III. Работа по теме урока




Конспект открытого урока

Ход урока

«Чехов …умеет писать так, чтобы словам было тесно, мыслям – просторно»

М. Горький

I. Оргмомент

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть сегодня. Стряхните сон и напряжение. У нас много интересной работы: мы будем рассуждать, доказывать, творить.

 

ΙΙ. Актуализация знаний

Жил на свете необыкновенный доктор. Он очень много помогал людям. Помогал не только микстурами, пилюлями, мазями, но и, главное, словами. Помогал он и больным и здоровым. Потому, что он был не только доктор, но и замечательный писатель. А звали его … Антон Павлович Чехов.

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством А.П.Чехова, поговорим о тех, юмористических рассказах, которые вы прочитали дома; познакомимся со способами создания комического.

Но для того, чтобы приступить к обсуждению прочитанных рассказов, давайте вспомним то, что вам уже известно о Чехове. Для этого мы проведем игру «Верю – не верю»

  • Верите ли вы, что А. П. Чехов родился в Москве? (Нет, не верим. А.П. Чехов родился в Таганроге в 1860 году)
  • Верите ли вы, что у А.П. Чехова было четыре брата и сестра? (Да, верим)
  • Верите ли вы, что в нижнем этаже дома, где прошло детство А.П. Чехова, помещалась аптека? (Нет, не верим. Там помещалась бакалейная лавка отца)
  • Верите ли вы, что отец А. П. Чехова считал, что дети должны связать свою судьбу с торговлей, а не с сочинительством и рисованием? (Да, верим)
  • Верите ли вы, что А.П.Чехов закончил медицинский факультет Московского университета и стал врачом? ((Да, верим)
  • Верите ли вы, что свои первые рассказы он печатал в журналах «Стрекоза», «Будильник», Сверчок»? ((Да, верим)
  • Верите ли вы, что А. П. Чехов писал под псевдонимами Антоша Чехонте, Дон Антонио Чехонте? ((Да, верим)
  • Одним из героев рассказа «Хирургия» является хирург? (Нет, не верим. Фельдшер)

 

- Молодцы, отлично справились с заданием!

 

III. Работа по теме урока

- Какие рассказы А.П.Чехова вы прочитали дома? («Радость», «Пересолил»)

- Было ли интересно читать? Смешно?

- Вы пока прочитали лишь 3 рассказа А.П.Чехова, но я думаю, что вы заметили особенности произведений писателя. Давайте попробуем их назвать.

- Каковы по объему рассказы Чехова? (Короткие)

- Каковы названия произведений? (Простые, короткие, яркие)

- Какие фамилии использует Чехов в рассказах? («говорящие»)

- Давайте обратимся к рассказу «Радость». Кратко перескажите его.

- Почему свой рассказ А.П.Чехов назвал “Радость”? (Это то состояние, в котором пребывает главный герой – хохочет, не в силах держаться на ногах от счастья)

- Когда человек испытывает радость?

- В чем комизм этой ситуации? (Несоответствие – повода для радости нет, а герой радуется)

Несоответствие – так называется один из приемов комического (на доске появляется название приема, ребята записывают в тетрадь)

- Как прославился герой? (В нетрезвом состоянии упал под лошадь, получил удар оглоблей по затылку; об этом случае написали в газете)

- Скажите, умный ли способ прославиться?

- О чем этот рассказ? (О человеческой глупости)

- Сам герой осознает свою глупость? (Нет. Он даже по ходу чтения заметки комментирует, сообщает подробности, бежит показывать статью другим. Спешит поделиться “радостью”).

 

- А сейчас давайте посмотрим художественный фильм по рассказу А.П.Чехова «Пересолил» (просмотр фильма)

- Понравился фильм? Есть расхождения с текстом?

- Давайте обсудим этот рассказ.

- Какое впечатление в начале рассказа создает землемер Смирнов?

- Как описан мужик, согласившийся довезти землемера?

- Какие еще описания встречаются в тексте? Их роль. (Лошаденка, телега).

- В какое время суток, время года происходит действие? Как называется описание природы в начале этой части рассказа? (Пейзаж).

- Связан ли данный пейзаж с внутренним состоянием землемера Смирнова?

- Как вы поняли из диалога Клима и землемера слово «шалят»?

- Почему землемер начинает врать? Соответствует ли его поведение фамилии землемера? (прием комического - несоответствие).

- Найдите и зачитайте слова землемера (внутренний монолог), передающие его нарастающее волнение.

- Проследите по тексту, что нового приходит в голову землемера по ходу диалога с Климом? Как меняется содержание его «небылиц»? Почему это происходит так быстро?

- Смеетесь ли вы, когда Клим со словами «Караул!» убегает в лес? Почему?

- Как изменилось поведение землемера после побега возницы? Обрел ли он спокойствие? Чего еще он боится?

- Так почему же рассказ называется «Пересолил»?

- Вспомните русскую пословицу, которая подходит по смыслу к ситуации рассказа. (У страха глаза велики). Можно ли было так озаглавить рассказ или заглавие Чехова более подходящее?

 

-А теперь проверим ваше знание текста рассказа «Пересолил», для этого разгадаем кроссворд

1 ) Профессия Смирнова. (Землемер)

2) Какую работу должен был он выполнить?(Межевание)

3) Что более всего напугало возницу?(Револьвер)

4) Название деревни, куда направляется Смирнов. (Девкино)

5)Какое слово кричал напуганный возница?(Караул)

 

               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

 

IV. Рефлексия

- Какое впечатление произвели на вас рассказы «Пересолил» и «Радость»?

- Что понравилось в сегодняшней работе?

- М. Горький так говорил о манере писать Чехова: «Чехов …умеет писать так, чтобы словам было тесно, мыслям – просторно». Так ли это? Действительно ли в коротком рассказе Чехова сказано очень многое?

V. Итог урока

- Над чем смеётся А.П. Чехов в своих рассказах? (он показывал в своих рассказах недостатки людей, прочитав о которых, каждый умный человек постарается исправиться)

Д/з.

Подготовить рассказ от лица Клима о том, что с ним произошло, пока он вез Смирнова в Девкино.

Подумать от чего еще может испытывать чувство радости такой герой как Митя Кулдаров.

Приложение 1.

               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

Приложение2

Словарная работа

Коллежский регистратор – самый младший гражданский чин 14 класса

Межевание – обозначить границу земельного участка

Землемер – тот, кто занимается межеванием земли

Возница - тот, кто правит упряжными лошадьми

Жандарм – человек, состоящий на службе в жандармерии (полицейский)

Верста - русская мера длины, применявшаяся до введения метрической системы и равная 500 саженям или 1,067 км.

Исправник – начальник полиции в дореволюционной России.

Урядник – младший воинский чин в казачьих войсках русской царской армии.

Сотский – низший чин сельской полиции.

Реприманд – выговор.

Сермяга – кафтан, верхнее платье из грубого некрашеного сукна.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: