качестве доказательства своей теории об интеллектуальном превосходстве белых над афроамериканцами, сторонники биологической теории интеллекта приводят результаты теста академических способностей (SAT), широко используемого в США для отбора абитуриентов колледжей. Указанный тест имеет два раздела – один вербальный, другой математический, которые позволяют получить от 200 до 800 баллов. Проведенные в 1976 – 1977 годах исследования показали, что средние суммы балов для поступающих в колледжи составили 329 и 449 для негров и белых соответственно в вербальном разделе и 335 и 490 – в математическом разделе.

Так же, как и в случае с женщинами, сторонники биологической природы интеллекта указывают на то, что у представителей белой расы большая вариабельность IQ, т.е. среди белых больше гениев и умственно отсталых.

При этом последователи Гальтона отмечают, что афроамериканцы имеют более высокие показатели по кристаллизованному, или связанному, интеллекту. По их мнению, это говорит о том, что образование не ставит афроамериканцев в невыгодное положение по отношению к белым.

Вместе с тем, как показали проведенные исследования, представители монголоидной расы значительно превосходят белых по показателям свободного интеллекта. В случае если представители этих народов получали образование в учебных заведениях западного типа, то и их кристаллизованный интеллект также был выше, чем у представителей белой расы.

Но самые высокие показатели интеллекта демонстрируют – как вы думаете, кто? Правильно, евреи! Евреи обычно имели лучшие показатели по тестам IQ, чем любая другая группа, которую тестировали в США или Великобритании. По результатам одного из крупнейших исследований, проводившихся в Шотландии, средние показатели IQ еврейских детей, причем обучавшихся не в самых лучших школах, составили в среднем 118 пунктов.

Своеобразным подтверждением результатов указанного исследования является и тот факт, что большинство обладателей Нобелевской премии – евреи, а среди выдающихся ученых Америки, евреи по числу своих представителей превосходят остальные национальности почти на 300 процентов! Интересно, что лидирующее положение евреи демонстрируют в абстрактных науках, медицине, социальных и поведенческих науках, тогда как в таких областях знания, как ботаника, зоология, физиология растений и фитопатология, евреи отстают от белых-не евреев. Первенство в этих науках удерживают китайцы, которые также очень хорошо себя показывают и в абстрактных науках (но там они отстают от евреев).

Что же отвечают на подобные заявления представители социальной теории интеллекта? Прежде всего то, что вышесказанное есть не что иное, как попытка оправдать расизм. Все приведенные факты вполне объяснимы влиянием 1) окружающей социальной среды и 2) сложившимися в обществе и науке «западными» стандартами, созданными белыми и для белых.

Возьмем, к примеру, негров, рассуждают представители теории социальной природы интеллекта. О чем говорят различия между уровнем интеллекта негров Юга США и Севера? Они говорят о том, что социальная среда для северян более благоприятна, тогда как на Юге, родине ку-клукс-клана, где до сих пор буйным цветом цветут расовые предрассудки, черным детям гораздо сложнее реализовать свой интеллектуальный потенциал.

Другим возражением является тот факт, что практически все тесты на интеллект создавались белыми психологами на основе изучения белых детей, и поэтому они несут огромный отпечаток именно западной культуры. Ценности и понятия, которые не всегда явно заложены в подобных тестах, предназначены для того, чтобы выявлять детей, наиболее приспособленных к жизни именно в западном обществе. Естественно, что если дать подобный тест индейскому ребенку, живущему в резервации, то показатели будут очень низкими. А стоит дать белым и индейским детям тест на чтение звериных следов или разведение костра подручными средствами или попросить их нарисовать животных – вот тут-то и окажется, что белый ребенок по сравнению с индейским умственно неполноценен.

Что касается интеллекта евреев и представителей монголоидной расы – тут та же картина влияния социальной сферы. Как известно, внутрисемейные отношения у этих народов серьезно отличаются от таковых у западноевропейцев и американцев. Очень много внимания уделяется детям, особенно у евреев, которые чуть-ли не пылинки с них сдувают. Естественно, что эти дети имеют гораздо больше описываемой нами ранее психической стимуляции, которая занимает первое место среди факторов окружающей среды, влияющих на развитие интеллекта.

Диспут между сторонниками биологической и социальной теории интеллекта не утихает. Время от времени то из одного лагеря, то из другого, что «80 % интеллектуальных способностей обусловлено биологически и лишь 20% - социально». Но все больше ученых склоняются к мысли, что социальное и биологическое представлено в равной степени. Биологические предпосылки определяют максимальные границы развития интеллекта, а социальные факторы влияют на степень реализации заложенного потенциала.

Теперь, когда мы немного представляем себе, что такое интеллект и от чего зависит его развитие, перейдем к рассмотрению тестов, с помощью которых можно его оценить.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: