Семнадцатое декабря
Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств
Вы обращали внимание на то, как говорят люди? Одни – увлекательно, ярко, захватывающе; другие – неинтересно, блёкло, скучно. Почему так? Всё дело в мастерстве владения словом, в качестве речи.
Цель нашего урока познакомиться с требованиями к хорошей речи.
- Что значит «говорить правильно»? (Без ошибок, в соответствии с нормами литературного языка).
- Точно. Без лишних слов, внимательно подбирая слова.
- Выразительно. Образно, нестандартно.
1. Правильность речи.
Если незнакомый человек скажет «без пальта я пошёл в магазин», что вы о нём подумаете? Древнегреческий мыслитель Сократ сказал: «Заговори, чтоб я тебя увидел…». Первое впечатление о нас складывается по нашей речи.
Первое требование – наша речь должна быть правильной. Как вы понимаете, что значит речь должна быть правильной? (основанной на правилах)
Правильная речь должна соответствовать нормам литературного языка.
Задание 1. Прочитайте слова: свитер, теннис, что, конечно, счастье.
Что вы заметили? (произношение не совпадает с написанием).
Задание 2. Прислушайтесь к речи окружающих вас людей, и вы заметите, что некоторые из них ставят неправильное ударение в словах. Запишите слова, поставив правильно ударение: магазин, портфель, километр, звонит, арбуз, документ, средства, договор.
Чистота речи.
Анализ текстов.
а) Моя бабушка – удивительно добрый и чуткий человек. Несмотря на свой возраст, она легко двигается, задорно смеется, красиво поет русские народные песни. Мне очень нравится ее имя – Анастасия. Я хочу быть похожей на свою бабушку.
б) Ну, значит, моя бабушка, значит, живет в деревне. У нее, ну, большие, значит, выразительные, ну, серые глаза, красивые, ну, значит, волосы. Бабушка, ну, значит, все время, в работе, ни минуты, значит, не сидит без дела. Я, значит, люблю ее, ну, руки, такие, ну, сильные, ну, умелые.
- Как бы вы оценили эти сочинения?
(Оба рассказа свидетельствуют о наблюдательности ребят. Только во втором очень много «сорняков», «языкового хлама». Нельзя речь такого человека считать богатой, ведь у него на 10 нужных слов – 20 бесполезных).
в) В нашем дворе живет мальчик, который говорит на каком-то странном языке:
- Где ты оторвал такие джинсы?
- Не шипи!
- Пойдем прошвырнемся!
- Чего выпендриваешься?
- Жутко весело здесь!
- Выскажите свое отношение к данным репликам.
Вывод: Горько и обидно становится оттого, что есть такие ребята, которые жестоко поступают с языком, «обогащая» его вот такими придуманными словами. Они с детства убивают в себе умение говорить грамотно, красиво и образно. А слова любят нежность! Как часто мы стесняемся говорить правильно… Чтобы обратить на себя внимание, придумываем разные «дикие» словечки.
Вывод: Не употребляйте слова и выражения, которые засоряют нашу речь.
Логичность речи.
Третье требование – хорошая речь должна быть логичной.
Задание. Расставьте по местам абзацы – и у вас получится отрывок из сказки. Запишите номера абзацев в правильной последовательности)
1.И пчёлы с оглушительным жужжанием полетели навстречу путникам. Страшила мигом сообразил, что делать.
2.- Оттаскивай с меня солому! – закричал он Железному Дровосеку. – Забрасывай Элли, Льва и Тотошку, и пчёлы не доберутся до них!
3.- Летите на запад! – прорычала волшебница. – Найдите там чужестранцев и зажальте их до смерти!
4.Бастинда затопала ногами и трижды просвистела в свисток. На её зов слетелись тучи свирепых пчёл, укусы которых были смертельны.
Речь должна быть уместной, то есть соответствовать обстановке.
Дочь поздравляла отца с днём рождения: «Дорогой папа! Поздравляю тебя с днём рождения, желаю новых достижений в труде, успехов в работе и личной жизни. Твоя дочь Оля.
Отец был огорчён и раздосадован. Почему?
Богатство речи.
Если в речи не повторяются одни и те же слова, не строятся одинаково предложения, не встречаются на каждом шагу слова-пустышки (их ещё называют слова-паразиты), - значит ваша речь разнообразна, богата.
Пример тавтологии. (Осенью идет осенний дождик; автомобилисты гнались на гоночных автомобилях).
Излагать свои мысли точно и выразительно мы с вами учимся у выдающихся писателей, которые умеют высказываться удачно, емко и образно.
Задание. Найдите ошибки в речи, напишите свой вариант.
Случилось это на первом уроке. Новенький стоял возле стола Зинаиды Антоновны, переминался с ноги на ногу и краснел, как все новенькие…
- Где же ты учился, Сережа?
- Теперя? В этом году?
- Ну, разумеется.
- Теперя в 35-й школе.
А раньше?
- Начал в 147-й, а еще первее в 549-й.
В классе сделалось совсем тихо.
.
Пассажир подгоняет таксиста: «Ехай быстрей!»
Ягодник, пробирающийся через болото, говорит товарищу: «А ты по досточке иди!»
Мама говорит дочке: «Ляжь скорее в кровать и спи!»
Мальчишка: «А дождь все секет и секет».
Вывод. Эти ошибки в речи связаны с неумением говорящего правильно образовывать формы слова.
в) Что можно сказать о человеке, который говорит так:
- «у меня много делов»
- «сегодня все ходят без польт»
- «давайте вечером прошвырнемся по бульвару»
- «они все ложат и ложат»